Развод как кризис семьи

Синдром утраты (иногда его принято называть «острое горе») – это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической (Изард, 1999). Горе – это также процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Хотя преобладающей эмоцией при утрате является печаль, тут также присутствуют эмоции страха, гнева, вины и стыда.

Горе утраты характеризуется следующими проявлениями: 1. На первый план выступает физическое страдание. На фоне этих телесных признаков человек испытывает психическое страдание в виде эмоционального напряжения или душевной боли. Отмечаются изменения ясности сознания. 2. Поглощенность образом утраченного. 3. Чувство вины. 4. Враждебные реакции. 5. Утрата прежних естественных моделей поведения. 6. Идентификация с утратой. Стадии горя:

Начальная стадия горя – шок и оцепенение. Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в реальность происшедшего могут длиться до нескольких недель, в среднем 7–9 дней.

Следующая стадия горя – стадия поиска – характеризуется стремлением вернуть умершего и отрицанием безвозвратности утраты. Переход от стадии шока к стадии поиска постепенный; особенности состояния и поведения, характерные для этой стадии, можно заметить на 5–12-й день после смерти близкого. Некоторые последствия шока могут проявляться еще довольно долго.

Третья стадия – острого горя – длится до 6–7 недель с момента утраты. Сохраняются и поначалу могут усиливаться физические симптомы. Это период наибольших страданий, острой душевной боли.

Через 3–4 месяца начинается цикл «хороших и плохих» дней. Повышается раздражительность и снижается фрустрационная толерантность.

Четвертая стадия синдрома утраты – стадия восстановления – наступает дней через 40 после события и продолжается примерно год. В этот период восстанавливаются физиологические функции, профессиональная деятельность. Человек постепенно примиряется с фактом утраты.

Существует несколько форм осложненного синдрома потери: 1. Хроническое горе. При этой наиболее частой форме переживание потери носит постоянный характер и интеграция утраты не наступает. 2. Конфликтное (преувеличенное) горе. Один или несколько признаков потери искажаются или чрезмерно усиливаются, прежде всего, чувства вины и гнева, образующие порочный круг контрастных переживаний, мешающий совладанию с горем и затягивающий прохождение острого периода. 3. Подавленное (маскированное) горе. Проявления горя незначительны или полностью отсутствуют. 4. Неожиданное горе. Внезапность делает почти невозможным принятие и интеграцию утраты. Их развитие задерживается, преобладают интенсивные чувства тревоги, самообвинения и депрессия, осложняющие ежедневную жизнь. 5. Отставленное горе. Его переживание откладывается на длительное время. 6. Отсутствующее горе. При этой форме отсутствуют какие-либо внешние проявления, как если бы утраты не было вообще. Человек полностью отрицает ее или остается в состоянии шока.

14. Основываясь на своей терапевтической работе с пожилыми людьми, страдающими после смерти близкого человека, Марк Коэн выделяет факторы, помогающие человеку справиться с горем при работе в группах «Тяжелой утраты». Такими факторами являются:

- внушение надежды;

- принятие;

- уменьшение социальной изоляции;

- помощь в поиске новой идентичности и нового смысла жизни;

- поддержка;

- катарсис;

- избавление от страхов;

- приобретение новых навыков и обмен опытом;

- участие в групповом процессе;

- работа с сильными переживаниями;

- возможность помочь другим.

Пожилые люди, потерявшие супруга или супругу, сталкиваются с многочисленными проблемами. Они испытывают чувства печали, вины, гнева, отчаяния и беспомощности.Наиболее очевидной помощью, которая может быть оказана пожилым людям в группах «Тяжелой утраты», является социальная поддержка. Овдовевшие люди получают достаточную социальную поддержку от семьи и друзей в течение трех или четырех недель после печального события, но потом она ослабевает. Некоторые пожилые люди говорят о том, что спустя значительное время родные и друзья помогают и звонят гораздо меньше, и поэтому возникает сильнейшее чувство одиночества. По мнению других участников групп, друзья и знакомые начинают умышленно меньше общаться с ними, как бы из страха, что, если они проводят время с человеком, пережившим такую трагедию, то это может произойти и с ними. Или, по крайней мере, это напоминает им об их собственной уязвимости по отношению к такой потере и так их пугает, что они избегают встречаться со своими собственными страхами.В дополнение к социальной поддержке группа «Тяжелой утраты» дает ощущение принятия. Спустя некоторое время пожилые люди начинают чувствовать, что их тяжелые переживания не принимают родные и друзья.

15. Нормальная модель работы горя при утрате:

От смерти до 2 недель Шок: различные симптомы, слезы и всхлипывания, глубокие вздохи, сильная физическая и душевная боль, страдания, дрожь, стеснение в груди и горле. Оцепенение: чувство потери личности, феномен деперсонализации, одиночество, нерешительность, нерациональное поведение, отчуждение или привязанность. Отрицание: ожидание возвращения, постоянные напоминания, речь об умершем в настоящем времени, галлюцинации слуховые, зрительные, тактильные.

От 1 до 3 месяцев Тоска: страдание, всхлипы, томление, острая эмцинальная боль, симптомы различных болезней, нарушения сна, ночные кошмары, предельная усталость, неспособность к концентрации, бесцельная деятельность, отсутствие интересов, идеализация умершего, чувство, что умерший рядом. Поиски: беспокойство, попытки зполнить пространство, фрустрация, отсутствие удовольствия, птерянность, прогулки по магазинам, предельные траты, противостояние сонливости, отчуждение. Тревога: безнадежность, страхи, необычная зависимость. Злоба: боль как несправедливость, зависть, избегание людей, раздражительность и агрессия на все, обида на умершего. Вина: самообвинение, вина, религиозные сомнения, Одиночество: потеря пыта совместной деятельности, отверженность.

От 3 до 9 месяцев Депрессия: потеря, отчаяние, тревога, злоба, угрызения совести, вина, обострение личностных проблем. Апатия: отсутствие воли, агрессии, бесцельность, нерешительность, отказ от помощи, отрицание чувств, игнрирование собственных потребностей, безразличие. Потеря личности: супружеского или социального статуса, потеря сексуального чувства, зависимость или независимость. Смягчение: обретение себя, выполнение работы горя, нахождение смыслов, обретение радости в воспминаниях, празднование годовщин. Стигма: социальная изоляция, потеря друзей, избегание других семей.

От года до двух лет. Принятие: утрата не воспринимается как тяжелая потеря, счастливые воспоминание и разговоры об умершем, освоение новых условий, интерес к работе. Заживание: перестраивание образа жизни, приобретение нового статуса, новые увлечения, интересы, друзья. Продуктивное одиночество, равновесие.

               

16. Суицид можно рассматривать как действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим ей мотивом.

Суицидальное поведение - помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента. Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

А.Г. Амбрумова выделяет самоубийства и попытки самоубийства. Бруксбэнк говорит о суициде и парасуициде. Автор определяет суицид как намеренное самоубийство, а парасуицид как акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти. По мнению А.Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. Е. Шир выделяет следующие типы суицидального поведения у подростков: преднамеренное, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное. Первые два типа, по данным автора, встречаются у подростков крайне редко, третий, четвертый и пятый типы соответственно у 25, 18 и 56,3%.

По мнению ряда авторов, суицидальное поведение в детском возрасте очень редко бывает связано с психическими заболеваниями, в подавляющем большинстве случаев это ситуационно-личностные реакции, в первую очередь реакция оппозиции. У подростков же роль психических расстройств в происхождении суицидального поведения несколько возрастает. Существует и противоположное мнение, согласно которому в детском возрасте, по сравнению с подростковым, суицидальное поведение носит более серьезный характер.

И.П. Павлов объяснял самоубийство утратой "рефлекса цели".

А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит: 1) потерю любимого человека; 2) состояние переутомления; 3) уязвленное чувство собственного достоинства; 4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков; 5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.

Д.Д. Федотов и соавтор отмечают, что суицидальные попытки и намерения чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем.

17. Подход к созданию программы помощи и использованию определенных техник и методов в работе с суицидоопасными ситуациями должен быть индивидуальным. Выбор зависит от знаний, умений, опыта работы, личных характеристик специалиста.

При психотерапевтическом воздействии на этих больных следует сочетать эмоциональную поддержку со стремлением к эмпатическому восприятию и последующей коррекции не всегда осознаваемых психологических установок и фантазий, способствующих реализации суицидального поведения.

Беседа психолога с клиентом, решившимся на суицид, включает четыре этапа.

 Содержанием первого этапа является установление эмоционального контакта с клиентом, взаимоотношений сопереживающего партнерства. Предоставление возможности клиенту выговориться с целью вентиляции его чувств.

На втором этапе беседы необходимо с помощью вопросов установить последовательность событий, которые привели к кризису, для того чтобы в сознании клиента сформировалась объективная и последовательная картина психотравмирующей ситуации в ее развитии.

Третий этап посвящен совместной деятельности психолога и клиента по преодолению кризисной ситуации.

 На четвертом этапе беседы с клиентом происходит окончательное формулирование плана его деятельности. Психологу необходимо стимулировать клиента на переход от слов к действиям, гарантируя ему активную психологическую поддержку.

Психологическая помощь уцелевшим после суицида Что следует делать: быть понимающим, заботливым, не осуждать;дать возможность еще и еще раз рассказать о печальных событиях; быть внимательным слушателем, не фиксироваться на ошибках; подчеркивать, что они должны чувствовать то, что чувствуют, что это нормальное явление;информировать о группах самопомощи, о литературе; заверить, что вы можете быть полезны.

Чего не следует делать: допускать, что суицид является психическим заболеванием; давать обещания, которые вы не сможете выполнить, ибо это приведет к обманутым надеждам, разочарованию, которые разрушат лучшие намерения;принимать на себя чувства и просьбы;

 делать замечания типа «Это была Божья воля» или «Не нужно вспоминать об этом, вам и так тяжело»; стараться рационализировать бытие.

18. Психологическая поддержка направлена на актуализацию имеющихся и создание дополнительных психологических ресурсов, обеспечивающих активные действия военнослужащих на поле боя.

К специализированным способам и средствам психологической поддержки относятся: медикаментозные и аутогенные.

 Аутогенные способы психологической поддержки на сегодняшний день, являются наиболее известным, доступным и весьма эффективным средством регуляции психической деятельности. К их числу относят как простейшие приемы саморегуляции (успокаивающее и дыхание; расслабление мышц; самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоподкрепления), так и сложные психорегуляционные комплексы (аутогенная тренировка, самогипноз, нервно-мышечная релаксация и др.).

Основными задачами психологической реабилитации являются: выявление и диагностика психических расстройств у военнослужащих; эвакуация военнослужащих, подвергшихся психотравматизации, с поля боя; восстановление нарушенных (утраченных) психических функций; коррекция самосознания, самооценки и самочувствия военнослужащих, получивших психические расстройства, физические увечья и др.

Таким образом, психологическое сопровождение боевых действий войск представляет собой процесс непрерывного мониторинга (отслеживания, выявления, анализа и оценки) психологических условий выполнения боевых задач, осуществления психологической поддержки военнослужащих и проведения психологической реабилитации с лицами, подвергшимися травмирующему воздействию психогенных факторов боя.

19. Стресс - реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его внутреннее равновесие, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Для того чтобы выжить в боевой обстановке, человек должен перестроить все свое существо в соответствии с ее требованиями. И такая перестройка, приспособление к режиму боевой жизнедеятельности, к стресс-факторам войны происходит с каждым ее участником. Это приспособление называется боевым стрессом. В зависимости от разновидности воздействующего на организм фактора боевой обстановки выделяют виды боевого стресса: физиологический и психологический, а последний может пониматься как эмоциональный или информационный.

Причины стресса:

Физиологический стресс: боль; высокая и низкая температура воздуха; шум; вибрация; гипоксия (состояние кислородного голодания); непереносимый запах.

Психологический стресс

Эмоциональный: опасность; гибель товарищей; ранение, травма; участие в насилии, уничтожении врага; высокая ответственность.

Информационный: внезапность; новизна обстановки; недостаток информации; избыток информации.

Боевой стресс - это процесс мобилизации всех имеющихся возможностей организма, иммунной, защитной, нервной, психической систем для преодоления жизнеопасной ситуации. У человека происходит изменение состава крови.

Внешне стресс в боевой обстановке проявляется в учащении пульса, дыхания, температуры тела военнослужащего, покраснении или побледнении кожных покровов, усилении потоотделения, высыхании во рту, треморе (дрожании мышц), изменении внешней активности (количества, частоты и амплитуды движений), учащении мочеиспускания, усилении тревоги и бдительности и др. Все перечисленные симптомы - это нормальные реакции человека на обстоятельства боевой обстановки.

Специфические формы стресса: 1)нетравматический стресс; 2)травматический (боевая психическая травма); 3)посттравматический.

 Значительное место в широком диапазоне отрицательных переживаний воина в бою в состоянии стресса занимает страх, который представляет собой эмоцию, возникающую в состоянии угрозы биологическому или социальному существованию человека, направленную на источник реальной или мнимой опасности. Страх служит предупреждением человеку о предстоящей опасности, позволяет мобилизовать внутренние силы и резервы для ее избегания или преодоления. По содержанию переживание страх проявляется в виде страха смерти, боли, ранения, страха остаться калекой, страха потери боеспособности и уважения сослуживцев и др. Выделяют следующие формы страха: испуг, тревога, боязнь, аффективный страх, индивидуальная и групповая паника.

20. Пережившие плен никогда не рассматривали лагерную жизнь как простой эпизод. Для них пребывание в сибирской глубинке явилось переломным моментом и в осознании себя, и окружающего мира. Авторы мемуаров, рассматривающие событийность через призму собственных ощущений, отражают ряд следующих психологических моментов. Это: 1) путь в Сибирь и связанные с этим эмоции и переживания, 2) прибытие в лагерь («шок поступления»), обостряющий до глубины высшие и низшие чувства личности, ее определенная деперсонализация); 3) процесс адаптации, когда воздействуют на организм экстремальные нагрузки в условиях хронической стрессогенной ситуации, часто граничащие с выживанием в непривычном экологическом, политическом, социкуокультурном, а, следовательно, враждебном пространстве; 4) «синдром выживших», возвращение на родину и социально-психологические проблемы приспособления к мирной жизни (осознание и преодоление последствий пребывания в плену – физических, моральных, психоэмоциональных, профессиональных; психологический стресс от взаимодействия с государственными структурами, родными и близкими; попытка переосмыслить пережитое, а может и извлечь уроки из прошлого; 5) желание, или нежелание рассказать своим современникам и потомкам о самых ярких страницах своей жизни, страх от пережитого и связанные с этим психологические переживания, иногда длинною в целую жизнь.

В условиях являющихся необратимыми, в которых действие завершено, и события невозможно изменить, происходило нарушение психической адаптации, отмеченное состояниями. Апатии; астенических отрицательных эмоций (тоска, отчаяние, депрессия, безысходность, усталость, горе, подавленность, угнетенность, раздумья, тревога, связанные с невозможностью выхода из ситуации); стенических отрицательных эмоций (гнев, агрессия неприязнь). Подобные состояния характеризовались большой длительностью и продолжались годами. Состояние апатии являлось как бы защитным механизмом психики, феноменом внутреннего приспособления к специфической среде, где все происходящее в ней достигалось сознания лишь в приглушенном виде, где уровень аффективной жизни достаточно снижен. Все ограничивается удовлетворением жизненно важных, наиболее насущных потребностей. Во многом все помыслы сосредоточены на одном: пережить сегодняшний день.

Все вновь прибывшие из советских лагерей на родную землю испытывали необычайные сложности и проблемы обустройства в мирной жизни. Социально-психологическая адаптация «возвращенцев» в условиях кардинально меняющейся послевоенной действительности происходила болезненно и напрямую зависела от тяжести полученного в плену заболевания; личностных качеств человека; его возраста; наличия близких и родных, способных помочь, или просто оказать эмоциональную поддержку. Уже само возвращение, внезапное снятие душевного гнета представляло собой сильнейший психоэмоциональный стресс.

21. Главная задача психолога успокоить всех, настроить на выполнение указаний террористов, не подбирать брошенного оружия, во избежание собственной смерти и т.д. Многие заложники испытывают после пережитого психические страдания. Это нормально. Некоторые из освобожденных говорят, что они чувствуют себя виновными в том, что были объектом столь пристального внимания. Другие терзаются от того, что не оказали достаточного сопротивления или каким-то образом сотрудничали с террористами. Нет ничего необычного в том, что заложники, которые проявили хладнокровие, выдержку и были примером для других пассажиров во время сурового испытания, позднее, когда необходимость проявлять эти качества миновала, испытывали нервный стресс и истерику. В этом случае очень поможет профессиональная помощь, как заложникам, так и членам их семьи.

22. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) развивается у людей, переживших событие, которое является в высшей степени травмирующим практически для любого человека. Это расстройство может развиться у 50-80 % людей, испытавших такое воздействие. Наиболее часто психологическая травма связана со следующими событиями:

·Войны, оказывающие воздействие как на военных, так и на гражданских лиц;

·Насильственные преступления, связанные с покушением на убийство, убийствами или изнасилованиями;

·Автомобильные катастрофы, кораблекрушения, крушения поездов,авиационные катастрофы;

·Ураганы, землетрясения, наводнения и извержения вулканов;

·Насильственная смерть или самоубийство родственников или близких знакомых;

·Детские травмы, связанные с излишне суровыми наказаниями, сексуальным насилием или со смертью родителей.

При ПТСР наблюдаются следующие клинические симптомы: 1. Немотивированная бдительность. 2. «Взрывная» реакция. 3. Притупленность эмоций. 4. Агрессивность. 5. Нарушения памяти и концентрации внимания. 6. Депрессия. 7. Общая тревожность. 8. Приступы ярости. 9. Злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами. 10. Непрошеные воспоминания. это наиболее важный симптом, дающий право говорить о присутствии ПТСР. 11. Галлюцинаторные переживания. 12. Бессонница. 13. Мысли о самоубийстве. 14. «Вина выжившего».

Основные симптомы ПТСР (МКБ-10 – F 43.1):

1. Пребывание в угрожающей ситуации, вызывающей глубокое отчаяние.

2. Стойкие непроизвольные воспоминания перенесенного.

3. Избегание ситуаций, напоминающих стрессовую.

4. Амнезия и признаки повышенной психической возбудимости.

5. Наступление симптомов в пределах 6 месяцев после экспозиции стресса.

 

23. Основные компоненты психотерапевтического лечения ПТСР:

1. коррекция ошибочных представлений относительно стрессовой реакции;

2. предоставление пациенту информации об общей природе стрессовой реакции;

3. фокусировка на роли чрезмерного стресса в развитии заболевания;

4. приведение пациента к осознанию проявлений ПТСР;

5. развитие у пациента способности к самоанализу для идентификации характерных для него стрессоров;
6. сообщение клиницистом пациенту об активной роли, которую пациент играет в терапии ПТСР.

24. Наиболее эффективный путь профилактики ПТСР – подготовка к работе и жизни в экстремальных ситуациях

Три стандартных направления профилактики:

1. подготовка лиц для работы в возможных экстремальных условиях – специальный тренинг (кадровые военные);

2. коррекция появляющихся психических нарушений во время экстремальной ситуации (психологи, соц.работники);

3. терапия и восстановление лиц с психическими расстройствами после экстремальных ситуаций (психотерапевты).

Даже в самых тяжелых случаях посттравматической стрессовой дезадаптации, связанных с развитием посттравматического расстройства, носителям травматического опыта удается успешно преодолеть его негативные последствия. Успешная профилактика прямо связана с активной позицией субъекта адаптации в процессе посттравматического развития личности.

25. Основными причинами психического неблагополучия в детстве, по мнению Л.Ф. Шеховцовой, являются следующие:

– инверсия семейных ролей;

– стиль воспитания;

– неправильное поведение родителей, других взрослых, окружающих ребенка;

– ошибки, систематически допускаемые родителями в воспитании детей;

– занятость родителей.

1. Инверсия семейных ролей

Позиции и роли отца и матери в семье взаимодополнительны. Мать, безусловно, любит своего ребенка, каким бы он ни был, и показывает ему эту любовь. Любовь отца ребенок должен "заслужить", выполняя те требования, которые предъявляет ему отец – в этом смысле любовь отца условна. Учитывая опыт психоаналитической практики, не следует забывать, что для мальчика отец является соперником в его любви к матери, а для девочки такой соперницей является мать. Если описывать данные взаимоотношения на символическом языке, то у мальчика происходит идентификация с отцом посредством которой идет освоение "мужского" поведения, такого, которое может "понравиться" матери, а девочка идентифицируется с матерью, осваивая такое поведение, которое "одобрит" отец.Если описанные в модели нормальные взаимоотношения родителей с ребенком изменены, нарушены, то у ребенка часто происходит дезадаптация к социуму, которая проявляется или уже в детском, раннем возрасте, или в будущем, во взрослом состоянии.А.И. Захаров, описывая неврозы у детей, приводит, опираясь на статистические данные, "психологический" портрет матери ребенка-невротика. Как правило, это представительница технической интеллигенции, гиперсоциальна, доминантна, честолюбива, рациональна, тревожномнительна, с обостренным чувством долга. В ее взаимоотношениях с ребенком проявляется часто формализм, повышенная требовательность, диктат решений и однозначность суждений, отсутствие ласки, нежности, тепла. Такая мать не демонстрирует ребенку безусловную любовь и принятие.Современные женщины с высшим образованием часто, как пишет А.И. Захаров, состоят в разводе со своим супругом. Если в диаде "мать-ребенок" вырастает сын, то отсутствие мужской идентификации у сына и проецирование на него матерью своих отношений с супругом часто формирует у него истерический невроз. Именно в неполной семье "мать-сын" особенно остры конфликты, так как мать часто оказывается нетерпимой к общим с отцом чертам характера сына.

26. Опыт показывает, что диагностику стресса у детей не всегда можно выносить как отдельную процедуру, так как симптомы стресса обычно на лицо: это вялость, агрессивность, отсутствие доверия и неконтактность, отсуствие аппетита и нарушения сна, наличие немотивированных страхов. Но диагностику стрессовых состояний у детей можно также с помощью проективными (рисуночными) методиками, такими как: а) ДДЧ (Дом-Дерево-Человек) б) Рисунок семьи (для выявления возможной причины стресса и в целом среды, в которой проживает ребенок) в) Несуществующее животное (с вариациями "Злое животное", "Красивое животное" и т.д.)

Их плюс состоит в том, что само рисование оказывает психотерапевтический эффект, а также информативность и возможность многократного проведения без опасности потери показательности тестов.

Но, однако, окончательный вердикт о наличии стресса у детей нельзя выносить только на основе диагностики посредством проективных методик: их следует соотносить с результатами наблюдения, клинических данных и кризисной ситуации (если таковая имеется), в которую попал ребенок.

 

27. Особенности психологической коррекции стрессов у детей. Особенность: ребенок не может выразить свое состояние словами. Грудные дети и до 2-лет: снятию стресса лучше всего способствуют игры, особенно прятки, которые заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где-то рядом. Если родители уходят, необходимо оставлять рядом с ребенком его любимые игрушки. И конечно же быть с ним внимательнее, добрее, ласковее и заботливее. Депрессия или агрессия родителей негативным образом сказывается даже на самых маленьких детях. 2 – 5 года: им трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Хорошим способом выяснить, что именно происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: нужно давать ребенку возможность покричать на улице. Необходимо, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. 5-10 лет: во-первых, необходимо узнать, в чем причина стресса (во время прогулки или похода в кино, когда ребенок находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной стресса домашней обстановки). Рисунки и игры, ролевые игры, интенсивные и постоянные физические упражнения. Нужно говорить им правду и о разводе, смерти, болезни, или ту часть ее, которая не приведет к дополнительной травме. И конечно же ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им. Попав под влияние стресса, дети становимся все более уязвимыми для новых его атак. Вывод: родители должны сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией для их чада наступило как можно позже.

28. Психологические особенности детей находящихся в школах-интернатах и домах инвалидов Дети-сироты: замедленный темп психического развития, низкий уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, формирование навыков саморегуляции и правил поведения; недоверие, подозрительность к людям и к миру в целом, повышенная тревожность, состояние эмоциональной вялости, депрессия, устойчивое нежелания поддерживать контакты, прилипчивость, неразборчивость в установлении дружеских связей со взрослыми и сверстниками, отрицательный образ себя - ощущение заброшенности, отторгнутости. Причина: депривация эмоциональная, материнская, сенсорная, двигательная; затруднение или искажения формирования привязанностей. Дети-инвалиды: упрямство, непослушания, недоверчивость, одиночество, замкнутость, сосредоточенность на внутренней жизни, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия, мысли суицидального характера, часто формируется комплекс неполноценности, социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства, иждивенчество.


29.

30. Профилактика насилия в быту. Эффективная политика против насилия в семье возможна только в случае сотрудничества, взаимодействия различных государственных структур и населения. Нужно проводить точную диагностику причин семейного конфликта специально подготовленными лицами; сочетание принуждения с мерами поддержки и помощи, в том числе материальной и медицинской; участие в такой работе как правоохранительных органов, так и медицинских учреждений, общественных органов, коллективов школ, других учебных заведений, трудовых коллективов. Предупреждение пьянства, лечение алкоголизма и других психических расстройств - важная составная часть всей профилактической работы. Особое внимание обращается на то, что способы воспитания ребенка не должны причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Они должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство ребенка обращение, оскорбление и эксплуатацию. К уголовной ответственности может быть также привлечен родитель, вовлекающий своего ребенка в систематическое употребление спиртных напитков, наркотиков, занятие проституцией, бродяжническом, попрошайничеством. Необходимо издавать специальные справочные пособия - памятки для жертв, подвергшихся насилию в быту. Они должны знать, что делать, как поступать, куда обратиться. В этих пособиях должна содержаться информация о действиях представителей правоохранительных органов, прибывших по вызову или когда к ним обратились за помощью. В школьные образовательные программы должны быть включены курсы, в которых будет рассказываться о домашнем насилии.

 

31. Работа с ребенком, подвергнувшимися насилию.Проблемой насилия обязательно должны занимаются медики, представители правоохранительных органов, юристы, а сейчас еще социальные работники, педагоги, психологи и иные специалисты. Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник или педагог. Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети редко врут, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения с определенным педагогом и др. Помимо помощи пострадавшим от насилия в настоящее время большое значение придается предупреждению жестокого обращения с детьми, созданию эффективной системы профилактики, которая предполагает, как минимум два этапа. Первичная профилактика заключается в комплексном воздействии на обе вовлеченные в насилие стороны, т.е. на насильника и жертву. Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло-педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. Психолого-педагогическую помощь можно получить также по "телефонам доверия", в детских приютах, центрах помощи семье и детям, территориальных центрах социального обслуживания населения, кризисных центрах для женщин и детей, детских поликлиниках и больницах.

32. Заболевание, особенно тяжелое, связанное с угрозой инвалидизации, становится самостоятельной психической травмой. Под психической травмой понимают жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям. Болезнь может стать препятствием для реализации жизненных планов, ограничивая сферу деятельности, круг интересов, изменяя характер и содержание общения, влияя на направленность и ценностные ориентации личности. На начальных стадиях заболевший человек, как правило, находится в растерянности, не понимая, что с ним происходит, насколько происходящее серьезно и к каким последствиям может привести. Он напуган, не может планировать события своей жизни, теряет чувство контроля над ситуацией. По мере установления диагноза и лечения первоначальный страх пациента сменяется беспокойным ожиданием изменений. Если быстрого улучшения состояния не происходит, он начинает сомневаться в правильности диагноза и адекватности терапии. Может пошатнуться его доверие к врачу, от которого больной требует объяснений и точного прогноза на будущее. Чаще такого прогноза врач дать не может, и пациент продолжает находиться в состоянии неопределенности и ожидания, испытывая беспокойство и тревогу. Последняя усиливается, если больной улавливает любые, самые незначительные негативные изменения в своем самочувствии; изменения, связанные с побочным действием лекарств, со сменой погоды (при наличии метеочувствительности), с естественными физиологическими процессами в организме (например, менструальные циклы у женщин).

Колебания самочувствия, особенно в самом начале терапии, часто приводят к сомнениям больного, неуверенности в возможности излечения, в компетентности лечащего врача. Пациент оказывается в ситуации, которая считается одной из самых трудных — в ситуации неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом. Естественной, наиболее частой эмоциональной реакцией является тревога. В такие периоды для больного особенно важна твердая позиция врача, простые, логически ясные объяснения, его уверенность и оптимизм. Пациент ищет во враче «психологическую опору» и успокаивается, если видит с его стороны неизменную заинтересованность, внимательность, эмпатическую позицию. В случае, когда болезнь приобретает хроническое течение, периоды неуверенности и беспокойства появляются все чаще, накладывая своеобразный психологический отпечаток на эмоциональные реакции и поведение больного. Хроническое соматическое заболевание может рассматриваться в качестве самостоятельной психической травмы, приводящей к эмоциональным нарушениям и формированию наслаивающихся на основное заболевание невротических симптомов.

Психологическое воздействие госпитализации. Влияние госпитализации, когда пациент попадает в принципиально новую для него социальную ситуацию, может быть различным. Наступает резкая перемена образа жизни: больной изолирован от работы, от семьи, лишен привычного круга общения, друзей, развлечений, привычной обстановки; у него нет уверенности в отношении характера, прогноза и исхода заболевания, его последствий для дальнейшей жизни, трудоспособности, супружеских и семейных взаимоотношений. В условиях стационара наблюдается самый широкий диапазон адаптивных психологических реакций пациентов в зависимости от пола, возраста, особенностей темперамента, свойств личности, социального положения, профессии, нозологической принадлежности, тяжести состояния, проводимой терапии

33. ГОСПИТАЛИЗМКатастрофическая картина симптомов, развивающаяся на первом году жизни у детей, которые воспитываются в специальных учреждениях или по иным причинам испытывают острую материнскую депривацию. К этим симптомам относятся ухудшение физического состояния, повышенная восприимчивость к инфекциям, подверженность заболеваниям, высокая смертность, ухудшение, задержка и дисфункция психического функционирования. Среди выживших детей обнаруживаются повышенная частота психических расстройств, задержка психического развития и антисоциальные наклонности.Шпиц изучал младенцев, которые находились в благоприятных условиях с точки зрения гигиены и питания, но были лишены нормальной аффективной поддержки со стороны матери. Начиная с третьего месяца жизни отмечались ухудшение физического и психического состояния с крайней подверженностью инфекциям и заболеваниям, высокая смертность, причем даже от заболеваний, обычно не приводящих к фатальному исходу. Дети страдали депрессией, были заторможены, пассивны, амимичны, с плохой координацией глаз. Со второго года жизни выявлялись признаки глубокой физической и психической отсталости: дети не могли сидеть, стоять, ходить, говорить. Последствия госпитолизма долго-временны и в целом необратимы.В своих новаторских работах Шпиц показал, что адекватный материнский уход абсолютно необходим для здорового физического и психического развития. Шпиц различал госпитолизм, формирующийся в связи с тотальной эмоциональной депривацией, и анаклитическую депрессию, возникающую в ситуации, когда изначально нормальная ситуация отношений между матерью и ребенком прерывается, и ребенок оказывается в депривации.В последнее время термин госпитализм распространяется на все случаи острой материнской депривации независимо от конкретных обстоятельств.

34. Психотерапия с больными при острых и хронических заболеваниях. При хронических заболеваниях пациент никогда не становится снова полностью здоровым…Он должен быть готов к дальнейшему ухудшению своего самочувствия, продолжающемуся снижению работоспособности, смириться с фактом, что он никогда не сможет делать все, что хочется, как раньше. Из-за этих ограничений человек нередко оказывается в противоречии с тем, что он ожидает от себя сам, и с тем, что ожидают от него другие. Существуют две стратегии поведения — пассивная и активная. К пассивному поведению относятся защитные механизмы: реакции преуменьшения серьезности болезни типа игнорирования, самообмана, рационализации или сверхконтроля. Более значимы активные усилия пациента по решению возникших перед ним проблем, связанных с болезнью. Больной должен стремиться к тому, чтобы: осознать свое состояние, смягчать вредные влияния окружающей среды и увеличивать шансы на улучшение состояния, адекватно оценивать неприятные события и факты и приспосабливаться к ним, поддерживать свой собственный положительный образ, сохранять эмоциональное равновесие, поддерживать спокойные, нормальные отношения с окружающими. Это возможно, если он получает необходимую информацию о болезни; ищет и находит совет и эмоциональную поддержку у специалистов, знакомых или товарищей по несчастью; приобретает навыки самообслуживания и тем самым избегает излишней зависимости, ставит перед собой новые, связанные с наличием заболевания цели и пытается их достигать. Психотерапевт должен внимательно замечать и поддерживать даже малейшие их попытки самостоятельного решения своих проблем. Это необходимо как для сотрудничества в терапии, так и для предпосылки заново построить семейные, профессиональные отношения, а также по-новому проводить свободное время. Психотерапевт должен объяснять больному возможные неудачи лечения или прояснять условия жизни, влияющие на течение болезни, когда, например, пациент с помощью близких успешно справляется с новой обстановкой или когда, наоборот, семья мешает больному сосредоточить усилия на борьбе с болезнью. Необходимыми и ценными могут оказаться поддержка и контроль со стороны терапевтической бригады, специализирующейся на лечении хронически больных или пациентов, нуждающихся в длительном лечении. При острых заболеваниях применяются: гипнотерапия, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, поведенческой психотерапии, групповая терапия.

35. Психологический аспект боли. На характер болевой реакции влияют индивидуальные особенности личности, прошлый опыт, культурологические особенности, способность к обучению и тд.. При воздействии болевого стимула включаются механизмы трех уровней: физиологический, поведенческий (болевая поза и мимика, особая речевая и двигательная активность) и личностный (мысли, чувства, эмоции). Психологические факторы играют при этом одну из основных ролей. Психологические нарушения являются первичными, т.е. присутствуют исходно еще до появления жалоб и, возможно, предрасполагают к их возникновению. Наиболее частыми спутниками хронической боли признаны депрессия, тревога, ипохондрические и демонстративные проявления. Присутствие этих нарушений повышает вероятность появления болевых жалоб и перехода эпизодических болей в хроническую форму. Биологическая (медицинская) модель рассматривает боль как ощущение, в основе которого лежит повреждение ткани или органа, и является полезной для понимания механизмов острой боли. Согласно когнитивно-поведенческой модели, боль представляет собой не просто ощущение, а комплекс мультимодальных переживаний. У пациентов с хроническими болевыми синдромами когнитивные оценки в значительной степени влияют на аффективные реакции и поведение, определяя физическую активность и адаптацию. Когнитивные процессы могут оказывать непосредственное влияние на физиологию боли, вызывая повышение чувствительности болевых рецепторов. Особенности личности определяют реакцию человека на боль и его болевое поведение, способность переносить болевые стимулы, спектр эмоциональных ощущений в ответ на боль и способы ее преодоления. В исследовании в этой области было показано, что для пациентов с хроническими болевыми синдромами характерны не только ипохондрические, демонстративные и депрессивные черты личности, но и зависимые, пассивно-агрессивные и мазохистские проявления. Было выдвинуто предположение, что здоровые индивидуумы, обладающие такими личностными особенностями, более склонны к развитию хронической боли. Наиболее выраженные болевые ощущения после перенесенной операции наблюдались у тех пациентов, которые имели максимальные показатели личностной тревожности в предоперационном периоде. Тревожные мысли «вокруг» собственно боли и ее очага повышают болевую перцепцию, в то время как тревога по любому другому поводу оказывает обратный, облегчающий, эффект на боль. Применение психологических релаксационных методик позволяет значительно снизить интенсивность болевых ощущений у пациентов с различными болевыми синдромами).

36.

Очень часто бытует мнение, что неизлечимо больной ребенок или подросток в семье тяжкое испытание для родителей. Но можно сказать, если ребенка любят, безусловно, потому что он родился, если родители не ждут от ребенка больших свершений и огромных достижений в жизни, не стремятся через ребенка реализовать себя, самоутвердиться, то не так важно здоровый или неизлечимо больной ребенок появился в этом мире. Родители любят его, и семья остается дружной, открытой для общения, для друзей и родственников. Родители не перестают жить после рождения такого ребенка. Они стремятся в жизни реализовать себя или в профессиональной деятельности, или в общении и поддержке таких же родителей. Такие родители сами получают удовольствие от жизни и от своего ребенка, который просто у них «особенный», но горячо любимый. Многие родители начинают гордиться, пусть маленькими, но с их точки зрения огромными успехами своего ребенка.

Методы социально-психологической помощи детям.

v Метод конструктивного диалога – ребенок обсуждает со специалистом собственные проблемы и при его поддержке находит пути их разрешения.

v Игровая терапия – ребенок при содействии специалиста организует игру (придумывает сценарий, сюжет, распределяет роли). В процессе игры происходит отреагирование, нахождение конструктивных моделей поведения.

v Арт-терапия – выражение ребенком своего внутреннего состояния через художественные (рисование, лепку, аппликацию, изготовление коллажа и т. п.), а также музыкальные (музыкотерапия) средства искусства. Например, в изображении своих страхов ребенок уменьшает их значение и «выплескивает» накопившийся отрицательный заряд; в позитивной серии рисунков формируются собственные ресурсы, позволяющие справиться с проблемой. Как вариант арт-терапии в мировой практике используется работа с больными детьми профессионального художника. Занятие творчеством предполагает укрепление веры в себя, повышение своей самооценки (организация выставки картин посетителям) и зачастую желание продолжать рисовать самостоятельно.

v Сказкотерапия. Терапевтический эффект сказки заключается в идентификации с главным героем, в разделении его переживаний, и, соответственно, в трансформации, изменении вместе с героем. В беседах о смерти (при условии готовности ребенка или взрослого поговорить на эту тему).

v Работа с эмоциональным компонентом боли (методики гипноанальгезии; внушение чувств, противоположных боли; использование других различных психотехник, например, «Принятие боли», «Выдыхание боли» и др.) При работе с психологической болью целесообразным применять шкалы боли, позволяющие оценить боль с точки зрения ребенка от 0 до 10 и соответствующее его эмоциональное состояние, определить эффективность выбранной методики, а также проследить динамику изменения боли после проведенной психологической работы.

v Тренинги коммуникативных умений и навыков.

v Театральная деятельность (свободная и целенаправленная), которая позволяет «отыграть» некоторые внутренние психологические проблемы ребенка (застенчивость, неуверенность и т.д.). 

38. Психотерапия терминальных больных Психотерапия средой — это и эстетотерапия, и арттерапия; все, что делает окружающую среду красивой, — будь то цветы, музыка, картины или скульптура. Психотерапия средой предполагает групповую психотерапию, осуществляемую не одним или двумя людьми, но всем персоналом хосписа, который составляет единую команду. Поэтому в хосписе окружен вниманием каждый пациент, персонал готов услышать желание каждого и попытаться облегчить страдания. Создание психотерапевтической среды требует определенных усилий, они должны быть направлены на высказанные или невысказанные желания больного. Учитывая это, надо проявить крайнее внимание к деталям, которые помогли бы создать максимальную комфортность пациенту. Принимая во внимание особенности больного, можно, например, предвидеть стеснительность при физиологических отправлениях в присутствии других лиц. Создание привычной домашней обстановки вокруг пациента — это вопрос уюта, комфорта, вопрос красоты. Он предполагает определенное самоощущение больного, не как человека, которого лишь жалеют, но как личности, сохраняющей свою индивидуальность, и если не физическую, то духовную привлекательность. психотерапии через родственников и близких больного. Гармонизация их отношений дает возможность передать тяжелую информацию менее болезненно, — имея больший опыт общения, они легче найдут с больным общий язык. Арттерапия. Звукотерапия: в условиях хосписа отмечается особое воздействие звуков колокола на больного. Сказкотерапия и театротерапия: возможности человеческого воображения не ограничены, а возникающая при этом у больного человека «детская» вера в чудо очень часто облегчает его страдания и «оберегает» от лишних переживаний. Для больного именно модель «детского» поведения становится нередко спасительной. Куклотерапия: кукла, как чудо или ключ к сказке, занимает промежуточное положение между реальностью и фантазией. Невербальная психотерапия: существуют три вида невербальных контактов: физический, эмоциональный, интеллектуальный. Духовная терапия: присутствие священников и возможность получить помощь в рамках своей конфессии, органически входит в систему духовной помощи больным Религия является до сих пор единственной и самой эффективной психотерапией смерти!

39. Методы психологической коррекции нарушений сна. Каждый вечер ложиться спать в одно и то же время. Закрывать шторы вечером, чтобы создать подходящую атмосферу, располагающую ко сну. Принимать перед сном теплый душ или ванну. Включать настольный светильник, а не верхний свет. Слушать перед сном приятную расслабляющую музыку. Вечером не принимать много жидкости или напитки, содержащие кофеин. Дневной сон влияет на способность быстро засыпать вечером и спать до утра, не просыпаясь. Старайтесь меньше спать днем. Тепло, холод, дискомфорт или позывы в туалет могут нарушить нормальный сон. Днем занимайтесь спортом и другими видами деятельности, способствующими крепкому ночному сну

40. Важным условием здорового сна является строгий режим сна и бодрствования. Когда человек ложится спать в одно и то же время суток, образуются условнорефлекторные связи на время, поэтому ои легче засыпает. Одним из перевозбуждающих факторов является умственная работа в ночные часы, особенно когда человек «взбадривает» себя курением, крепким чаем или кофе. После такой ночной работы человек ложится спать и прежде чем окончательно уснуть, несколько раз засыпает и тут же просыпается вследствие сильного перевозбуждения. При этом такие чередования засыпания и просыпания часто сопровождаются неприятными сердцебиениями. Часто после ночной работы человек на следующий день чувствует себя вялым, разбитым. Работоспособность его резко снижена, т. е. день фактически проходит впустую. Поэтому целесообразнее отказаться от систематической ночной работы. Спать надо на чистом белье и в чистой, не стесняющей тело одежде. Помещение перед сном необходимо проветривать, особенно если в комнате душно. Помогают пешие прогулки перед сном на свежем воздухе. В случаях глубоких расстройств сна нужно обратиться к врачу. Не надо заниматься самолечением.

41. Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью". Фактически речь скорее идет о профессиональном дистрессе. К этому можно было бы добавить, что профессиональный стресс - это также реакция на какие-то затруднения, выражающаяся в неспецифических действиях.

Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса:

Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации и быстрой переменой информационных параметров.

Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности. Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям:

в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то "стрессует" каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно; в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя; на коллег и начальников; в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически; но возможно и длительное "вызревание" стресса с последующим достаточно быстрым его "раскручиванием".

Основные проявления коммуникативного профессионального стресса:

раздражительность в деловом общении - причины: привычка общаться на повышенных тонах; неуверенность самого человека; тревожность, неудовлетворенность своей работой и т.п.

коммуникативная агрессия, которая проявляется в разных формах: вербальной; прямой; косвенный; ситуативной; направленной на другого или на самого себя.

42. Моббинг (М) – форма психол. насилия в виде травли сотрудника в коллективе с целью его последующего увольнения. Выделяют М. вертикальный (со стороны начальства) и горизонтальный (со стор.коллег). Виды М: бойкот, насмешки, придирки, доносительство, дезинформация, мелкие кражи, порча личного имущ-ва, причинение вреда здоровью, соц.изоляция и др. М. может привести к неврозам, психосоматике, инфарктам, суициду. Причины возникновения М: конкуренция с уже существующим авторитетом, стиль поведения как у жертвы, зависть со стороны коллег/начальства, излишнее хвастовство, желание коллег унизить и подчинить с целью самоудовлетворения. Зачинщиками травли обычно становятся пожилые сотрудники, к-е боятся потерять место. Чтобы избежать М. нужно: не позволять унижать себя, соблюдать традиции коллектива, добросовестно выполнять обязанности. Если человек подвергся М. следует: понять, что он стал жертвой, продумать способы решения проблемы. Руководству также необходимо распознавать первые признаки М. Политика компании, к-я обязывает сотрудников уважительно относиться друг к другу и поощряет вежливое обращение, способствует предотвращению возникновения М.

44. Существует проф. деформация и необходимость особого проф. отбора в профессиях системы «человек - человек». Больше всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. На появление и степень выраженности СЭВ влияет множество факторов. Наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж работы в профессии. Средний мед. персонал психиатрических клиник “выгорает” через 1,5 года после начала работы, а соц. работники начинают испытывать данный симптом через 2-4 года. Склонность более молодых по возрасту работников к выгоранию объясняется эмоц-м шоком, к-й они испытывают при столкновении с реальной действительностью. У мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоц. истощению. Это связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоц. отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов. Работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей, но женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегии избегания стрессовых ситуаций. Более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц, не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами. У мед. работников нетрудоспособность почти в 50% случаев связана со стрессом. Существуют определенные группы врачей, которые подвержены дополнительным стрессогенным воздействиям, в частности, врачи-женщины, врачи, практикующие в отдаленных и малодоступных районах. Только 26% женщин-врачей удовлетворены своей работой по сравнению с 44% их коллег-мужчин. Число разводов в семьях врачей на 10-20% выше, чем в общей популяции. Браки, в которых муж и жена - медицинские работники, чаще бывают несчастливыми. Повышенные нагрузки в деятельности, продолжительность рабочего дня, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели. Врачи и медсестры испытывают более сильное выгорание по сравнению с обслуживающим персоналом больниц, при чем выше уровень наблюдается у мед. персонала онкологических отделений. Врачи, работающие в меди. учреждении, подвержены значительному личностному дистрессу, им трудно раскрыться перед кем-нибудь за пределами своей непосредственной семьи и круга друзей. Преобладающая особенность врачебной профессии - отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем. Естественно, что врачи пытаются найти выход из создавшегося положения. Имеет место бегство от сложившейся ситуации (применение алкоголя, наркотиков). Число самоубийц среди врачей составляет от 28 до 40 на 100 тысяч. Чтобы избежать СЭВ:старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки; учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;проще относитесь к конфликтам на работе; не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими. Знание того, что СЭВ фактически является не только и не столько вашей проблемой, сколько проблемой профессии, должно помочь адекватно отнестись к появлению его симптомов и своевременно попытаться внести коррективы в свою жизнь.

45. Предпосылки возникновения стресса в профессии учителя

К неврозам склонны около 60% учителей. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений учителя и др. Проф. общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога. Эмоц. выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата. Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего «повседневный» психический потенциал человека. В этой ситуации наибольшую опасность для психики представляют чувства неизвестности, неопределенности и беспомощности, так характерные для современных учителей. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления в адрес учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Равнодушие учителя, так же как и его агрессивные реакции, становится одной из причин школьного стресса детей. Учителя, оказавшись втянутыми в водоворот реформы образования, постоянно сталкиваются с различными, не всегда продуманными нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверками. Эти нарушающие привычный, размеренный ход школьной жизни события создают дополнительное напряжение.

Развод как кризис семьи

В последние десятилетия распадается кажд. 3-й брак. В мас­совом сознании развод рассм-тся как негативное явление, однако он может играть и позитив­ную роль,если ведет к действительному решению проблем между супругами. Причины продолжения неудавшегося брака: ответственность за семью и детей, надежда на улучшение взаимоотношений, религиозные запреты, нежелание признать, что брак не удался. Основная причина - страх невосполнимой потери. Оба партнера независимо от того, кто был инициатором развода, ощущают, что их предали, и в большинстве случаев испытывают выраженные негативные чув­ства друг к другу. Вместе с тем мужчины в этих обстоятельствах чувствуют себя скорее несчастными и рассеянными, а женщины воспринимают себя напряжен­ными, сердитыми, усталыми, подавленными и злыми. Специфически женским последствием развода является чувство вины. Это внутреннее чувство вины разведенной, на фоне тяжелых обвинений супруга, родственни­ков, а иногда друзей и знакомых, в течение нескольких недель или месяцев мо­жет спровоцировать у женщины депрессивные невротические реакции с после­дующим развитием невротической личности. Разведенные женщины-матери сталкиваются с дополнительными проблемами: экономические трудности, дефицит времени, ощущение недоверия и осуждения со стороны общественности. Часть разведенных матерей отмечают и положительные стороны развода: свобода в распоряжении бюджетом, пусть и снизившемся; отсутствие материальных, эмоц-х и физ. трат на мужа и необходимости ухода за ним; возможность свободно регулировать свою личную жизнь; общение с детьми. В целом женщины тяжелее освобождаются от эмоц-й привязанности к бывшему супругу, их актуальное состояние го­раздо чаще требует проф. помощи психолога либо психотерапев­та. Мужчины в целом гораздо легче пережи­вают чувство вины и разрыв психол. зависимости.

47. К.новорожденности. Признак К. - потеря в весе в первые дни после рождения. Новообразование - возникновение индивидуальной психической жизни. Жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Также она становится психической жизнью. К. одного года хар-ся освоением речевого действия. К. хар-ся общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения: нарушение всех биоритмических процессов; нарушение удовлетворения всех витальных потребностей; эмоц. аномалии. К. 3-х лет. На подходе к К. присутствует когнитивная симптоматика:острый интерес к своему изображению в зеркале; ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы кризиса по их количеству называют семизвездием кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, строптивость,своеволие, протест-бунт, симптом обесценивания,деспотизм. Кризис 7-и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: