Список использованных литературных источников Научная и учебная литература

БЛАНК-ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

«Севастопольский государственный университет»

кафедра «Физвоспитание и спорт»

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу по дисциплине

«Медико-биологические основы спортивной тренировки»

 

Выдано студенту Крыловской Людмиле Олеговне_

Курс 1 группа   Пофк/м-19-1-

1.темаВосстановление организма бодибилдера после силовой тренировки

2. сроки выполнения и сдачи работы июнь 2020

План выполнения курсовой работы

сроки Виды работы
Первый месяц семестра 1. выбор темы курсовой работы и её предварительное обсуждение с руководителем 2. поиск, подбор, систематизация и анализ материала по теме курсовой работы 3. составление плана курсовой работы и его обсуждение с руководителем
Второй месяц семестра Написание чернового варианта работы
третий месяц семестра Написание окончательного варианта работы
четвёртый месяц семестра Представление курсовой работы на рецензию руководителю и её защита  

 

Руководитель_____________________________________________________

(подпись преподавателя, дата)

 

Задание к исполнению принял________________________________________

(подпись студента, дата)



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования

«Севастопольский государственный университет»

Кафедра «Физвоспитание и спорт»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Медико-биологические основы спортивной тренировки»

 

Восстановление организма бодибилдера после силовой тренировки

 

 

Исполнитель:   Крыловская Людмила Олеговна
студент _ группы заочного отделения подпись, дата  
     
Научный руководитель:   Рябцев Сергей Михайлович
к.п.н., доцент подпись, дата  

 

 

Дата защиты: ____________

 

Оценка: ________________

 

Севастополь 2020


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Севастопольский государственный университет»

Кафедра «Физвоспитание и спорт»

 

РЕЦЕНЗИЯ

 

Курсовая работа по дисциплине Медико-биологические основы спортивной тренировки

Студента Пофк/м-19-1-з г    Крыловской Людмилы Олеговны

Тема Восстановление организма бодибилдера после силовой тренировки

Руководитель Рябцев Сергей Михайлович, профессор кафедры «Физвоспитание и спорт»

 

 

Содержание рецензии:

 

 

Дата                                                                      Подпись руководителя

 

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..5

Глава 1. Восстановительные средства в спорте, наиболее подходящие в бодибилдинге………………………………………………………………6

1.1 Бодибилдинг, общие понятия………………………………………….6

1.2 Педагогические средства………………………………………………7

1.3 Психологический средства……………………………………………..11

1.4  Гигиенические средства ……………………………………………….15

1.5 Медико-биологические средства……………………………………….17

Глава 2 Сравнительный анализ медико-биологических средств восстановления……………………………………………………………….21

2.1 Оздоровительная гимнастика с элементами Пилатес………………….21

2.2 Миофасциальный релиз …………………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………29

Список литературы……………………………………………………….......31

Приложение…………………………………………………………………...32


 


Введение

В современном спорте проблема восстановления так же важна, как сама тренировка, поскольку достичь высокого результата невозможно только за счет интенсивности нагрузок и увеличения объема. Получается, что методы восстановления и снятия утомления у спортсмена приобретают первостепенное и важное значение в современном мире. Характерной чертой современного спорта являются значительные по интенсивности и объему тренировочные нагрузки, предъявляющие высокие требования к организму спортсменов.

Очень часто тренировочные занятия проводятся на фоне хронического утомления. Но все же поиск наиболее эффективных средств восстановления. Позволяет, это ведет к повышению возможностей организма. Чем скорее восстановление, тем больше возможностей у организма к выполнению последующих работ и выше его функциональная работоспособность и возможности. Здесь ясно, что восстановление - это незаменимая часть тренировочного процесса.

Актуальность состоит в том, что восстановление является составной частью тренировки, поэтому интенсификация тренировочного процесса стала возможной только при условии использования восстановительных средств.

Проблема состоит в том, что восстановление так же важно, как и сама тренировка, поскольку не возможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок.

Цель: определить наилучшие средства, которые ускоряют процессы восстановления, применяемые в современном спорте, а именно в бодибилдинге.

 

 

Глава 1. Восстановительные средства в спорте, наиболее подходящие в бодибилдинге

1.1 Бодибилдинг, общие понятия

Культуризмом или бодибилдингом называют процесс преобразования тела через физические тренировки. В буквальном переводе с английского слово « bodybuilding » — это « телостроительство », то есть непрерывная работа над развитием силы, выносливости и наращиванием мускулатуры. Занимающиеся культуризмом спортсмены относятся к бодибилдингу гораздо серьезнее. Построение красивого и рельефного тела для них — это особая идеология и ведение определенного образа жизни.

Бодибилдерами или культуристами называют постоянно выполняющих упражнения с различного типа отягощением атлетов. Они считают, что бодибилдинг — это целая жизненная философия, а не только спортивная дисциплина. Ярким свидетельством этим словам являются миллионы людей, которые занимаются культуризмом. Число профессионалов, выступающих на соревнованиях, значительно меньше, но это не отражается на популярности спорта.

Для построения идеального тела необходимо полностью пересмотреть общий жизненный распорядок, включить в него:

  • силовой физический тренинг с поднятием утяжелителей, занятия на тренажерах;
  • рацион с высокой энергетической ценностью, предполагающий повышение богатой углеводами и белком пищи;
  • употребление протеинов и гейнеров;
  • прием выводящих излишек жидкости диуретиков, гормонов, сжигателей жира, стероидов, антикатаболиков тогда, когда в этом возникает необходимость.

Основой силового тренинга является гипертрофия мускулатуры, избавление от жировых отложений, создание мышечного рельефа с четко выраженным венозным рисунком. Чтобы добиться этого, в тренировочную программу включают такие виды аэробной нагрузки, как занятия на велотренажерах, плавание, бег. Это позволяет достичь гармоничности и эстетичности в построении красивого тела. Атлеты, которые занимаются таким образом, — это люди, отличающиеся силой духа, с упорством стремящиеся к достижению цели.

Если в пауэрлифтинге и в тяжелой атлетике особое значение уделяется тому, какой вес способен взять атлет, то в бодибилдинге этот аспект не имеет такой важности. Первостепенное значение для культуристов имеют показатели силы и выносливости. Они напрямую влияют на продуктивность занятий.

Профессионалы, принимающие участие в соревнованиях по культуризму, позируют в рамках выступлений, на которых оценивается общий уровень физического развития, объем, симметрия и эстетичность. Участники принимают как обязательные, так и произвольные позы. Первое место завоевывает тот культурист, который имеет самое совершенное тело.

 

1.2 Педагогические средства.

Организм способен самостоятельно восстанавливать израсходованные в ходе тренировки энергетические и функциональные ресурсы. Именно поэтому педагогические факторы, рационально организующие мышечную деятельность в соответствии с возможностями организма, являются в спорте основными.

К педагогическим средствам восстановления относят использование различных форм активного отдыха, проведение занятий на местности, на природе, различные виды переключения с одного вида работы на другой. Также они включают в себя:

· рациональное планирование тренировочного процесса в соответствии с функциональными возможностями организма бодибилдера; правильное сочетание общих и специальных средств; оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро- и макроциклов; широкое использование переключений; четкую организацию работы и отдыха;

· правильное построение отдельного занятия с применением способов снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор технических средств и мест для тренировок, упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмоционального фона);

· варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и занятиями;

· разработку системы планирования с использованием различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки;

· разработку специальных физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности, совершенствование двигательных навыков, обучение тактическим действиям.

 

Педагогические средства являются основными, поскольку, какие бы эффективные психологические и медико-биологические факторы ни применялись для стимулирования восстановительных процессов, рост спортивных результатов в пауэрлифтинге возможен лишь при рациональном построении тренировки. [2]

Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующее стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла. [5, c.415] Методические приемы построения тренировки, способствующее стимуляции восстановительных процессов.

1.Увеличение доли отдельных тренировочных занятий с решением в них преимущественно одной задачи, связанной с углубленной работой над развитием того или иного физического качества или совершенствованием техники. Такой прием повышает эффективность специальной физической подготовки в первом случае и обеспечивает благоприятные условия для фундаментальной работы над совершенствованием спортивной техники во втором. При этом исключается негативное влияние одного вида работы на другой, присущее комплексному построению тренировочного занятия.          

2. Использование микроциклов с применением нагрузки одной преимущественной направленности в тех случаях, когда решается задача специальной физической подготовки спортсмена. Такой прием позволяет повысить силу тренирующих воздействий и получить более высокий эффект в развитии физических качеств.                                                                             3. Концентрация нагрузки однонаправленного тренирующего воздействия на определенных этапах подготовки. Такой прием обеспечивает глубокие адаптационные сдвиги в организме, необходимые для существенного и долговременного повышения уровня специальной физической подготовленности спортсмена. Использование приема концентрации нагрузки на отдельных этапах обеспечивает возможность снижения ее общегодового объема. Место этапа концентрированной нагрузки предусматривается в соответствии со стратегией построения годичного цикла, а его длительность определяется рядом объективных условий, которые будут рассмотрены ниже.                                                                        4. Разведение во времени концентрированных объемов нагрузки разной преимущественной направленности. Это применяется для того, чтобы избежать негативного взаимовлияния их тренировочных эффектов. [2]

Таким образом, вместо комплексной организации тренировки спортсменам высокой квалификации целесообразно использовать, так называемую, сопряженно-последовательную систему организации нагрузки  Последовательность в данном случае означает определенный порядок и очередность введения в тренировку объемов нагрузки различной направленности с учетом планомерного наращивания специфического тренирующего воздействия на организм спортсмена.             Сопряженность предполагает целесообразную преемственность в очередности нагрузок, исходящую из создания таких условий, при которых предыдущие нагрузки обеспечивают благоприятный функциональный фон для повышения тренирующего воздействия последующих. [2, c.105]

 По поводу сопряженно-последовательной системы организации тренировочной нагрузки необходимо сказать следующее. Во-первых, данная система не отвергает комплексность как общий принцип физической подготовки в спорте, а лишь развивает его применительно к условиям и требованиям тренировки спортсменов высокой квалификации. В данном случае,  комплексность следует понимать и рассматривать не в одномоментном или параллельном, а в последовательном, развернутом во времени выражении. Принципиальный механизм тренировочного эффекта такого приема, заключается в последовательной кумуляции следов от сменяющейся тренировочной  нагрузки различной преимущественной направленности. Во-вторых, сопряженно-последовательная система предусматривает в качестве конечного результата равномерное и гармоничное совершенствование основных показателей специальной подготовленности спортсмена.

Для правильного планирования тренировки в годичном цикле важное значение имеют представления о закономерностях долговременной адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе. Под долговременной адаптацией следует понимать относительно устойчивую приспособительную морфофункциональную перестройку организма, результатом и внешним выражением которой выступает повышение уровня его специфической работоспособности. Результаты современных исследований свидетельствуют в каждый момент организм человека обладает определенным адаптационным резервом, т е способностью перейти под влиянием тренирующих воздействий на новый, более высокий уровень специальной работоспособности.

    Емкость такого текущего адаптационного резерва (ТАР) организма ограничена. Это значит, что существует оптимальный срок, в течение которого организму можно предъявлять развивающую тренировочную нагрузку, а также предел в объеме тренирующих воздействий, объективно необходимых для полноценной реализации ТАР организма. Если задать организму нагрузку меньшую по срокам и объему, ТАР не будет реализован. Если превысить их оптимальные пределы, это приведет к перетренировке, а затем и к патологическим явлениям. С ростом мастерства емкость ТАР организма уменьшается, и для его реализации требуется все более сильные тренирующие воздействия. Поэтому необходимо так подходить к определению содержания, объема и организации тренировочной нагрузки, чтобы обеспечить полноценную реализацию ТАР организма и поднять его функциональные возможности на новый, объективно доступный для него уровень. [1]

1.3 Психологические средства.

Специальные психологические воздействия, обучение приёмам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. Однако в спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т.д. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. [3] Специфические условия деятельности в физическом воспитании характеризуются: развитием физических и моральных сил; физическими и психическими напряжениями; предсоревновательным и соревновательным настроем; спортивными достижениями

С этими условиями необходимо соблюдать режим воспитания спортсменов от юношей до ветеранов. [7]

Методы соблюдения этих специфических условий и непосредственного внедрения их в спортивную жизнь.

1. Метод сравнения. Используется для изучения психологических различий в психических процессах, состояниях и личностных особенностях спортсмена в зависимости от возраста, пола, квалификации, условий тренировки и соревнований.

2. Комплексный метод. Метод включает в себя многостороннее изучение спортсмена с помощью многих методик. Например, подготовка спортсмена с помощью гипноза, самогипноза или возможности самостоятельной разработки тренировочного плана и спортивного питания для других. Метод составления тренировочной программы применим как для начинающих, так и для более подготовленных атлетов.

3. Метод наблюдения. Основан на изучении психических, двигательных, поведенческих и других проявлений. Целесообразно просматривать материал в кругу своей спортивной команды для того, чтобы на месте делать негативные и позитивные замечания по ходу просмотра.

4. Метод самонаблюдения. Спортсмен сам устанавливает признаки, по которым он определяет точность и правильность выполнения движения (например, в жиме лежа - правильный подбор постановки рук и точное касание на груди, что позволяет найти максимальный импульс применения обратной силы жима).

5. Метод "обсуждение" или "беседа". Здесь надо очень четко знать и чувствовать, насколько ваш подопечный психологически готов для беседы и какой ключ необходимо подобрать к нему. Тактически, разговор должен быть непродолжительным и иметь свойственно-характерное направление для возможности полностью раскрыть ту или иную причину дискомфортного состояния. Необходимо применять педагогические методы для поднятия духа и психической готовности при тренировках и подготовке к соревнованиям.

6. Метод "анализа". Это заключительный метод, где обязательно следует провести заключительный анализ общего психологического настроя вашего спортивного коллектива, выявить ярких «положительных» лидеров, которые способствуют развитию и становлению морально-психологического климата. Необходимо дать возможность спортсменам для самопроявления и самооценки, а также создать рабочую обстановку в зале. Взаимодействие партнеров по команде носит характер сотрудничества, предусматривающего различные формы деятельности: физическую взаимопомощь, помощь при подготовке спортсмена для выхода на помост (подготовить и замотать бинты, майку и тд.), заменить выбывшего из строя товарища по команде. Эффективность взаимодействия партнеров зависит от психологического климата в команде, сплоченности, сложившихся межличностных отношений, наличия авторитетных лидеров, хорошо отработанных навыков и опыта совместных действий. Важное значение для эффективности спортивной деятельности имеет взаимодействие тренера и спортсмена. Тренер выступает в качестве субъекта, а спортсмен в качестве объекта управления. При этом, функция управления заключается в направленном влиянии на тактико-технические действия спортсмена, в воздействии на его психическое состоянии и поведение в целом. Эффект управляющих воздействий тренера в совокупности с сознательными усилиями спортсмена находит свое выражение в программе соревновательных действий и изменениях в них, в динамике психических состояний спортсмена, во взаимной удовлетворенности и взаимопонимании между тренером и спортсменом, в результативности действии, главным критерием которой служит спортивное достижение. А.И. Леонтьев пишет: "Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидуумов, протекающей или в условиях открытой коллективности - среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром". Нетрудно определить, что состязания по пауэрлифтингу протекают именно "с глазу на глаз" спортсмена и штанги. Здесь, наряду с морально- психологической подготовкой должен сработать навык атлета. Формирование двигательных навыков в спорте не менее важно, чем развитие силы, взрывной силы, выносливости и т.д. Победителем обычно становится тот, кто знает как прилагать силу и скорость, а не тот, у кого эти качества просто развиты. Приобретение навыка означает более высокую эффективность движений, экономичность усилий, а значит и улучшение результата. Некоторые навыки требуют от спортсмена лишь точности движений всего тела или отдельных его частей. [3] При освоении какого-либо навыка, мы мысленно производим оценку действий. Чтобы избежать перегрузки информацией, указания тренера должны сочетаться с внутренними самоприказами спортсмена. После завершения подхода, спортсмену необходимо некоторое время для оценки того, что именно произошло, то есть, он должен производить само движение и результаты приложенных усилий до того, как тренер выскажет свое мнение.

Своевременность указаний тренера спортсмену важно, как и объем передаваемой информации. На последующих стадиях формирования навыка, спортсмен должен получать меньше формальных инструкций, больше концентрировать свое внимание на элементах движения. При этом необходимо, с помощью метода "проб и ошибок" экспериментировать, выбирая различные способы выполнения упражнений, выбирая тот, который наилучшим образом соответствует его двигательным возможностям. Тренер обязан заострять внимание спортсмена на отдельных частях движений, используя такие фразы, как «мощнее движение вверх» (в приседании) или «в каждой точке – ускорение» (в жиме лежа), или «сильнее срыв ногами» (в тяге). [6]

Также необходимо включать дополнительные, формирующие навыки, упражнения. Эффективность тренировки зависит от того, насколько она разнообразна. Для того, чтобы достигать большего результата в каждом движении, необходима отработка каждого из его элементов.

 

1.4 Гигиенические средства.

Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю. [5]

Занятия бодибилдингом – один из методов закаливания. Закаливание организма система мер, повышающих устойчивость организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий, выработке условно-рефлекторных реакций терморегуляции с целью её совершенствования. Для того чтобы совершенствовать организм нужны длительные и систематические тренировки. Закаливание в бодибилдинге представляет особую разновидность физической культуры, важнейшее звено в системе физического воспитания.

Таким образом, закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка к своевременной мобилизации. Для закаливания используют естественные факторы природы:воздух, воду, солнце. Эти факторы не только необходимо для жизни, но также они способствуют видоизменять материальную организацию жизненных отправлений организма, а при определённых условиях могут вызвать нарушение различных функций, стать источником заболеваний. Закалённый человек отличается тем, что даже длительное действие холода не нарушает его температурного гомеостаза (постоянства температуры тела). У такого организма при охлаждении уменьшаются процессы отдачи тепла во внешнюю среду, и наоборот, возникают механизмы, способствующие его выработке, повышается обмен веществ, что обеспечивает нормальное протекание физиологических и биохимических процессов в организме. У незакалённого организма даже непродолжительное охлаждение нарушает процессы теплорегуляции, что ведёт к превышению процессов теплоотдачи над процессами теплопродукции, а это сопровождается прогрессивным понижением температуры тела. В таком случае активизируется жизнедеятельность так называемых условно патогенных микроорганизмов и, как следствие, возникает заболевание. [2]

Совершенствование терморегулирующих механизмов - физиологическая сущность закаливания. При этом достигается высокая слаженность процессов теплопродукции и теплоотдачи, обеспечивающих адекватное приспособление целого организма к факторам среды обитания. Закаливание позволяет использовать скрытые возможности организма, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самым устранить опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды. В широком смысле слова это сознательная регуляция и перестройка терморегуляторной системы организма, направленная на повышение потенциальных возможностей человека противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды путём более быстрого и эффективного включения всех звеньев, входящих в функциональную систему терморегуляции. В этом процессе совершенствуется координационная связь между отдельными функциональными системами организма, благодаря чему достигается наиболее совершенное его приспособление к меняющимся условиям внешней среды. Закаливание принесёт положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающий процедур будут наращиваться постепенно. Впрочем, этот принцип определяется самой сущностью закаливания. Постепенное приспособление организма к различным температурным режимам. Такое начальное закаливание, как обтирание холодной водой или снегом или купание в проруби может принести неисправимый вред здоровью. Переход от менее сильных воздействий к более сильным должен осуществляться постепенно, с учётом состояния организма и характером его ответных реакций на применяемое воздействие.. Длительное переохлаждение тела, внезапные, слишком резкие переходы от тепла к холоду, злоупотребление солнечными лучами отрицательно сказываются на состоянии организма, особенно если он ещё не подготовлен к таким воздействиям.

 В начале применения закаливающих процедур у организма возникает определённая ответная реакция со стороны сердечно-сосудистой системы, дыхания и центральной нервной системы. По мере неоднократного повторения этой процедуры реакции на неё организма постепенно ослабевает, а дальнейшее её использование уже не оказывает закаливающего эффекта. Тогда надо изменить силу и длительность воздействия закаливающих процедур на организм. [2]

Из выше сказанного можно сделать вывод, что основной принцип закаливания это последовательность. Нужна предварительная тренировка организма более щадящими процедурами, например обтирание, ножные ванны, а уж затем обливание и душ, соблюдая при этом, конечно же, принцип постепенности снижения температуры воды.

 

1.5 Медико-биологические средства

Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления. [4]

Правильное питание весьма важно для восстановления, и это включает диету, которая характеризуется высокой нутрициональной плотностью. Если бодибилдер не может постоянно принимать все незаменимые нутриенты в соответствующих количествах, то могут быть очень полезными пищевые добавки. Интересные новые открытия, касающиеся бодибилдеров, тренирующихся с отягощениями, показывают, что использование определенных добавок может укоротить время восстановления. Видимо, имеется "золотой час" непосредственно после интенсивного тренировочного занятия с отягощениями. В течение этого часа организм начинает свою стадию восстановления, пытаясь восполнить резервы израсходованного гликогена и аденозинтрифосфата (АТФ). Если организм не имеет доступа к достаточному количеству глюкозы в крови в это время, то он не запасает избыточных количеств гликогена, который используется для производства АТФ.

Исследования показали, что необеспечение организма качественными источниками углеводов в это время может удлинить период восстановления почти на целые сутки. Эта находка подсказывает, что добавки комплексных углеводов, которые бодибилдеры широко используют перед тренировками, в действительности могут быть лучше использованы немедленно вслед за тренировкой. За счет этого организм становится на путь как можно более быстрого восстановления, а последующий прием пищи будет гарантировать, что пиковое восстановление не пострадает от недостатка пищевых элементов. [2]

 Витамины и минеральные вещества.  У каждого человека своя индивидуальная норма потребления витаминов и минеральных веществ. Известно, что стресс истощает в организме их запасы. Высокий темп жизни, конфликты на работе, постоянные заботы о хлебе насущном, тяжелые тренировки - все это стрессы. Поэтому для гарантии получения всех питательных веществ, весьма важен пищевой рацион с добавлением к нему витаминов и минералов. [4]

Неблагоприятная экологическая обстановка вынуждает организм расщеплять и выводить вредные химические соединения. Витамины А, С и Е, а также элемент селен, предотвращающий окисление, отлично справляются с вредными соединениями и ядами в нашем теле. [2, c.106] Сон. Во время сна пищеварительная система практически не работает. Энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, извлекается в процессе катаболических реакций разрушения мышечных клеток. Однако сами по себе энергозатраты невелики и потом мышцы "худеют" незначительно. В целом катаболическим эффектом сна стоило бы пренебречь, если бы не одно обстоятельство. Когда вы просыпаетесь, организм находится во власти набравших энергию реакций разрушения мышечных тканей. Переход к физической активности требует дополнительной энергии, и потому катаболические реакции усиливаются. Многие бодибилднры не получают нужного количества сна, чтобы достигать пикового восстановления. Исследования показывают, что от 7 до 9 часов сна ночью - это лучший выбор для атлета, тренирующегося с отягощениями. Еще лучшее восстановление обнаруживается атлетами, которые дополняют свой ночной сон дремой примерно в час после обеда. Если вы спите менее семи часов ночью, или менее 49 часов в неделю, есть вероятность, что вы не достигаете пикового восстановления. Это означает, что часы, проведенные в зале - потеря времени. Важно понимать, что почти все восстановление организма происходит во время сна. Именно в это время организм высвобождает гормон роста (ГР). ГР содействует как липолизу (утилизации жира), так и анаболизму. Уровень эндогенного тестостерона также самый высокий во время сна, и это играет столь же важную роль в анаболизме. Во время сна происходят и многие другие важные процессы, включая глубокую мышечную релаксацию, которая жизненно важна для пикового восстановления. Вывод - тренинг без достаточного количества сна не будет давать результата в приростах объемов и сипы. [10]

Отдых, Мышцы растут в ходе отдыха, а не в ходе упражнений. Если вы не даете мышцам нужного отдыха, то цикл роста может замкнуться накоротко. Исследованиями доказано, что восстановление требует от трех до пяти дней, в зависимости от мышечных групп, тренировочного метода и других индивидуальных особенностей. Мышца будет сохранять свою силу в течение 2-3 дней после того, как ее восстановление завершено. Таким образом, время между напряженными тренировками мышечной группы должно составлять от четырех до семи дней. Более частые тренировки результируют в меньших приростах. Для максимальных приростов тренировки должны быть разделены шестью днями. [3, c.114]

 Главное, в дни отдыха полностью отстраниться от штанги и тренажеров, тогда на следующий день вы сможете тренироваться с большей самоотдачей, а застой в результатах останется уделом или лентяев, или, как это ни странно, фанатиков, не вылезающих из зала. Как активную форму отдыха можно применять аэробные тренировки. Пробежка по стадиону в течение 40 минут или проплывание в бассейне 1 км будут неплохим отдыхом. [10]

    Массаж. Ученые провели исследования по поводу массажа.

Две группы культуристов тренировались одинаково интенсивно, но потом одной из них делали массаж. Разницы в восстановлении не отмечалось, и мышцы у всех спортсменов болели одинаково 1-2 дня. Однако интенсивный тренинг отрицательно сказывается на нервной системе: спортсмены становятся раздражительными, теряют аппетит и сон. Массаж как раз и помогает "от нервов". Мышцы благодаря массажу расслабляются, а вместе с ними расслабляется и нервная система. [5]

Сейчас очень популярен самомассаж - миофасциальный релиз(МФР), с помощью специальных роллеров и мячей. Применяя МФР, после тренировки или в день отдыха, можно благоприятно воздействовать на мышцы и фасции(соединительную ткань), без участия массажиста. Это прекрасное средство расслабления.

Таким образом, чтобы мышцы росли, не стоит пренебрегайте всеми средствами оптимального восстановления - сном, отдыхом, питанием, массажем.

 

 

Глава 2  Сравнительный анализ медико-биологических средств восстановления

В качестве методов для сравнения были взяты: оздоровительная гимнастика с элементами Пилатес и один из видов самомассажа, который сейчас пользуется огромной популярностью –миофасциальный релиз (МФР)

Рассмотрим эти методы подробнее

 

2.1 Оздоровительная гимнастика с элементами Пилатес

Оздоровительная гимнастика-это форма фоновой физической культуры, обеспечивающая оптимальное текущее функциональное состояние  организма, восстанавливающая работоспособность, повышающая эмоциональный тонус, оказывающая профилактическое воздействие, в условиях тренировочного процесса.

Был разработан комплекс оздоровительной гимнастики с элементами Пилатес.

1) Круги ногами

Лягте лицом вверх, расположив руки по бокам, ладонями вниз.

Согните левое колено и поставьте левую ступню на пол. Вытяните правую ногу так, чтобы она была перпендикулярна полу. Отведите правую ногу в сторону, опустите вниз и вернитесь в исходное положение. Сделайте круг настолько большим, насколько это возможно, при этом не отрывая нижней части спины от пола.Сделайте круг в обратную сторону.

Выполните все повторения на правую ногу, а затем повторите на левой.

2) Маятник

Лягте на спину, вытянув руки в стороны. Согните колени и поднимите ноги с коврика.Сделайте движение в сторону обоими коленями, удерживая при этом спину прижатой к полу.Вернитесь в исходное положение, а затем повторите то же на другой стороне.

3) Планка-гора

Начните с положения высокой планки, расположив руки прямо под плечами.

Раскачивайтесь всем своим телом вперед на 5 сантиметров, а затем назад к пяткам. Держите свои кор, ягодицы и квадрицепсы в напряжении все время

4) Перекаты

Сядьте на мат или ковёр и согните ноги. Обхватите голени руками.

Округлите спину и наклоните голову к коленям. После того как вы сгруппировались, сделайте вдох и перекатитесь назад. На выдохе перекатитесь вперёд и снова сядьте. Не перекатывайтесь на голову: пола должна касаться только спина.

5) Лук

Лягте животом на коврик. Ноги нужно согнуть в коленях и подтянуть стопы к ягодицам, обхватив руками лодыжки. На вдохе потяните руки и ноги вверх, стараясь прогнуться как можно сильнее. Следите за ощущениями в пояснице: вы не должны испытывать боль. Задержитесь в позе на несколько секунд.

На выдохе плавно опуститесь на коврик, расслабьтесь.

6) Скручивания

Необходимо лечь на спину. Вытяните правую ногу, а левую стопу поставьте на правое колено. На выдохе опустите левое колено вправо.

Руки свободно раскиньте в стороны или опустите правую ладонь на левое колено. Задержитесь в позе на полминуты, а затем на вдохе вернитесь в исходное положение.

Повторите в другую сторону.

7) Пила

Сидя на полу с прямой спиной, вытяните ноги вперед и раздвиньте их на ширину плеч. Носки тяните на себя. Вытягивайте позвоночник вверх, будто хотите достать макушкой до потолка. Вытяните руки в стороны.

Прижмите пупок к позвоночнику и, выдыхая, начните скручивание в сторону, потом на прессе округлите спину вперед и вниз. Тянитесь руками в стороны, правой рукой к левому мизинцу. Выполните два небольших выдоха, «пиля» стопу мизинцем. На вдохе выпрямитесь, и, выдыхая, выполните движение в другую сторону.

8) Кошка

Исходное положение стоя на четвереньках, кисти под плечевыми суставами, колени под тазобедренными суставами, на выдохе выталкиваемся руками от коврика, округляем спину, голову опускаем вниз, взгляд на переднюю поверхность бедра. Вдох- прогибаем позвоночник, голову поднимаем шею вытягиваем, взгляд направлен вперед.

9) Русалка

Исходное положение поза Z-сет, правая нога согнута впереди, левая согнута сзади, седалищные кости направлены в коврик. Макушкой тянемся вверх, плечи от ушей. Вдох левой рукой тянемся через верх вправо, растягивая боковую поверхность, правая рука опирается в пол, локоть мягкий. Выдох корпус возвращаем в исходное положение

10) Скручивания вниз

Примите правильное положение Пилатеса, сделайте вдох – потянитесь макушкой вверх, с выдохом скручивайтесь позвонок за позвонком, опуская голову вниз: сначала шейный отдел, потом грудной и поясничный. При выполнении скручивания не расслабляйте мышцы живота. Внизу при полном расслаблении головы и корпуса сделайте вдох, и с выдохом в обратном порядке поднимайте отделы позвоночника плавно друг за другом, собирая лопатки в верхней точке, вытянув макушку вверх.

Повторяйте движение необходимое количество раз.

11) Диафрагмальное дыхание

Исходное положение любое (лежа, сидя, стоя), обязательно осевое вытяжение,, руки кладем на живот. Делаем вдох, надувая живот, выдох живот уплощается, пупок тянется внутрь, Вдох делаем носом, выдох ртом, губы расслабленны, дыхание спокойное и медленное.

Такой комплекс:

· Укрепляет мышцы-стабилизаторы, выполняющие роль своеобразного корсета, фиксирующие нормальное (физиологичное) положение тела.

· Развивает каждый аспект физической формы: силу, выносливость, гибкость, ловкость, координацию.

· Развивает координацию, баланс.

· Улучшает контроль над телом.

· Корректирует осанку.

· Улучшает работу внутренних органов.

· Помогает в расслаблении и снятии напряжения.

· Помогает достичь внутренней гармонии посредством здорового тела.

· Улучшает диафрагмальное дыхание.

· Занятия полезны в любом возрасте независимо от пола.

Выполняя его в дни отдыха от основных тренировок, организм восстанавливается, плюс перенапряженные мышцы расслабляются, что очень важно для здоровья в целом.

 

2.2 Миофасциальный релиз

Часть слова «мио» обозначает мышечные ткани, «фасция» – это особый вид соединительной ткани, которым покрыты все органы, мышцы, нервы и сосуды.

Фасция является своеобразной оболочкой мышц, и она помогает удерживать вместе мышечные волокна. Мышечная и соединительная ткань связаны теснейшим образом: расслабление или укорочение фасции влияет на тонус мышц.

У здоровых молодых людей мышцы и фасция работают сообща, прекрасно растягиваются и двигаются, не принося при этом никакого дискомфорта. Однако некоторые обстоятельства (возрастные изменения, пассивный образ жизни) вносят свои коррективы, и тогда фасциальная ткань теряет свою эластичность и подвижность. Фасция в этом случае срастается с мышцей, происходит их рубцевание, нарушается кровоток сосудов, проходящих сквозь фасции.

Напряжение одного участка фасциальной ткани неизбежно «передается» соседним участкам.

После интенсивных силовых тренировок, бодибилдеры чувствуют мышечную боль разной локализации, так называемые триггерные точки

Термин «триггерная точка» был введен в 1942 году. Автор термина Джанет Тревел предположила, что миофасциальный болевой синдром возникает из-за чрезмерного напряжения определенного участка мышц.

Триггерные точки можно прочувствовать: при боли в мышцах в определенных точках болевой синдром особенно выражен. При пальпации там отчетливо чувствуется небольшие уплотнения. В узле практически отсутствует кровоток, поэтому клетки области лишены кислорода и питательных веществ, а мышечный спазм приводит к скоплению в клетках продуктов распада, из-за чего и возникает сильная боль.

Интересен тот факт, что в месте триггерных точек мышечные волокна особенно сжаты, следовательно, на соседних участках – чересчур расслаблены. В результате мышечное волокно становится тугим и малоподвижным, мышца теряет тонус, быстрее устает, очень медленно восстанавливается, замедляя работу соседних мышц.

ое уплотнение размером с горошину – это узел в мышечном волокне.

Миофасциальный релиз – особая мануальная методика, при которой воздействие происходит одновременно и на мышцы, и на соединительную ткань. Поскольку они тесно связаны между собой, устраняется не только основной симптом – боль, но и его причина – чрезмерное напряжение мышц.

Расслабление миофасциальной структуры достигается за счет того, что одни мышцы сдавливаются, а другие – растягиваются.

Термин миофасциальный релиз впервые был озвучен в 1981, во время одной из лекций в университете штата Мичеган, студенты которого обучались различным техникам массажа.

С тех пор миофасциальный релиз обрел широкую популярность, нашел своих почитателей по всему миру и успешно применяется массажистами, мануальными терапевтами и другими специалистами.

Кроме МФР в классическом его понимании – с применением особых техник, которыми владеют мануальные терапевты и массажисты, существует более простой и доступный способ стимуляции мышц – Self Myofascial Release (самостоятельный МФР), проще говоря – самомассаж.

Для выполнения подобной стимуляции не требуется помощь посторонних, но необходимо специальное оборудование – ролл для МФР. Обычно для устранения боли используется пенопластовый цилиндр foamroller.

Кроме того, цилиндры для самостоятельного миофасциального релиза могут отличаться составом материала, от которого зависит их жесткость, и диаметром, что позволяет использовать ролл для разных частей тела.

На начальных этапах самомассажа лучше использовать мягкие роллы, со временем переходя к более жестким. Неподготовленным людям жесткие цилиндры не подойдут и даже могут привести к растяжениям, травмам и усилению болевых ощущений.

МФР замечательно справляется с такими проблемами

· болевые ощущения в мышцах после усиленных тренировок;

· медленное восстановление мышц после нагрузок;

· мышечные спазмы и боли у людей, ведущих пассивный образ жизни;

· гипертонус мышц;

· недостаточная гибкость (в определенных видах спорта).

МФР благоприятно влияет на тело спортсмена, так как механическое воздействие цилиндра устраняет сцепление фасций с мышцами, усилить кровоток в болезненном участке, что приводит к повышению эластичности стенок сосудов и улучшению питания клеток.

Прежде чем начать выполнять упражнения, необходимо определиться с болезненным участком и в связи с этим подобрать правильный ролл. К примеру, для спины подойдет полужесткий цилиндр большого диаметра, а для лица – небольшой шарик.

Прокатывать ролл на одном участке нужно не менее 30 секунд: именно столько времени требуется, чтобы возбудить проприорецепторы пораженного участка. Если мышца максимально напряжена, можно увеличить время до 1-2 минут.

В триггерной точке – месте, где болевые ощущения достигают своего пика – ролл можно остановить на 30-40 секунд. Но если при этом боль отдает в другие части тела и как бы отзывается в отдаленных участках, необходимо исключить давление на эту точку, поскольку, вероятнее всего, там проходит нерв или сосуд.(Приложение1)

Скорость движения ролла по тканям должна быть небольшой. Чем медленнее прокатывание, тем эффективнее и быстрее расслабление.

Общая продолжительность воздействия на один участок тела определяется самостоятельно, и она всегда индивидуальна. Закончить прокатку можно только тогда, когда воздействие роллом перестает вызывать боль. Это означает, что расслабление мышцы достигнуто.

С каждой следующей тренировкой интенсивность прокатки нужно увеличивать. Если воздействие мягким роллом не вызывает дискомфорта после нескольких процедур, значит, необходимо заменить его на более жесткий.

При прокатке конечностей начинать нужно от той их части, которая ближе всего к туловищу: руки – от плеча к кистям, ноги – от бедра к ступням.

ВАЖНО! Эффективность миофасциального релиза во многом зависит от дыхания. Во время занятий с роллом нужно дышать как можно медленнее и глубже. Прерывистое и частое дыхание снижает эффект от прокатки.

Частота манипуляций зависит исключительно от собственных возможностей и ощущений: кому-то достаточно повторять процедуру раз в неделю, другие же видят смысл в ежедневной прокатке.[11]

Если сравнивать оздоровительную гимнастику и МФР как средства восстановления, эффективность у них практически одинаковая. Но есть такой фактор, как индивидуальность человеческого организма. И то, что очень подходит одному спортсмену, может быть не очень эффективно другому.

Поэтому нужно все подбирать индивидуально, пробовать, экспериментировать. Можно и даже нужно комбинировать эти два средства восстановления в недельном цикле тренировок, тогда эффект восстановления будет очень высоким.

 

 

                                            

                                      

 

 

                                             Заключение

    В своей работе я попыталась рассказать о том, что такое бодибилдинг, какие бывают в целом средства восстановления и какие больше подходят в бодибилдинге, подробно рассмотрев подробно и сравнив такие средства восстановления как оздоровительная гимнастика и миофасциальный релиз. Восстановление - это ключевой аспект в бодибилдинге. Это критический период между тренировками атлета, когда организм восстанавливается от преднамеренных повреждений, наносимых мышцам. Если организм получает шанс, он будет делать мышцы больше и сильнее каждый раз, когда они проходят через это расщепление к воссозданию. Понемногу все эти маленькие приросты суммируются, и появляются заметные прибавления в объемах и силе. Факторами, которые нарушают этот цикл, является недостаток сна и проработка мышц повторно до того, как им было дано достаточное время для полного восстановления..

 Педагогические средства восстановления являются основными, поскольку, какие бы эффективные психологические и медико-биологические факторы ни применялись для стимулирования восстановительных процессов, рост спортивных результатов в бодибилдинге  возможен лишь при рациональном построении тренировки.

Психологические методы и средства восстановления в бодибилдинге помогают быстро снизить нервно-психическую напряженность, восстановить затраченную нервную энергию. В своей работе я подробно описала такие методы как сравнение, наблюдение, самонаблюдение, анализ, комплексный метод, обсуждение и беседа.

    К гигиенические средствам восстановления в бодибилдинге относятся требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.

Медико-биологическая группа восстановительных средств,  включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления. Тренинг без достаточного количества сна, без правильного питания, обогащенного витаминами и минералами, без отдыха не будет давать результата в приростах объемов и сипы. Средства восстановления в пауэрлифтинге помогают не только нарастить мышцы, но и избежать травм.

И сравнив два средства восстановления два оздоровительную гимнастику и МФР как средства восстановления, эффективность у них практически одинаковая. Но есть такой фактор, как индивидуальность человеческого организма. И то что очень подходит одному спортсмену, может быть не очень эффективно другому.

Поэтому нужно все подбирать индивидуально, пробовать, экспериментировать. Можно и даже нужно комбинировать эти два средства восстановления в недельном цикле тренировок, тогда эффект восстановления будет очень высоким.

 

Список использованных литературных источников Научная и учебная литература

1. Бельский И.В. Системы эффективной тренировки: Армрестлинг; Бодибилдинг, бенчпресс, пауэрлифтинг: Теоритические основы; Методика тренировки; Системы восстановления; Психологическая подготовка; Фармакологическая поддержка; Сбалансированное питание, М.: Вида-Н, 2004. – 352 с.

2. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы, М.: Физкультура и спорт, 1987.- 180 с.

3. Готовцев П. И. Спортсменам о восстановлении, М.: Физкультура и спорт, 1981. – 144 с.

4. Гузеев П. Пеганов Ю. Пауэрлифтинг: Методическое пособие, М.: Терра-Спорт, 2003. – 56 с.

 5. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика: Учебник для вузов, М.: Советский спорт, 2005. – 600 с.

6. Дворкин Л.С. Силовые единоборства: Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт, Ростов – на – Дону: Феникс, 2003. – 384 c.

7. Муравьев В.Л. Пауэрлифтинг. Путь к силе, М.: Светлана П, 1998. – 72 с.

8. Ягудин Р.М. Как построить идеальное тело: Атлетизм и культуризм. Лучшая система упражнений, М.: Астрель, 2009. – 256 с.

9. Смолов С.Ю. Тяги как одно из основных упражнений силового троиборья» // Атлетизм. - 1990. - №12 - с. 13-20

 10. Буланов Ю.Б. Гормон роста II [электронный ресурс]: режим доступа http://www.power35.ru/about/

11. А.Разумовский электронный доступ https://stoneforest.ru/look/allabout/health/miofascialnyj-reliz/

 

 

Приложение 1

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: