Достижения отечественной науки в 1930-е гг

Среда)

Дисциплина: «История Отечества»

Группа 78

Урок № 57

Тема. Советская культура 30-х гг. «Культурная революция».

Цель: создание у студентов представления об исторической эпохе 20-30-х гг. 20 века; расширение знаний о культуре данного периода, о влиянии эпохи на культуру и формирование характера советского человека, формирование понятия «культурная революция».

 

Методические материалы к уроку.

Формирование «нового человека». Культ героев

Главной целью большевиков было объявлено построение самого справедливого на Земле социалистического общества. В этом обществе должны жить и новые люди. Поэтому одной из главнейших партийных задач стало формирование «нового человека». «Новому человеку» должны быть присущи беззаветная верность делу партии и правительства, ненависть к классовым врагам, любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, интернационализм.

Одним из главных инструментов воспитания советских людей, и прежде всего молодёжи, становится конструирование системы героев, жизнь и деятельность которых должны стать примером для всеобщего подражания. При этом героями объявлялись как выдающиеся, так и обычные люди. Главное, чтобы их поступки подкрепляли ту или иную партийную установку. О героях писали газеты и журналы, об их жизни создавались книги, слагались стихи, снимались документальные и художественные фильмы.

Так, примером для подражания был объявлен Павлик Морозов – пионер, подтвердивший на суде, что его отец – председатель сельсовета – выдавал подложные справки кулакам, и зверски убитый за это вместе с маленьким братом собственным дедом. Мальчик стал героем песен, пьес, симфонической поэмы, оперы. Его именем названы улицы, парки, дома культуры, самолёты и корабли, по всему Советскому Союзу ему были воздвигнуты памятники.

Одним из главных советских лозунгов становятся слова из песни, прозвучавшей в фильме Г. А. Александрова «Весёлые ребята» (1934): «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой». В 1934 г. было утверждено звание «Герой Советского Союза», которым награждались за особые государственные заслуги – «подвиги». Первыми звания Героя Советского Союза 20 апреля 1934 г. были удостоены полярные лётчики А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, В. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнёв, М. В. Водопьянов, И. В. Доронин за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин». Ещё в 1927 г. было учреждено звание «Герой Труда». Самым известным его носителем стал Алексей Стаханов.

 

Культурная революция

Под культурной революцией подразумевалось, с одной стороны, значительное повышение образовательного уровня населения СССР, его приобщение к достижениям культуры, с другой – утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистско-ленинского учения.

Индустриализация требовала повышения профессионального уровня населения. В начале 1930-х гг. в СССР начался переход ко всеобщему обязательному четырёхлетнему начальному обучению. В 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. В школу были возвращены старые, осуждённые после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание географии и истории.

Большую роль в развитии советской педагогики сыграли практическая деятельность и литературные произведения А. С. Макаренко.

 

Широко развернулось строительство школ. Только в 1933-1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. По переписи 1939 г. грамотность в СССР составила 87,4%. Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 1930-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Рост грамотности в стране вызвал большой спрос на литературу. Книги выходили на 110 языках народов Союза. Широкое развитие получили массовые библиотеки.

Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер.

Острая борьба развернулась в биологической науке. Заявляя о защите дарвинизма и мичуринской теории, группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив её «буржуазной наукой». Многие разработки советских генетиков были свёрнуты, впоследствии некоторые из них (Н. И. Вавилов и др.) были репрессированы.

Выдающийся российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, географ, академик АН СССР. Президент (1929-1935), вице-президент (1935-1940) ВАСХНИЛ, президент Всесоюзного географического общества (1931-1940), основатель (1920) и директор Всесоюзного института растениеводства (1930-1940), директор Института генетики АН СССР (1930-1940). Руководил созданием крупнейшей в мире коллекции семян.

Самое пристальное внимание И. В. Сталин уделял истории. До начала 1930-х гг. главным советским историком-марксистом считался М. Н. Покровский, который стремился изучать историю на основе классового подхода. Историки, не согласные с ним, подвергались критике и преследованиям. В 1930 г. оказались под арестом, а затем в ссылке видные историки С. Ф. Платонов, Е. В. Тарле и др. Платонов умер в ссылке. По инициативе Сталина после смерти Покровского была развёрнута критика уже его исторических взглядов как немарксистских.

 

В конце 1930-х гг. Сталин взял под личный контроль разработку новых учебников по истории России, которая стала называться историей СССР. В 1938 г. была выпущена «История ВКП(б). Краткий курс», которую Сталин не только тщательно отредактировал, но и частично сам написал. Постановлением ЦК ВКП(б) «Краткий курс» был признан «руководством, представляющим официальное, проверенное ЦК ВКП(б) толкование основных вопросов истории ВКП(б) и марксизма-ленинизма, не допускающее никаких произвольных толкований». Каждое слово «Краткого курса» стало истиной в последней инстанции.

 

Достижения отечественной науки в 1930-е гг.

Идеологические догмы и строгий партийный контроль отразились прежде всего на состоянии гуманитарных наук. Представители естественных наук, хотя и испытывали на себе последствия вмешательства партийных и карательных органов, сумели достичь заметных успехов.

Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Л. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.).

Мировыми достижениями стали работы советских биологов Н. И. Вавилова, Д. Н. Прянишникова, В. Р. Вильямса, В. С. Пустовойта. Значительных успехов достигли советская математическая наука, астрономия, механика, физиология. Большой вклад в развитие системы советского здравоохранения внесла деятельность Н. А. Семашко.

Широкий размах приобрели геологические и географические исследования. Были открыты залежи полезных ископаемых – нефти между Волгой и Уралом, новых запасов угля в Подмосковном и Кузнецком бассейнах, железорудные месторождения на Урале и в других районах. Активно исследовался и осваивался Север. Это позволило резко сократить импорт некоторых видов сырья. И. М. Губкин стал основателем советской нефтяной геологии.

В СССР были развёрнуты интенсивные работы по созданию новых образцов оружия и военной техники.

Домашнее задание. Выполните задание:

1. Что такое «культурная революция»?

2. Заполните таблицу «Достижения отечественной науки».

НАПРАВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЯ
     

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: