Выполнила студентка 3 курса ПМНО ЗФО
Волкова Анастасия Васильевна.
Цели:
- дать представление об атмосфере, познакомить с атмосферными явлениями;
- развивать умение пользоваться термометром, определять температуру воздуха;
- развивать речь, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы, расширять кругозор;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Оборудование:
- плакаты с изображением планеты;
- плакаты с атмосферными явлениями (небо, облака, ветер, дождь, мороз, жара, снегопад, гроза, туман);
- термометры;
- лампа.
| Этапы | Речь учителя | Ответы детей | Примечания | ||||
1. | Организационный момент | (Психологический настрой учащихся.) Здравствуйте, ребята! Вот наконец прозвенел долгожданный звонок! Проверьте все ли вы подготовили для урока во время перемены? Тихонько усаживайтесь на свои места, мы начинаем! | - Здравствуйте! |
2 – 3 мин.
| ||||
2. | Актуализация знаний | - В какое время года солнце поднимается выше? - В какое время года солнце находится около линии горизонта? - Во что превращается вода при нагревании и охлаждении? Молодцы! Все правильно ответили. | - Летом! - Зимой! - Пар, лед! |
1-2 мин. | ||||
3. | Проблемная ситуация | Ответьте еще на пару моих вопросов без затруднения. - Что вы делаете чтобы не замерзнуть зимой? - Что следует делать чтобы не получить ожог летом? Наша планета находится в космосе, это такое огромное пространство, что Земля по сравнению с ним кажется маленьким ребёнком. (Рисунок Земли в одеяле, как младенец.) Ребята, вы знаете, в космосе царит холод намного более сильный, чем в морозилке. Зато предметы освещённые солнцем нагреваются как в печи. - Как вы думаете ей холодно или жарко? - Чтобы вы могли предложить для защиты нашей планеты от холода или жары? - Придумайте название этому предмету. (Одеяло, щит, оболочка) - Вы действительно правы, такая защита есть. - Кто более точно может сказать её название? - Так как вы думаете о чём будет идти речь сегодня на уроке? Совершенно верно ребята, мы поговорим с вами о защитной оболочке Земли. - Научное название этой оболочки - атмосфера. - Как же будет звучать тема урока? Другое название атмосферы - воздушная оболочка. - Может кто-то слышал? - Как вы думаете почему воздушная? | - Одеваемся тепло! - Кремом смазываем кожу, носим легкую одежду! И холодно и жарко! (Придумывают название, сходятся к одному из них.) (Выбирают ученика, который озвучивает название этого предмета.) - О защитной оболочке Земли! - Атмосфера! (Ребята высказывают свои мнения.) |
10 мин. | ||||
4. | Открытие новых знаний | - Ребята, посмотрите вокруг себя, что необычного вы заметили? - Давайте закрепим эти рисунки на доске, называя то, что там нарисовано. (Небо, облака, ветер, дождь, мороз, жара, снегопад, гроза, туман); - Давайте выясним какие это явления? - Молодцы! Они связаны с темой нашего урока? - Раз тема урока атмосфера, то явления эти будут атмосферные. Давайте попробуем в них разобраться. - Какие приборы вы перед собой видите? - Что ими можно измерять? - Ребята, выходя из дома может кто-то посмотрел какая сегодня температура? - Как вы думаете, что обозначает минус перед цифрой? - Тогда каким знаком можно записать тёплую, жаркую погоду?(+) - Какой бывает ещё температура? -Затруднились? - Об этом мы прочитаем в учебнике стр.46. - Ребята, кто знает как правильно пользоваться термометром? - Давайте прочитаем, что предлагают авторы в учебнике стр. 46. - Ребята, вам всем понятно как пользоваться термометром? - Это очень хорошо, что вам всем понятно. Продолжаем! | - Рисунки! (Ребята называют то что нарисовано.) - Небо, облака, ветер, дождь, мороз, жара, снегопад, гроза, туман! - Природные! - Да! - Термометр! - Температуру тела, воздуха в комнате, на улице! - Да! - Холодная погода! - Знаком +! (Предположения детей) - Да! |
10 мин. | ||||
5. | Первичное закрепление | - Ребята, внимательно посмотрите на картинку. Какую температуру показывает термометр? - Как вы думаете тепло это или холодно? - А что думают об этом герои на рисунке? (Рассуждения детей) - Итак, перед вами картинки определите и подпишите, какую температуру показывает термометр. - Сейчас я попрошу выйти по одному человеку из каждой группы и пояснить свои ответы. Итак, мы познакомились с одним из атмосферных явлений -температура. | - +15! - Это тепло! (Дети высказывают свое мнение, рассуждают.) (Дети работают в группах.) (Ребята выходят, отвечают.) |
10 мин. | ||||
| Физминутка | - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Положите ватку на ладонь, подуйте. - Что помогло ватке двигаться? - Значит воздух это не пустота, раз он движет ватку? - Как вы думаете к какому атмосферному явлению это можно отнести? - Какие еще природные явления можно имитировать, заменить подручными средствами? - Правильно! - А на что по – вашему похожа ватка? - Положите много ваты в одну кучку, на что она похожа? - Очень хорошо, молодцы! Ну вот мы с вами немножко отдохнули, и с новыми силами приступаем к теме нашего урока «Атмосфера». Метеорологи занимаются изучением атмосферы. Сейчас я подробно вам обьясню в чем заключается их работа. Метеоролог – это человек, который с помощью специальных приборов – телескопа, космических спутников, термометров, датчиков для изменения ветра и давления воздуха, специализированных компьютерных программ осуществляет наблюдения за явлениями погоды. Он постоянно находится на своем рабочем месте, чтобы не пропустить никаких изменений. Все свои наблюдения он записывает в специальный журнал, чтобы ничего не забыть. Отмечает на специальных географических картах в каком районе страны или даже на каком материке грядут изменения в погоде. Эти изменения он получил со спутника, который находится высоко над землей, в космосе. Информация со спутника отображается в компьютерной программе, а затем метеоролог обрабатывает ее, т.е. определяет какие именно явления природы ждут конкретную местность в ближайшие дни (дождь, ветер, снег и т.д.). Определить ему эти явления помогают специальные условные обозначения, которые были придуманы еще много веков назад его предшественниками. Собрав всю полученную информацию о погоде, метеоролог отправляет ее при помощи специальных компьютерных программ в СМИ, т.е. на радио, телевидение и интернет. Вот так, ребята, с помощью метеорологов мы с вами и узнаем прогноз погоды на ближайшее будущее, за это мы очень благодарны. | - Воздух! - Да! - Ветер! - С помощью воды можно показать дождь! - На облако или снежок! - На сугроб, кучу снега! - Да есть! - Чтобы мы не замерзли если вдруг будет холодно, не попали под дождик. - По телевизору и по радио говорят ведущие. |
5 мин. | ||||
6. | Домашнее задание | Дома я вам предлагаю выполнить одно творческое задание: пронаблюдать за атмосферными явлениями, побыть юными метеорологами, о которых мы узнали на уроке, найти стихотворение о любом атмосферном явлении на ваш выбор, задание на мой взгляд очень интересное! - А вы как думаете интересное? Запишите домашнее задание к себе в дневник, чтобы не забыть. | - Да! |
| ||||
7. | Итог урока | - Давайте вспомним, как называется воздушная оболочка земли? - С какими явлениями мы сегодня познакомились? Перечислите их. А кто занимается наблюдением за природными явлениями и предоставляет нам прогноз погоды? Вы все сегодня молодцы, хорошо работали, спасибо за урок и до свидания! | - Атмосфера! - Природными! - Ветер, дождь, мороз, жара, снегопад, гроза, туман! - Метеоролог! | 1 мин. | ||||