Технология дагеротипии

Дисциплина «Декоративно-прикладное творчество и методика ее преподавания» 4 курс

Лекция 1. Декоративно-прикладное творчество, как раздел декоративного искусства.История декоративного искусства

 

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий. Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.

Декоративно-прикладное искусство  - это часть эстетического наполнения бытовой среды.  Все изделия и предметы, расположенные вокруг, отражают вкусы людей, находящихся в непосредственной близости с ними, поскольку человек старается окружить себя красивыми вещами. Изделия декоративно-прикладного творчества  украшают жилье, офисные помещения, зоны отдыха. Особое внимание уделяется оформлению помещений для детей. И, наконец, прикладное искусство -  это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное творчество повышает уровень развития человека, способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства - это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества. Подобные мероприятия имеют особое значение в воспитании молодого поколения.

Немного истории.

 Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории "народно-прикладное искусство". Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая дымковская игрушка - раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины. Промысел уходит корнями в прошлое, ему более четырехсот лет. Появилось древнее прикладное искусство благодаря народному празднику "Свистунья", когда все женское население лепило глиняные свистульки к этому дню в виде курочек, барашков, лошадей. Гулянье продолжалось два дня. 

Со временем праздник утратил свое значение, а народно-прикладное искусство продолжало развиваться. В настоящее время дымковские художественные изделия тиражируют в производственном объединении "Вятская игрушка". Изделия традиционно покрывают белилами и раскрашивают яркими, сочными красками. Изобразительно-прикладное искусство Изделия народного художественного творчества в оригинальном виде, как правило, становятся основой для коммерческих проектов. Сказочные персонажи, придуманные жителями русских деревень, отображаются в знаменитых палехских шкатулках, жостовских подносах, деревянных хохломских изделиях. Прикладное искусство России многообразно, каждое направление по-своему интересно, изделия русских мастеров пользуются высоким спросом у зарубежных коллекционеров.

"Спрос рождает предложение" - эта формулировка как нельзя лучше отражает положение дел в сфере народных художественных промыслов России. К примеру, художественные изделия в стиле гжель пользуются популярностью во всем мире на протяжении нескольких веков. Знаменитые бело-синие вазы, тарелки, чайные и кофейные сервизы желанны в каждом доме, а особо ценные экземпляры составляют гордость коллекционеров. До сих пор неясно, что такое прикладное искусство – работа, ремесло или художественное творчество. По сути, каждое изделие требует определенных усилий для его создания, и при этом необходимо придать образу художественную ценность.

 Особую ценность имеют изделия, изготовленные детскими руками. Непосредственность, свойственная мальчикам и девочкам дошкольного возраста, наивная фантазия вперемешку с желанием выразить свои сокровенные чувства порождают настоящие шедевры. Детское прикладное искусство, представленное рисунками, пластилиновыми фигурками, картонными человечками, - это самое настоящее художественное творчество. Сегодня по всей России проводятся конкурсы, в которых участвуют маленькие "художники" и "скульпторы". 

Современное русское прикладное искусство

Фотографии, даггеротипы, офорты, гравюры, эстампы, так же как и множество других примеров, - это тоже художественное творчество. Изделия могут быть самыми разными. При этом их все объединяет принадлежность к общественной и культурной жизни под общим названием - декоративно-прикладное искусство. Работы в этой области отличаются особым фольклорным стилем.

Недаром все художественные промыслы брали свое начало в российской глубинке, в деревнях и селах. В изделиях прослеживается доморощенная непритязательность и полное отсутствие той претенциозности, которая иногда встречается в произведениях изящного искусства. Вместе с тем художественный уровень народного творчества достаточно высокий.

В России декоративно-прикладное искусство является частью экономической мощи страны. Ниже приводится список основных направлений народных художественных промыслов, которые получили мировое признание и отправляются на экспорт в промышленных объемах. Лаковые миниатюры на деревянной основе (Палех, Мстёра, Федоскино).

Жостовская художественная роспись по металлу, лиможская эмаль, финифть. Хохломская, городецкая, мезенская художественная роспись по дереву. Гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка – художественная роспись по керамике. Палех Палехский народно-художественный промысел появился на российских просторах в начале 20-го века. Искусство лакового рисунка возникло в небольшом поселке Ивановской губернии под названием Палех. Промысел явился продолжением иконописного искусства, которое уходит корнями в допетровские времена. Позже мастера Палеха участвовали в росписи Грановитой палаты Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троицко-Сергиевой лавры.

Революция 1917 года отменила иконопись, художники остались без работы. В 1918 году мастерами была создана палехская художественная артель, в которой расписывались деревянные поделки. Затем умельцы научились создавать шкатулки из папье-маше и расписывать их в стиле миниатюры, используя традиционные иконописные технологии. В 1923 году лаковые миниатюры были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке, где получили диплом 2-й степени. А еще через два года палехские шкатулки экспонировались в Париже, на Всемирной выставке. Успех необычных художественных изделий стал стимулом для создания организаций "Союз художников Палеха" и "Палехские художественные мастерские" при Художественном фонде СССР.  

Федоскино

С этим словом ассоциируют русскую лаковую живопись с применением масляных красок. Промысел появился в подмосковной деревне Федоскино во второй половине 18-го века. Рисунок наносился на изделия из папье-маше и затем покрывался лаком в несколько слоев. Начало искусству федоскинской миниатюры положил русский купец П. И. Коробов, побывавший в немецком городе Брауншвейге и перенявший там технологии по созданию табакерок, бисерниц, шкатулок и других изделий, украшенных живописными картинками. Федоскинская лаковая миниатюра раскрашивается масляными красками в четыре приема: сначала делается набросок рисунка ("замалевок"), затем детальная проработка ("перемалёвка"), лессировка - покрытие прозрачными красками, последний процесс - бликовка, передающая блики и тени на изображении. Федоскинская техника рисунка предусматривает использование подкрасочного слоя из светоотражающих компонентов: сусального золота, металлического порошка или поталя. В отдельных случаях мастер может сделать подкладку из перламутра. Прозрачные лессировочные краски вместе с подкладкой создают неповторимый эффект глубокого свечения. Красочный слой подчеркивается черным фоном.

 

 Мстёра

Так назвали русский народный промысел, появившийся в середине 18-го века во Владимирской губернии. Началось все с "мелочных писем" - миниатюрных икон с прорисовкой мельчайших деталей. После революции 1917 года, когда отпала нужда в иконописи, мстёра перешла на шкатулки и коробочки из папье-маше. Рисунок наносился темперными красками, замешанными на яичных желтках. К середине 20-го века окончательно образовались технологии лаковой миниатюры мстёра. Основные принципы нанесения рисунка заключаются в переводе общих контуров с кальки на поверхность изделия, затем следует "роскрышь", нанесение непосредственно рисунка. Следующий этап - детальная роспись. И наконец "плави" - окончательное раскрашивание с бликовкой, включающей в себя твореное золото (мельчайший золотой порошок). Готовое изделие покрывается прозрачным лаком в шесть слоев с промежуточной сушкой, затем полируется. Характерные признаки мстёрской живописи - это ковровая декоративность, утонченная игра оттенков и три цветовые гаммы, используемые в раскраске: желтая охряная, красная и серебристо-голубая. Тематика рисунка классическая: сказочные сюжеты, исторические памятники, архитектура.

Жостово

Народный промысел жостовский - это металлические подносы, раскрашенные в особом стиле. Зародилось жостовское искусство в начале 19-го века, в деревнях Троицкой волости, в Подмосковье. Жители трех сел (Осташково, Жостово и Хлебниково) занялись изготовлением расписных изделий из папье-маше. А в мастерской братьев Вишняковых стали делать подносы из жести с красочным рисунком. Прейскурант Вишняковых включал в себя два десятка различных изделий из металла и папье-маше, все они были расписными, красочно оформленными и пользовались высоким спросом на ярмарках, при этом на первом плане всегда был раскрашенный поднос. Жостовская роспись - это цветочная тема в нескольких вариантах: букет садовый, цветы "враскидку", гирлянда, плетеный венок. Полевые растения составляли отдельную композицию. Букеты на подносе выглядят натурально за счет тщательной проработки мелких деталей. Палитра цветов при этом используется максимально насыщенная. Фон, как правило, черный, края подноса украшаются ажурным орнаментом, растительным или стилизованным под древесную структуру. Жостовский поднос - всегда расписывается вручную и является эксклюзивным произведением искусства.

Хохлома

Такое название получил русский народный промысел, уходящий корнями в начало 17-го века. Хохломская роспись наиболее сложная и дорогостоящая из всех ныне существующих методик. Художественное прикладное искусство - это длительный творческий процесс, связанный с обработкой древесины, многослойной грунтовкой и раскрашиванием масляными красками. Процесс изготовления хохломских изделий начинается с заготовок. Сначала мастера бьют баклуши, то есть колют топором деревянные бруски. Затем заготовки обрабатываются на станках до нужных размеров и формы. Обработанные заготовки называются "бельем". После шлифовки их промазывают специальной жидкой глиной и просушивают. Затем уже грунтованные заготовки покрывают несколькими слоями льняного масла с промежуточной просушкой. Далее следует лужение, или втирание в поверхность алюминиевого порошка, после чего изделие становится бело-зеркального цвета. На этой стадии оно уже готово к росписи. Основные цвета хохломы - это черный и красный (сажа и киноварь), вспомогательные краски: золотая, коричневая, светло-зеленая и желтая. Кисти при этом используются очень тонкие (делаются исключительно из беличьих хвостов), поскольку мазки наносятся едва заметным касанием. Тематическое содержание рисунка – ягоды рябины, калины, земляника, мелкая листва, тонкие, слегка изогнутые зеленые стебли. Все рисуется яркими, интенсивными красками, контуры четко обозначаются. Изображение построено по принципу контрастности.

Гжель

Это наиболее популярный народный промысел, традиционный российский центр производства художественной керамики. Занимает обширный регион, состоящий из 27 деревень, под общим названием Гжельский куст, в 60 километрах от Москвы. Гжельские места испокон веков славились залежами высокосортной глины, годной для аптекарских сосудов. В 1770 году гжельские волостные земли были приписаны к Аптекарскому приказу. Тогда же в гжельских деревнях наладили производство кирпича, гончарных труб, печных изразцов и детских игрушек для Москвы. Посуда из гжельской глины была особенно хорошая, легкая и прочная. В начале 19-го века в волости насчитывалось 25 заводов по производству посуды. Близость Москвы стимулировала развитие выпуска глиняных изделий, на столичных ярмарках продавалось несметное количество мисок, тарелок, блюд и прочей кухонной утвари. Гжельские игрушки в то время делали из отходов посудного производства. Сколько бы глины ни оставалось, всю ее использовали для лепки петушков, курочек, барашков и козочек. Первоначально кустарные мастерские работали хаотично, но вскоре наметилась определенная линия в производстве. Сырье стали заготавливать специально для сувенирной продукции, мастера также специализировались по профилю наиболее востребованных изделий. Белые блестящие лошадки и статуэтки раскрашивались в разн

Прочие ремесла

Спектр российских народно-художественных промыслов декоративно-прикладного искусства необычайно широк. Здесь и художественное каслинское литье, и чеканка с элементами вкрапления. Технологии интарсии и маркетри позволяют создавать великолепные картины и панно. Русское прикладное искусство - это обширный культурный пласт страны, достояние общества.

Человек всегда старался приукрасить свою жизнь, внося в нее элементы эстетики и творчества. Ремесленники, создавая предметы быта – посуду, одежду, мебель, декорировали их орнаментами, узорами, резьбой, инкрустировали драгоценными камнями, превращая в настоящие произведения искусства. Декоративное искусство, по сути, существовало еще в доисторические времена, когда пещерный человек украшал свое жилище наскальными Латинское слово decorare переводится как «украшать». Именно оно является корнем понятия «декоративный», то есть «украшенный». Следовательно, термин «декоративное искусство» дословно значит «умение украшать». Подразделяется на такие составляющие виды искусства: монументальное – оформление декором, росписью, мозаикой, витражами, резьбой зданий и сооружений; прикладное – касается всех бытовых предметов, в том числе посуды, мебели, одежды, текстиля; оформительское – творческий подход к оформлению праздников, выставок и витрин.

Главным признаком, по которому декоративное изобразительное искусство отличают от изящного, является его практичность, возможность использования в быту, а не просто эстетическое наполнение. Для примера, картина – это предмет изящного искусства, а украшенный резьбой подсвечник или расписная керамическая тарелка – прикладного.  

Классификация.

 Отрасли этого вида искусства классифицируются по: материалам, применяемым в процессе работы. Это может быть металл, камень, древесина, стекло, керамика, текстиль. Технике выполнения. Применяются самые различные приемы – резьба, инкрустация, литье, набойка, чеканка, вышивка, батик, роспись, лозоплетение, макраме и прочие.

Функциям – предмет мог использоваться по-разному, например, как мебель, посуда или игрушка. Как видно из классификации, данное понятие имеет очень широкий охват. Тесно связано с художественностью, архитектурой, дизайном. Предметы декоративно-прикладного искусства формируют материальный мир, окружающий человека, делая его прекрасней и богаче в эстетическом и образном плане.  

Во все века ремесленники старались украсить плоды своего труда. Они были искусными мастерами, обладали прекрасным вкусом, из поколения в поколение совершенствовали свои умения, тщательно оберегая секреты внутри семьи. Их кубки, знамена, гобелены, одежда, столовые приборы и прочие предметы быта, а также витражи, фрески отличались высокой художественностью. Почему же определение «декоративное искусство» появилось именно в середине 19-го столетия? Это связано с промышленной революцией, когда в ходе быстрого роста машинного производства изготовление товаров из рук ремесленников перешло на заводы и фабрики. Продукция стала унифицированной, неуникальной и часто непривлекательной. Ее главной задачей стала лишь грубая функциональность. В таких условиях прикладной промысел буквально означал изготовление единичного товара с высокой художественной ценностью. Мастера прикладывали свое искусство, создавая эксклюзивные декорированные предметы быта, которые в условиях промышленного бума стали пользоваться особым спросом в богатых слоях общества. Так и родился термин «декоративно-прикладное искусство».  

История развития

 Возраст декоративного искусства равен возрасту человечества. Первые найденные предметы творчества относятся к эпохе палеолита и представляют собой наскальные рисунки, украшения, ритуальные статуэтки, костяные или каменные предметы быта. Учитывая примитивность орудий, декоративное искусство в древнем обществе было очень простым и грубым.

Дальнейшее усовершенствование средств труда приводит к тому, что предметы, служащие практическим целям и одновременно украшающие быт, становятся все более изящными и утонченными. Мастера вкладывают в предметы обихода свой талант и вкус, эмоциональное настроение. Народное декоративное искусство пронизано элементами духовной культуры, традициями и взглядами нации, характером эпохи. Оно охватывает в своем развитии огромные временные и пространственные пласты, материал многих поколений поистине необъятен, поэтому невозможно все жанры и виды его выстроить в одну историческую линию. Этапы развития условно разбиты на самые значимые периоды.

 

Декоративное искусство Египта является одной из самых значимых страниц в истории прикладного творчества. Египетские мастера довели до совершенства такие художественные ремесла, как резьба по кости и дереву, обработка металла, ювелирное дело, изготовление цветного стекла и фаянса, тончайших узорчатых тканей. На высоте было кожевенное, ткацкое, гончарное ремесла. Художники Египта сотворили чудесные памятники искусства, которыми весь мир восхищается и сегодня. Не менее значимым в истории прикладного искусства стали достижения древневосточных мастеров Передней Азии (Шумер, Вавилон, Ассирия, Сирия, Финикия, Палестина, Урарту). Декоративное искусство этих государств особенно ярко выразилось в таких ремеслах, как резьба на слоновой кости, чеканка по золоту и серебру, инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями, художественная ковка. Отличительной чертой изделий этих народов была простота форм, любовь в декоре к мелким и подробным деталям и изобилие ярких цветов. Очень высокого уровня достигло производство ковров.  

Изделия ремесленников античности украшены изображениями растений и животных, мифических существ и героями легенд. В работе использовался металл, в том числе благородный, фаянс, слоновая кость, стекло, камень, дерево. Высочайшего мастерства достигли критские ювелиры. Декоративное искусство стран Востока - Ирана, Индии - пронизано глубокой лиричностью, утонченностью образов в сочетании с классической ясностью и чистотой стиля. Спустя столетия вызывают восхищение ткани - муслин, парча и шелк, ковры, золотые и серебряные изделия, чеканка и гравюры, расписная глазурованная керамика. Поражают воображение люстровые и бордюрные изразцы, которыми украшали светские и религиозные строения. Уникальным приемом стала художественная каллиграфия. Неповторимой самобытностью и эксклюзивными приемами отличается декоративное искусство Китая, которое оказало серьезное влияние на работы мастеров Японии, Кореи, Монголии. Искусство Европы формировалось под влиянием декоративно-прикладного мастерства Византии, впитавшей в себя дух античного мира.

Самобытность Руси Народное декоративное искусство Древней Руси испытало на себе влияние скифской культуры. Художественные формы достигли большой изобразительной силы и выразительности. Славяне использовали стекло, горный хрусталь, сердолик, янтарь. ювелирное дело и металлообработка, резьба по кости, керамика, декоративная роспись храмов. –

Особое место занимает писанкарство, резьба по дереву, вышивка и плетение. В этих видах искусства славяне достигли больших высот, создавая утонченные изысканные изделия. Основой декоративного искусства стали национальный орнамент и узоры.

     Гравюра (фр.) – вид графики, в котором изображение является оттиском рисунка, нанесенного на дерево, металл, линолеум и др. материалы; произведение, выполненное в такой технике.

     Инкрустация (лат. «покрытие корой» - изображение, орнамент из различных материалов (дерева, металла, мрамора и др.), которые врезаны в поверхность изделия или сооружения и отличаются от неё цветом или фактурой.

      Инталия (ит. «резьба») – камень твердой породы, чаще драгоценной, с вырезанным углубленным рельефным изображением в противоположность камее.

     Интерьер (фр. «внутренний») - внутреннее пространство здания.

     Камея (фр.) - драгоценный или полудрагоценный камень с выпуклым изображением.

     Колорит (итал. – цвет) – сочетание цветовых тонов в проиведениях изобразительного искусства.

     Ксилография (греч. «срубленное дерево», «пишу») – гравюра на дереве.

     Литография (греч. «камень» и «пишу») – гравюра на камне

     Лубок, народная картинка (название происходит от липового лубка) – произведение народной графики, как правило, печатное, отличающееся простотой и доходчивостью образа.

     Мозаика (фр.) – изображение или орнамент, выполненные из цветных камней, смальты (кусочков цветного непрозрачного стекла) и т.д.

     Монограмма   (греч. «один» и «буква») – сплетенные в виде вензеля начальные буквы имени, фамилии; условный знак, заменяющий подпись на произведении художника.

     Офорт (фр. – крепкая водка, т.е. азотная кислота) – вид гравюры на металле. Где углубления печатной формы создаются травлением металла кислотами; оттиск, полученный этим способом гравирования.

Скань (от древнерус. – «скать» - сучить, свивать) – вид ювелирной техники, узор, выполненный из тонкой проволоки (золотой, серебряной и др.), гладкой или свитой в веревочку.

Филигрань (итал.) – витые узоры из тонкой металлической проволоки. То же, что скань.

Эмаль (фр. - плавить) – техника, применяемая в ювелирном искусстве: прочное стекловидное покрытие, наносимое на металлическую поверхность и закрепляемое обжигом. Существует и холодная эмаль (без обжига). Эмалью называют также непрозрачную глазурь на керамике, белую или цветную, особенно характерную для майолики.

Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка, старое название острова Майорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури. Для современной майолики характерны экспериментаторство, поиски новых

пластических и живописных возможностей массы, глазури, эмали. В советской

художественной практике майоликой также называют керамику с цветными

глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

Майолика — это вид керамики, которая известна с эпохи неолита. Свое название она получила благодаря испанскому острову Майорка (Мальорка), игравшему важную роль в торговле с Италией и странами Магриба. Сюда арабские купцы привозили глиняные изделия, покрытые оловянно-свинцовой глазурью. Искусно расписанные блюда, кувшины, вазы, будучи весьма дорогостоящими, служили украшением парадных залов домов и очень ценились. Особенно славилась работа гончаров Египта, Вавилонии, Ирана и Азии.

Изготовлением майолики занимались мастера, обладающие не только отменным художественным вкусом, но и твердой рукой, так как роспись проводилась по сырой глазури, нанесенной на стенки обожженного изделия, и самая малейшая ошибка приводила к его порче. После росписи керамику помещали в специальные печи для обжига, где глазурь сплавлялась с красками.

Всемирную известность итальянские мастера приобрели в начале XVI века. Именно их считали законодателями мод в этом виде искусства. Наиболее чистые цвета получались при нанесении сине-зеленой и желто-коричневой краски. Они и стали традиционными для итальянской майолики. Главными центрами производства стали города Фаэнцы, Флоренция, Кафаджоло, Урбино. В это же время появились мастерские по изготовлению майолики в Испании, Германии и Франции. В Древней Руси эту технику знали еще в XI веке, но настоящего расцвета архитектурная майолика достигла лишь в XVII веке в Москве и Ярославле. Русские мастера изготавливали и успешно торговали керамическими наличниками для окон, фризами, порталами, фигурами святых, печными изразцами.

Декоративную майолику использовали в своем творчестве такие известные художники, как В. Васнецов, А. Головин, С. Малютин, П. Пикассо, а также скульпторы И. Фрих-Хар, И. Ефимов.

 

Эмаль (не путать с эмалевыми красками) тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой.

В художественной керамике эмалями иногда называют непрозрачные (глухие), обычно белые, блестящие глазури за их свойство перекрывать цвет керамического черепка.

В переносном смысле эмалями нередко называют практически все

стекловидные покрытия по металлам, используемые в бытовых целях (эмалированная посуда, ванна и т. д.).

Дагерротипия изобретена французским художником Даге́ром в 1839 году. Дагерротипия считается первым практическим способом фотографирования.

Этот способ был единственным способом получения фотографических

изображений до изобретения в 1851 году мокрого коллодионного процесса,

полностью вытеснившего более сложную и опасную дагерротипию.

Технология дагеротипии

В качестве фотоматериала использовали посеребрённую медную пластинку. Пластинку тщательно полируют, затем непосредственно перед съёмкой обрабатывают парами йода, в результате чегообразуется тончайший слой светочувствительного йодистого серебра. Под действием света в этом слоевозникает скрытое изображение, проявляемое парами ртути. Полученное изображение закрепляютраствором тиосульфата натрия.

Эста́мп (фр. estampe, от итал. stampa) произведение графического искусства, представляющее собойгравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной

формы (матрицы). Эстамп, как произведение тиражнойграфики, обладает

спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки,

которые сделаны самим художником или печатником при участии автора.

В Европе техники эстампа стали известныс XV века. Вначале не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический прием

размножения изображений. Первые оттиски делались с гравированных

деревянных досок.

Приобретались они теми, кто не мог себе позволить уникальные работы.

Панно – это элемент декора помещения, который призван украшать стены, потолок, а иногда даже фасады зданий. Чем в таком случае панно отличается от обычной картины, ведь и то и то служит для украшения интерьера? Прежде всего, способом своего изготовления. Если картиной считается, прежде всего, произведение живописного искусства, то панно может быть скульптурным, мозаичным, тканевым, деревянным и даже пластиковым. Давайте рассмотрим виды панно более подробно.
  Панно́ (фр. panneau от лат. pannusкусок ткани) — вид монументального искусства, живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.

Панно, выполненные на внешних стенах здания из цветных плиток или в технике фрески, называют иногда муралями.

1. Гладкая или с живописными, скульптурными изображениями поверхность на стене, потолке, обрамлённая орнаментом.

2. Картина на холсте, постоянно занимающая какой-н. участок стены.

Фини́фть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю»[1]) — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.

Фини́фть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем...

Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклурубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.

Каслинское литьё — народный промысел и художественные изделия (скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, изделия для архитектуры) из чугуна, производящиеся на заводе архитектурно-художественного литья в городе Касли Челябинской области, Россия.

Интарсия — одна из разновидностей многоцветного вязания. Используется для вязания цветных участков больших размеров. В переводе с итальянского, «интарсия» означает «вставка».

Для вязания в технике интарсия чаще всего (но не исключительно) используется лицевая гладь — на ней рисунки выглядят более яркими и выразительными. Вставками могут быть любые геометрические фигуры, цветы, животные и т.д. При желании можно создать целую картину. Техника вязания «интарсия» по своему воплощению схожа с жаккардовыми узорами. Но если жаккардовый узор на спицах – это использование 1-2, ну максимум 3 оттенков, то интарсия может затребовать до 20 и более различных цветов. Вязание жаккардового узора – это чередование не более трех оттенков в определенной систематической схеме, согласно которой получается своеобразная графика. В то время как интарсия – это вывязывание сложных природных массивов, цветочной иллюстрации и прочих картин.

В отличие от жаккардовой техники, при вязании рисунка в технике интарсия не делаются протяжки из нитей. Для перехода с одного цвета на другой нити соседних клубков перекручиваются определенным образом, чтобы вязаное полотно не распадалось на части. Интарсия отличается от жаккарда так же тем, что при вязании нити не тянутся вдоль целого ряда — она используется для вязания отдельных достаточно крупных цветных «островков», которые согласно задумке мастера, могут выстраиваться в рисунки и композиции, геометрические орнаменты и даже становиться целыми картинами. При этом для каждого участка

Маркетри (от французского marqueterie) - мозаика из тонких пластинок ценных пород дерева, толщиной от 1 до 3 миллиметров, различных по цвету и текстуре, наклеивающихся на основу из простых пород дерева. Маркетри - Мозаичные изображения, выполненные путем наклеивания на основу тонких фигурных пластинок фанеры из различных пород древесины. В ряде случаев добавляются пластинки из слоновой кости, перламутра, металла. Широко используется при изготовлении мебели.

Значение слова Маркетри по Ефремовой: Маркетри - мозаичные изображения или орнаменты, выполненные наклеиванием на какую-л. основу тонких фигурных пластинок из различных по цвету и структуре пород дерева, иногда с добавлением пластинок слоновой кости и перламутра.

Маркетри в Энциклопедическом словаре: Маркетри - (франц. marqueterie) - вид мозаики из фигурных пластинок фанеры(различных по цвету и текстуре), которые наклеиваются на основу(деревянная мебель, панно и др.).

Писанка — яйцо с нанесенным орнаментом-рисунком, разновидность более широкой практики крашения и декорирования (крашенки, капанки, шкрябанки…). Писанка стала знаком, символом праздника Пасхи. Атрибут весенне-летних земледельческих обрядов. Занимает центральное место в пасхальной обрядности. Есть неподтверждённые предположения, широко транслируемые сегодня в интернете, о корнях этого явления в языческом прошлом славян. Однако историко-этнографическая фиксация явления принадлежит однозначно христианской культуре и приурочена к празднику Воскресения Христова или Пасхи. Роспись писанки (с орнаментом ориентированным на форму яйца) — распространённый вид декоративного искусства у многих народов (не только славян).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: