По Гигиене детей и подростков

ВОПРОСЫ К КВАЛИФИКАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ

для студентов 3 курса, специальность "Медико-профилактическое дело"

1.Гигиена детей и подростков как наука и сфера практической деятельности. Предмет, цель, задачи науки и гигиенической практики. Основные проблемы гигиены детей и подростков. Методы исследований.

2.История гигиены детей и подростков. Истоки гигиены детей и подростков: народная медицина, развитие гигиены воспитания в 17,18 веках. Школьная гигиена 19 — начала 20 века.

3.Основные закономерности роста и развития детского организма и их гигиеническое значение. Биологический и календарный возраст, критерии определения. Возрастная периодизация, ее значение для гигиены детей и подростков.

4.Здоровье детей и подростков. Определение понятия. Здоровье детей и подростков как биологическая, социальная, экономическая категория принципы (критерии) оценки состояния здоровья индивидуума, комплексная оценка. Учетная медицинская документация о состоянии здоровья ребенка в детской поликлинике и воспитательно-образовательных учреждениях. Показатели здоровья детского населения.

5.Медико-демографические показатели здоровья детского населения. Современная ситуация. Медико-демографические показатели, отражающие эколого-гигиеническое состояние территории.

6.Заболеваемость как показатель здоровья. Виды ее, изучаемые на уровне объекта и территории. Отчетная медицинская документация о состоянии здоровья различных групп детского и подросткового населения. Показатели заболеваемости по данным обращаемости и профилактических осмотров.

7.Возрастные особенности и современное состояние заболеваемости по обращаемости и результатам профилактических осмотров. Особенности развития патологии у детей.

8.Организация диспансеризации детей дошкольного и школьного возраста, задачи профилактических осмотров. Схема диспансерного наблюдения за здоровыми детьми, использование скрининг-тестов, автоматизированных систем диспансеризации. Основные направления оздоровления в условиях образовательных учреждений.

9.Физическое развитие детей и подростков. Понятие, показатели, методы изучения, оценки физического развития индивидуума, детских контингентов, применение показателей физического развития при оценке санитарного благополучия детского и подросткового населения.

10.Динамика физического развития детей в 19-20 веках. Особенности современного состояния. Эпохальная акселерация, рецелерация. Гипотезы о причинах, гигиенические аспекты.

11.Психическое здоровье детей и подростков. Критерии здоровья, факторы, на него влияющие, современная ситуация. Задачи в области психогигиены детского и подросткового возраста.

12.Детская инвалидность, понятие, уровень, структура, гигиенические аспекты профилактики и реабилитации.

13. Система факторов, формирующих здоровье детей и подростков. Приоритетные факторы риска и развития в учебно-воспитательных учреждениях

14. Режим дня – понятие, физиолого-гигиеническое обоснование, принципы построения. Основные режимные моменты. Их физиологическая роль, организация в зависимости от возраста и состояния здоровья. Гигиенические требования к режиму дня детей школьного возраста.

15.Гигиенические основы воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях. Особенности дошкольного воспитания и образования в современных условиях. Особенности режима дня детей раннего и дошкольного возраста. Наиболее частые дефекты. Гигиенические требования к организации учебного процесса и занятий.

16. Особенности современной школы, их гигиеническая оценка. Гигиеническое обоснование и требования к деятельности и построению урока, учебного дня, недели, года. Особенности обучения в условиях 5-дневной учебной недели

17.Гигиеническое обоснование дифференцированного подхода к обучению. Особенности режима учебных занятий в школах с повышенным уровнем образования.

18. Гигиенические основы компьютеризации обучения. Оценка воздействия на детей занятий с использованием компьютеров. Физиолого-гигиеническая регламентация деятельности детей с использованием компьютеров. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и ПЭВМ, условиям среды.

19. Влияние физического воспитания на здоровье, рост и развитие детей и подростков. Физиологические основы формирования двигательных навыков и развития физических качеств. Принципы физического воспитания, их обоснование.

20. Двигательная активность, понятие. Биологическая потребность в движении в зависимости от возраста, пола. Методы оценки двигательной активности, принципы нормирования. Гипо- и гиперкинезия, влияние на здоровье. Пути обеспечения оптимального уровня физической активности

21. Гигиенические принципы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах, учреждениях профессионального образования. Виды, формы, средства физического воспитания. Гигиенические требования к организации физкультурного занятия.

22. Влияние физического труда на растущий организм. Особенности формирования функциональной системы трудовой деятельности детей и подростков. Нормирование видов трудовой деятельности в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья. Трудовое обучение в дошкольных учреждениях.

23. Виды трудового обучения школьников. Гигиеническое обоснование и требования к содержанию, организации и условиям трудового обучения учащихся общеобразовательных школ. Основные направления санитарного надзора за трудовым обучением школьников.

24. Гигиенические требования к организации общественно-полезного труда детей и труду подростков на протяжении учебного года и каникул. Гигиенические требования к сельскохозяйственному труду школьников.

25. Особенности потребностей растущего организма в пищевых веществах и энергии. Гигиенические принципы рационального питания детей и подростков. Нормы питания, принципы нормирования.

26. Гигиенические принципы организации питания в образовательных учреждениях.

27. Организация санитарного надзора за питанием детей и подростков.

28. Гигиенические принципы планировки дошкольных учреждений. Требования вместимости, к планировке участка, этажности здания, набору помещений, их взаимному расположению. Обоснование планировочных решений групповой ячейки.

29. Гигиенические принципы планировки участка и здания школы. Требования к вместимости, этажности, композиционной структуре здания, набору и взаимному размещению помещений. Оценка кабинетной системы. Обоснование планировочных решений класса, кабинета.

30. Воздушно-тепловой режим детских и подростковых учреждений. Обоснование и гигиенические нормы воздухообмена и микроклимата, организация вентиляции и отопления в детских и подростковых учреждениях.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: