ВОПРОСЫ К КВАЛИФИКАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ
для студентов 3 курса, специальность "Медико-профилактическое дело"
1.Гигиена детей и подростков как наука и сфера практической деятельности. Предмет, цель, задачи науки и гигиенической практики. Основные проблемы гигиены детей и подростков. Методы исследований.
2.История гигиены детей и подростков. Истоки гигиены детей и подростков: народная медицина, развитие гигиены воспитания в 17,18 веках. Школьная гигиена 19 — начала 20 века.
3.Основные закономерности роста и развития детского организма и их гигиеническое значение. Биологический и календарный возраст, критерии определения. Возрастная периодизация, ее значение для гигиены детей и подростков.
4.Здоровье детей и подростков. Определение понятия. Здоровье детей и подростков как биологическая, социальная, экономическая категория принципы (критерии) оценки состояния здоровья индивидуума, комплексная оценка. Учетная медицинская документация о состоянии здоровья ребенка в детской поликлинике и воспитательно-образовательных учреждениях. Показатели здоровья детского населения.
|
|
5.Медико-демографические показатели здоровья детского населения. Современная ситуация. Медико-демографические показатели, отражающие эколого-гигиеническое состояние территории.
6.Заболеваемость как показатель здоровья. Виды ее, изучаемые на уровне объекта и территории. Отчетная медицинская документация о состоянии здоровья различных групп детского и подросткового населения. Показатели заболеваемости по данным обращаемости и профилактических осмотров.
7.Возрастные особенности и современное состояние заболеваемости по обращаемости и результатам профилактических осмотров. Особенности развития патологии у детей.
8.Организация диспансеризации детей дошкольного и школьного возраста, задачи профилактических осмотров. Схема диспансерного наблюдения за здоровыми детьми, использование скрининг-тестов, автоматизированных систем диспансеризации. Основные направления оздоровления в условиях образовательных учреждений.
9.Физическое развитие детей и подростков. Понятие, показатели, методы изучения, оценки физического развития индивидуума, детских контингентов, применение показателей физического развития при оценке санитарного благополучия детского и подросткового населения.
10.Динамика физического развития детей в 19-20 веках. Особенности современного состояния. Эпохальная акселерация, рецелерация. Гипотезы о причинах, гигиенические аспекты.
11.Психическое здоровье детей и подростков. Критерии здоровья, факторы, на него влияющие, современная ситуация. Задачи в области психогигиены детского и подросткового возраста.
|
|
12.Детская инвалидность, понятие, уровень, структура, гигиенические аспекты профилактики и реабилитации.
13. Система факторов, формирующих здоровье детей и подростков. Приоритетные факторы риска и развития в учебно-воспитательных учреждениях
14. Режим дня – понятие, физиолого-гигиеническое обоснование, принципы построения. Основные режимные моменты. Их физиологическая роль, организация в зависимости от возраста и состояния здоровья. Гигиенические требования к режиму дня детей школьного возраста.
15.Гигиенические основы воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях. Особенности дошкольного воспитания и образования в современных условиях. Особенности режима дня детей раннего и дошкольного возраста. Наиболее частые дефекты. Гигиенические требования к организации учебного процесса и занятий.
16. Особенности современной школы, их гигиеническая оценка. Гигиеническое обоснование и требования к деятельности и построению урока, учебного дня, недели, года. Особенности обучения в условиях 5-дневной учебной недели
17.Гигиеническое обоснование дифференцированного подхода к обучению. Особенности режима учебных занятий в школах с повышенным уровнем образования.
18. Гигиенические основы компьютеризации обучения. Оценка воздействия на детей занятий с использованием компьютеров. Физиолого-гигиеническая регламентация деятельности детей с использованием компьютеров. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и ПЭВМ, условиям среды.
19. Влияние физического воспитания на здоровье, рост и развитие детей и подростков. Физиологические основы формирования двигательных навыков и развития физических качеств. Принципы физического воспитания, их обоснование.
20. Двигательная активность, понятие. Биологическая потребность в движении в зависимости от возраста, пола. Методы оценки двигательной активности, принципы нормирования. Гипо- и гиперкинезия, влияние на здоровье. Пути обеспечения оптимального уровня физической активности
21. Гигиенические принципы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах, учреждениях профессионального образования. Виды, формы, средства физического воспитания. Гигиенические требования к организации физкультурного занятия.
22. Влияние физического труда на растущий организм. Особенности формирования функциональной системы трудовой деятельности детей и подростков. Нормирование видов трудовой деятельности в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья. Трудовое обучение в дошкольных учреждениях.
23. Виды трудового обучения школьников. Гигиеническое обоснование и требования к содержанию, организации и условиям трудового обучения учащихся общеобразовательных школ. Основные направления санитарного надзора за трудовым обучением школьников.
24. Гигиенические требования к организации общественно-полезного труда детей и труду подростков на протяжении учебного года и каникул. Гигиенические требования к сельскохозяйственному труду школьников.
25. Особенности потребностей растущего организма в пищевых веществах и энергии. Гигиенические принципы рационального питания детей и подростков. Нормы питания, принципы нормирования.
26. Гигиенические принципы организации питания в образовательных учреждениях.
27. Организация санитарного надзора за питанием детей и подростков.
28. Гигиенические принципы планировки дошкольных учреждений. Требования вместимости, к планировке участка, этажности здания, набору помещений, их взаимному расположению. Обоснование планировочных решений групповой ячейки.
29. Гигиенические принципы планировки участка и здания школы. Требования к вместимости, этажности, композиционной структуре здания, набору и взаимному размещению помещений. Оценка кабинетной системы. Обоснование планировочных решений класса, кабинета.
|
|
30. Воздушно-тепловой режим детских и подростковых учреждений. Обоснование и гигиенические нормы воздухообмена и микроклимата, организация вентиляции и отопления в детских и подростковых учреждениях.