Подготовительная к ШКОЛЕ группа

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ПО РИСОВАНИЮ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

1

неделя

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА РИСОВАНИЕ СЕНТЯБРЬ ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА: «ВОТ И ЛЕТО ПРОШЛО» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Совершенствовать умение детей изображать в рисунке свои впечатления о лете, располагая изображение на широкой полосе, ближе, дальше, выше, ниже. Закреплять приемы работы кистью, красками. Вспомнить технику смешивание, осветление краски, путем добавления в основную белил. Развивать творческую фантазию детей. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Беседа о том,как дети провели лето,что интересного узнали. Чтение стих. И.Сурикова «Лето», «Серенада кузнечиков», Т.Шорыгиной «Божья коровка». Рассматривание иллюстраций о лете, пение песен. МАТЕРИАЛ:Иллюстрации о лете для рассматривания. Акварель, гуашь, кисти толстые, тонкие, лист бумаги в ¼ ватмана, детям, плохо справляющимся – альбомный лист. Текст: «Я соткано из зноя,                       «Купайтесь!» - приглашаю, Несу тепло с собою,                      И любите за это Я реки согреваю                            Вы все меня. Я…лето! ХОД ЗАНЯТИЯ:Чтение детьми стихотворений: «Я соткано из зноя», «Ярко солнце светит, в воздухе тепло» И.Сурикова, «Утро» А.С. Пушкина («Румяной зарею покрылся восток»), «Колокольчики мои» А.Толстого. Рассмотреть иллюстрации о лете из серии «Времена года». Предложить нарисовать картинку про лето. Объяснить, как располагать изображения на широкой полосе: выше, ниже, ближе, дальше. Напомнить приемы рисования деревьев, цветов, кустарники. Вспомнить, как можно получить различные оттенки цветов на палитре: в основную краску добавить белила и т.д. Поощрять в рисунках изображение труда взрослых людей летом: полив растений, сбор ягод, грибов и т.д. По окончании предложить детям выбрать самые интересные рисунки, а их авторам  рассказать о том, что они нарисовали.                           ИСТОЧНИК:Комарова Т.С., стр. 142; стих.«Лето»; Компанцева О. «Поэтический образ природы», стр.75.
ЗАНЯТИЕ 2. ТЕМА: «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Обобщить и уточнить знания детей о различных свойствах красок (гуашь, акварель), воспитывать умение пользоваться этими красками для достижения желаемого результата в своих работах. Закрепить знания о теплой и холодной цветовой гамме. Учить правильно организовывать свое рабочее место, пользоваться палитрой. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Рассматривание иллюстраций в книге «Цветик-семицветик». Чтение стих. о радуге В.Товарков «Цвета радуги», Ю.Коринец «Волшебное письмо» (Комарова, Размыслова стр.50,57). МАТЕРИАЛ: Гуашь основных цветов, акварель, кисти, палитра, бумага. Зрительный ряд: «оживленные» кисти и краски. Текст: «Солнце вешнее с дождем      Ни единого гвоздя, Строят радугу вдвоем             А построили в два счета Семицветный полукруг          Поднебесные ворота. Из семи широких дуг.             Радужная арка запылала ярко, Нет у солнца и дождя             Разукрасила траву, расцветила синеву». ХОД ЗАНЯТИЯ:Воспитатель приносит на занятие «оживленную» кисточку и краски. Рассказывает: «Я хочу вам рассказать историю, которая произошла с нашими знакомыми. Однажды встретились две подруги Гуашь и Акварель. Давно они не виделись, стали делиться новостями. Рассказывали о художниках, хвалились, зазнавались да и поссорились. - Я – прозрачная краска, такая прозрачная, что сквозь меня бумагу видно, - сказала Акварель. - А я непрозрачная, но меня можно развести белилами и получится цвет более светлый, - отвечала Гуашь. Так бы они спорили, если бы Кисточка не подошла. - Напрасно вы спорите, подружки, помирила их Кисточка, - вы обе незаменимые, и я вас очень люблю, да и художники вас любят, они без вас жить не могут. Вот и сейчас вас дети заждались, очень хотят рисовать, возвращайтесь к нам. - Вот такая история произошла. А как вы думаете, какая краска лучше? Кто прав в этом споре? Давайте в своем рисунке помирим Акварель и Гуашь. Акварелью нарисуем радугу, вспомним ее цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый». По ходу напоминаю, как получить оттенки: оранжевый - смешиваем желтую и красную краски, фиолетовый – красную и синюю. Дети рисуют на бумаге радугу в небе, смешивая гуашь на палитре, создавая новые цвета и оттенки, дополняют свой рисунок разнообразными цветами, мазками, простейшими фигурами. При рассматривании рисунков прочитать стихотворение С.Маршака «Солнце вешнее с дождем». ИСТОЧНИК:Недорезова О., стр. 23; текст о смешивании красок Комарова Т.С., Размыслова стр. 133 и «Цвета радуги» (там же) стр. 56.

2

неделя

                        ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА РИСОВАНИЕ СЕНТЯБРЬ       ЗАНЯТИЕ 3. ТЕМА: НАТЮРМОРТ «ДАРЫ ОСЕНИ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Совершенствовать технику рисования с натуры, добиваться от детей более точной передачи строения, формы, пропорции. Обратить внимание на положение предметов относительно друг друга. Закрепить знания детей о жанре живописи – натюрморт. Показать роль светового фона для натюрморта. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Рассматривание картин: К.С.Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне», И.В.Репин «Яблоки и листья», И.И.Машков «Натюрморт. Синие сливы». Чтение стих. о натюрморте из книг Карпова Е.В., Куцакова. МАТЕРИАЛ: Зрительный ряд: репродукции натюрмортов, набор овощей и посуды: высокая ваза с осенними листьями, яблоко, груша, виноград, помидор, гриб, луковица, ткань для драпировки холодного тона (голубого или серого), простой карандаш, акварель, бумага. ХОД ЗАНЯТИЯ:Воспитатель читает стихотворение: «Сегодня в гости к нам            Что если нам понравится Заглянула осень,                         Такое угощенье, Оставила гостинцы,                  То мы без промедления Просила передать,                    Все можем рисовать…» Дети рассматривают дары осени, описывают цвет и форму предметов. Далее воспитатель предлагает красиво расположить овощи, фрукты, чтобы каждый предмет нашел свое место. - Давайте вспомним, по каким законам художники составляют композицию. Ваза с цветами – самый большой предмет, самый яркий. Ее мы сдвинем немного от центра, а овощи и фрукты расположим так, чтобы при соединении их невидимой линией получился треугольник. Напоминаю, что предметы в композиции могут частично закрывать друг друга: яблоко положим перед вазой и т.д. Важно также расставить цветовые акценты. Предложить нескольким детям составить натюрморт, выбрать самый удачный. Напомнить, что сначала можно сделать набросок простым карандашом с точной передачей всех деталей композиции: положение предметов относительно друг друга. Напомнить, что карандашом делаем набросок тонкими линиями, чтобы они не просвечивали при закрашивании акварелью. Объяснить и показать, как проложить тон: не прорисовывая детали, обобщенно наносим светлый тон, затем по просохшему слою накладываем более насыщенный, для выделения темных частей. Напомнить, что главное в акварели то, чтобы она всегда оставалась прозрачной. По окончании работ можно организовать выставку, придумать название к своим работам. ИСТОЧНИК: Недорезова О., стр. 24, 25; Текст о натюрморте: Карпова «Дидактические игры в начальный период обучения», стр. 181.
     ЗАНЯТИЕ 4. ТЕМА: ДЕКОРАТИВНОЕ «ОСЕННИЙ КАЛЕЙДОСКОП» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Закрепить знания детей о законах составления орнамента на полосе, стилизации природных форм, использования декоративных элементов «оживки», травки, завиток. Продолжать освоение кистевой росписи, развивать творческую фантазию детей. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Наблюдения в природе, рассматривание осенних цветов, плодов, листьев. Пение песен, чтение стихотворений об осени. МАТЕРИАЛ: Зрительный ряд: листочки различных пород деревьев, цветы, посуда, украшенная декоративным узором, образцы набивной ткани, вышивки. Гуашь, тонированные полоски бумаги, кисть. ХОД ЗАНЯТИЯ:Воспитатель рассказывает: «Люди с давних времен любили цветы, восхищались ими и старались украсить свою жизнь. Поэтому рисовали, вышивали, лепили, вырезали на предметах своего быта разные растительные узоры. Так что же такое узор? (Ответы детей). Где в повседневной жизни мы встречаем узоры? (Ковры, покрывала, посуда, платки, одежда и т.д.). Узор – это композиция рисунка из разнообразных фигур, причудливых линий, цветов и листьев. Когда человек придумывает узор, он может нафантазировать любые сочетания цветов, завитков, линий, использовать в работе самые разные цвета. Но очень важно, какой он выберет фон. Рисунки выглядят эффектней на ярком фоне. А сегодня мы познакомимся с таким орнаментом – узором, который составляет по определенным законам и правилам. Для нашего орнамента мы выберем осенние цветы и осенние листья. Как их можно сочетать? Какие цвета мы будем использовать? А какое настроение будет у нашего орнамента? Дети составляют узор-орнамент на полосе. По окончании работы подвести итог: работы разные, настроение веселое, краски яркие. А где можно использовать ваши нарисованные орнаменты? Мы создадим панно и украсим прихожую малышей, чтобы у них было красиво, ярко, празднично. ИСТОЧНИК: Недорезова О., стр.26.          

 

 

3

неделя

         ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА РИСОВАНИЕ СЕНТЯБРЬ      ЗАНЯТИЕ 5. ТЕМА: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ГРАФИКОЙ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика. Познакомить с видами графики и особенностью средств выразительности, показать отличие графики от живописи. Способствовать тому, чтобы дети использовали полученные знания в своей творческой работе.  ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Рассматривание работ художников-графиков: Рачева, Чарушина в книгах, рассматривание газетно-журнальной графики, плакатов, эстампов.         МАТЕРИАЛ:Зрительный ряд: детские иллюстрированные книги, эстампы, графические изображения животных. Простой карандаш, уголь, пастель, восковые мелки.   ХОД ЗАНЯТИЯ:Воспитатель демонстрирует иллюстрации Конашевича, Рачева и др. - Вам нравится то, что изобразили художники? Что необычного в этих произведениях? Можно ли определить характер персонажа? Почему вы так решили? Как вы думаете, какие художественные материалы использовали художники в этих работах? Затем рассказ воспитателя о характере линий, точек, штрихов, пятен, сопровождая иллюстрациями свой рассказ. Вывод: каждая линия у художников-графиков имеет характер. - Как вы думаете, ребята, мы сможем передать характер линии на бумаге? Например, линия сердитая и веселая. Нарисуйте. Рассказ о виде искусства графике. Сравнение живописи и графики. В заключение дети могут нарисовать «ласковой» линией цыпленка, котенка и т.д.   ИСТОЧНИК:Недорезова О. стр.27.  
               ЗАНЯТИЕ 6. ТЕМА: «НАШИ ВЕРНЫЕ ЧЕТВЕРОНОГИЕ ДРУЗЬЯ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Познакомить с особенностями анималистического жанра, определить понятие «художник-анималист». Вызывать у детей интерес к способу изображения штрихом, показать особенности штриховых движений, выразительные особенности штриховки при создании образа на примере изображения различных пород собак. Развивать фантазию, наблюдательность.    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Чтение и рассматривание иллюстраций в книгах: Чарушин «Тюпа, Томка и сороки», «Ярик»;  М.Пришвин «Берегись лесной народ на охоту кот идет».         МАТЕРИАЛ:Зрительный ряд: рисунки и фотографии собак. Пастель, цветные карандаши, бумага.       ХОД ЗАНЯТИЯ:Рассматривание иллюстраций художников-графиков: Ю.Васнецова, Чарушина, фотографий собак. Рассказ воспитателя о нашем четвероногом друге. – А что вы знаете интересного о собаке? Расскажите. Но все они не могут прожить без человека, без его заботы и любви. К сожалению, иногда случается так, что у собак нет дома, нет хозяина. Чтение стихотворения Э.Мошковской «Отчего вздыхает тяжко симпатичная дворняжка?…». Беседа на тему «Как бы вы поступили на ее месте?». Давайте представим щенка-героя этого стихотворения. Дворняжки бывают разные, и каждый из вас изобразит то животное, которое вы представили во время чтения стихотворения. Повторное чтение стихотворения. Во время работы обратить внимание на передачу движения животного с помощью схемы, опорных линий (показ на доске). Напомнить, что можно использовать различные виды штриховки: прямые, наклонные, отрывные и неотрывные. Побуждать детей стремиться к тому, чтобы в рисунке передать настроение щенка, собаки. Дополнить свой рисунок предметами окружающей среды.   ИСТОЧНИК:Недорезова О. стр.29.

4

неделя

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА РИСОВАНИЕ СЕНТЯБРЬ      ЗАНЯТИЕ 7. ТЕМА: «ВЕТКА РЯБИНЫ В ВАЗЕ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта; развивать стремление детей дополнять свой рисунок – вносить в натюрморт изображение каких-либо небольших предметов и передавать связь с композиционным центром (ваза с ветками) через их расположение, цвет, величину; учить передавать в рисунке характерные особенности рябины, показать двухцветный боковой мазок.  ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Наблюдения в природе за деревьями. Дид. игра «Детки на ветке».       МАТЕРИАЛ:У воспитателя: фланелеграф двухцветный, ваза, ветки рябины, добавление: лимон, яблоко, помидор. У детей: листы тонированной бумаги, гуашь, кисти. ХОД ЗАНЯТИЯ:Воспитатель вспоминает вместе с детьми о натюрморте: натюрморт – это изображение того, что окружает нас с вами. Это и богатство природного мира и мира вещей. Натюрморт, изображая обычные вещи, показывает их красоту, неповторимость изображаемых предметов. Далее дети рассматривают натюрморт: ветка рябины в вазе. Вопросы: Почему вы считаете, что это натюрморт? Где стоит ваза? (На столе). Что вы видите вазой? Какого цвета листья рябины? Ягод? Какой формы ваза? А чем можно дополнить этот натюрморт? (Положить около вазы веточку ягод рябины, просто листок, добавить яблоко и т.д.). Во время рассматривания вазы с веткой воспитатель обращает внимание на высоту вазы, на ее расположение: в вазу надо еще поставить ветку рябины. Форма вазы определяется детьми самостоятельно. Напомнить о строении ветки рябины, показать передачу окраски листьев в два цвета: окунуть кисть в оранжевую краску, а потом кончик – в коричневую и приложить боковым мазком. Спросить, с чего же дети будут начинать рисовать натюрморт? (С определения места вазы на листе бумаги). В процессе рисования можно посоветовать детям обозначить слабым нажимом карандаша направление веток в вазе. Предупредить, что ветки не должны упираться в верхний край листа, что тонкие ветки и черешки слегка изогнуты и рисуются тонко, концом кисти. Напомнить, что цвет вазы должен хорошо сочетаться с фоном, но ярче должны быть ветки рябины, т.к. самое главное в натюрморте – ветки рябины. Поощрять стремление детей дополнять натюрморт изображением фруктов, грозди рябины, осеннего цветка, небольшой игрушки и т.д. Напомнить, что предметы можно расположить дальше вазы, сбоку от нее, перед вазой. Он даже может загораживать немного вазу. В конце занятия все натюрморты выставить, выбрать натюрморты со значительными отличиями и спросить, чем рисунки похожи, чем отличаются. ИСТОЧНИК:Швайко Г.С., стр. 23.
ЗАНЯТИЕ 8.  ТЕМА: НАТЮРМОРТ «БУКЕТ РОМАШЕК, БОЖЬЯ КОРОВКА И ПТИЧКА» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Продолжать знакомить детей с натюрмортами смешанного вида; рассмотреть натюрморт Ф.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», раскрыть его тайну, помочь детям использовать полученные знания в собственном творчестве, учить передавать характерные особенности цветов ромашек, их формы и строения, величины, их положение в вазе, передавать цвет натуры; бабочку и божью коровку рисовать с помощью шаблона. Воспитывать любовь к природе.  ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Дид. игра «Составь натюрморт». Рассматривание натюрмортов: Кочаловский «Сирень в корзине», Хруцкий «Цветы и плоды», Сарьян «Осенние цветы».       МАТЕРИАЛ:Листы тонированной бумаги, гуашь, палитра, кисти, вода, салфетки, букет ромашек в керамической вазе, карандаши простые, картина Ф.Толстого. Текст:       Белая корзинка, золотое донце,                      Стоит в вазе сестричка       В ней лежит корзинка и сверкает солнце.     Золотой глазок, белые реснички. ХОД ЗАНЯТИЯ:Рассказ воспитателя о художнике Апеллесе: он изобразил на картине виноград. Картину оставил на террасе, а сам ушел. Когда он вернулся, то с удивлением увидел, что к к картине слетелись птицы и пытаются клевать ягоды. Виноград был написан так искусно, что золотистые спелые гроздья птицы приняли за настоящие и хотели их склевать. Люди тоже восхищались этой картиной, но, к сожалению, до наших дней она не сохранилась. У нас в России, есть художники, которые любят рисовать натюрморты Ф. Толстой нарисовал очень красивую картину (выставить). Вопросы: Что нарисовал Ф.Толстой на этой картине? Какие цветы? А как художник нарисовал вазу? (Зеленоватая прозрачность стекла, виден каждый черешок в вазе). А кто прилетел к цветам? Как он нарисовал бабочку? (Как будто живая, вот-вот вспорхнет и улетит). А что еще нарисовал художник? Да, дети, птица, мушки, бабочка, оранжевая гусеница как будто позировали художнику. В этом натюрморте заключается удивительная тайна – это красота живого мира! Дружба, гармония царит в природе, и мы сейчас попытаемся ее нарисовать. У художника нарисованы лаватера, морковно-красный бархатец, ветка душистого горошка с разноцветными цветками, дельфиниум, декоративный мак, и все цветы стоят в стеклянной вазе. А мы поставим цветы в керамическую вазу. Очень красиво будут смотреться белые ромашки вот так (воспитатель ставит ромашки в керамическую вазу). А какие лепестки у ромашки? (Белые-белые, ровные). Воспитатель предлагает на ромашку посадить божью коровку: она оранжевого цвета, с черненькой головкой, черненькими точками. Птицу дети рисуют с помощью трафарета: обводят и раскрашивают. Дети выполняют работу. Затем выбирают понравившуюся работу, рассказывают, почему она понравилась. В заключение воспитатель говорит: «Будьте всегда внимательны к природе, и она щедро поделится с вами своими тайнами!».         ИСТОЧНИК:Швайко Г.С., стр. 23.

1

неделя

     ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА РИСОВАНИЕ ОКТЯБРЬ ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА: «ВЕСЕЛЫЙ ГОРОДЕЦ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:  Закрепить у детей понятие «декоративно-прикладное искусство». Воспитывать уважение к труду народных мастеров, стремление научиться самим создавать изделия, радующие окружающих. Закрепить и уточнить знания детей о простейших элементах гжельской росписи, особенностях цветовой палитры. Продолжать учить детей освоению кистевой росписи. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Рассматривание изделий дымковских, Городецких мастеров; рассматривание альбома «Народно-прикладное искусство». Чтение стихотворений о Городце. МАТЕРИАЛ:Зрительный ряд: иллюстрации с Городецкими изделиями – доски, панно. У детей: полоски-закладки, гуашь, кисти толстые и тонкие, вода, салфетки. Текст: Если взглянешь на дощечки – ты увидишь чудеса,     Вся земля вокруг дрожит.          Городецкие узоры тонко вывела рука.                     Птицы яркие летают                                                          Городецкий конь бежит -                                                И кувшинки расцветают.                                                                                    ХОД ЗАНЯТИЯ:Воспитатель рассказывает о том, что люди издавна стремились расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку и т.д. но все это требует большого мастерства. Внести две доски: первая – простая, вторая – Городецкая. Какую бы вы выбрали в подарок? Почему? Прочитать: «Если взглянешь на дощечки – ты увидишь чудеса…». Далее воспитатель рассказывает о мастерах веселого Городца. Вспомнить с детьми, какими красками пользуются художники? Какие элементы используют в росписи? Да, мастера Городецкой росписи берут сюжеты из окружающей их жизни, особенно праздничной ее стороны. Посмотрите, какие нарядные, веселые, красивые изделия выходят из рук мастеров. (Вывесить иллюстрации, поставить доски и панно). Дети рассказывают о растительном узоре: бутон, купавка, розан. Воспитатель рассказывает о чудо-птицах, о вороном коне. Далее воспитатель предлагает детям разрисовать полоску-закладку Городецким узором. Дети рассматривают и вспоминают приемы рисования розана и купавки. У розана в центре нарисована круглая серединка, а у самого края – закругленные лепестки, нарисованные полукруглыми линиями. А купавку художники рисуют сбоку, наверху такой же кружок, как у бутона, и, немного отступая от него, нарисованы полукруглые лепестки, окаймленные дужками такого же цвета, как глазок. Обратить внимание детей на «оживку» цветка белой краской. Воспитатель напоминает и о построении орнамента на полосе: в орнаменте выбранные элементы повторяются несколько раз, так в городце может сочетаться бутон, розан, снова бутон; или купавки разного размера. Дополнить орнамент можно зелеными листьями. Помните, что орнамент у городца должен быть веселым, ярким, красочным. А как мы можем получить розовый, голубой цвет? А теперь – вы мастера Городецкие, распишите свою полосу-закладку. В анализе дети рассказывают о своей работе: какой цветок, какой узор.       ИСТОЧНИК:Скоролупова О.А., стр. 74 или Недорезова О., стр. 33.
          ЗАНЯТИЕ 2. ТЕМА: «ПЕЙЗАЖИ НАСТРОЕНИЯ ЛЕВИТАНА И.И.» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Продолжать знакомить детей с пейзажем, как жанром изобразительного искусства, учить детей замечать красивое в природе и в пейзажной живописи: выделять цвет, как средство выразительности. Продолжать знакомить с творчеством И.И.Левитана, подвести к пониманию того, что художник не просто изображает природу, а передает свои чувства через состояние природы.      ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Утренние беседы с детьми о пейзаже, как жанре изобразительного искусства. Рассматривание осенних пейзажей, слушание «Осенняя песня» Чайковского, Чтение стихотворений об осени И.Бунина, А.Толстого. МАТЕРИАЛ: Зрит. ряд: осенние пейзажи Левитана. Муз. ряд: П.И.Чайковский «Осенняя песня». Литература: А.Толстой «Осень». Гуашь, акварель, кисти, палитра, бумага, вода.  ХОД ЗАНЯТИЯ:Рассказ воспитателя о художниках-пейзажистах. Исаак Ильич Левитан очень любил природу и писал свои пейзажи так, что посмотрев на них, мы сразу можем понять, какое душевное состояние было у художника во время работы над картиной. Поэтому пейзажи Левитана часто называют «пейзажами настроения». Левитан любил и тонко понимал природу. Он мог неделями пропадать в лесу, наблюдая особую жизнь, которая открывается только внимательному взгляду. К деревьям художник относился как к существам, способным чувствовать: в дни весеннего пробуждения – радоваться и тянуться к небу, к солнцу; перед наступлением холодов – грустить, роняя листву и становиться печальными под тяжестью прогибающегося их ветки снега. Можно выставить картину «Вечерний звон». Описать ее, предложить «послушать» колокольный звон: он громкий или тихий? А какое настроение было у Левитана, когда он написал эту картину? Далее дети берут лист бумаги, располагают его горизонтально или вертикально. Прорисовывают линию горизонта, наносят фон: небо прозрачное, голубовато-серое. А как изменяются предметы от того, где они находятся: ближе или дальше. Можно на центральном плане расположить рябину или березу. А дальше деревья меньше, краска холоднее. А какие стволы будете рисовать у деревьев? Тонкие, изогнутые веточки стройных молодых деревьев покачиваются от легкого дуновения ветерка. Ствол может быть тонкий, немного изогнутый. Вот сейчас вы и нарисуете свой пейзаж, расскажете, какое же настроение вызывает ваш пейзаж. Дети выставляют свои работы, дети находят веселые картины, грустные. Читают знакомые стихи об осени: «Осень! Осыпается весь наш бедный сад…» А. Толстой, «Унылая пора! Очей очарованье!» А. Пушкин.    ИСТОЧНИК:Недорезова О., стр. 31 и Чумичева «Дошкольникам о живописи», стр. 95,113.  

2

неделя

          ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА РИСОВАНИЕ ОКТЯБРЬ  ЗАНЯТИЕ 3. ТЕМА: «ОСЕННЯЯ БЕРЕЗА»     ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Продолжать закреплять знания детей о пейзажной живописи, учить передавать в рисунке характерные особенности березы: белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона золотого цвета), учить передавать осеннюю окраску листвы. Показать и обучать правильным способам действий полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для изображения листвы и горизонтальных – черных пятен на стволе. Закрепить технику рисования концом кисти – тонкие изогнутые ветви березы.     ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Наблюдения на прогулке, чтение стихотворений Г.Новицкой «Березка», Т.А.Шорыгина «Хоровод берез», «Моя береза».      МАТЕРИАЛ: Иллюстрации Левитана и Остроухова, иллюстрация березы. Лист бумаги для показа рисования отдельных элементов. У детей: голубая тонированная бумага в виде вытянутого прямоугольника, две кисти: мягкая и жесткая, гуашь. ХОД ЗАНЯТИЯ:Вывесить иллюстрацию обратной стороной. Загадка: «Русская красавица стоит на поляне в желтой кофточке в белом сарафане». Перевернуть иллюстрацию и задать вопросы: «Как называется береза в этой загадке? Почему ее называют «русская красавица»? Что у березы названо желтой кофточкой? А что белым сарафаном?». А теперь послушайте вторую загадку: «Стоит Алена – платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан». А в этой загадке еще один признак березки отмечен: «тонкий стан». А каким красивым именем названа березка? Далее разбираются схема рисования березки: серо-белый ствол, тонкие изогнутые ветки с пожелтевшими листьями. Сегодня вы нарисуете осеннюю березку такой, какой описали ее в загадках, такой, какой мы видим ее на нашем участке. Сначала потренируйтесь в рисовании ствола и веток концом кисти. Наклоните ветки в разные стороны. Показ приема рисования веток от ствола немного вверх и плавно опустить вниз. Далее показать прием рисования листвы жесткой кистью тычками. Дети упражняются на кусочке газеты, затем приступают к работе. В процессе рисования, если нужно, напомнить приемы изображения ствола дерева, начиная работать с конца кисти и положить плашмя внизу. Поощрять дополнения: трава, нарисованная жесткой кистью, растут подберезовики, осенние цветы и т.д. В конце занятия выставить 3-4 работы. Воспитатель читает загадку: «В белом сарафане, стоит на поляне, летели синицы, сели на косицы». Дети находят в рисунках длинные свисающие ветки. Отметить те работы, которые имеют интересные дополнения, обогащающие содержание рисунка. ИСТОЧНИК: Швайко Г.С., стр.29.  
ЗАНЯТИЕ 4. ТЕМА: «НАРИСУЙ СВОЮ ЛЮБИМУЮ ИГРУШКУ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Учитьдетей рисовать по памяти любимую игрушку, передавая отчетливо форму основных частей и характерные детали. Закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать его на листе бумаги. Развивать зрительную память детей, воображение. Учить оценивать свой рисунок в соответствии с замыслом.       ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Игры детей в игровом уголке, беседы о любимых игрушках. МАТЕРИАЛ: Зрительный ряд: игрушки в гостях у детей. Бумага разного формата, цветные карандаши, простой карандаш. ХОД ЗАНЯТИЯ:Беседа с детьми о любимых игрушках: Как называется игрушка? Какого она цвета? Какой формы? Вспомнить, как мы рисуем сначала контур простым карандашом: легкими линиями. Напомнить о закрашивании рисунка цветными карандашами, ярко, сочно, не выходя за контур рисунка. Рисунок игрушки должен быть крупным, находиться по середине листа. Предложить детям рассказать, кто что хочет нарисовать, из каких геометрических форм ее можно нарисовать. Чебурашка – 3 круга, большой овал, полукруги (ботинки), овалы (руки). Машина – квадрат, прямоугольник, длинный прямоугольник, колеса – круги, самолет – овал, усеченные овалы и т.д. Составив алгоритм рисования своей игрушки, дети приступают к работе. В анализе 3-4 ребенка показывают и рассказывают о своей игрушке. Вот и нарисовали мы целый магазин игрушек. Прочитать стихотворения об игрушках. ИСТОЧНИК: Комарова Т.С. стр.147 или Недорезова О. стр.47.  

3

неделя

          ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА РИСОВАНИЕ ОКТЯБРЬ      ЗАНЯТИЕ 5. ТЕМА: «ГОРОДЕЦКИЙ ПЕТУШОК» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Продолжать знакомство детей с изделиями городецких мастеров, их разнообразием, закреплять знания о городецкой росписи, ее цветовой гамме. Учить рисовать городецкого петушка по этапам. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.  ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Рассматривание досок, панно с Городецкой росписью, рассматривание альбома с прорисовкой элементов бутона, розана, купавки, петушка. Свободное рисование их в индивидуальных альбомах.       МАТЕРИАЛ:Городецкие изделия с изображением птиц, альбом с поэтапным рисованием петушка. У детей: круглые листы бумаги, гуашь, мягкие кисточки, вода, бумага для упражнения рисования туловища птицы. ХОД ЗАНЯТИЯ:Вступительная беседа о мастерах Городецких изделий. Прочитать: Распускаются бутоны                        Чудо-птицы здесь порхают, Ярко красками горя,                           Будто в сказку нас зовя! Сегодня мы научимся рисовать волшебную Городецкую птицу. Ответьте на вопросы: Какой формы ее туловище? Какие крылья? Хвост? Какими цветами рисуют Городецкие мастера своих птиц? Воспитатель вывешивает схему-таблицу рисования петушка: 1. Сначала рисуем контур-замалевок. Плавной дугой обозначаем тело птицы (показ на схеме-рисунке) и на белом листе. Далее показать переход от головы и шеи к туловищу. Показ рисования хвоста несколькими плавными линиями-дугами. 2. Теперь начинаем этап прорисовки. Концом кисти рисуем лапки, клюв, оформляем голову, хвост. Широкими плавными мазками закрашиваем контур туловища, крыла. 3. Этап «оживки». Воспитатель показывает, как концом кисти, расположенной вертикально, рисуем штрихи белой краской. Ватной палочкой рисуем глаз птицы. После объяснения этапов рисования дети на черновиках учатся рисовать контур птицы, лапки, клювик, хвост. После тренировки дети рисуют петушки на своих кругах. После прорисовки, если останется время – можно предложить нарисовать узор из бутонов, купавки, ромашки. В анализе дети выбирают наиболее удачных петушков, описывают, какие элементы использовали для дополнения петушка. Прочитать: Городецкие узоры тонко вывела рука. Птицы яркие летают, и кувшинки расцветают.                                                                                       ИСТОЧНИК:Скоролупова О., стр. 79.
ЗАНЯТИЕ 6. ТЕМА: «ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Дать понятие детям о сюжетном натюрморте, рассматривая картину Грабаря «Неприбранный стол». Заострить внимание на то, что изображено, как, почему именно так. Развивать способность детей давать эстетические оценки и высказывать свои суждения, используя искусствоведческие темы. Развивать воображение детей, их образную память, ассоциативное мышление, умение соотносить увиденное с собственным опытом.  ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание натюрмортов: Машков И. «Снедь московская: Хлебы», Грабарь И.Э. «Неприбранный стол», И.Серебрякова «За обедом». Игры в кукольном уголке.                                                               МАТЕРИАЛ:Лист бумаги с силуэтом стола, разнообразные образцы посуды, карандаши простые и цветные и простые, картина Грабаря «Неприбранный стол». ХОД ЗАНЯТИЯ:Воспитатель рассказывает о натюрморте, где центральное место занимает стол, накрытый к завтраку, ужину. Вывешивает картины: Грабарь «Неприбранный стол» и 1-2 репродукции голландских художников. Вопросы: Как бы вы назвали эту картину? Почему именно так? Что нам говорит, что это раннее утро? Какой основной тон картины? (Голубовато-серый). А какое время года изобразил художник? Как вы это определили? Что нам говорит о конце лета? Где стоит стол? Да, все правильно вы говорили. И.Э. Грабарь назвал ее «Неприбранный стол», а я предлагаю вам подумать, нарисовать натюрморт «Праздничный стол». Посмотрите, какие натюрморты нарисовали дети-выпускники. Когда собирают праздничный стол? Что ставят на стол в честь праздника? Кто нарисовал (имя ребенка) на своем праздничном столе? А что ты хочешь нарисовать? (Опрос 3-4 детей). Ну вот и хорошо. А теперь смело приступайте к работе. Напоминаю, что сначала можно сделать набросок, рисовать крупно. При закрашивании использовать прием рисования концом кисти, широкими мазками закрашивать скатерть и т.д. В анализе ребенок выбирает понравившийся рисунок и объясняет почему. ИСТОЧНИК:Волчкова В.Н., стр. 17.

4

неделя

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА РИСОВАНИЕ ОКТЯБРЬ        ЗАНЯТИЕ 7. ТЕМА: «ЗВЕРИ, ПТИЦЫ, НЕБЫЛИЦЫ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Приобщать детей к нетрадиционной технике рисования, продолжить формирование художественных умений и навыков, творческого подхода к изобразительному искусству.    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Рассматривание рисунков детей в нетрадиционной технике рисования. Участие в оформлении выставки «Осенние впечатления». Аппликация «Сказочная птица».         МАТЕРИАЛ:Тушь, ручка, бумага, гуашь, кисть, фломастеры. Зрительный ряд: цветовые пятна, кляксы с дорисованными деталями в готовом сюжете. ХОД ЗАНЯТИЯ:Воспитатель вывешивает иллюстрации, где нарисованы различные фантастические вещи: летающие тарелки, человечки-кляксы, гусеницы-кляксы и др. показывает, как же из кляксы можно что-нибудь изобразить. Вопросы к детям: Как вы думаете, что такое «небылицы»? Каких сказочных героев мы знаем, которые подходят к этому определению? Послушайте стихотворение С. Городецкого и скажите, что в нем быль, а что небыль?   В древности, за тысячи веков                       Всех назвать немыслимо, чудищ той земли, Вся земля полна была детских голосов;      Были там и ящеры-прадеды вон той Звери небывалые, ростом до небес,             Ящерицы маленькой с грустной красотой. Наполняли девственный, тростниковый лес. Тяжкие, огромные, как высокий дом, Были рыбы с крыльями, звери петь могли. Шевелили шеями, волоклись хвостом.   Дети находят, что же за небылицы в этом стихотворении. Дети берут листы с заранее нарисованными пятнами и подрисовывают невиданных зверей, птиц, драконов и т.д. ИСТОЧНИК:Недорезова О., стр. 37.  
              ЗАНЯТИЕ 8. ТЕМА: «ЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ ОСЕНЬ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:  Совершенствовать умение детей самостоятельно придумывать сюжет рисунка, определяя главное и второстепенное. Обратить внимание детей на композиционное и цветовое решение, развивать монологическую речь в составлении со своим рисунком.   ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Наблюдения на прогулке. Чтение стихотворений об осени, рассматривание осенних иллюстраций. Дид. игра «Составь узор».        МАТЕРИАЛ:Стихи об осени, иллюстрации осенних пейзажей, натюрмортов. Бумага, технические средства по желанию детей. А.Толстой «Осень. Осыпается…», А.Пушкин «Унылая пора», В.Авдиенко «Ходит осень по дорожке» стр. 76.   ХОД ЗАНЯТИЯ:Воспитатель просит почитать стихи об осени. Читает отрывок из рассказа В. Пескова «Листья падают с кленов»: «Волшебная осень парков. Чуть-чуть сыровато. Листья нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Долго-долго падают кленовые листья. Как хороши! Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть бы ходили люди по золотому ковру». Вопросы: Какие чувства испытывал Василий Песков к осени? Чем осень ему нравится? А вам нравится осень? Расскажите об осени. А теперь нарисуйте ответ на вопрос: «Почему я люблю осень?». Рисунки могут относится к разным жанрам: пейзаж, натюрморт и исполняться в разной технике. При необходимости можно помочь тем детям, которые затрудняются в выборе сюжета. В конце занятия дети рассказывают о своих чувствах к осени и как они это изобразили в своем рисунке.       ИСТОЧНИК:Недорезова О., стр. 38; Компанцева О. «Поэтический образ природы в дет. саду», стр.76.

1

неделя

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА РИСОВАНИЕ НОЯБРЬ ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА: «О ЧЕМ И КАК ГОВОРИТ ЖИВОПИСЬ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:  Уточнить и закрепить представления детей об изобразительном искусстве: его видах: пейзаж, натюрморт, портрет. О том, кто создает эти произведения, о роли изобразительного искусства в жизни человека. Закрепить у детей представления о том, что такое живопись, об особенностях его жанров. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Утренние беседы с детьми об изобразительном искусстве: пейзаже, натюрморте, о том, кто создает эти произведения. Дид. игра «Угадай, к какому виду искусства относится эта картинка». Рассматривание репродукций картин. МАТЕРИАЛ:Зрительный ряд: репродукции картин, простые карандаши или угольки, бумага (горизонтальная полоса). ХОД ЗАНЯТИЯ:Воспитатель вывешивает репродукции картин: пейзаж, натюрморт, портрет. Беседа: Замечательная профессия – художник. Стоит ему взять в руки кисть и краски и … ничего не было на бумаге, но вот появились первая, вторая, третья линии. Бежит кисть по бумаге дальше и на глазах совершается чудо. Вот появился лес, а вот дом, а вот и люди. Художники пишут картину по своему замыслу. Пишут о детях (показ картины), о взрослых, о веселых и грустных, беспечных и задумчивых. Краски, кисти, карандаши – самые верные друзья художника. Именно они помогают ему создавать картину. Один художник возьмет темные краски – и выйдет у него картина тревожная, печальная. Другой пишет красками разного цвета – и картина играет всеми цветами радуги, так весело и радостно, что хочется улыбнуться. Далее воспитатель рассказывает о наскальных рисунках. Они изображали сцены охоты, быта людей, одетых в шкуры животных. А как вы думаете, чем рисовали люди в древности? Ответы детей. Вот именно таким углем и наносились первые наскальные рисунки. Оглянитесь вокруг. Как много интересного окружает вас. Давайте и мы попробуем нарисовать то, что хотели бы передать друг другу. Напомнить, что уголь очень хрупкий, нельзя стряхивать рукой крошки, а только сдувать. Воспитатель символами рисует взрослого человека, несколько маленьких и большое сердце. Что хотела сказать этим рисунком я? (Ответы детей). А теперь вы придумайте свое послание и нарисуйте его. Например: земной шар (круг), небо и голуби. Или шар в цветах (мир на всей Земле). Папа и мама ведут меня в садик и др. В конце занятия дети читают рисунки. ИСТОЧНИК:Недорезова О., стр. 21.
ЗАНЯТИЕ 2. ТЕМА: «ОСЕННИЙ КЛЕН И ЕЛЬ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Учить детей создавать пейзажную картину осенних деревьев, передавать в рисунке строение клена, ели, их различие в силуэтах, продолжать учить изображать деревья на широкой полосе земли на разном расстоянии (ближе, дальше), развивать художественный вкус у детей – передавать красоту деревьев через сочетание разных красок. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Наблюдения за деревьями на прогулке. Чтение стихотворений о клене, ели. Дид. игра «Детки на ветке». МАТЕРИАЛ: У воспитателя: силуэты березы, ели, клена (черные) и изображение дерева с листвой. Листы с нарисованной веткой для показа рисования хвои. У детей: листы 1/3 земля, 2/3 небо, гуашь, мягкие и щетинные кисти, листки газеты для снятия краски. ХОД ЗАНЯТИЯ:Воспитатель вывешивает картину ели. Рассматривает цвет, строение. Вывесить скелетное изображение ели: Какой формы крона? Дети читают: Ее всегда в лесу найдешь,                          Что это за девица? Пойдем гулять и встретим.                        Не швея, не мастерица Стоит колючая, как еж,                              Ничего сама не шьет, Зимою в платье летнем.                             А в иголках круглый год. Так как же мы узнаем ель? Днем – по цвету листвы, вечером – по силуэту. Можно узнать по цвету ствола, по форме листьев – иголок. Показ заштриховки листвы ели. Далее рассматриваем лиственное дерево – клен. Прочитать: Закружилась осень                                     Золотые листья Рыжие метели                                             С кленов полетели. Воспитатель показывает и объясняет приемы рисования клена: ствол, тонкие изогнутые ветви, совсем тоненькие сучки и разноцветная прозрачная листва полусухой кистью или вертикальными мазками мягкой кистью. Использовать разные краски, не дожидаясь высыхания первых мазков. Объяснить и двухцветный мазок: сначала оранжевая краска, а кончик – коричневый, желтый или зеленый. Дети выполняют работу. В процессе рисования ели напомнить, что верхние ветки у ели рисуются чуть ниже ее верхушки. В заключение занятия дети выбирают самые красивые ели и клены. Прочитать: Больше нет цветов в бору,                          Скоро ветер налетит холодный И в лесу раздетом,                                            И сорвет узорчатый наряд, Листья кленов соберу                                  И в лесу закружится свободный В пышные букеты.                                       Золотой осенний листопад. ИСТОЧНИК:Швайко Г.С., стр. 34, Шорыгина, стр., 6.

2

неделя

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА РИСОВАНИЕ НОЯБРЬ ЗАНЯТИЕ 3. ТЕМА: «ХМУРЫЙ ОСЕННИЙ ДЕНЬ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Продолжать знакомить детей с пейзажной живописью, учить в рисунке отражать ветреную погоду через изображение наклоненных в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении; учить передавать колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих красок; изображать в рисунке разные виды деревьев: березы, ели, клены, расположить их на широкой полосе земли небольшими группами. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Наблюдение за погодой. Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций в книгах об осени, о лете. Чтение Т. Шорыгиной «Осенний букет». МАТЕРИАЛ: Иллюстрации хмурого осеннего дня для рассматривания с детьми. У детей: тонированная бумага, кисти: мягкая и жесткая, гуашь, палитра, бумага для удаления лишней краски. ХОД ЗАНЯТИЯ:Воспитатель вывешивает две картины: ясный солнечный день(«Осень золотая Остроухова» и «Дождливый день» из серии «Времена года»). Сравнивает эти картины. К какой картине можно отнести эти строчки: Перестали птички петь, Мелкий дождик поливает, Солнышко не греет И на улице теперь Стало холодней. Какие деревья нарисованы на этой картине? Какими красками? Дует ветер или нет? Как узнали? Обратить внимание, что в дождливую погоду все стволы у деревьев мокрые, кажутся черными. А вот эта картина имеет свой колорит? Яркий, сочный, радостный. Такая осень была у нас в сентябре. Сегодня вы будете рисовать пасмурный ветреный день в лесу или в парке. Ваши пейзажи получатся интересными и разнообразными, если в лесу или в парке будут разные деревья: березы, ели, клены, рябина. Очень хорошо, если вы деревья нарисуете красивыми группами, например, растут три березы подальше, а впереди – маленькая елочка, а дальше можете нарисовать дуб или клен. Вывесить несколько композиций поздней осени. Воспитатель говорит о приглушении красок: оранжевой, красной – добавить чуть коричневой. Напомнить технику рисования полусухой кистью. Напомнить, что стволы деревьев могут загораживать друг друга. Во время выполнения работы детьми, напомнить о рациональном методе рисования: сразу три ствола березки, несколько коричневых стволов разной толщины (дуб, рябина). Побуждать детей вносить дополнения, обогащающие содержание рисунка: скамейки, аллеи, птички и т.д. В анализе ребенок рассказывает, как он изобразил хмурый осенний день. Читают: Все деревья облетели                          Стали голыми леса Зеленеют только ели                           Днем и ночью дождик льет.                    Грязь и лужи у ворот.                                                Г.Ладонщиков. ИСТОЧНИК: Швайко Г.С., стр.40.
ЗАНЯТИЕ 4. ТЕМА: «УЗОРЫ ГОРОДЦА НА КУХОННЫХ ДОСКАХ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Учить приглушать яркий цвет красок. Расширять представления детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать варианты узора для украшения своего рисунка. Учить рисовать закругленные цветовые гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с оживкой листьев: тонкими черными линиями и белыми точками. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Рассматривание изделий народных мастеров. Свободное рисование элементов городца: купавки, бутона, петушка, розана. МАТЕРИАЛ: У воспитателя: 3-4 доски с вариантами украшения. Таблица с элементами узора для доски. У детей: силуэты досок, гуашь, мягкие кисти тонкие и толстые (для оживки цветов, листьев). ХОД ЗАНЯТИЯ: Рассказ воспитателя о художественных промыслах Городца. Рассмотреть несколько изделий Городца, показать иллюстрации досок. На досках разный узор. Узоры состоят из бутонов, купавки, листьев, но собраны они по-разному: на одной доске гирлянда внизу, у другой – розан в середине. Далее воспитатель обращает внимание на оживку цветов, листьев. Каждая доска хороша. У вас глаза разбежались. А вы решили сами раскрасить доску и подарить ее родным. (Убрать образцы). Напомнить, какими цветами краски пользуются мастера. А как получить розовую краску? Голубую? Скажите, ребята, а как же надо начинать цветочную гирлянду (с изображения кругов). Показать альбом с последовательным рисованием цветочной гирлянды. Напомнить о рациональном приеме рисования: гирлянду рисуют внизу и вверх – сразу рисуем круги разного размера. Если бутоны в уголках – сразу в четырех уголках рисуем круги. Напомнить, что оживку делаем по мере высыхания основной краски. В конце занятия воспитатель спрашивает, кому же сделают подарок дети. А если мама скажет: «Ах, какая красивая хохломская роспись!» - что вы ей расскажите? 2-3 ребенка рассказывают о роботе, почему именно Городецкая роспись. Вспоминаем:  Если взглянешь на дощечки – ты увидишь чудеса,     Вся земля вокруг дрожит.          Городецкие узоры тонко вывела рука.                          ИСТОЧНИК: Швайко Г.С., стр. 129.  

3

неделя

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА РИСОВАНИЕ НОЯБРЬ      ЗАНЯТИЕ 5. ТЕМА: «КОМНАТНЫЕ ЦВЕТЫ. ПАПОРОТНИК» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Совершенствовать технику рисования с натуры, добиваясь более точной передачи строения формы, пропорции. Обратить внимание на размеры изображения по отношению к размеру листа. Учить детей видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим карандаша. Развивать мелкие движения руки.  ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Наблюдение в уголке природы, дежурства по уходу за комнатными растениями. Дид. игра «Наши комнатные растения».       МАТЕРИАЛ:Комнатное растение «папоротник», карандаши или акварель (по желанию детей), бумага, кисть. Зрительный ряд: иллюстрации комнатных цветов в различных горшках. ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитатель беседует с детьми: Сегодня мы будем рисовать с натуры. Это значит, что прежде чем приступить к изображению предмета, нам надо познакомиться с ним поближе. Как называется это растение? Какие листья у этого растения? Какого они цвета, оттенка? Какую форму и цвет имеет кашпо? Какой фон у нашей композиции? А кто-нибудь видел, как цветет папоротник? Рассказ воспитателя о легенде поиска цветка папоротника. Далее воспитатель рассказывает о том, что работу надо начинать с эскиза – важно соблюсти пропорции так, чтобы его размер соответствовал размеру листа бумаги. Напомнить, что листочки карандашом не прорисовываются. Листья рисуют примакиванием, попарно. При рассматривании сансевьеры обратить внимание на темные прожилки в листьях, закрашивают лист более светлой краской, а потом полусухой кисточкой в пластине листа – более темной. Под тихую музыку дети рисуют. В анализе находят те работы, которые наиболее удачно передают форму и цвет кашпо, строение и окраску растения. Рассказывают, как ухаживают, чтобы растения хорошо росли и развивались. ИСТОЧНИК:Комарова Т.С. стр.156 или Недорезова О. стр.37.
ЗАНЯТИЕ 6. ТЕМА: «ВОЛШЕБНЫЙ МИР СКАЗКИ» ТВОРЧЕСТВО В.М. ВАСНЕЦОВА ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Обратить внимание детей на творческую манеру, специфику выразительности, с помощью которых художник создает сказочно-былинные образы в своих картинах. Прививать интерес к творчеству художника Васнецова, формировать установку на внимательное рассматривание картин.  ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Утренние беседы о творчестве художника В.М.Васнецова. Рассматривание иллюстраций «Аленушка», «Богатыри», «Спящая царевна», «Иван-царевич на сером волке», «Ковер-самолет».                                                                МАТЕРИАЛ: Зрительный ряд: «Аленушка», «Богатыри», «Спящая царевна», «Иван царевич…». Музыка П.И.Чайковского. ХОД ЗАНЯТИЯ:Беседа с детьми. Сегодня мы познакомимся с замечательным художником: Виктором Михайловичем Васнецовым (показать портрет). Он начал писать картины о жизни взрослых людей; эти картины всем нравились, а самому художнику – нет. Однажды художник гостил у друга Саввы Мамонтова в деревне Абрамцево в Подмосковье. Здесь была очень красивая природа. Вокруг рос могучий лес: крепкие дубы, стройные сосны, и Виктору Михайловичу захотелось писать картины на сюжеты сказок. Выставляется картина «Аленушка». Посмотрите, как художник дарит зрителю девичий образ, полный покоя и светлой грусти. По древним поверьям, ласточки – божьи птички. Посмотрите, сколько их сидит на ветке. Они должны принести Аленушке счастье. Распущенные волосы девушки отождествлялись с …….., а вот темный омут – с несчастьем. Березка у воды говорит об исцелении. Выплакалась девушка – и задумалась. Тихая печаль сквозит в глазах, в чуть заметном движении ее губ. Этому способствует и осеннее оцепенение природы. И хоть день пасмурен, мрачен лес, страшен бездонностью омут, теплые краски вносят приподнятую интонацию: золотые блестки листочков рассыпаны по воде, с ними перекликаются светло-розовые цветы на темно-синем платье. Цвет очень гармоничен: ультрамариновый сарафан переходит в приглушенную голубоватую кофточку. Охристые по цвету руки и лицо – в насыщенное золото волос. Вопросы к детям: Какие чувства вызывает у вас Аленушка? Какие цвета помогли художнику передать настроение печали? А что изменилось бы в картине, если бы художник подобрал светлые краски? Если бы вы встретили такую девочку, как Аленушка, как бы вы отнеслись к ней? А теперь посмотрите на эту картину. Выставить «Богатыри». Какие чувства вызывает у вас эта картина? А как зовут этих богатырей? Правильно, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это былинные богатыри, герои русских сказок и легенд. Сидят они на конях, одеты в кольчуги, на головах – крепкие шлемы. Они встали на защиту Отечества от врагов. Пристально вглядываются вдаль, готовые встретить непрошенного гостя. В.М. Васнецов в этой картине выразил свою веру в «красоту и мощь и смысл… наших родных образов, нашей родной природы и человека». Васнецов жил Русью и творил во славу ее. ИСТОЧНИК:Недорезова О., стр. 40; Чумичева О., стр. 102-103; Соломенникова О.А., стр.122.

4

неделя

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА РИСОВАНИЕ НОЯБРЬ        ЗАНЯТИЕ 7. ТЕМА: «СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Закрепить знания детей о средствах выразительности, которые используются в сказочно-былинном жанре. Совершенствовать умения детей изображать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции, передавать настроение и характер положительного сказочного героя при помощи цвета, мимики лица, жеста.  ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Беседы с детьми о русских народных сказках, рассматривание иллюстраций с русской одеждой. Дид. игра «Составь одежду из геометрических форм».       МАТЕРИАЛ:Зрительный ряд: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Цветные карандаши, бумага. ХОД ЗАНЯТИЯ:Вступительная беседа о художнике В.М. Васнецове, о том, какие картины рисовал он. Прочитать отрывок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Обратить внимание на описание главных героев: Аленушка – умная девочка, трудолюбивая, заботящаяся о своем братце. Иванушка – маленький непослушный ребенок. Рассмотреть иллюстрации в книге, отметить одежду детей: Аленушка одета в сарафан, кофточку, передник. На голове – платочек в горошек, коса. Далее воспитатель говорит, что сегодня дети будут художниками-иллюстраторами, и нарисуют картину к этому отрывку сказки: Иванушка обернулся козленком, Аленушка повязала ему ленточку и повела за собой. Очень важно в своем рисунке соблюдать пропорции тела: голова, туловище, руки, а так же размер Аленушки и Иванушки. Сначала дети делают эскиз, затем закрашивают, и только потом приступают к прорисовке деталей: лица, головного убора, орнамента для сарафана. Во время выполнения детьми работы обратить внимание на фон: идут по снегу, в поле, обнимает Аленушка братца и т.д. В заключении дети выбирают понравившуюся работу и рассказывают по «картинке» отрывок сказки. ИСТОЧНИК:Недорезова О., стр. 42 или Швайко Г.С., стр. 111.
              ЗАНЯТИЕ 8. ТЕМА: «УНЫЛАЯ ПОРА, ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:  Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам, учить в работе использовать различные способы рисования деревьев: пятно, замкнутое кругом, подробная деталировка: дерево, изображенное кулачком, ладошкой и др. Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму согласно настроению, переданному в стихотворении.      ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Чтение стихов русских поэтов, рассматривание репродукций И. Левитана «Золотая осень», В.Полякова «Золотая осень». Слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года». Прогулки в парк, сбор осенних листьев.      МАТЕРИАЛ:Бумага, краски, зубные щетки, стеки, репродукции картин с осенним пейзажем. Стихотворение «Приметы осени» Т. Шорыгина, стр. 6; стихи и сказки о родной природе; Френкель «Листья клена облетели», стр.295. ХОД ЗАНЯТИЯ:Вывесить репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», И. Бродского «Опавшие листья». Звучит музыка П.И.Чайковского и дети читают «Унылая пора! Очей очарованье!» А.С. Пушкина. Какое время года описал А.С.Пушкин в этих стихах? Что изобразил И.Левитан в своей картине? А как нарисовал И.Бродский осень? А на этой картине какая осень нарисована? Во время рассматривания картин обратить внимание на рисование деревьев вблизи, вдали, как нарисовать рябинку? Березку? Какую цветовую гамму вы подберете к своей осени? Ответы детей. Да, дети, осень имеет свой характер, каждый день меняет настроение: осень волнуется, ласкается, а может хмуриться плакать, нехотя прощаться с теплым летом. Художники – люди наблюдательные, отражают в своих картинах все капризы осени. Сейчас и вы превратитесь в художников. Как бы вы изобразили дуновение ветра? Листопад? Напомнить о рациональном способе рисования: группы деревьев: березки, клен, рябинки, елочка. Показать метод набрызга фона. По окончании все осенние пейзажи объединяются в один общий, получается осенний лес. Можно прочитать отрывок из стихотворения, а дети находят рисунок к нему: Дождь идет по всей земле,                    Закружила осень рыжие метели, Мокрая дорога,                                       Золотые листья с кленов полетели. Много капель на стекле, А тепла немного.      ИСТОЧНИК:Волчкова В.Н., стр. 20.

 

1

неделя

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА РИСОВАНИЕ ДЕКАБРЬ ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА: «ИСКУССТВО РУССКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ. КАРУСЕЛЬ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:  Воспитывать интерес к народной игрушке. Формировать умение замечать выразительность цвета. Закрепить знания детей об особенностях росписи дымковской и филимоновской игрушки. Упражнять в выполнении эскизов, поиск цветового решения, соответствующего колориту народной игрушки.   ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Рассматривание глиняных игрушек: дымки, филимоновской; чтение рассказов о глиняных игрушках из книги «Русский сувенир».   МАТЕРИАЛ:Зрительный ряд: несколько образцов глиняной игрушки, эскизы с характерными элементами росписи. У детей: вырезанные трафареты различных игрушек, гуашь, кисти мягкие толстые и тонкие. Соломенникова О.А.: стихотворения о филимоновской игрушке – стр.42, о дымке – стр. 150. ХОД ЗАНЯТИЯ:Перед детьми на столе представлены образцы глиняной игрушки. Они расположены так, чтобы дети в ходе занятия имели возможность разделить их на две группы: дымковские и филимоновские. Воспитатель читает:   «Ты откуда пришла к нам такая                 Для тебя не страшны расстоянья, Вся простая, без хитрых затей.                  Ты – от предков далеких времен. С длинной шеей и расписная                     Эти глиняные изваянья – Для игры и забавы детей.                           Колокольной Руси перезвон».   - Дети, вам знакомы эти предметы? Вы уже видели эти игрушки. А вы помните, откуда они к нам пришли? Ответы детей. - Мне кажется, игрушки так подружились, что очень трудно теперь понять, в каком месте какую из них изготовили мастера-художники. Давайте определим, что у них общего? (Их изготовили народные мастера, они сделаны из глины, для их украшения использовали яркие, сочные краски. Игрушки очень красивые и привлекательные. Их придумал и сотворил русский народ. Это фигурки людей и животных). А теперь посмотрите, чем же они отличаются? (Цветовым колоритом, формой, элементами росписи). - Эти игрушки изготовили мастера, живущие в селе Дымково, в пригороде города Вятки. А эти игрушки родились в селе Филимоново Тульской области. - А какие элементы использовали в росписи дымковские художники? Филимоновские мастера?   Перед вами на столах вырезаны силуэты игрушек. Возьмите, что вы хотите, и раскрасьте этот силуэт так, как расписывают их художники этого промысла.   В конце занятия дети раскладывают свои работы в две карусели. Прочитать:   «Хороша игрушка расписная, вся поет – бесхитростно светла, И видна мне радость молодая, ставшего искусством ремесла».   ИСТОЧНИК:Недорезова О., стр. 45.    
  ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА РИСОВАНИЕ ДЕКАБРЬ ЗАНЯТИЕ 2. ТЕМА: «НАЛЕТЕЛИ МЕТЕЛИ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту, используя нетрадиционные методы рисования (монотипия для фона). Продолжать учить детей создавать композиционное построение своего рисунка: многоплановость.      ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Наблюдения в природе. Рассматривание репродукций зимних пейзажей. Слушание «Времена года» П.И.Чайковского. Чтение пословиц и поговорок, народных примет.   МАТЕРИАЛ: Зрительный ряд: репродукции зимних пейзажей, длинное бумажное полотнище, зонирование неба, гуашь, кисти, тычки. Музыка П.И.Чайковского. ХОД ЗАНЯТИЯ:Беседа о времени года. Какая зима? Какими красивыми словами можно рассказать о ней? 1-2 ребенка читают стихи о зиме.   «Зимним холодом пахнуло                           «На заборах, на крылечке На поля и на леса.                                         Все блестит и все бело. Ярким пурпуром зажглися                             Нет свободного местечка Перед закатом небеса».                                Всюду снега намело».   О зиме много есть загадок, пословиц, поговорок, примет. Какие вы знаете? «Кошка в печурку – стужа на двор». «Кошка скребет пол – на ветер, на метель». «Берет нос в большой мороз». «Мороз не велик, да стоять не велит». Проводится игра «Загадай загадку». (Их можно разучить в предварительной работе). «Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет – то заревет» (Снег). «Ни в огне не горит, ни в воде не тонет» (Лед). «Без рук, без ног, а рисовать умеет» (Мороз). Вывесить иллюстрации вьюги, Деда Мороза (из сказки «Морозко»). Вопросы: Какая бывает зима? (Холодная, снежная, вьжная, колючая). Но бывает и красивая, белоснежная, веселая, чудесная. Люди ее называют по-разному: Зимушка-зима, Гостья-зима, Зима-волшебница. Вот как поэты писали о зиме:   «Здравствуй, гостья-зима!                        «Идет волшебница-зима…» Просим милости к нам.                             Пришла, рассыпалась клоками Песни Севера петь,                                    Повисла на суках дубов, По полям и лесам».                                    Легла волшебными коврами,                                                                              Среди полей, вокруг холмов!» А.С. Пушкин.   Сегодня вы языком рисунка расскажите волшебную зимнюю сказку: Весь мир спит. Вы встали с кровати, подошли к окну и увидели чудесную картину: на поляне сказочной красоты деревья, ели. Закройте глаза. Воспитатель читает:   «Что такое за окном?                                 Нарядились и рябинки Сразу в доме посветлело.                          В белый праздничный наряд Это снег лежит ковром,                             Только гроздья на вершине Самый первый, самый белый.                   Ярче прежнего горят».   А теперь откройте глаза и нарисуйте картину зимы. В анализе найти наиболее интересные зимние сюжеты.   ИСТОЧНИК:Недорезова О., стр. 43.          

2

неделя

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА РИСОВАНИЕ ДЕКАБРЬ ЗАНЯТИЕ 3. ТЕМА: «ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Учить детей передавать в рисунке образа знакомых песен, стихотворений о зиме, уметь выбирать изобразительные средства для своего рисунка, задумывать содержание на понравившийся текст и отражать его в рисунке. Закреплять приемы работы краской, карандашами, фломастерами. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Заучивание песен и стихов о зиме. МАТЕРИАЛ: Иллюстрации к песням о зиме: «Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок…», «В лесу родилась елочка» и т.д. Простой карандаш, цветные карандаши, акварель, фломастеры. ХОД ЗАНЯТИЯ:Вывесить 2-3 картины о зиме: дети катаются с горки, лепят снеговика и т.д. прочитать отрывки стихотворений:    «Детство»                         «Снеговик»                                  «Зима» «Вот моя деревня          «Мы с подружкой Катей         «Вот зима, кругом бело». Вот мой дом родной      Ком большущий катим          Много снега намело, Вот качусь я в санках    Из пушистого комка               Утром Ваня санки взял, По горе крутой».            Слепим мы снеговика.           По дорожке побежал.                                          В белой шубке меховой         А в саду у нас гора                                          С угольками вместо глаз       Все катаются с утра,                                          Улыбаясь как живой              Крикнул Ваня: «Берегись!»                                          Снеговик глядит на нас».      Покатился с горки вниз. Предложить детям нарисовать эпизоды зимнего пейзажа: снег, деревья в снегу, горка, катание на санках и т.д. Подумать, как разместить задуманное на листе бумаги. Чем можно рисовать (цв. карандашами, фломастерами, деревья углем, сангиной, снежное убранство белилами). Напомнить, как же получить голубую краску для снеговика, для сугробов. Вспомнить, как можно оттенить деревья, кусты (взять на кончик темно-синюю краску, немного фио

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow