Рекомендации по подготовке детей к школе

I. Мотивационная готовность:

- Основными параметрами сформированности мотивационной готовности к школьному обучения являются:

1) Потребность в познании, то есть в овладении новыми знаниями, умениями и навыками;

2) Осознание общественной значимости школьного обучения;

3) Умение подчинять свое "хочу" слову "надо";

4) Стремление к успеху и умение доводить начатое дело до конца.

 

- Формирование учебных мотивов и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогов детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

- Для того, чтобы мотивировать ребенка на обучение в школе, необходимо сформировать у него:

· правильное представление о школе и учебном процессе;

· положительное отношение к школе.

II. Общая осведомленность:

1. Необходимо знать свое ФИО.

2. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

3. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

4. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

5. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

6. Что бывает раньше – обед или ужин?

7. В какой садик ходишь?

8. Свой домашний адрес.

9. Свой город и его главные достопримечательности.

10. Страну, в которой живешь, название планеты.

11. Фамилию, имя, отчество своих родителей, их профессию.

12. Времена года (последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

14. Почему снег бывает зимой, а не летом?

15. Профессии, что делает почтальон, врач, учитель?

16. Зачем в школе нужна парта, звонок?

17. Ты хочешь пойти в школу?

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19. Знать названия 12 месяцев года.

20. Дни недели, называть день, следующий за средой т д.

21. Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка и пр.).

22. Знать 1-3 комнатных растения.

23. Уметь различать по внешнему виду птиц.

24. Домашних и диких животных и их детенышей.

25. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

26. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

27. Транспорт наземный, водный, воздушный.

28. Электроприборы.

29. Находить или называть предметы в окружающего мира похожие на геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.).

30. Различать одежду, обувь и головные уборы, овощи, фрукты и ягоды.

31. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал.

32. Знать, как правильно попросить о помощи в любом деле (использовать вежливые слова).

33. Правила поведения в общественных местах и на улице.

III. Понятийное образное мышление:

- Определять последовательность событий (используя наглядный материал).

- Находить сходства и различия между предметами по картинке, объяснять их.

- Находить лишнее понятие среди группы предметов, объяснять свой выбор.

- Достраивать простейшую закономерность.

 

IV. Понятийное логическое мышление:

- Определять на слух лишний предмет из группы предложенных, уметь отвечать на вопрос - почему лишний:

Река, озеро, море, мост, пруд.

Огурец, яблоко, морковь, лук.

Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Стол, ковёр, кресло, кровать, табурет.

Медведь, заяц, бабочка, лиса, волк.

Туфли, нога, ботинки, тапки.

Весёлый, быстрый, вкусный, грустный, осторожный.

Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.

Синица, голубь, птица, воробей, утка.

Стеклянный, деревянный, легкий, железный, пластмассовый.

Простыня, наволочка, пододеяльник, полотенце, кровать.

- Подбирать слова по речевой аналогии:

- у рыбы - чешуя, у кошки - …? (шерсть),

- магазин – продавец, больница…? (доктор, врач) и т.д.

Правильные ответы выделены в ряду жирным шрифтом:

1. Огурец – овощ, Роза - …? сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. Медведь-берлога,  Птица - …? клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

3. Перчатка – рука, Сапог - …? чулки, подошва, кожа, нога, щётка

4. Стул – деревянный, Игла - …? острая, тонкая, блестящая, короткая, железная

5. Стол — скатерть, Пол -...? Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.

6. Огород—морковь,  Сад -...? Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка.

7. Часы—время,  Градусник -...? Стекло, больной, кровать, температура, врач

8. Машина — мотор, Лодка -...? Река, маяк, парус, волна, берег.

- Группировать предметы по определенным признакам, без наглядной основы. Называть каждую группу обобщающим словом (мебель, посуда, обувь, животные, рыбы, города, одежда, птицы и т.д.).

- Решать логические задачи:

«Если папа выше сына, значит сын…?».

«Две девочки рисовали ромашки, а одна – колокольчики. Маша рисовала ромашки, Ира рисовала колокольчики, значит Катя рисовала...?».

«Шли два мальчика Коля и Петя, они были один – в желтой, другой – в синей футболке. Коля не в желтой, в какой футболке был Петя…?».

«У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?».

«Первый Иван шел на базар, второй Иван — с базара. Какой Иван купил товар, какой шел без товара?».

«Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6)».

«Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)».

«Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (Все месяцы, кроме февраля)».

«Сколько ушей у трех мышей?».

«Если съесть одну сливу, что останется? (Косточка.)».

Использовать игры:

- «Чем похожи и чем отличаются?» (ромашка и одуванчик, ручка и карандаш, петух и ворона);

- «Выбери нужное» (у дерева есть: листья, цветы, плоды, корень, пень);

- «Логическая концовка» (Ты ходишь ногами, а бросаешь…);

- «Ответь на вопросы» (Собаку укусила оса. Кто кусался?);

- «Назови одним словом» (Яблоко, груша, банан);

- «Закончи предложение» (Если завтра будет сильный мороз то…) и т.п.

V. Кратковременная речевая память:

- Запомнить ряд из 8-10 простых по смыслу коротких слов.

- Запомнить на слух и повторить 5-7 цифр.

- Запомнить и повторить 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Например, медведь – малина, зима – снег, кошка – мышка и т.д.

- Запомнить простейшие считалки и скороговорки.

- Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

- Рассказывать наизусть стихи, пересказывать сказки.

 

VI. Кратковременная зрительная память:

- Можно предложить ребенку заметить отсутствие картинки, если ему сначала показывают серию из трех-четырех картинок, а затем одну убирают, также можно предложить ребенку посмотреть и запомнить несколько (7-12) картинок (предметов, игрушек), потом забрать или спрятать и попросить ребенка назвать все, что он запомнил.

VII. Развитие речи и готовность к овладению грамотой необходимо:

- Правильно подбирать антонимы, играть в «Противоположности»:

старый – молодой, сильный – слабый, большой – маленький, острый – тупой, высокий – низкий, широкий – узкий, глубокий – мелкий, левый – правый, черный – белый и др.

- Зачитайте детям предложения с ошибками, а затем спросите верно это предложение или нет. Предложите им найти и исправить ошибку. Можно чередовать правильные предложения с неправильными.

Инструкция: «Послушайте предложение и подумайте, правильное оно или нет. Если предложение неправильное, скажите так, чтобы было верно».

Например: Начал таять снег и закончилась весна.

Правильный ответ: Начал таять снег и началась весна.

Начал таять снег и закончилась зима.

- Зачитайте предложение, делая паузу на месте пропуска. Предложите детям подумать какое слово можно поставить на месте пропуска.

Инструкция: «В предложении, которое я сейчас зачитаю, в середине что-то пропущено (слово или несколько слов). Вставьте, пропущенное и скажите, какое предложение получится».

Например: Мама решила ……. юбку.

Варианты ответов: постирать, погладить, зашить, надеть.

Девочка ……. своего маленького брата.

Варианты ответов: любит, кормит, одевает, умывает, держит за рук.

- Завершение предложений.

Ребенку необходимо произнести вторую половину предложения:

«Если завтра будет сильный мороз, то...».

«В комнате погас свет, потому что...».

«Мальчик упал с велосипеда и разбился, потому что...».

«Валя еще плохо умеет читать, хотя...».

«Если пойдет сильный дождь, то...»

«Мальчик весело смеялся, потому что...».

«Если взлететь высоко, как птица, то...».

· Уметь четко произносить все звуки речи.

· Уметь интонационно выделять звук в словах.

· Уметь определять место звука в слове.

· Уметь произносить слова по слогам.

· Уметь составлять предложения из 3-5 слов.

· Уметь использовать в речи обобщающие понятия.

· Уметь составлять рассказ по картинке.

· Уметь составлять несколько предложений о предмете.

· Уметь наизусть читать любимое стихотворение. Знать автора прочитанного стихотворения.

· Уметь передавать содержание сказки.

· Объяснять смысл простейших пословиц – «Делу - время, потехе – час».

 

VIII. Зрительно-моторная координация:

Рекомендуется в работе с детьми для развития зрительно-моторной координации использовать - штриховки, закрашивание, раскрашивание, а также графические игры и упражнения на срисовывание предметов. Ребенок должен научиться:

- правильно держать ручку и карандаш в руке;

- проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

- обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

- уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

- копировать с образца геометрические фигуры;

- уметь продолжить штриховку рисунка;

- уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры

Можно также использовать в работе с детьми задания «графические диктанты» - это упражнение для развития устойчивого внимания, умения удерживать внимание в работе по инструкции, получаемой на слух. Данные упражнения закрепляют пространственную ориентацию и тренируют точную моторику руки.

Можно использовать упражнения на прохождения лабиринта – эти задания развивают внимание, ориентацию в пространстве, точную моторику руки, произвольное внимание и координацию движения руки.

IX. Эмоционально-волевая регуляция деятельности:

- Развивать умение контролировать свои эмоции.

- Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

- Умение самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.

- Усидчивость.

- Настойчивость.

- Умение преодолевать препятствия.

- Доводить начатое дело до конца.

- Заинтересованность в результатах выполнения заданий.

- Активность.

- Уметь устанавливать социальные контакты.

- Иметь адекватную самооценку.

- Подчинять личные интересы общественным.

 

X. Элементарные математические представления:

· Знать цифры от 0 до 9

· Уметь считать до 10 и обратно

· Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа      

в пределах первого десятка

· Знать знаки +, -, =, <, >

· Уметь сравнивать числа первого десятка

· Уметь соотносить цифру и число предметов

· Уметь сравнивать 2 группы предметов

· Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание

· Знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг

· Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме

· Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз»,

«раньше», «позже», «вперед», «за», «между»

· Уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: