Запишите предложения, подбирая более точное слово

Выборочное выписывание из текста по заданию.

 

№ 1.                                               Ель

Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости.

Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Вдоль опушки растут пышные елочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идет от елки. Как украшают такие елочки любимый детский праздник!

Ель - очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели. (73)

Задание: Выпишите из рассказа отрывок, в котором говорится, какую пользу приносит ель.

 

№ 2.                           Каким бывает снег

Робкий, тихий лег на черную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, легкий.

В январе снег тяжелым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено. А то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки - утонул в сыпучем снежном болоте.

Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьет путника по ватной спине, бросает его словно бумажного.

Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, липким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи. (81)                           (По С. Иванову)

Задание: Найдите в тексте слова, которые автор использует для описания снега. Выпишите их.

Письменные ответы на вопросы.

Задание: Записать ответы на вопросы.

 

№ 1.

Воробей поселился у окна моей комнаты. Я назвал его Филька. Он с большой осторожностью знакомился со мной.

Около рамы висел колокольчик. Звон его забавлял Фильку. Он сам стал пробовать дёргать за шнурок.

Я наблюдал за воробьём. Его мастерство росло с каждым днём. Скоро он стал хорошим звонарём. Я давал ему за это вкусные семечки.

Вопросы:

· Где поселился воробей?

· Как он знакомился со мной?

· Что висело около моего окна?

· Как Филька отнёсся к звону колокольчика?

· Что я заметил, наблюдая за птицей?

· Чем я кормил воробья?

 

№ 2.                               Враги змей

Яд змеи очень опасен для всех животных. Но некоторые звери смело вступают со змеями в бой. Особенно ловко расправляется со змеёй еж. Он подставляет змее свои колючки. Когда змея устанет от прыжков, еж вонзает зубы в тело змеи.

Прославились победами над змеями мангусты. Это маленький зверек. У мангусты жесткая шерсть и толстая кожа.

В борьбе с очковой змеей зверьку помогают прыжки. Он прыгает очень высоко и в любом направлении. Прыжок - и зубки мангусты вонзаются в шею змеи. Мангуста победила. (82)                             (По Н. Коростелеву)

Вопросы:

· Как расправляется со змеей еж?

· Каков внешний вид мангусты?

· Как мангуста побеждает очковую змею?

 

Составление краткого рассказа.

 

№ 1.                           Как белка готовится к зиме

В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки. Вот белки забрались на вершину высокой ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за орехами.

В развилке елового сучка белочка развесила сушить крепкий подосиновик, тонкие опята. В лесных кладовых спрятала вкусные орехи.

Поздней осенью переменит белка свое рыженькое платье на серую зимнюю шубу. В вершине густой елки устроила белочка теплое гнездо. В этом гнезде она растит своих маленьких бельчат.

Шустрая белка - самый веселый и проворный зверек в наших лесах. (83)

 (По И.Соколову - Микитову)

Задание: Какова главная мысль рассказа. Прочитайте первую часть текста.

Найдите приложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.

Прочитайте вторую часть текста. Найдите приложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.

Прочитайте третью часть текста. Найдите приложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.

№ 2.                                              Птенчик

Буря сбила с дерева гнездо. На земле лежал птенчик. Он махал крыльями, но взлететь не мог. Лапка зацепилась за сучья. Птенец раскрывал свой длинный клюв и кричал мол

Тут появился кот Васька. Хвост у него встал трубой, глаза загорелись зелёным огнём. Кот был готов к прыжку. Костя оттолкнул кота ногой и освободил птенца.

Он принес его домой и посадил в клетку. Брат в огороде накопал червей. Мальчик накормил птицу. Каждый день он выпускал птенца, но тот ещё не мог летать. Ваську в это время запирали в чулане. (87)

Слова для справок: сбила, загорелись, в это время, запирали.

Задание: Какова главная мысль рассказа?

Прочитайте первую часть текста. Найдите приложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.

Проделайте такую работу над отдельными частями текста. Запишите текст кратко.

Творческий диктант.

Задание: Допишите предложения.

 

№ 1.

Пришла зима. Пушистый снег укрыл поля, луга …. На реках и озёрах лёд прозрачный, как …. Снежинки сверкают, как …. Ели и сосны стоят в снегу, будто надели … и …. Деревья разукрасили инеем, точно …. 

 

№ 2.

Был … день. Смотрю на … небо. По небу плывут … облака. Высоко под облаками кружат … ласточки. Со звонким свистом проносятся … стрижи.

 

Составление текста по опорным словам (словосочетаниям).

Задание: Составьте текст, используя данные слова (словосочетания)

 

№ 1.                                   День в парке

Утренние заморозки, осенний наряд, разноцветные листья, праздник у березы, чудесное настроение.

 

№ 2.

Задание: Составить текст из данных слов (словосочетаний). Подобрать к нему название.

Лето, деревня, огород, сад, укроп, салат, морковь, петрушка, яблони,

груши, ягоды, огород.

 

Составление текста по данному началу или по его концу.

Задание: Напишите рассказ по его началу.

 

№ 1.

Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…

 

№ 2.

По листьям дождь шуршит. Листья мокрые и блестящие! Капельки с них скатываются в траву. …

 

Ночью был сильный мороз. Лужи замёрзли. Появился гладкий прозрачный лёд. Выбежали ребятишки во двор. …

Редактирование текста.

Задание: Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами.

 

№ 1.                                           Дятел

Я тихо шёл по лесу. Вдруг я заметил дятла. Дятел уселся на стволе старого дерева. Дятел звонко стал долбить сухую кору. Далеко был слышен звук дятла. Возле дятла вертятся шустрые синицы. Они подбирают жучков и червячков. Всем помогает дятел.

 

№ 2.                                                 Лиса

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

 

Запишите предложения, подбирая более точное слово.

 

№ 1.

У ручья (вымахала, выросла) красавица роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился) соловей. Он (уставился, смотрел) на розу и (расхваливал, воспевал) её красоту. Соловьиные (трели, песни) звучали над ручьём. Ручей вторил им тихим (звоном, журчанием, бульканьем).

 

№ 2.                                            Встреча на дороге.

С таким чудом я (встретился, столкнулся) первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг на дорогу из лесу (выбежал, выскочил) лисёнок. Шофёр остановил машину. Лисёнок с любопытством стал (осматривать, разглядывать) её. Он (хотел, стремился, пытался) угадать, что это за зверь такой.

Мы (позвали, поманили) лисёнка. Он ближе (подбежал, подскочил, подошёл) к машине. Зверёк был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки – в чёрных чулочках. Он сел перед машиной. Мы стали с ним (беседовать, разговаривать). Лисёнок внимательно слушал. Вот любопытный малыш! На опушке леса (загудела, зашумела) колонна машин. Зверёк (бросился, кинулся, метнулся) в лес. Вот так встреча!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: