Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
1. Формирование уважительного отношения к иному мнению;
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах социальной справедливости и свободе;
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метопредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий
Регулятивные УУД.
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять допущенные ошибки и корректировать свою работу.
Познавательные УУД.
Ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений,, событий: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план научного текста, предоставлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД.
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения, быть готовым её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться с уважением относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные:
умеют находить основные созвездия Северного полушария;
умеют ориентироваться по Полярной звезде;
имеют представление о структуре, размерах, возрасте Вселенной;
умеют определять место человека во Вселенной;
Содержание
Основные разделы программы:
1. Что такое астрономия – 1 час
2. Человек в космосе – 4 часа
3. Солнечная система – 8 часов
4. Малые тела Солнечной системы – 17 часов
5. Вселенная – 4 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты (УУД) | Виды деятельности | примечание |
1 | Земная наука о небесных телах. Что изучает астрономия | 1 | Знакомство учащихся с астрономией, выделение по материалам презентации объектов, изучением которых занимается эта наука. Развитие умений чётко формулировать свою мысль, обосновывать ответ. | Просмотр презентации, беседа | ||
2 | Тема: Человек в космосе – 4 часа. Как древние люди представляли себе Вселенную | 1 | Расширение знаний учащихся о представлениях древних людей, умение подбирать нужный материал в разных источниках информации | Презентация, анализ подготовленных детьми сообщений | ||
3 | От Коперника до наших дней | 1 | Знакомство с учёными, перевернувшими преставления людей о строении Вселенной, изучение моделей Вселенной.и снимков из космоса; формирование научной картины мира в сознании учащихся. | Презентация, обсуждение значения открытий учёных для развития человечества. Прогнозирование дальнейших исследований. | ||
4 -5 | Проектирование и создание модели собственной Галактики. Защита своих мини_ проектов | 2 | Развитие умений обосновывать и защищать свой выбор | Моделирование Галактики, на основе своих представлений. | ||
6 | Тема: Солнечная система – 8 часов. Общая характеристика Солнечной системы. | 1 | Систематизировать имеющиеся знания о Солнечной системе, расширить и обогатить свои знания, работая с различными источниками информации. | Презентация,постановка и решение учебной задачи | ||
7 | Солнце – дневная звезда. Как движется Солнце. Солнечные затмения. | 1 | Знакомство с движением Солнца.Выяснение причин, вызывающих солнечные затмения. | Презентация, Моделирование ситуации, изображающую затмение Солнца; дискуссия о причинах затмения. | ||
8 | Внутреннее строение Солнца, наблюдение пятен и факелов на Солнце. Мини проекты «Использование энергии Солнца». | 1 | Знакомство со внутренним строением Солнца; наблюдение пятен и факелов на Солнце. Определение последствий этих явлений для людей | Защита мини проектов «использование энергии Солнца | ||
9 | Практическая работа «Определение положения Солнца с помощью гномона. Как Солнце влияет на Землю. | 1 | Обучение постановке учебной задачи и выбору наиболее эффективного пути решения этой задачи. Обобщение знаний о влиянии Солнца на Землю | Презентация. Практическая работа по определению положения Солнца по гномону | ||
10 | Общая характеристика планет. Есть ли жизнь на других планетах. Планеты земной группы. | 1 | Знакомство с планетами Солнечной системы.сравнивание планет по разным параметрам. Структурирование имеющихся знаний по этой теме. Умение слушать мнение одноклассников и корректировать собственное мнение | Презентация. Обсуждение гипотезы «Есть ли жизнь на других планетах | ||
| ||||||
11 | Планеты – гиганты. Почему Плутон не планета? Спутники планет. | 1 | Структурирование имеющихся знаний о планетах – гигантах, подбор нужной информации по теме, обмен полученной информацией | Презентация Дискусия «Почему Плутон не планета?» | ||
12 | Луна – наш естественный спутник. Как древние люди вели счёт времени по Луне. Формы рельефа Луны: лунные моря и кратеры. | 1 | Расширение представлений о нашем естественном спутнике, знакомство с формами рельефа Луны. Выдвижение гипотез их происхождения. | Презентация Обсуждение гипотез происхождения Луны. составление вопросов по теме. | ||
13 | Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Влияние Луны на Землю. | 1 | Знакомство с влиянием Луны на процессы, происходящие на Земле. Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Сформулировать вывод о Влиянии Луны на нашу планету. | Презентация Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Беседа по вопросам. | ||
14 | Тема «Малые тела Солнечной системы» - 17 часов. Малые тела Солнечной системы. Астероиды вблизи Земли. | 1 | Выявить малые тела Солнечной системы, познакомиться с их происхождением. Уточнить знания об астероидах. Показать их влиянии на планеты | Презентация Анализ полученной информации, выявление особенностей этих небесных тел. | ||
15 | Кометы и падающие звёзды. Комета Галея. Метеориты. | 1 | Выявление признаков, отличающих кометы и метеориты. Познакомить с влиянием кометы Галея на земные процессы. | Презентация Обсуждение полученной информации, постановка вопросов по данной теме | ||
16 | Звёзды – соседи Солнца. Рождение звезды и их размеры: звёзды сверх гиганты. Гиганты и карлики | 1 | Знакомство со звёздными соседями Солнца. наблюдение процессов рождения звёзд, классификация звёзд по их размерам | Презентация Обсуждение новой информации, работа в группах по классификации звёзд. | ||
17 | Почему звёзды блестят? Цвет звёзд. | 1 | Постановка проблемы, обсуждение путей решения данной проблемы | Презентация Анализ новой информации, работа с различными источниками. | ||
18 | Полярная звезда; её нахождение на небе и определение сторон горизонта. | 1 | Знакомство с местоположением Полярной звезды на небе, учиться находить её среди других звёзд. Научить определять стороны горизонта по Полярной звезде. | Презентация Работа с картой звёздного неба Ориентирование по Полярной звезде | ||
19 | Чёрные дыры. | 1 | Изучение гипотез о происхождении чёрных дыр | Презентация Анализ полученной информации, высказывание своей точки зрения. | ||
20 | Звёзды и боги. | 1 | Составление сообщений на заданную тему Найти информацию в Интернете по данной теме | Сообщение учеников | ||
21 | Что такое созвездие? Рисунки на небе. | 1 | Систематизация знаний по данной теме. этапов накопления знаний о созвездиях | Презентация Работа с картой звёздного неба. | ||
22 | Основные созвездия: Большая и Малая Медведицы. Звёздные карты. | 1 | Нахождение созвездий Большой и Малой Медведицы на карте, наблюдение за изменением положения этих созвездий. | Анализ информации, получаемой с карты звёздного неба | ||
23 | Карта неба северного полушария | 1 | Знакомство с картой звёздного неба северного полушария. Уметь показывать основные созвездия неба северного полушария..Научить ориентироваться по картам звёздного неба | Презентация Анализ полученной информации, сравнение вида звёздного неба в разные сезоны года. | ||
24 | Основные созвездия северного полушария | 1 | Найти в Интернете и других источниках информации материал по теме, уметь отбирать нужную информацию | Защита мини проектов по теме» Созвездия Северного полушария» | ||
25 | Карта неба южного полушария | 1 | Знакомство с картой неба южного полушария Учить ориентироваться по объектам звёздного неба. | Презентация Анализ полученной информации, сравнение вида звёздного неба в разные сезоны года | ||
26 | Основные созвездия южного полушария. Игра «Узнай созвездие». | 1 | Создание мини презентаций о созвездиях южного полушария | Защита мини проектов, игра «Узнай созвездие | ||
27 | Астрономия и астрология – это одно и тоже? | 1 | Выявление различий между двумя науками. Установление этапов развития астрономии и астрологии.Выявить влияние этих наук на жизнь человека | Работа со смысловым текстом, анализ информации, обсуждение влияния этих наук на нашу жизнь | ||
28 | Знаки Зодиака. | 1 | Знакомство с зодиакальными созвездиями, выявление влияния этих созвездий на нашу жизнь | Презентация Работа с рисунками | ||
29 - 30 | Защита проектных работ «Рисунки на небе». | 2 | Умение обосновывать свою точку зрения, приводить аргументы своей позиции, воспринимать другие мнения | Защита проектных работ по теме» Рисунки на небе». | ||
31 | Тема «Вселенная» - 4 часа. Что такое Галактика. Многообразие галактик. | 1 | Наблюдать существующие модели Галактик. Определить и показать многообразие Галактик | Презентация Анализ полученной информации | ||
32 | Вселенная | 1 | Установить этапы развития знаний о Вселенной, сравнить эти знания в разные периоды развития человечества. | Презентация Работа со снимками из космоса | ||
33 | Что такое НЛО? | 1 | Поиск и изучение информации об НЛО | Анализ полученной информации, её структурирование | ||
34 | Основные направления международного сотрудничества в космосе. Роботы в космосе. | 1 | Выбор и исполнение своей модели космических кораблей, роботов. | Создание моделей космических кораблей. роботов | ||