Сюжетно-ролевая ига «Ателье Золушка»

Защитное слово по МДК 02.01.

Вариант 5.3 Проанализируйте игровую деятельность детей старшей группы, определите уровень развития игры, предложите направления работы по развитию игровой деятельности

Сюжетно-ролевая ига «Ателье Золушка»

Доброе утро, уважаемая Анна Ивановна и студенты! Хотелось бы вам представить анализ игровой деятельности детей старшего возраста, если быть точнее сюжетно-ролевой игры «Ателье Золушка».

Предполагаемые цели и задачи игры

На мой взгляд, проводя эту игру педагог хотела решить следующее предполагаемые цели и задачи.

Педагогическая цель: развивать творческую инициативу детей в сюжетно-ролевой игре

Цель детей: на основе полученных знаний о профессиях поиграть в игру Ателье

Задачи:

Образовательная: расширять и обогащать представления детей о труде работников ателье: швея, закройщик, приемщица, слаженности в их работе.

Развивающая: совершенствовать умение взаимодействовать друг с другом по ходу игры, выполнять игровые действия, поступая в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, отзывчивость и умение доброжелательно оценивать поступки других людей.

Характеристика содержательных элементов

Следующим бы хотелось дать характеристику каждому содержательному компоненту сюжетно-ролевой игры.

Характеристика игровой деятельности детей

Замысел игры, постановка игровых целей и задач Содержание игры Сюжет игры Выполнение роли и взаимодействие детей в игре Игровые действия, игровые предметы Правила игры
Замысел определен педагогом совместно с детьми В игре дети отражают назначение предметов, которые необходимы для создания одежды, также дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми (приемщица – заказчики; приемщица – швея; Швея – закройщица) Дети выполняют следующие роли: приемщица - принимает заказ, предлагает каталог моделей одежды и записывает на бланке заказов, передает заказ закройщице  закройщица – измеряет ткань, делает выкройку из ткани.  швея – сметывает одежду, потом прострачивает ее на машинке.  заказчики – заказывают одежду. Утюжильцы – гладят готовый заказ.  По завершению дня, ателье закрывается. Дети прибирают игровое пространство. Дети получили роль по игре «Чудесный мешочек». У них не возникает ссор по распределению ролей. Дети используют предметные игрушки и предметы-заместители, связанные с темой игры. Дети знают действия, которые необходимо им выполнять в соответствии с ролью. Правила игры задавались сюжетом, они были заранее определен.

Хочется привести возможные варианты развития игры в соответствии с ролями и сюжетом игры:

· введение новых ролей и игровых ситуаций (механик по ремонту швейных машин, модельер, технолог – контролирует процесс работы и отвечает за финальное качество продукции)

· предложение варианта обмена ролями.

Можно внести следующие изменения в содержаниеигры:

· Введение другой тематики, например магазин или такси

· Отражение в игре положительных явлений и положительных взаимоотношений между персонажами игры.

Можно внести следующие изменения в организацию игровой деятельности:

· Привлечение детей к предварительному совместному планированию игры;

· Привлечение к изготовлению оборудования для игры

Приемы руководства игрой, используемые педагогом

Проводя анализ видео с данной игрой, я увидела, что педагог использует такие приемы как:

Приемы прямого руководства.

- Включение педагога в игру - показ речевого образца, в данной игре педагог подсказывал какие необходимо произнести слова и какие действия выполнить соответственно.

Приемы косвенного руководства.

- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, беседы, рассматривание картин)

- привлечение детей к оформлению игрового пространства

Так же для поддержания интереса и привлечения детей к игре педагог проводил следующее:

1. Игра «Чудесный мешочек» в распределении ролей

2. Совместное составлении плана сюжет

3. Беседа с детьми по окончанию игры

В предварительной работе педагог провел такие мероприятия как:

• Беседа по картинкам «Профессии»

• Рассматривание иллюстраций по теме «Ателье»

• Отбор игрушек для игры вместе с детьми

· Просмотр видеоматериалов

Данные мероприятия способствуют обогащению впечатлений детей.

Дети старшего возраста умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой. На мой взгляд, приемы, которые использует педагог эффективны, но хотелось бы предложить следующее, для большей эффективности.

Вместе с детьми можно изготовить атрибуты:

· каталог моделей одежды

· бланки заказов

· изготовление лекала одежды

· изготовление стиральной машины из бросового материала

· помощь родителей в изготовлении стеллажа для тканей

· изготовление образцов тесьмы и пуговиц

· кошельки из альбомного листа

Так же в предварительной работе можно проводить с детьми дидактические игры: «Кто больше назовет действий», «Что из чего», «Подбери наряд для куклы». Чтение художественной литературы также даст большое представление о профессиях, которые будут в игре, например: Б. Заходер «Портниха», М. Майн «Пуговица», А. Вестли «Две портнихи». Можно совместно с родителя и детьми организовать экскурсию в местное ателье или посмотреть видеоматериал о профессиях, что даст детям подробное представление о них. Также дети будут знать какую работы выполняет каждый человек этих профессий и, соответственно, смогут это воплотить в своей игре.

Экспертный вывод

Проведя подробный анализ игровой деятельности детей старшей группы, можно сделать следующий вывод, что игровая деятельность детей может быть разного уровня, в данной игре у детей развитая сюжетно-ролевая игра с высоким уровнем. Это проявляется в следующем: дети с интересом отображают в игре взаимодействие и общение людей. Все игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу и игровые задачи ребенок всегда ставит самостоятельно. Все игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу. Также хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач. При выполнении роли используют разнообразные ролевые действия, передают настроение, характер человека, т.е. ролевые действия эмоционально-выразительные. Но из-за волнения и камеры, девочка немного забывала слова, но все остальное было по максимуму.

Воспитатель должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей. Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативы, самостоятельности ребенка. Важно, чтобы в игре ребенок фантазировал и творил. Перед проведением игры необходимо провести с детьми обучение игровым приемам:

• Научить снимать мерки.

• Научить использовать лекало для выкройки одежды (платье, майка)

• Научить заполнять бланки заказов

• Пользоваться швейными машинками

Успешность и трудности детей

Анализируя данную игру у детей, я заметила яркие проявления поведения в успешности и трудности детей. Успешности проявляются в знании действий каждой роли, дети четко знают, что делает каждый человек профессии, которая им досталась, умеют применять игровое оборудование для реализации хода игры. Они проявляют самостоятельность и увлечены игрой. А трудности проявляются в ролевой речи. Девочка забывала, что необходимо сказать в том или ином случае, но она не растерялась и приняла помощь воспитателя. Чтобы не возникали такие трудности необходимо с детьми проводить игры на память, речевые занятия и игры-импровизации, где они по ходу игры смогут самостоятельно подобрать нужные слова в зависимости от игровой ситуации.

Варианты игры

Можно привести следующий вариант данной игры для детей, у которых возникли трудности.   Парная игра «Ателье»: в данной игре участвует 2-3 ребенка и сам воспитатель. Предусматривает отработку ролевого диалога. Для первого раза в роли приемщицы будет выступать педагог для примера речи, которую необходимо будет произносить. А роли заказчиков выполняют дети. Потом, когда все дети попробуют себя в роли заказчиков, каждый из них попробует себя в роли приемщицы. Таким образом, данная игра даст возможность ребенку для расширения ролевой беседы, и он будет знать, что необходимо будет произносить.

А для детей успешных в данной игре можно предложить вариант игры с большим разнообразием ролей, например «Демонстрация одежды». Описание игры: в городе проходит показ мод. В нем участвуют знаменитые модельеры города. Модельер подготовил все варианты одежды. Швеи изготовили одежду. Приходят манекенщицы, которых красят стилисты, им делают прическу. Потом проходит показ мод, модели друг за другом демонстрируют одежду на подиуме. Фотографы фотографируют весь показ. В конце показа приглашают модельера на подиум.

Самооценка

Хотелось бы завершить выступление анализом проделанной работы. У меня получилось достичь цель данного задания – проанализировать игровую деятельность детей старшего возраста и определить уровень ее развития. Раскрыла следующие вопросы: предполагаемые цели и задачи, характеристика содержательных компонентов, варианты развития игры, приемы руководства игрой,  оценка эффективности или неэффективности приемов и свои рекомендации, определение уровня развития игры детей, варианты игры для успешных детей и детей, у которых возникли трудности. Таким образом, хотелось бы себе поставить отметку 5. Спасибо за внимание, я готова приступить к диалогу!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: