Практическое занятие № 12.
Тема: Среда программирования. Тестирование программы
Цель работы: познакомиться со средой программирования Паскаль, научиться тестировать готовые программы на компьютере.
Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: компьютер, программа для изучения программирования – Pascal.
Краткие теоретические сведения.
Язык программирования Паскаль был разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт.
Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.
Структура программы на Паскале
Заголовок программы: Program <имя программы>;
Раздел описания переменных Var a, b: integer; с, d: real;. Список имен переменных записывается через запятую, тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существуют два числовых типа величин: integer – целый тип, real - вещественный.
|
|
Раздел операторов — основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка.
Begin
<операторы>
end.
Операторы ввода, вывода, присваивания
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read — читать) или readln (readline — читать строку):
read <список переменных> или readln <список переменных>
При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком переменные указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. В конце нажимается клавиша Enter.
Вывод результатов происходит по оператору write или writeln:
write <список вывода> или writeln <список вывода>
Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке.
Арифметический оператор присваивания: <числовая переменная>:=<арифметическое выражение>
Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того, в арифметических выражениях могут присутствовать функции.
Задание. В среде программирования Паскаль наберите программы и выполните их для данных значений.
Задание 1. Вычислить площадь треугольника по 3 сторонам.
Program Geron;
Var
a,b,c:real;{длины сторон треугольника}
p:real;{полупериметр треугольника}
s:real;{площадь треугольника}
Begin
write (‘Введите длины сторон треугольника:’);
readln (a,b,c);
|
|
p:=(a+b+c)/2;
s:=sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c));
write (‘Площадь треугольника =’,s)
End.
Выполнить программу и записать результат для случаев, если:
1. a=13, b=14, c=15
2. a=5, b=5, c=6
3. a=17, b=65, c=80
Результаты выполнения записать в рабочую тетрадь.
Задание 2. Найти максимальное из трех чисел a, b, c.
Program FindMax;
Var a,b,c,max:real;
Begin
write (‘Введитечислаa,b,c ’);
readln (a,b,c);
if a>b
then max:=a else max:=b;
if c>max then max:=c;
writeln (‘max=’,max)
End.
Выполнить программу и записать результат для случаев:
1. a=2, b=5, c=11
2. a=5, b=1, c= -1
3. a=6, b=2, c=9
4. a= -7, b=4, c=8
5. a= -1, b= -5, c= -11
Результаты выполнения записать в рабочую тетрадь.
Задание 3. При заданном значении вычислить значение функции
Program YFunction;
Var x,y:real;
Begin
write (‘Введите x:’);
readln (x);
y:=sqr(x)+4*x-7;
if x>=2 then y:=1/y;
write (‘x=’,x,’y=’,y)
End.
Выполнить программу и записать результат для случаев, когда x>2, x 2, x=2
Результаты выполнения записать в рабочую тетрадь.
Сделайте вывод о проделанном практическом занятии.
Фото с результатом работы отправить в личные сообщения или на почту Evgeniya-chudina@yandex.ru с указанием в теме письма своей фамилии и номера группы