Лекция на тему: Особенности исполнения орнаментальных и игровых хороводов в Архангельской области

Вступление:  Русский народный танец — это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимания красоты окружающего мира.

Тяжелые длинные сарафаны, высокие головные уборы — повязки, венцы, кокошники — способствовали плавности и величавости движения в хороводах, а весь жизненный уклад и строгое воспитание девушек вырабатывали в их характере сдержанность, скромность поведения, степенность и достоинство. Девушки ходят в хороводе плавно, торжественно, у них плывущая поступь, сдержанная, спокойная строгость в движениях, осанке, взгляде. ’’Идет и головой не тряхнет”, т. е. не повернет головой ни вправо, ни влево, можно сделать лишь поворот в сторону вместе с корпусом, а иначе окружающие хоровод зрители — соседи, ’’женки” (замужние женщины. — А. К.), парни, родители — вертлявкой или вертиголовкой назовут, а то еще обиднее — вертихвосткой. Ходить в хороводе девушка должна была ’’как стопочка” подтянутая, плыть ’’как пава”, подпрыгивание считалось неприличным, и зрители зорко следили за скромностью и строгостью поведения девушек. Девушки не только глаз не поднимали, они и рот-то при пении раскрывали как можно меньше — ’’церемонились”.

       Основная часть: Большинству хороводов северных областей, как игровым, так и орнаментальным, присущи строгость и благородство движений. Северные хороводы не переходят в пляску или в припляс и не соединяются с ними. Но, несмотря на кажущуюся сдержанность и спокойствие исполнения, все северные хороводы наполнены внутренним темпераментом.

В Архангельской области хороводы часто называют ’’круги”, ’’круг”, ’’кружки”, ’’кружок”, а по всему течению реки Мезени хороводы называются игрищами. Существует группа орнаментальных хороводов — торжественных шествий, которые в различных районах носят свои названия — ’’ходечи”, ’’ходючи”, ”ходе- цы”, ’’ходюги”. В песнях же хоровод часто называют ’’город”, ’’городок”. ’’Обойду ли я кругом города”, — поется в одной из северных песен.

В Архангельской области орнаментальные хороводы в большинстве своем чисто женские, в них принимали участие только девушки-невесты и молодки (замужние женщины по первому или второму году. — А. К.). И пели в орнаментальных хороводах одни девушки, парни совсем не пели, не принято было.

 Орнаментальные хороводы в Архангельской области очень разнообразны по своим построениям. Но все же характерной чертой орнаментальных северных хороводов является их линейное построение. Круг — это форма, как бы побуждающая к быстрому движению, круг как бы катится, а медленному ритму песни, ее протяжному звучанию больше соответствует торжественная, величавая поступь линиями-шеренгами. Непрерывность звукового потока, отсутствие пауз между строфами, характерные для северной манеры исполнения, отличают и хороводные песни.

   Таким образом, северный медленный хоровод — это что-то вроде прогулки под песню, да и тяжелый, богатый наряд не давал возможности делать быстрые движения. В Архангельской области часто говорят, что хороводы не водят, а ходят. Отсюда и название хороводов — ’’ходечи”, ’’ходецы”, ’’ходить в ходецу” и т. д Это своеобразная церемония, своеобразное шествие — смотрины невест. Место на улице, где девушки ходили в хороводе, ’’выпахивали” (подметали — А. К.) начисто, чтобы подолы не пачкали. С чувством большого собственного достоинства девушки парами, выстроившись колонной, под песню ’’Хожу я по травке” шли по улице.

Парни и зрители сидели и стояли по бокам. Дойдя до определенного места, переходить которое не полагалось, все одновременно на конец куплета делали за четыре шага поворот вокруг себя через правое плечо и шли обратно по тому же пути. Дойдя до зрителей, девушки линиями поворачивались к ним, отвешивали чинный поклон и продолжали двигаться дальше. Иногда этот путь продолжался не один и не два куплета. Все зависело от ведущих и от длины расчищенного пути. Дойдя до противоположного конца пути, участницы хоровода снова делали поворот через правое плечо и продолжали хождение. Иногда такое место огораживали с трех сторон бревнами или низкими лавочками, на которых сидели девушки — участницы хоровода и зрители. Запевалась песня, девушки, встав лицом к открытой части прямоугольника, выстраивались парами в колонну (’’застенок”). Через восемь и более шагов всей колонной ведущая пара начинала расходиться вправо и влево, делая поворот за четыре шага, и двигаться навстречу идущей колонне. Девушки следующих пар, дойдя до того же места, повторяли их движение и шли за ведущими. Ведущие, пройдя всю колонну, вновь соединялись в пару, делая поворот за четыре шага вправо и влево, и снова продолжали путь в колонне. Все это повторялось много раз. Девушки шли медленно, очень короткими шагами, шли так, чтобы ноги не прикасались к сарафану и он не шелохнулся бы. Это было непросто, здесь требовалось умение, и за этим следили строгие зрители, окружающие хоровод. В руках, свободно опущенных вниз, белые кружевные платочки. На плечах и на спине красиво расположены и искусно прикреплены к костюму три больших ярко- красных платка из атласа или шелка.

Изредка в ’’ходечи”, особенно когда хоровод исполнялся в огороженном прямоугольнике, девушки поклонами приглашали парней. И тогда менялись исполнение хоровода и его характер. Это уже не парад невест — это ’’шествие”. Шалей нет, в руках у девушек только белые кружевные платочки. Парень и девушка держатся за руки: если парень стоит слева от девушки, то он левой рукой держит левую руку девушки на уровне груди, не прижимая ее к корпусу, и торжественно ведет девушку; правые руки опущены, платочек в левой руке. Парень может стоять и справа от девушки, тогда соединяются правые руки, платочек переходит в правую руку, а левые руки опущены.

       Большое распространение в Архангельской области, особенно по всей реке Мезени, получили хороводы ’’застенок”, ’’столбы”, ’’круги”. На Мезени их объединяют одним общим названием — ’’петровщины”. Название это шло от летнего праздника — Петрова дня, на котором они исполнялись. Но хотя эти хороводы и называются ’’петровщинами”, теперь они исполняются в течение всего лета, на Троицу, Иванов день, Ильин день и другие праздники

.     Каждое гулянье начиналось ’’застенком”. Девушки и молодки, взявшись парами под ручку, ’’застенком” — колонной под песню ”Не за реченькой девушки гуляли” шли за ведущей парой по всей деревне, к ним пристраивались все новые и новые пары.

Придя на место гулянья, продолжали это хождение, но уже по замкнутому кругу. Второй частью ’’петровщин” были ’’столбы”, или ’’стоять столбами”, или ’’стояние столбами”. Хоровод заключался в следующем. Участницы теми же парами, которыми они ходили с песней, останавливались по кругу лицом в круг. Расстояние между парами — несколько шагов. Стоящая слева в ведущей паре начинала переход простыми шагами по кругу по движению часовой стрелки к следующей паре и вставала рядом, также лицом в круг. Из образовавшейся тройки крайняя девушка слева переходила дальше к следующей паре, и так происходило до тех пор, пока участницы не возвращались на свои места. В этом хороводе руки соединены чуть ниже уровня груди, через руки перекинуты сложенные пополам шали или платки.

Это очень старинный хоровод-игра, дошедший до нас от языческих времен. Различные варианты этого хоровода под такими же названиями бытуют и в других северных областях России. Очень редко ’’столбы” играют без песни, как, например, в этом мезенском варианте.

Третий хоровод, последняя часть ’’петровщин”, называется ’’круги'.’ Две ведущие девушки-хороводницы, пройдя внутри круга по солнцу, подходят к девушке и кланяются. Она отвечает также поклоном. Берут ее под руки и выводят в круг (в некоторых деревнях выводят за круг). Оставив ее одну, идут к следующей девушке, также обмениваются поклонами и ведут ее под руки к первой. Затем берут платок первой девушки, складывают углом и дают один конец в левую руку первой девушке, а другой конец связывают со сложенным таким же образом платком второй девушки, которая берется левой рукой за место соединения двухплатков. Левые руки согнуты в локтях, но локти не прижаты к корпусу; кисти правых рук лежат на кулаках левых.

Так хороводницы выстраивают всех участниц в одну линию или в большой круг. Все это делалось степенно, неторопливо и без песни. Большое значение имело, кого поставят в эту линию первыми — ведь хоровод не какое-нибудь пустое развлечение, а дело серьезное. Обычно первыми ставили наиболее уважаемых и достойных: учитывались их знатность, зажиточность, поведение, коренные они жители или приезжие.

Стоять в конце хоровода никому не хотелось. Отсюда пошли такие выражения: ”Не хочу в хвосте волочиться” или ”В хвосте волочиться не буду”. Хоровод составился. Ведущие-хороводницы становились впереди линии парой и запевали песню ”Не за реченькой девушки гуляли”. Все подхватывали песню, и цепь шла по солнцу большим кругом.

 Длятся ’’петровшины” долго: два, три, четыре часа — в зависимости от количества участников. Участвуют взрослые девушки и молодки. Одеты в парчовые или шелковые штофные сарафаны, поверх коротена, на голове повязка или пустошка.

  Такие хороводы, как ’’Ходечи”, ’’Застенок”, ’’Круги”, ’’Столбы” и др., обычно сопровождались медленными, плавными, протяжными песнями, которые на Севере называют долгими.Однако не следует думать, что на Севере человек и его эмоции как бы скованы морозом. Здесь бытуют и более быстрые, затейливые и веселые хороводы, как, например, ’’Корзиночка”, ’’Змейка”, ’’Капустка”, ”Во лузях” и многие другие. Такие хороводы исполняются под быстрые, веселые песни, которые здесь называют скорыми. Но даже и в этих быстрых хороводах исполнительницы сохраняют грациозную, сдержанную и строгую манеру. Правда, по большим праздникам девушки, одетые в тяжелые праздничные, богатые костюмы, с повязками на голове, — повязочницы — редко принимали участие в быстрых хороводах. В таких хороводах чаще участвовали девушки в более легких и менее богатых костюмах и в кокошниках — их называли кокушами. В обычные же дни на гуляньях костюмы мало отличались. Все наряды были легче, скромнее, проще. В различных хороводах участвовали уже все девушки и молодки, движения их были менее торжественны, но так же сдержанны.

 Хоровод ’’Корзиночка”, который бытует в селе Лампожня и деревне Заакакурье, что стоят на берегу широкой Мезени, сопровождается скорой песней ’’Из- под дуба, из-под вяза”. Девушки выстраивают фигуру ’’корзиночка” и движутся простым шагом влево по кругу. В конце второго куплета круг приостанавливает движение и исполнители, образующие внешний круг, не разрывая его, переносят руки через головы за спины стоящих во внутреннем круге. Затем за спины стоящих во внешнем круге переходят руки стоящих во внутреннем. Образованная фигура — ’’корзиночка”, но уже с руками, сцепленными за спинами танцующих, — начинает движение в другую сторону.

Хоровод ’’Змейка” встречается и в Пинежском районе, и на Мезени. На Пинеге ’’Змейка” идет под песню ”Уж я улком шла, переулком шла”, на Мезени — под песню ”Я по жердочке шла”. Хоровод ’’Змейка” часто начинается с круга, затем хороводница разрывает круг и начинает заводить хороводную цепь ’’змейкой” — ’’кривулями”. Соединенные руки у всех идущих в хороводной цепи согнуты в локтях. Локти немного отведены от корпуса и прижаты к локтям рядом стоящих в хороводе. Кисти рук находятся чуть ниже уровня груди и направлены вперед, перед собой. Руки от локтя в такт песне слегка ходят вверх и вниз — участницы ’’трясут”, ’’подрагивают” руками, но ’’трясут” грациозно. Шаги на каждую четверть, очень маленькие, пришаркивающие. Корпус и ноги несколько развернуты по ходу движения.

    В этом хороводе ведущая должна обладать тонким чувством ритма и большой выдумкой. Цепочка так запутанно движется ’’кривулями” — ’’змейкой”, столько получается встречных направлений в отдельных звеньях цепи, что кажется, вовек не распутать, не выпрямить хороводнице эту круговерть. Но вдруг все распуталось, расплелось, и опять степенно плывут по кругу в лад с песней девушки.

В отличие от орнаментальных хороводов игровые хороводы на Севере смешанные, в них принимают участие и молодые парни. Пожилые мужчины и женщины, а тем более старики и старухи в игровых хороводах не участвуют. Поэтому все роли в игровых хороводах, в том числе стариков и старух, исполняет молодежь. Часто в Архангельской области, а особенно на Мезени, можно слышать, как игровые хороводы называют игрищами. Игровых хороводов много, они разнообразны как по своей тематике, построению, так и по количеству действующих лиц.

Есть круговые хороводы, сюжет которых разыгрывается в середине круга одним или несколькими исполнителями. Такие хороводы могут состоять из неравного количества девушек и парней. В них нет четкого деления на пары.

Так, в хороводе, исполняемом под песню ’’Розочка алая”, ведущие — парень-жених и девушка-невеста. Прохаживаясь в круге, выбирают в хороводный круг для будущей своей жизни родню: тещу, свекровь, свояка, свекра и т. д. Но, набрав родственников, они прогоняют их из хоровода, так как хотят жить только вдвоем. Хоровод этот круговой, когда в круг набирается большое количество ’’родни”, образуется новая фигура — ’’круг в круге”.

Более распространены в Архангельской области игровые хороводы некруговые. Участвующие в них обязательно составляют пары, которые самостоятельно и в то же время все вместе разыгрывают действие. Так, в хороводе под песню ’’Обойду ли я кругом города” участвующие пары идут колонной, затем парами по кругу и расходятся на линии. В других хороводах колонна вначале идет, рисуя ’’восьмерку”, а затем выстраивается в одну или две линии.

На Мезени встречается и общеизвестный древнейший славянский хоровод ’’Просо”. Но на Севере, где просо не возделывают, поют ”А мы росу сеяли”. Хоровод этот по содержанию песни в первой своей части — земледельческий. Вторая часть песни, начиная с появления девушки: А что же вам надобно, надобно? Нам надобно девицу, девицу... — развивает свадебный мотив хоровода. Участники хоровода делятся на две партии, девушки и парни становятся двумя линиями — одна против другой. Под пение каждая линия — ’’стенка”, взявшись за руки, поочередно на свою фразу то наступает на другую ’’стенку”, то отступает назад. ’’Стенки” двигаются вперед и отходят назад лицом друг к другу. Хоровод заканчивается тем, что одна партия ’’выкупает”, берет у другой партии девушку.

В отличие от орнаментальных хороводов игровые хороводы на Севере смешанные, в них принимают участие и молодые парни. Пожилые мужчины и женщины, а тем более старики и старухи в игровых хороводах не участвуют. Поэтому все роли в игровых хороводах, в том числе стариков и старух, исполняет молодежь. Часто в Архангельской области, а особенно на Мезени, можно слышать, как игровые хороводы называют игрищами. Игровых хороводов много, они разнообразны как по своей тематике, построению, так и по количеству действующих лиц. Есть круговые хороводы, сюжет которых разыгрывается в середине круга одним или несколькими исполнителями. Такие хороводы могут состоять из неравного количества девушек и парней. В них нет четкого деления на пары.

   Игровые хороводы в Архангельской области чаще всего медленные, плавные, исполняются под ’’долгие” песни. Действие разворачивается неторопливо, движения участников плавные, строгие, походка степенная, играется все всерьез. В игровых хороводах, так же как и орнаментальных, припляс не встречается и хороводы, не переходят в пляску.

 В Архангельской и других северных областях в игровых хороводах редко можно встретить поцелуй парня с девушкой, это было не принято. Весь жизненный уклад северян не позволял целоваться на людях, даже в хороводе. Чаще всего поцелуй заменялся традиционным торжественным поклоном или рукопожатием, при котором соединенные руки парня и девушки с достоинством несколько раз совершают небольшое движение вверх- вниз, в такт песне. И поклон, и рукопожатие могут являться и благодарностью и прощанием в зависимости от содержания песни. И в текстах северных хороводных песен слово ’’поцелуй” встречается сравнительно редко.

Заключение: Создаваясь на протяжении многих столетий, русский танец стал подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа. Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь. Наши предки оставили нам интересные обычаи, своеобразные традиции, огромное фольклорное танцевальное богатство, и мы должны не только бережно сохранять это бесценное наследие, его необходимо знать и изучать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: