В чем своеобразие авторской песни?

Тема урока Авторская песня 70-80гг XXвека

Цели урока:

показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; показать значение творчества поэтов;

помочь раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта;

развивать сплоченность коллектива через совместное исполнение известных песен и обсуждение интересующих вопросов

Ход урока.

Как мало истинных поэтов,
Рождает праведная Русь.
Их песни в муках были спеты,
Но мы их помним наизусть.

Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит…Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. (Н.В. Гоголь)

- Сегодня мы познакомимся с творчеством нескольких поэтов-песенников, обсудим некоторые их произведения и прослушаем их песни.

- Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Наверное, не столь важно, как называть - авторская, самодеятельная, или бардовская песня. Главное - глубоко содержательное поэтическое слово и душевное, со своей простотой и наивностью, чистотой и мелодичностью звучание гитары.

Авторская песня – это наше отечественное явление, которое возникло в 40-е годы XX века. Истоками жанра авторской песни стали

Русская народная песня

Романсовая традиция классической поэзии (н-р, романсы Вертинского)

Солдатские песни военных лет

«дворовый» фольклор.

    Авторская песня была своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации чувств, как противовес развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, доходчивые слова.

В начале 50-х мощный пласт авторской песни появился в студенческой среде. Эти песни сочиняли и пели студенты и туристы, в них описывались дорожные впечатления и любовные неудачи, в них выражался тот же романтический настрой, что и в эстрадных песнях о монтажниках-высотниках, целинниках и геологах. Только в темах и языке они были раскрепощеннее, и вместо пламенных призывов предлагали доверительный дружеский разговор.

 Бардов принято делить на поколения 40-х, 50-х, 60-х, 70-х, 80-х … И все же самые яркие годы для авторской песни – это 50-60-е годы. Они дали больше всего имен и песен, чем все последующее:

Писатель Булат Окуджава;

Актер, поэт Владимир Высоцкий;

Драматург Александр Галич;

Журналист Юрий Визбор;

Журналистка, поэтесса Ада Якушева;

Драматург, поэт Юлий Ким.

Они были первопроходцами, закладывали основы. Их творчество было откровением

души.

Путь поэтов – бардов к известности не был усыпан розами. Не секрет, что многих их них преследовали и притесняли официальные власти. Судьба многих была драматичной.

    Но несмотря на официальное непризнание, у авторской песни было много поклонников, которые штурмом брали концертные залы, заполняли стадионы и преданно отправлялись на фестивали. Самый известный фестиваль бардовской песни – Грушинский.

 Этот фестиваль посвящен памяти Валерия Грушина, студента Куйбышевского авиационного института, барда, туриста. Валерий погиб, спасая тонувших в таежной реке Уде детей. Мальчик и девочка доплыли, а Валерию не хватило сил выбраться из ледяной воды. Проводится фестиваль с 1968 года.

 Встречи друзей Валерия на берегу Волги в центре Жигулевский гор, в каменной чаше, постепенно превратились в фестиваль. Например, в 1985 году на 12 фестивале присутствовало около 105 тысяч, а на 13 – около 200-х тысяч человек.

 Благодаря Грушенскому фестивалю стали известны произведения А. Дольского из Екатеринбурга, саратовца В. Ланцберга, москвичей А. Суханова и В. Долиной.

В 80-е годы на небосклоне авторской пенсии зажглись имена А. Макаревича, И. Талькова, Ю. Шевчука, Б. Гребенщикова. Это было уже другое поколение, другая музыка, другие стихи.




В чем своеобразие авторской песни?

Доверительность, обращенность к каждому

Неразделенность мелодии и голоса автора

Дух романтики и свободы

Простота мелодии и глубокий смысл, заложенный в стихотворный текст

 «Наполним музыкой сердца»

Своеобразие авторской пенсии:

Доверительность, обращенность к каждому

Неразделенность мелодии и голоса автора

Дух романтики и свободы

Простота мелодии и глубокий смысл, заложенный в стихотворный текст.

Дать определение жанра, авторская песня поможет группа «музыкальных обозревателей»

 «Наполним музыкой сердца»:

    Четкой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Некоторые исследователи употребляют термины «авторская песня» и «бардовская песня» как синонимы, другие разграничивают эти понятия, утверждая, что «бардовская песня – это особенное подмножество множества самодеятельная песня, которое в свою очередь есть подмножество множества «авторская пенся»».

 Хроники показывают, что в 50-х и 60-х годах наиболее употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня».

Наиболее популярные авторы в этот период причисляют себя к явлению, которое они сами уже называют «авторской песней».

Булат Окуджава считал, что «авторская песня – это прежде всего стихи под музыкальный аккомпанемент. Это хорошие стихи, которые можно читать про себя, как вообще стихи, и декламировать вслух. Мелодия лишь сопровождает их, делает доступнее, углубляет сущность».

Вероника Долина так объясняла, что для нее авторская песня: «Это та самая, где очень важно присутствие автора. Это песня, не предназначенная для исполнителя. Во всяком случае, мне не знаком автор, пишущий стихи с гитарой в руках, который искал бы исполнителей своих песен».

- Одним из наиболее ярких выразителей новых поэтических настроений стал Виктор Цой. Несмотря на восточную внешность, Виктор Цой был коренным ленинградцем.

Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в городе на Неве. К 21 году Виктор был одним из самых известных ленинградских музыкантов.

Его альбомы “Это не любовь” и “Ночь”, закрепили за Цоем титул первого рок – музыканта страны. Во второй половине 70-х певец уже стал живой легендой. А 1986 году о группе “Кино” впервые сняли фильм.

Цой ездил по стране и выступал с аншлагами на стадионах. Без него не обходился ни один крупный фестиваль. А питерская котельная, где работал Цой, стала чем-то вроде музея солиста группы “Кино”.

В1988 году Цой впервые побывал в Америке, он дал в США свой единственный концерт. Потом Виктор успел побывать в Японии японские продюсеры, видя бешеный успех группы “Кино”, предложили организовать мировое гастрольное турне. Цой согласился, но вскоре вернулся в Москву. У него был очень ответственный концерт в “Лужниках”.

24 июня 1990 года на выступление артиста пришли 65 тысяч человек – это был абсолютный рекорд по количеству зрителей на концерте в нашей стране. Все четыре часа зрители стоя пели с Виктором его песни. Его долго не хотели отпускать со сцены, он улыбался и обещал снова встретиться.

В начале июля он уехал на два месяца отдыхать под Юрмалу.15 августа 1990 года Цоя не стало. Его автомобиль “Москвич-2141” столкнулся с рейсовым автобусом “Икарус”. Машина Цоя ехала со скоростью 130 километров в час. Певец выехал на встречную полосу, не справился с управлением и не смог избежать лобового столкновения с автобусом. Смерть Виктора Цоя наступила мгновенно. Водитель “Икаруса” не пострадал. Судмедэксперт засвидетельствовал, что в момент аварии Цой был трезв. Анализ клеток головного мозга показал, что Виктор уснул за рулем…

В Москве на Арбате возникло уникальное явление “Стена Цоя”, где приезжающие со всех концов страны фанаты “Кино” оставляли надписи, выражающие любовь к безвременно ушедшему кумиру. До сих пор его песни являются откровением для тысяч молодых людей. С нами остались его роли, его песни, вот только одной яркой звезды на отечественном небосклоне нам очень не хватает…

Игорь Тальков

Тальков Игорь Владимирович родился 4 ноября 1956 года. Стихи начал писать очень рано. Но, только находясь в армии, Тальков многое начал понимать всерьез. После армии он сотрудничал с многими известными группами. Пытался создать свою группу и пробиться в качестве автора-исполнителя, но у него ничего не получалось.

Но Игорь не отчаивался. Он писал и пел песни о том, что его волновало. Свобода творчества – его принцип. Он боролся с несправедливостью и со злом. Его песни за правду и добро. Его долг – донести до ума и сердца слушателя то, о чем болит и кричит душа. Он говорил:

Россия – боль моей души.
Социальные песни – крик моей души.
Бой за добро – суть моей жизни.
Победа над злом – цель моей жизни.

И его время пришло. Его узнали не только как лирического исполнителя, но и как создателя песен гражданского содержания, а ему это было очень важно, поскольку песни политические, социальные – крик и боль его души.

Песни гражданского содержания – его метод борьбы с несправедливостью, ложью, злом, и, несмотря ни на какие препятствия, он решил бороться до конца.

Но правительство не могло этого допустить, и его убрали.

Однажды в 1983 году, когда Игорь с другими музыкантами летел в самолете на очередные гастроли, кто – то из ребят с испугом говорил об авиакатастрофах. На что Игорь произнес: “Не бойтесь со мной летать, в авиакатастрофе я никогда не погибну. Меня убьют чуть позже, при большом стечении народа, и убийцу не найдут”.

Его слова оказались пророческими. 6 октября 1991 г. в Санкт_- Петербурге за кулисами выстрелом из револьвера был убит Игорь Тальков. Шёл концерт. Пуля угодила прямо в сердце. Сделать было ничего нельзя. Россия потеряла ещё одного верного сына, поэта, композитора.

- Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.

- Сегодня мы говорили о творчестве лишь некоторых представителей авторской песни – рассказать обо всех не хватит и десяти уроков. Тематика их песен очень разнообразна и обширна. Они считали своим долгом донести до слушателя то, о чем болит и кричит душа.

Домашнее задание: конспект лекции, записать в тетрадь биографию 1поэта

В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы- по выбору





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: