Архангельская область

Региональные особенности русского народного танца.

 

Танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения и отношения к жизненным явлениям. На протяжении многовековой истории своего развития танец всегда был связан с песней, бытом, трудом и обычаями русского человека. Понимание красоты и непреходящей ценности своего национального танца – части духовного богатства русского народа – должно воспитывать у учащихся не только хороший вкус, но и вызывать чувство гордости за свой народ, прививать любовь к своей Родине.

Наиболее древними являются два жанра народного танца: хоровод и пляска. Движения в некоторых танцах имитировали движения животных и птиц, в других – отражали трудовые процессы (посев, жатва, ткачество).

Русский народный танец, в зависимости от местности, исполняется по-своему. На Севере – степенно, величаво. В Центральной части – то спокойно и лирично, то живо и весело. На Юге – задорно, с удалью.

Вместе с тем существуют и общие черты русского народного танца, обусловленные в немалой степени национальным характером народа. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство, несмотря на то, что иногда он исполняется живо и задорно

Общепринятая в этнографии система деления территории России на сложившиеся к началу XX века этнические зоны (северорусскую, среднерусскую, южнорусскую, русско-белорусскую, русско-украинскую, Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток, казачество) наиболее полно отражает разнообразие изменения танцевальных традиций и региональных особенностей русского народного танца.

Северный регион: Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Новгородская области, север Костромской, Ярославской, Тверской, Ивановской, Нижегородской областей, часть Псковской области, прибрежные районы Мурманской области.

Южный регион: Калужская, Орловская, Тульская, Липецкая, Рязанская, Тамбовская, Пензенская области, восточные районы Воронежской и северные районы Волгоградской областей.

Центральный регион: Московская, Владимирская, центральная и южная часть Тверской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Нижегородской областей, восточные районы Смоленской и южные районы Псковской областей.

Поволжье: Ульяновская, Самарская, Саратовская области.

Русско-белорусское пограничье (Брянская область и западные районы Смоленской области).

Русско-украинское пограничье (Курская, Белгородская, южные районы Воронежской области).

Урал: Пермская, Свердловская, Челябинская области, восточные районы Оренбургской и западные районы Курганской областей.

Сибирь и Дальний Восток (Западная Сибирь – Алтайский край, Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области; Восточная Сибирь – Иркутская область, Хабаровский, Красноярский и Приморский края).

Казачество по группам: уральские, астраханские, оренбургские, кубанские, донские, терские, сибирские, семиреченские, забайкальские, амурские, уссурийские, некрасовские казаки.

В каждом конкретном регионе имелись свои особенности исполнения тех или иных движений. Так, например, северяне одевались достаточно тепло, поэтому пляски здесь были степенные, спокойные. Для северных областей России было характерно подчёркнутое чувство собственного достоинства в манере исполнения плясок и хороводов. Движения у танцующих были «стелющиеся» по полу, «прилипающие», без отрыва подошвы. Голова поворачивалась и наклонялась вместе с корпусом. Медленные хороводы назывались «ходечи» или «ходюги» и исполнялись под «долгие» – длинные песни. Отношения северян в танце – как и в быту, «полуофициальны», девушки на ухаживания парней почти не реагировали, лишь мимолётные взгляды из-под опущенных ресниц выдавали их интерес к партнёру.

Композиции северных кадрилей кажутся однообразными, перенасыщенными «длиннотами».

Движения, характерные для северорусского региона России (Вологодская, Архангельская, Псковская области):

Движение № 1 - переменный ход с каблука.

Исходное положение - ноги в III позиции, руки согнутые в локтях, скрещены груди, кисти свободно опущены вниз. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - сделать шаг вперед - вправо правой ногой на каблук. Руки открываются вниз, кисти наружной стороной поворачиваются к зрителю,

«и» - левую ногу подвести к правой в III позицию сзади,

«Два» - шаг правой ногой вперед - влево на всю стопу,

«И» - пауза.

Движение исполняется с левой ноги вперед - влево. Руки поднимаются и скрещиваются на груди.

Движение № 2 - комбинированный ход с приставкой ног.

Исходное положение - ноги в VI позиции. Левая рука лежит на талии, правая рука придерживает юбку. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - шаг вперед правой ногой.

«и» - приставить с ударом правую ногу рядом с левой. Правая рука вместе с юбкой открывается в сторону,

«Два» - пауза;

«Раз и два – и» - четыре простых шага с носка вперед, с чуть присогнутыми коленями.

Движение исполняется постоянно с правой ноги.

Движение № 3 - мужской переменный шаг с ударами по голенищу.

Исходное положение - ноги в VI позиции. Руки раскрыты в стороны.

Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - большой шаг вперед на полупальцы правой ноги, левую ногу приподнять от пола.

«И» - большой шаг вперед на полупальцы левой ноги, правую ногу приподнять от пола.

«Два» - большой шаг вперед на полупальцы правой ноги, согнутую в колене левую ногу резко поднять в сторону. Левую руку поднять вверх, как бы замахиваясь.

«И» - размахнувшись с силой ударить ладонью левой руки о левое колено. Движение повторяется с другой ноги.

Огромное влияние на характерные особенности танцевальных движений того или иного региона России оказал традиционный русский костюм.

Так, Северорусский костюм состоял из рубахи и сарафана. В гардеробе зажиточной северной крестьянки были парчовые сарафаны, отделанные мехом душегреи, головные уборы, украшенные жемчугом. В бедных семьях преобладала домотканина, в качестве отделки использовались тканье, мелкий речной жемчуг, стеклярус, бисер, птичий пух и крашеные перья.

Основой женского костюма, как и в южных регионах России, была рубаха, преимущественно белого цвета. На севере носили рубахи из дорогих шелковых тканей, из кисеи с блестками. Вышивка выполнялась хлопчатобумажными, шелковыми и золотыми прядеными нитями. Широко использовались в северной орнаментике изображения древа жизни с предстоящими фигурами. В узорах рубах некоторых уездов Вологодской, Архангельской и Тверской губерний встречались солярные знаки: круги, кресты, усложненные ромбы. Рубахи почти всех северорусских областей шились составными. Верхняя часть выкраивалась из трех прямых полотнищ – переднего и двух боковых, сшитых посередине спины. Полотнища соединялись между собой прямоугольными плечевыми вставками – поликами, пришитыми по утку. Глубокий кареобразный вырез горловины образовывался за счет верхних краев полотнищ рубахи и поликов, присборенных в мелкие частые сборки под узкую обшивку из холста.

На груди делали небольшой разрез, застегивающийся на пуговицу. Рукава кроились прямые, из полутора полотнищ ткани, собранных у запястья в сборки под манжеты, которые застегивались на две пуговицы с воздушными петлями. Сборки горловины и рукавов фиксировали с изнаночной стороны несколькими рядами мелких стежков. В местах соединения рукавов с боковыми полотнищами рубахи вшивали ромбовидные ластовицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: