Методы сбора эмпирических данных

В зависимости от целей изучения деятельности выделяются схе­мы системной, частной, комплексной и специальной профессиографии.

Системная профессиография как технология психологиче­ского изучения субъекта труда впервые описана Е.М.Ивановой. Это технология наиболее полного и всестороннего описания ха­рактеристик труда, основанного на системном подходе. К таким характеристикам относят (Е. А. Климов) следующие классы взаи­моотношений: субъектно-объектные (взаимодействие работника и средств и орудий труда), субъектно-субъектные (взаимодействие между самими работниками), а также характеристики конкретно­го вида деятельности.

Объект труда — это конкретный трудовой процесс, норма­тивно заданный, включающий предмет, средства (орудия) и зада­чи труда, а также правила исполнения работы (технология трудо­вого процесса) и условия ее организации (социально-психологи­ческие, микроклиматические и управления: нормирование, пла­нирование и контроль).

Субъект труда ~ это работник или группа работников, взаи­модействующая с объектом труда. Субъект труда характеризуется, с одной стороны, соответствием нормативно заданным требова­ниям, предъявляемым к работникам (по уровню образования, на­пример), с другой стороны, индивидуальными особенностями, присущими каждому субъекту труда по целому ряду показате­лей — возрастным, личностным, психологическим и психофизио­логическим, которые позволяют рассматривать субъект труда как саморегулируемую, динамичную, сложноорганизованную, форми­руемую систему.

Наиболее полно структуру субъекта труда раскрывают следую­щие компоненты:

- объективные показатели (возраст, здоровье, образование, стаж работы, успешность в работе или учении);

информированность о профессии, обобщенное представление о ней;

конкретные знания об объекте труда (трудовом процессе);

осознание социальной роли профессии и социальной значимости конкретных знаний и умений, обеспечивающих выполнение трудовых задач на основе интереса или к содержанию, или к процессу, или к результату труда;

личностный смысл данной деятельности, отношение к ней

цели деятельности, образы и представления процесса исполнения и достижения результата труда;

психологические действия и операции;

функциональные состояния;

индивидуальный стиль деятельности как средство саморегуляции.

В зависимости от направ­ленности и способов исследования профессиограммы можно подразделить на частные, комплексные, специальные.

Частные профессиограммы являются результатом исследова­ния отдельных вопросов, связанных с профессиональной деятель­ностью человека труда. Такие профессиограммы могут отражать задействованные в деятельности физиологические функции; пси­хологические характеристики человека; условия и социальные факторы труда; особенности трудового поста применительно к антропометрическим, психофизиологическим и другим характе­ристикам человека. В зависимости от цели исследования того или иного вопроса взаимодействия человека с профессией внимание исследователя акцентируется на отдельных разделах (блоках) ори­ентировочной схемы системной профессиографии. Поэтому част­ные профессиограммы можно разделить на следующие виды: санитарно-гигиенические; физиологические; психофизиологиче­ские; психологические; социологические; эргономические и

Комплексные профессиограммы выполняются с целью обосно­вания квалификационных требований к работникам, совершен­ствования процесса деятельности (оптимизации условий и режи­ма деятельности, повышения производительности труда, обеспе­чения требуемой работоспособности специалистов и т.д.), объек­та труда (обеспечения эргономичности образцов техники, опти­мизации трудового поста, средств деятельности, совершенствова­ния используемых материалов и веществ и т.д.) и субъекта труда (обеспечения профессиональной надежности, повышения соци­альной активности, формирования требуемых ценностей, моти­вов, установок в деятельности, повышения психологической ус­тойчивости и т.д.). Вместе с тем, в настоящее время строгая клас­сификация комплексных профессиограмм не разработана и нет четких и емких определений разновидностей этих профессио­грамм.

Целью специальных профессиограмм является выявление осо­бенностей личности человека, которые наиболее актуальны для соответствующих этапов его профессионального становления. При этом решаются конкретные практические задачи психологиче­ского сопровождения развития личности в конкретной профес­сии: профессиональная ориентация; консультация; разработка ме­тодов профессионального отбора (подбора), подготовки, аттестации; профессиональная адаптация; поддержка кадровых решений, разработка нормативно-правовой основы формирования про­фессиональной пригодности специалистов; разработка системы контроля за процессом и результатами профессиональной деятель­ности.

Психологическое изучение профессий, проводимое для разных целей, имеет специфические особенности, отражающиеся в про­грамме построения исследований; в методах, реализуемых в ис­следовании; в глубине, детальности и широте рассмотрения раз­ных характеристик одной и той же профессии; в форме представ­ления профессиографического материала.

 

 

 

Профессии изучают не только психологи, но и экономисты, географы, социологи, врачи-гигиенисты, менеджеры (например, в области менеджмента организации существует задача аттестации трудовых постов или должностей).

Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике — профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»).

      Профессиография включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии.

При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, пред­мета, задач, орудий и условий труда. Итоговое описание профессии называется термином «профессиограмма».

      Профессиограмма – описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

      Профессиограмма – это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

      Профессиограмма включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.

Описания, разработанные и утвержденные Министерством труда и социального развития РФ по отношению к каждой профессии называются квалификационными характеристиками.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами (ПВК).

психограмма –психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде.

В современной профессиографии существует еще одно важное понятие – системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяется собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важные качества для данной профессии).

Цели профессиографирования могут быть связаны со следующими областями деятельности:

- аттестация работников;

- проектирование новых профессий и специальностей;

- профконсультация оптантов и отбор специалистов;

- совершенствование профессионального образования, подготовка и повышение квалификации;

- научные исследования профессионального развития личности.

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий. Е.М. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм:

информационные профессиограммы предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес;

ориентировочно-диагностические профессиограммы служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми – эффективными – образцами организации трудовой деятельности;

конструктивные профессиограммы служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала;

методические профессиограммы служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т. е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие про­фессиограммы уместнее было бы назвать методологическими;

диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики.

А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм.

      Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.) учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т. п.

      Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой), раскрывает не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

      Психологически ориентированная профессиограмма выделяет: 1) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2) внутреннюю картину труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

К.К. Платонов выделяет следующие основные принципы профессиографирования.

Принцип целенаправленности: психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования и методы.

Принцип личностного подхода: следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально личностных свойств другими. В данном случае подчеркивается условность, относительность психограммы успешного профессионала как модели желательного набора ПВК.

Принцип допусков: в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении.

Принцип надежности: нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, нужно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изучении опасных профессий.

Принцип дифференциации и типизации: следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии.

Принцип перспективности и реальности: рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе.

К указанным выше принципам О.Г. Носкова добавляет еще несколько.

Этический принцип: важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии.

Принцип конкретности: для анализа профессии недостаточно простого перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность; эти характеристики могут быть установлены лишь при изучении конкретных трудовых постов в организациях (эргатических системах) и постепенном обобщении частных видов труда в группы по специальностям и профессиям (Е.А. Климов).

Принцип целостности: профессиональная деятельность человека должна рассматриваться как целостная система, а не как механическая сумма элементарных действий, операций.

Принцип системной детерминации: следует учитывать зависимость изучаемой профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой трудится субъект труда.

Принцип деятельностного опосредования: своеобразие предметного и функционального содержания трудовой деятельности определяет специфику содержания сознания, опыта субъекта труда, профессиональные особенности его психических процессов.

Схемы профессиографирования. При составлении профессиограмм для сбора эмпирических данных применяются следующие методы: 1) изучение документации по данной профессии; 2) наблюдение за работой специалистов; 3) опрос специалистов (экспертный метод); 4) изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок; 5) трудовой метод; 6) метод искусственной деавтоматизации: исследование не столько сформированных автоматизированных навыков работника, сколько самой трудовой деятельности, которую осваивает обучающийся рабочий; 7) биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь работника на основании его опроса и изучения документации; 8) метод эксперимента, где сам эксперимент понимается как исследование влияния на трудовой процесс естественных или специально организованных факторов; 9) метод моделирования трудового процесса, позволяющий выделять и анализировать наиболее существенные характеристики данного труда.

Можно выделить и различные конкретные схемы профессиографирования. Так, Е.М. Иванова определяет две основные составляющие профессиограммы: субъект и объект труда.

Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик: а) объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы); б) социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о социальной значимости профессии, о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности); в) профессиональная когнитивно- мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу и результату); г) психологическая структура конкретной деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции); д) эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности, функциональное состояние субъекта труда).

Объект труда: а) история и перспективы развития данного трудового процесса (научно-технический и социально-экономический прогресс); б) социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность, социально-технические и социально-экономические характеристики объекта труда); в) сама структура трудового процесса, позволяющая выделить предмет труда, средства труда, трудовую задачу; структуру условий труда: микроклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организацию труда; г) операционально-техническая структура труда (операционально-технологические действия; правила исполнения трудовых действий).

Е.С. Романова и Г.А. Суворова предложили ориентировочную схему экспресс-изучения профессии: 1) технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда); 2) организация и условия труда (социальные и физические условия, освещенность, температура, влажность, профессиональные вредности, режим труда); 3) документация по текучести кадров, сбоям в работе и т.п.; 4) подробное описание самой трудовой деятельности (основные операции и действия); 5) психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: