I. Мотивационная готовность:
- Основными параметрами сформированности мотивационной готовности к школьному обучения являются:
1) Потребность в познании, то есть в овладении новыми знаниями, умениями и навыками;
2) Осознание общественной значимости школьного обучения;
3) Умение подчинять свое "хочу" слову "надо";
4) Стремление к успеху и умение доводить начатое дело до конца.
- Формирование учебных мотивов и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогов детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
- Для того, чтобы мотивировать ребенка на обучение в школе, необходимо сформировать у него:
· правильное представление о школе и учебном процессе;
· положительное отношение к школе.
II. Общая осведомленность:
1. Необходимо знать свое ФИО.
2. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
3. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
4. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
5. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
6. Что бывает раньше – обед или ужин?
7. В какой садик ходишь?
8. Свой домашний адрес.
9. Свой город и его главные достопримечательности.
10. Страну, в которой живешь, название планеты.
11. Фамилию, имя, отчество своих родителей, их профессию.
12. Времена года (последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
15. Профессии, что делает почтальон, врач, учитель?
16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
17. Ты хочешь пойти в школу?
18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Знать названия 12 месяцев года.
20. Дни недели, называть день, следующий за средой т д.
21. Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка и пр.).
22. Знать 1-3 комнатных растения.
23. Уметь различать по внешнему виду птиц.
24. Домашних и диких животных и их детенышей.
25. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
26. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
27. Транспорт наземный, водный, воздушный.
28. Электроприборы.
29. Находить или называть предметы в окружающего мира похожие на геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.).
30. Различать одежду, обувь и головные уборы, овощи, фрукты и ягоды.
31. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал.
32. Знать, как правильно попросить о помощи в любом деле (использовать вежливые слова).
33. Правила поведения в общественных местах и на улице.
III. Понятийное образное мышление:
- Определять последовательность событий (используя наглядный материал).
- Находить сходства и различия между предметами по картинке, объяснять их.
- Находить лишнее понятие среди группы предметов, объяснять свой выбор.
- Достраивать простейшую закономерность.
IV. Понятийное логическое мышление:
- Определять на слух лишний предмет из группы предложенных, уметь отвечать на вопрос - почему лишний:
Река, озеро, море, мост, пруд.
Огурец, яблоко, морковь, лук.
Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
Стол, ковёр, кресло, кровать, табурет.
Медведь, заяц, бабочка, лиса, волк.
Туфли, нога, ботинки, тапки.
Весёлый, быстрый, вкусный, грустный, осторожный.
Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
Синица, голубь, птица, воробей, утка.
Стеклянный, деревянный, легкий, железный, пластмассовый.
Простыня, наволочка, пододеяльник, полотенце, кровать.
- Подбирать слова по речевой аналогии:
- у рыбы - чешуя, у кошки - …? (шерсть),
- магазин – продавец, больница…? (доктор, врач) и т.д.
Правильные ответы выделены в ряду жирным шрифтом:
1. Огурец – овощ, Роза - …? сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. Медведь-берлога, Птица - …? клюв, чайка, гнездо, перья, хвост
3. Перчатка – рука, Сапог - …? чулки, подошва, кожа, нога, щётка
4. Стул – деревянный, Игла - …? острая, тонкая, блестящая, короткая, железная
5. Стол — скатерть, Пол -...? Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.
6. Огород—морковь, Сад -...? Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка.
7. Часы—время, Градусник -...? Стекло, больной, кровать, температура, врач
8. Машина — мотор, Лодка -...? Река, маяк, парус, волна, берег.
- Группировать предметы по определенным признакам, без наглядной основы. Называть каждую группу обобщающим словом (мебель, посуда, обувь, животные, рыбы, города, одежда, птицы и т.д.).
- Решать логические задачи:
«Если папа выше сына, значит сын…?».
«Две девочки рисовали ромашки, а одна – колокольчики. Маша рисовала ромашки, Ира рисовала колокольчики, значит Катя рисовала...?».
«Шли два мальчика Коля и Петя, они были один – в желтой, другой – в синей футболке. Коля не в желтой, в какой футболке был Петя…?».
«У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?».
«Первый Иван шел на базар, второй Иван — с базара. Какой Иван купил товар, какой шел без товара?».
«Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6)».
«Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)».
«Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (Все месяцы, кроме февраля)».
«Сколько ушей у трех мышей?».
«Если съесть одну сливу, что останется? (Косточка.)».
Использовать игры:
- «Чем похожи и чем отличаются?» (ромашка и одуванчик, ручка и карандаш, петух и ворона);
- «Выбери нужное» (у дерева есть: листья, цветы, плоды, корень, пень);
- «Логическая концовка» (Ты ходишь ногами, а бросаешь…);
- «Ответь на вопросы» (Собаку укусила оса. Кто кусался?);
- «Назови одним словом» (Яблоко, груша, банан);
- «Закончи предложение» (Если завтра будет сильный мороз то…) и т.п.
V. Кратковременная речевая память:
- Запомнить ряд из 8-10 простых по смыслу коротких слов.
- Запомнить на слух и повторить 5-7 цифр.
- Запомнить и повторить 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Например, медведь – малина, зима – снег, кошка – мышка и т.д.
- Запомнить простейшие считалки и скороговорки.
- Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
- Рассказывать наизусть стихи, пересказывать сказки.
VI. Кратковременная зрительная память:
- Можно предложить ребенку заметить отсутствие картинки, если ему сначала показывают серию из трех-четырех картинок, а затем одну убирают, также можно предложить ребенку посмотреть и запомнить несколько (7-12) картинок (предметов, игрушек), потом забрать или спрятать и попросить ребенка назвать все, что он запомнил.
VII. Развитие речи и готовность к овладению грамотой необходимо:
- Правильно подбирать антонимы, играть в «Противоположности»:
старый – молодой, сильный – слабый, большой – маленький, острый – тупой, высокий – низкий, широкий – узкий, глубокий – мелкий, левый – правый, черный – белый и др.
- Зачитайте детям предложения с ошибками, а затем спросите верно это предложение или нет. Предложите им найти и исправить ошибку. Можно чередовать правильные предложения с неправильными.
Инструкция: «Послушайте предложение и подумайте, правильное оно или нет. Если предложение неправильное, скажите так, чтобы было верно».
Например: Начал таять снег и закончилась весна.
Правильный ответ: Начал таять снег и началась весна.
Начал таять снег и закончилась зима.
- Зачитайте предложение, делая паузу на месте пропуска. Предложите детям подумать какое слово можно поставить на месте пропуска.
Инструкция: «В предложении, которое я сейчас зачитаю, в середине что-то пропущено (слово или несколько слов). Вставьте, пропущенное и скажите, какое предложение получится».
Например: Мама решила ……. юбку.
Варианты ответов: постирать, погладить, зашить, надеть.
Девочка ……. своего маленького брата.
Варианты ответов: любит, кормит, одевает, умывает, держит за рук.
- Завершение предложений.
Ребенку необходимо произнести вторую половину предложения:
«Если завтра будет сильный мороз, то...».
«В комнате погас свет, потому что...».
«Мальчик упал с велосипеда и разбился, потому что...».
«Валя еще плохо умеет читать, хотя...».
«Если пойдет сильный дождь, то...»
«Мальчик весело смеялся, потому что...».
«Если взлететь высоко, как птица, то...».
· Уметь четко произносить все звуки речи.
· Уметь интонационно выделять звук в словах.
· Уметь определять место звука в слове.
· Уметь произносить слова по слогам.
· Уметь составлять предложения из 3-5 слов.
· Уметь использовать в речи обобщающие понятия.
· Уметь составлять рассказ по картинке.
· Уметь составлять несколько предложений о предмете.
· Уметь наизусть читать любимое стихотворение. Знать автора прочитанного стихотворения.
· Уметь передавать содержание сказки.
· Объяснять смысл простейших пословиц – «Делу - время, потехе – час».
VIII. Зрительно-моторная координация:
Рекомендуется в работе с детьми для развития зрительно-моторной координации использовать - штриховки, закрашивание, раскрашивание, а также графические игры и упражнения на срисовывание предметов. Ребенок должен научиться:
- правильно держать ручку и карандаш в руке;
- проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
- обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
- уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
- копировать с образца геометрические фигуры;
- уметь продолжить штриховку рисунка;
- уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры
Можно также использовать в работе с детьми задания «графические диктанты» - это упражнение для развития устойчивого внимания, умения удерживать внимание в работе по инструкции, получаемой на слух. Данные упражнения закрепляют пространственную ориентацию и тренируют точную моторику руки.
Можно использовать упражнения на прохождения лабиринта – эти задания развивают внимание, ориентацию в пространстве, точную моторику руки, произвольное внимание и координацию движения руки.
IX. Эмоционально-волевая регуляция деятельности:
- Развивать умение контролировать свои эмоции.
- Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
- Умение самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.
- Усидчивость.
- Настойчивость.
- Умение преодолевать препятствия.
- Доводить начатое дело до конца.
- Заинтересованность в результатах выполнения заданий.
- Активность.
- Уметь устанавливать социальные контакты.
- Иметь адекватную самооценку.
- Подчинять личные интересы общественным.
X. Элементарные математические представления:
· Знать цифры от 0 до 9
· Уметь считать до 10 и обратно
· Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа
в пределах первого десятка
· Знать знаки +, -, =, <, >
· Уметь сравнивать числа первого десятка
· Уметь соотносить цифру и число предметов
· Уметь сравнивать 2 группы предметов
· Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
· Знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
· Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
· Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз»,
«раньше», «позже», «вперед», «за», «между»
· Уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.