Современные научные подходы в изучении проблем семьи

1. Аксиологический (гр. axia – ценность + logos – учение – философское учение о ценностях) подход. Он выражается в признании и реализации в обществе системы семейных ценностей, т.е. предметов, явлений и их свойств, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. Ценности охватывают всю жизнь человека, наполняют ее особым смыслом и формируют его как личность. В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся успех в работе, материальный достаток, свобода самовыражения, демократия, патриотизм и т.д. Среди ценностей называются: образование, труд, культура, мораль. Определена высшая ценность – человек.

Семья и брак традиционно относятся к числу ценностей общества и человека. Социологи отмечают, что семейные ценности – это важнейший элемент семьи как социального института и малой группы, фундамент общечеловеческой культуры. На протяжении длительного исторического периода семья изменялась, преображалась, трансформировалась под влиянием обстоятельств. На каждом историческом этапе обществу соответствовал свой тип семьи и семейных ценностей, и институт семьи реализовывал те ценности, ради которых семья существовала. С точки зрения семейных ценностей и ценностных ориентаций выделяются:

– семьи, в которых семейным ценностям (а не личным или общественным) отдается приоритет;

– семьи, где личные ценностные ориентации имеют для супругов более высокую значимость по сравнению с ценностями семьи;

– семьи, имеющие различные ценностные ориентации, когда один из супругов отдает предпочтение личным, а другой – семейным ценностям;

– семьи, в которых определенное время сохраняется паритет (лат. paritas – равенство) семейных и личных ценностей;

– семьи с «плавающими» ценностями – преобладание в одни периоды ценностей семьи, в другие – личных.

В научной литературе выделяются следующие ценности современной семьи:

связанные с самоутверждением личности: социальная значимость семьи, традиционность личности семьянина, признание каждого члена семьи ближайшим окружением, приобретение определенного статуса в обществе;

удовлетворяющие потребность в любви и признании: принятие каждого члена семьи со всеми его достоинствами и недостатками, возможность чувствовать себя любимым, нужным и самому иметь возможность проявлять свои чувства в отношении близких людей;

возможность чувствовать относительную стабильность и защищенность: длительность семейно-брачных отношений, постоянство контроля, экономическая поддержка, психологическая защита, эмоциональная разрядка;   

дающие возможность удовлетворять прагматические потребности: совместная форма владения имуществом, увеличение доходной части семейного бюджета, ожидание детей в будущем и т.д.

Качественный анализ семейных ценностей подчеркивает их гуманистическую сущность. Именно гуманистический идеал – человек как высшая ценность – определяет смысл и назначение семейной жизни, а ее ценности отражают признание гуманистических общечеловеческих идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи, милосердия и т.д.). Вот почему аксиологический подход в исследовании проблем семьи, основанный на семейных ценностях, является методологической основой развития теории и практики семейной педагогики.

2. Системный подход. Применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой единое целое. Исследовать объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. В рамках системного подхода семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической структурой отношений. Как социальная система семья объединяет группу людей и их взаимоотношения; т.е. это комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семья – это открытая система, элементы которой взаимодействуют друг с другом и с окружающими системами.

При системном подходе семья и процессы ее функционирования, с одной стороны, рассматриваются с различных позиций: анализируются структура семьи, жизненный цикл семьи, семейные взаимоотношения, семейное поведение, детско-родительские отношения, стили семейного воспитания и др. С другой стороны, системность видится в применении различных подходов к исследованию семьи: статистического, этнографического, демографического, социологического, экономического, психологического, медицинского и др. Признавая множество семейных систем, нельзя не признать и множества путей изучения этого мира семьи, множества конструкций семейной реальности. Но именно системный подход облегчает синтез этих интерпретаций, так как дает возможность реализации принципа взаимной дополнительности научных школ и мнений.

3. Деятельностный подход. Он выражается в стремлении исследователя использовать положения теории деятельности в методике и интерпретации содержания своих исследований. Сущность деятельностного подхода заключается в том, что исследуется реальный процесс жизнедеятельности семьи во всех ее проявлениях. Взрослые и дети в этом случае выступают как субъекты взаимодействия, выполняющие определенную последовательность разного рода действий. Именно осознанное отношение к миру позволяет человеку реализовать свою функцию субъекта деятельности, активно преобразующего мир и себя на основе процессов овладения общечеловеческой культурой.

Наукой и практикой неопровержимо доказано, что любое внутреннее преобразование в человеке происходит в процессе активной собственной деятельности. Если мы хотим научить ребенка плавать, ему недостаточно только выучить инструкцию по плаванию, необходимо, чтобы он совершал действия, т.е. плавал. Если мы хотим воспитать художника, надо, чтобы ребенок рисовал, танцора – танцевал, доброго человека – творил добрые дела. Ребенок не только воспитывается в деятельности, но и проявляется в ней.

При изучении проблем ребенка в семье исследователь должен учитывать:

– вид деятельности (игра в дошкольном возрасте, учение в младшем школьном возрасте, межличностное взаимодействие в подростковом возрасте, профессиональная ориентация в старшем школьном возрасте);

– направленность деятельности (преобразовательная или разрушительная, творческая или репродуктивная);

– содержание, назначение деятельности (социально значимая или асоциальная);

– способ организации деятельности (внешне или внутренне мотивированная).

Деятельность можно назвать материализованной формой процесса семейного воспитания. В ней ребенок учиться избирательно относиться к объекту, предмету, оценивая, принимая или отвергая их как ценность для собственной жизни. Деятельность – вечное, естественное условие человеческой жизни, в не которой невозможна она сама. Деятельность – решающий фактор развития ребенка, ибо в деятельности и через деятельность осуществляется его взаимодействие с миром. Вот почему так важен деятельностный подход в изучении проблем семьи.

Кроме того, деятельностный подход позволяет изучить внутреннюю, психологическую сторону результатов семейного воспитания, т.е. те воспитательные отношения, которые складываются в семье. Именно характер отношений в семье играет определяющую роль в развитии ребенка, его нравственных качеств и душевных свойств. Многообразная система отношений ребенка с окружающим миром детерминирована его деятельностью. Правильно организуя деятельность ребенка в семье, родители создают условия для проявления педагогически целесообразных отношений и, соответственно, благоприятных условий для семейного воспитания.    

4. Личностный подход. Утверждает в педагогике представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Данный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении семейного воспитания на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности. Он требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в семейном воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Семейное воспитание, основанное на личностном подходе, является противоположным отчужденному воспитанию, когда ребенок участвует в предметно-воспитательной деятельности в качестве пассивного объекта родительских воздействий. В таком воспитании родители ставят цели, планируют пути и способы их достижения, принимают решения, а дети являются простыми исполнителями их воли и решений, при этом они «отчуждаются» от деятельности, в которой участвуют, она, как правило, не носит для них личностного смысла, так как навязана извне. Принцип личностного подхода означает признание ребенка активным субъектом совместной деятельности в семье и необходимость развития у каждого ребенка способности быть субъектом собственного поведения и деятельности.

Личностный подход в семейном воспитании требует, чтобы родители: 1) постоянно изучали и хорошо знали индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих детей; 2) умели диагностировать и знали реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.; 3) постоянно привлекали каждого ребенка к посильной для него и все усложняющейся по трудности совместной деятельности; 4) максимально опирались на собственную активность ребенка; 5) сочетали воспитание с самовоспитанием и саморазвитием личности ребенка, помогали в выборе их целей, методов, форм; 6) развивали самостоятельность, инициативу, самодеятельность детей, не столько руководили, сколько умело организовывали и направляли ведущую к успеху деятельность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: