Кризис ,проблемы федерализма , распад СССР

Копект «Кризис СССР, национальный вопрос, проблемы федерализма, распад СССР»

Национальный вопрос.

В 1986 г. XXVII съезд КПСС категорически заявил, что национальный вопрос в СССР ре­шен полностью. Однако в 1988 г. оппозиционные силы в Прибалтике взяли курс на выход своих республик из СССР.

Одновременно в Закавказье разразился конфликт между Арменией и Азербайджаном по вопросу принадлежности Нагорного Карабаха. Ар­мения настаивала на включении его в состав своей республики, за это выступали армяне Нагорно-Карабахской АО, составлявшие 80% ее на­селения. Азербайджан выступал против территориального передела сво­ей республики. Конфликт принял формы кровавой и затяжной войны. Азербайджанцы стали покидать Армению, армяне — Азербайджан. Ко­личество беженцев в Закавказье вскоре превысило 300 тыс. Многие из них стали жертвами террористических актов и прямых вооруженных конфликтов. Союзное руководство оказалось беспомощным в конфлик­те, который стал первым очагом будущего всесоюзного пожара.

Весной—летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие респуб­лики СССР, включая Россию, приняли декларацию о национальном су­веренитете, фактически противопоставив себя союзному государству. Национальный суверенитет был перенесен вскоре на суверенитет го­сударственный, когда республики заявили о приоритете своего зако­нодательства над союзным. Союзные и республиканские законы час­то противоречили друг другу. Законодательное двоевластие стало первым этапом конституционного кризиса, завершившегося распа­дом союзной государственности.

Объявления национальными республиками своих суверенитетов не были внеконституционными актами. Начиная с 1903 г. большевики в противовес монархистам и либералам, ратовавшим за унитарную, «единую и неделимую» Российскую империю, провозглашали в своих программных документах право нации на самоопределение вплоть до выхода из состава единого государства. Этот пункт был перенесен в конституции СССР 1924, 1936 и 1977 гг., что и предопределило лег­кость распада Союза при первых же попытках создания правового, ос­нованного на конституционных действиях, государства.

Центробежные силы ускорялись. Удержать власть демократичес­ким путем руководство СССР уже не могло. Оно все чаше прибегало к военной силе, которая была применена в апреле 1989 г. в Тбилиси, январе 1990 г. в Баку, январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге, наконец, в ав­густе 1991 г. в Москве.

Кризис,проблемы федерализма, распад СССР.

Поддержка сепаратистского движения на окраинах СССР новой российской элитой.

Кризис союзной государственности начался еще в конце
80-х гг., когда в большинстве союзных республик возникли мощные политические партии и движения (украинский «Рух», литовский «Саюдис», народные фронты в Латвии, Эстонии, Молдавии, Грузии, Азербайджане и др.), целью которых было создание в этих республиканских независимых национальных государств. В августе 1987 г. в Прибалтике прошли массовые демонстрации с требованием объявить недействительным пакт Молотова - Риббентропа.
В феврале 1988 г. начались армяно-азербайджанские столкновения в Нагорном Карабахе. Летом 1989 г. в Средней Азии было несколько межнациональных конфликтов, превратившихся в погромы с тысячами жертв. Попытки союзных властей подавить сепаратистское движение на окраинах были крайне непоследовательными и давали обратный эффект. В результате в 1990 г. кризис СССР перерос в его распад, процесс которого за два года прошел четыре этапа:

Начало отделения от СССР ряда республик (март-октябрь 1990 г.). В марте 1990 г. на выборах народных депутатов республик во многих из них (в Литве, Латвии, Эстонии, Грузии и др.) победили националисты, взявшие курс на выход из Советского Союза.
В результате в Литве была провозглашена независимость, в других республиках началась подготовка к этому.

2. Ускорение распада (октябрь 1990г. – апрель 1991г.). В октябре 1990 г. против союзного центра выступили две самые сильные республики – Россия и Украина. Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин вступил в открытую борьбу с властями СССР (в связи с их отказом от программы «500 дней»), а на Украине II съезд «Руха» заявил о начале борьбы за «восстановление независимой и демократической республики». 20 ноября 1990 г. Россия и Украина заключили двустороннее соглашение, что создало опасный для союзного центра прецедент. Попытка центра силой подавить сепаратистское движение (январские события 1991 г. в Прибалтике) привели к прямо противоположному результату. Процесс выхода прибалтийских республик из СССР ускорился. На референдуме в Литве 90% ее граждан, в том числе русские, проголосовали за выход из СССР, а в Латвии и Эстонии была провозглашена независимость. В поддержку демократических сил в Прибалтике выступили российские радикалы. 20 января 1991 г. в Москве прошла трехсоттысячная демонстрация солидарности с прибалтийским народом, а Ельцин 21 февраля 1991 г. потребовал отставки Горбачева с поста президента и роспуска Верховного Совета СССР. В этих условиях союзные власти пошли на крайнее средство – проведение референдума о сохранении СССР (17 марта 1991 г.). За сохранение Союза проголосовали 76% его участников, но эти цифры не отражали действительного соотношения сил сторонников и противников сохранения СССР, т.к. в 6 республиках из 15 (Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия и Молдавия) референдум не проводился, а в России и на Украине, особенно в столицах, сторонников сохранения Союза было меньше, чем в целом по стране (в России за Союз проголосовали 71% избирателей, на Украине – 70%, в Москве и Ленинграде – 50%, в Киеве – 40 %).

3. Временное равновесие центробежных и центростремительных сил (апрель-август 1991 г.). Опираясь на результаты референдума 17 марта 1991 года, Горбачев пошел на компромисс с руководителями республик, начав «ново-огаревский процесс» (по названию подмосковной резиденции Президента СССР Новое Огарево, где шли переговоры Горбачева с руководителями республик).
23 апреля было подписано «Заявление 9+1» (руководства 9 союзных республик, принявших участие в референдуме 17 марта 1991 года, и руководства СССР), в котором говорилось о подготовке нового Союзного Договора. В его проектах предусматривались превращение русского языка из государственного языка в «язык межнационального общения» и передача предприятий ВПК в совместное ведение Союза и республик.

4. Крушение СССР (август – декабрь 1991 г.). Подписание нового Союзного Договора было назначено на 20 августа 1991 г, но 19 августа была совершена попытка государственного переворота, завершившаяся крушением СССР. Де-факто он прекратил свое существование уже в августе – сентябре 1991 года. 6 сентября союзные власти признали независимость трех прибалтийских республик, а в других республиках шел «парад суверенитетов» (референдумы, на которых их граждане голосовали за выход из СССР). Была уничтожена главная опора Советского Союза – КПСС. Союзные органы власти были ликвидированы или не работали. Президент СССР переживал «сто дней Горбачева» (фактически – 125), когда он лишился всякой реальной власти, перешедшей к российскому президенту. Совет Министров СССР был заменен межреспубликанским экономическим советом, указаний которого никто не выполнял. Съезд народных депутатов СССР не созывался. Верховный Совет СССР по предложению Горбачева был распущен, а сменивший его временный Верховный Совет СССР собирался очень редко и не мог принять ни одного решения из-за постоянного отсутствия кворума. Союзные силовые ведомства перешли под контроль российских властей. Ключевые посты в Министерстве обороны СССР заняли маршалы и генералы, ориентировавшиеся на Ельцина (16 декабря на встречу с вице-президентом США Дж. Бейкером Горбачев пришел один, Ельцин – в сопровождении министра обороны СССР маршала Шапошникова). МВД СССР с августа возглавил В. Бакатин, кандидатура которого была согласована Горбачевым с Ельциным, после чего начался демонтаж КГБ, прекращенный в декабре 1991 г., когда союзный КГБ был преобразован в Российскую Федеральную службу контрразведки (ФСК). Де-юре распад СССР был оформлен 8 декабря 1991 г. Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии, которое зафиксировало то, что «Советский Союз более не существует», а три славянские республики объединяются в Содружество независимых государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. на Конференции глав бывших союзных республик в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик, а за его рамками остались только три прибалтийские республики и Грузия (позже она также вошла в СНГ). 25 декабря 1991 г. Горбачев заявил о своей отставке с поста Президента СССР. Эту дату можно считать последним событием в истории Советского Союза и «перестройки».

Одной из причин распада государства принято считать авторитарный характер советского общества, но авторитаризм при всем желании трудно сичтать могильщиком СССР. Проблемы возникли не в связи с уничтожением авторитаризма, а как раз наоборот – с началом либерализации.
 Другой причиной стала потеря уважения совестких граждан к полит.руководителям, что не могло не отразиться на отношение к стране.Этот процесс начался как следствие оттепели и чудачества лидера СССР 1950х г. Н.С.Хрущева. Но особенно заметным он стал с конца 1970­х гг., по мере катастрофического старения политического руководства государства и нарастания физической немощи Генерального секретаря Л.И. Брежнева. Над советскими лидерами откровенно смеялись, но если многочисленные анекдоты о Н.С. Хрущёве имели в целом беззлобный характер и на отношении к стране, как правило, не отражались, то неприятие Л.И. Брежнева было уже по­настоящему злым, что невольно сказывалось и на имидже СССР. Хорошо известно, что уважение к лидеру государства во многом определяет и уважение к самой стране. Политические последствия критического отношения к руководству в 1950­е и 80­е гг. были для Советского Союза далеко не однозначными. В хрущёвскую эпоху государство имело поводы для гордости: первый советский спутник, целинная эпопея, полёт человека в космос, масштабное жилищное строительство, привлекательная цель развития страны («нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме»), авантюрность которой была тогда очевидна далеко не каждому. На таком фоне даже самые сомнительные начинания власти не теряли для многих своей привлекательности. Народ добродушно посмеивался над очередной безумной инициативой, но страной гордился. Табуировались любые попытки обсудить в средствах массовой информации волнующие людей проблемы. Под запрет попадали даже материалы, в которых ничего опасного для власти не было, но которые могли породить нежелательные ассоциации. По этой причине, например, не вышел в эфир Приморского радио репортаж из очереди желающих безвозмездно сдать кровь в День донора: запрет обусловили именно тем, что это была очередь. Застойный характер политической жизни конца 1970­х гг. не мог не отразиться на содержании анекдотов. Впервые в советской истории в антологии этого вида народного творчества среди повествований о советских политических лидерах стали преобладать не те, в которых люди пытались смотреть на руководителей страны с юмором, а те, где содержалась общественная оценка действующей власти. Содержательная сторона кризиса советской, ставшего могильщиком СССР, как видим, весьма разнообразна: вырождение связующей идеологии, безверие элит, ослабление социализации, утрата веры в историческую миссию государства, разочарование в идеалах, которые до этого не подвергались сомнению, падение доверия к существующей власти, несоответствие политики государства изменившимся условиям жизни граждан. Падение доверия к коммунистической системе привело к разрушению идеала, лежавшего в основе государственности, подтолкнуло многих граждан, независимо от социального статуса, национальной или конфессиональной принадлежности, к поискам новых мировоззренческих ориентиров. В таких условиях сохранить СССР как идеологическую конструкцию, как государство, базирующееся на коммунистических ценностях, было уже невозможно.

3. Положительные/отрицательные черты гласности

Положительные черты Отрицательные черты
1.Ослабление цензуры,активизация средств массовой информации 1. Дифференциация общества по идейным течениям
2.стремление к полной информированности народа 2.Прекращение руководящей роли компартии  
3Смена застоявшегося политического режима 3Снижение авторитета незыблемости власти
4.принятие Декларации о незаконности и преступности сталинской политики насильственного переселения народов 4.Гласность положило начало национальной борьбы
5.публикация работ эмигрантов «третьей волны» (Бродский, Галич, Некрасов, Солженицын и др.) 5.распространение негативной информации

 

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: