Табу – в первобытном обществе: запрет, налагаемый на какое-нибудь действие; слово, предмет, употребление или упоминание которых неминуемо карается сверхъестественной силой

Вождь – глава племени, родовой общины.

Инцест – половые отношения между родственниками.

Матриархат – форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью женщины в общественном производстве и в социальной жизни родовой общины.

Мононормы – единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права.

Община – объединение людей, основывающееся на коллективном владении средствами производства и полном или частичном самоуправлении (семейная, родовая и др.)

Обычай – регулятор труда и быта членов рода,их семейных и иных взаимоотношений.

Патриархат – форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью мужчины в общественном производстве и социальной жизни родовой общины.

Племя – этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием.

Публичная власть – политическая власть, осуществляемая специальными отрядами людей, которые, исполь­зуя механизм принуждения и насилия, выполняют специальные функции управления.

Род – объединение людей, связанных между собой узами родст­ва, общественная группа, сложившаяся для сов­местного ведения хозяйства, коллективного производства и потребления.

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

Старейшина – лицо, управляющее делами родовой общины в повседневной жизни, обычно избирался на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так и женщинами.

Табу – в первобытном обществе: запрет, налагаемый на какое-нибудь действие; слово, предмет, употребление или упоминание которых неминуемо карается сверхъестественной силой.

Социальная власть – важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, присущее всякой общности людей, отношение господства и подчинения между ними, опирающееся на принуждение.

Политическая власть – реальная способность класса, группы, индивида проводить свою волю, определяемую, в конечном счете, объективными потребностями и интересами.

Государственная власть – доминирующее понятие среди всех видов власти в обществе – главный объект политической борьбы, публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Государственной территорией принято считать такую территорию, ко­торая находится под юрисдикцией определенного государства, то есть при­надлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. С позиций международного права государственная территория выступает как пространство осуществления верховной власти государства, подчиненное его исключительному господ­ству, как принадлежащая данному государству и находящаяся под его ис­ключительной властью часть земного пространства.

Фактичес­кая территория – это территория в пределах государственных границ, состоя­щая из суши с ее недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

Юрисдикционная территория – это тер­ритория, на которую распространяется суверенитет государства.

Население – совокупность людей осуществляющих свою жизнедеятельность в границах конкретного государства (граждане и неграждане).

Сущность государства – смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным в государстве является власть. Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помо­щью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации, т.е. в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и ко­гда в нем утверждается демократия – народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

Легализация (легальность) государственной власти – как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон.

Легитимность (от лат. legitimus– согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный) – юридический термин, применяемый для характеристики социального порядка, об­ладающего престижем, в силу которого он диктует обязательные требования и уста­навливает образцы поведения.

Тип государства – взятые в единстве наиболее об­щие черты различных государств, образующие систему их важнейших свойств и критериев, порождаемых соответствующей исторической эпо­хой.

Общественно-экономическая формация – это социальная система, базирующаяся на том или ином способе производства материальных благ и его основе – форме собственности. Владение собственностью является определяющим критерием для осуществления властных полномочий и рассматривается как основная причина классового расслоения общества.

Цивилизация (от лат. civilis – «гражданский») – это социокультурная система, включающая как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности

Функция – (лат. functio – исполнение, совершение) внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социаль­ное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущи­ми ему методами.

Внутренние функции – это главные направления внут­ренней политики государства, деятельность, направленная на выполнение внутренних задач государства. Внутренние функции государства характеризуют его деятельность в пределах собственной территории.

Внешние функции государства – это основные направле­ния его деятельности во внешней политике, в отношениях с другими государствами. Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений.

Форма осуществления функций государ­ства – сходная деятельность государственных органов по выполнению функ­ций государства.

Методы осуществления государственных функций – это приемы, с помощью которых реализуются функции государ­ства.

Механизм государства – это целостная иерархичес­кая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Аппарат государства – это система всех, наделенных властными полномочиями органов государства, созданных для решения стоящих перед ним задач и осуществления его функций (т. е. для управления об­ществом).

Орган государства – это самостоятельное подразделение государ­ственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, об­ладающее установленной законам структурой и наделенное определен­ной компетенцией.

Форма государства – это его устройство, выра­жающееся в характере политических взаимоотношений меж­ду людьми, между людьми и государством, между государ­ством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государ­ственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территори­ального устройства).

Форма правления –спо­соб организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населе­ния в их формировании.

Монархия –это форма правления, в которой верховная власть осуществляется от имени единоличного главы государства – монарха.

Республика - форма правления, в которой верховная власть осуществляется от имени народа представительными органами государственной власти - президентом, парламентом.

Политический режим –это 1) методы осуществления политической власти, итоговое политическое состоя­ние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных полити­ческих сил, функционирования всех политических ин­ститутов и характеризуется демократизмом или анти­демократизмом; 2) в теории государства и права понятие, обозначаю­щее систему приемов, методов, форм, спо­собов осуществления политической (включая гос.) власти в обществе. Это функциональная характеристика власти.

Форма государственного устройства –территориальная организация государст­венной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Унитарное государство – это целостное централизо­ванное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (воен­ных, экономических и др.).

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, шта­ты, земли, кантоны и т.д.), час­ти которого обладают признаками государственности.

Общество – способ бытия человечества, исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельно­сти и общения.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность.

Политика – сфера отношений между социальными группами, нациями, государствами по поводу власти, участия в делах государства.

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Политический институт – структурная форма осу­ществления политики. Различают институты организа­ционные (государство, партии), процедурные (выборы, всенародные обсуждения), статутные (административно-территориальное устройство).

Гражданское общество – это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экологических, социальных культурных, нравственных, духовных, семейных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов – собственников и их объединений.

Правовое государство – это 1) такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений; 2) форма организации политической власти цивилизованного строя, которая характеризуется верховенством закона в общественной жизни, высоким престижем правовой системы, наличием эффективных политикоправовых механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих активное и беспрепятственное использование её демократических прав и свобод. Правовым является такое государство, в котором отношения личности и власти основаны на началах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного выполнения взятых на себя обязательств.

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – 1)философское понятие, отрицающее идею единства мира и признающее несколько или множество начал и видов бытия; 2) многообразие и свобода взглядов, идей, форм деятельности.

Свобода – в философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества; отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-либо класса, всего общества или его членов (свобода совести, печати, личности, собраний, митингов и т.д.).

Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может огра­ничивать своеволие государственных или иных струк­тур в отношении себя.

Экономическая система представляет собой совокуп­ность экономических институтов и отношений, в кото­рые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и по­требления совокупного общественного продукта.

Политическая система – система отношений государственных и негосударственных организаций, институтов, при помощи которых осуществляется политическая жизнь общества.

Социальная система – целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, нормы.

Духовно-культурная система образуется из отноше­ний между людьми,их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, уч­реждений (образовательных, научных, культурных, ре­лигиозных), через которые реализуются эти отношения.

Принципы права – исходные нормативно-руководящие положения, начала, которые выражают главное, основное в сущности права, на базе которых оно возникает, развивается и функционирует.

Верховенство права в обществе, подчинение закону самого государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан.

Принцип разделения властей – разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства, исключающее узурпацию государством власти, принадлежащей народу.

Принцип взаимной ответственности государства и личности – самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, личность в свою очередь тоже соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства.

Право (нормативный подход) – 1) это система общеобязательных, формально-определённых норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения; 2) это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения; 3) система нормативных установок, опирающих­ся на идеи человеческой справедливости и свободы, в соответствии с которыми осуществляется власть в обще­стве, создаются и функционируют гражданские и государ­ственные институты, поддерживается социальная стабиль­ность и обеспечивается нормальная жизнедеятельность человека.

Право (социологический подход) – это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе, государство их не создаёт, а лишь «открывает».

Право (философский подход) – это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства.

Право (марксистский подход) – возведённая в закон воля господствующего класса.

Естественное право это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам отно­сятся: права человека на жизнь, свободу, собственность, общение с себе подобными, продолжение рода, нормальные условия человеческого су­ществования, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства.

Позитивное (положительное) право – это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, прецедентов, нормативных договоров, референдумов нет положитель­ного права.

Объективное право – это система общеобязательных, формально оп­ределенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых госу­дарством и направленных на урегулирование общественных отношений. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица, его субъективной оценки зак­репляемого нормой объективного права властного предписания.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Источник права в материальном смысле – это причины, обусловив­шие содержание права, материальные условия жизни общества. Сюда мож­но отнести экономические, политические, социальные, юридические и иные условия.

Источник права в идеальном смысле – нематериальные факторы осоз­нания и обоснования права. Здесь можно говорить о философских источ­никах (абсолютная идея права, высший разум, бог), о государственной иде­ологии и о правосознании личности.

Источник права в формально-юридическом смысле – это 1) форма зак­репления и выражения правовых норм, приданияим общеобязательного официального характера; 2)  воплощенное в определенной внешней форме и наделенное юридической силой государственно-властное предписание, посредством которого регулируются и охраняются общественные отношения.

Правовой обычай – 1) общеобязательное правило поведения, соблюдае­мое в установленных случаях субъектами права в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственного при­нуждения; 2) правило поведения возникшее в процессе социально-политического развития, в результате многократного повторения явления признаваемого общественно полезным и, в силу этого воспринятого государством в качестве правового регулятора. Правовой обычай является исторически первым источником права.

Правовой прецедент – (от лат. praecedens, род.падеж praecedentis – предшествую­щий) решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, используемое в качестве эталона (образца) при рассмотрении последующих аналогичных дел этим же, либо нижестоящим органом. Видами П.п. являются судебные и административные прецеденты. В неко­торых странах (в Великобритании, в боль­шинстве штатов США, в Канаде, Австра­лии) П.п. лежит в основе всей правовой системы.

Судебный прецедент –– это решение по конкретному делу, являю­щееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при ре­шении аналогичных дел, либо служащее примерным образцом толко­вания закона (прецедент толкования).

Административный прецедент – решение органа управления или должностно­го лица по конкретному административному делу, которому придана нормативная сила.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержа­щий правовые нормы, обеспечиваемый силой государственного принуж­дения.

Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного орга­на, обладающий высшей юридической силой и направленный на регули­рование наиболее важных общественных отношений.

Нормативный договор – это соглашение между двумя и более субъ­ектами права, заключаемое для достижения целей и решения задач, имеющих юридическое значение для договаривающихся сторон, и содержащее норму права.

Правовая норма – это установленное или санкционируемое государ­ством и обеспечиваемое его принудительной силой общеобязательное, формально-определённое правило поведения субъектов, содержащее меру их свободы и ответственности, регулирующее типовые общественные от­ношения.

Структура правовой нормы – это внутреннее строение правовой нор­мы,деление её на составные элементы (части) и взаимосвязь этих частей междусобой.

Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на условия, при на­ступлении (не наступлении) которых реализуется закрепленное в норме правовое предписание. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают, прекращаются или из­меняются предусмотренные нормой юридические права и обязанности.

Диспозиция – часть нормы права, непосредственно раскрывающая содержание правила поведения, формулирующая права и обязанности субъектов в процессе урегулированных данной нормой правоотношений.

Санкция – часть правовой нормы, в которой определяются, мера и вид государственного взыскания, применяемого к нарушителю, не вы­полняющему предписаний диспозиции.

Система права – это объективно существующее строение права, ха­рактеризующееся внутренней согласованностью, взаимообусловленнос­тью и взаимодействием составляющих его норм, объединённых по соот­ветствующему основанию в отдельные отрасли, институты и другие правовые общности.

Отрасль права – это наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородные группы об­щественных отношений.

Подотрасль права – обособленная в рамках отрасли совокупность юридических норм, регулирующих крупный, относительно самостоятель­ный блок однородных общественных отношений.

Институт права – структурный элемент системы права, объединя­ющий специализированные нормы, характеризующие юридические поня­тия, категории, принципы.

Норма права – правило (образец) поведения общезначимого общеобязательного характе­ра, принимаемое от имени государства, обеспечиваемое системой госу­дарственных гарантий и санкций.

Предмет правового регулирования – это 1) фактические отношения лю­дей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведе­ния, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении; 2) качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы опреде­ленной отрасли права.

Метод правового регулирования – 1) со­вокупность взаимосвязанных средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение людей, при помощи которых обеспечивается установленный в обществе правопорядок; 2) это способы воздействия отрас­ли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования.

Императивный метод правового регулирования предполагает властное предписание абсолютно оп­ределенного характера, исходящее от компетентного государственного органа или должностного лица, обеспечиваемое мерами принудительного характера.

Диспозитивный метод правового регулирования основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения, в пределах уста­новленных действующим законодательством.

Частное право – выражает и защищает интересы частных лиц, защита интересов в частном праве осуществляет­ся по инициативе самих, заинтересованных лиц.

Публичное право – защищает общие, об­щегосударственные (публичные) интересы, защита интересов в публичном праве осуществляет­ся по обязательному предписанию закона должност­ными лицами.

Правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов, пред­ставляющая собой процедуру закрепления норм и принципов естествен­ного права, социальных потребностей и интересов граждан в норма­тивно-правовой акт.

Законотворчество – это целенаправленная деятельность компетентных государственных органов по разработке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов высшей юридической силы – законов.

Законодательная инициатива – право компетентных субъектов воз­буждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, измене­нии или отмене закона.

Система законодательства – это 1) совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм; 2) упорядоченная совокупность нормативно-правовых актов, действующих в данный момент в государстве, в которых излагаются нормы права.

Систематизация законодательства – это 1) вид юридической деятельности, направленный на упорядочение действующего законодательства, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему; 2) это деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм в целях, удобства пользования ими на практике.

Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.

Инкорпорация – такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках.

Инкорпорация - постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не меняющий его содержания.

Консолидация представляет собой объединение мелких нормативно- правовых актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в укрупненный нормативно-правовой акт.

Правоотношение – общественное отношение, в котором стороны связаны между собой юридическими правами и обязанностями, охраняе­мыми государством.

Состав правоотношения – это характеристика правоот­ношения с точки зрения его внутрен­него устройства и взаимосвязи состав­ных элементов.

Объект правоотношения – материальные, духовные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей граж­дан, их организаций, и по поводу которых субъекты права вступают в пра­вовые отношения, осуществляют свои права и обязанности.

Субъекты правоотношений – это лица, наделенные правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), реализующие в рамках пра­воотношений субъективные права и юридические обязанности взаимно корреспондирующего характера.

Содержание правоотношений – это поведение субъектов правоотно­шений, в рамках которого реализуются их юридические права и обязанно­сти по отношению друг к другу.

Субъективное право – это предусмотренная для управомоченно­го лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного по­ведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Юридическая обязанность – это предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Правосубъектность – предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений.

Правоспособность физических лиц – потенциальная возможность лица обладать правом, реализовать обя­зательства, нести юридическую ответственность за свои поступки.

Дееспособность физических лиц – фактическая способность лица сво­ими осознанными, волевыми действиями реализовать субъективные пра­ва и юридические обязанности, а также нести определенную законом от­ветственность при совершении правонарушений.

Деликтоспособность (деликт – правонарушение) – способность лица отвечать за свои поступки, прежде всего за совершенное правонарушение.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Фактический состав – это совокупность юридических фактов, необ­ходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нор­мой права (возникновение, изменение или прекращение правоотношения).

Юридическая презумпция – обоснованное предположение, на основа­нии которого возникает, изменяется, прекращается правоотношение и которое в процессе самого правоотношения либо доказывается, либо опровергается (презумпция невиновности в уголовном процессе, пре­зумпция виновности в гражданском процессе).

Юридическая фикция – заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка супругом, не являющимся фактическим родителем; признание сделки фиктивной; признание нормативного акта юридически ничтожным и т.д.).

Правовой статус личности – система признанных и гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности, персонифицирующих индивида как субъекта права. 

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Льгота выражается в предоставлении каких-либо преимуществ или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения. Льгота тем самым стимулирует конкретное поведение лиц.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов, и, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им для наиболее полного и качественного осуществления определенных обязанностей.

«Иммунитет» переводят с латинского как «освобождение», «избавление» или «независимость», «неподверженность»; в юридическом смысле его трактуют как исклю­чительное право не подчиняться некоторым общим законам, предостав­ленное лицам, занимающим особое положение в государстве.

Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, преиму­щественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

Правосознание – это совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, выражающих оценочное психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (к действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина и т.д.).

Правовая идеология – это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с логическим мышлением, а не с чувственным опытом.

Правовая психология – совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву.

Правовая культура общества – это обусловленное все социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Правовая культура личности – это составная часть правовой культуры общества, характеризующая знание, понимание, уважение и сознательное выполнение правовых предписаний в жизнедеятельности индивида.

Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой идеализм (фетишизм) – это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы.

Правовое воспитание – особая форма деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм.

Реализация права – претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений.

Использование норм права – совершение дозволенных законом действий, имеет место тогда, когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют (либо не используют) предоставленные им правом возможности.

Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них юридические обязанности.

Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом.

Применение права – это осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесения актов применения права (индивидуально-правовых актов).

Акт применения права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела и обеспечивается принудительной силой государства.

Толкование – уяснение права выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, толкующего правовое предписание.

Толкование – разъяснение права, когда на основании результатов всестороннего анализа правовой нормы интерпретатор приходит к выводу, понимать ли текстуальное выражение нормы буквально, сузить или расширить то содержание, которое содержится в тексте нормы.

Акт толкования права (интерпретационный акт) - это официальный документ, имеющий вспомогательное юридическое значение, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права и рассчитанный на постоянное или единовременное использование.

Пробел в праве – полное или частичное отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, необходимость которой обусловлена развитием общественных отношений и потребностями правоприменения.

Аналогия закона применяется в случае отсутствия нормы права, регулирующей рассматриваемые общественные отношения, но при наличии в законодательстве другой нормы, регулирующей сходные с ним отношения. 

Аналогия права применяется при отсутствии в законодательстве как нормы права, регулирующей рассматриваемую ситуацию, так и нормы права, регулирующей сходный случай.

Правомерное поведение – деятельность в сфере социально-правового регулирования, основанная на выполнении требований норм права, которое выражается в их соблюдении, исполнении и использовании.

Правомерное поведение – это массовое по масштабам социально-полезное осознанное поведение.

Активное правомерное поведение, выражающееся в инициативной деятельности, связанной с дополнительными затратами времени, энергии или материальных средств.

Пассивное правомерное поведение, проявляющееся при намеренном неиспользовании принадлежащих субъекту прав и свобод.

Традиционное (при­вычное) правомерное поведение, когда правомерные действия в силу мно­гократного повторения превращаются в привычку.

Конформистское правомерное поведение. Поведение по принципу: делаю как все или делаю как большинство. Такой вариант поведения является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам, поведению окружающих.

Маргинальное (законобоязненное) правомерное поведение. Поведение, основанное на страхе перед наказанием.

Правонарушение – это общественно опасное, вредоносное, виновное противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом, обязанным понести меру юридической ответственности, определенную санкцией соответствующей юридической нормы.

Преступление – общественно опасное, запрещенное уголовным законом, нравственно осуждаемое, виновное, наказуемое деяние, посягающее на конституционный строй государства, его политическую и экономическую систему, установленные формы собственности, права и свободы граждан, причиняемые вред охраняемым законом интересам государства, общественных организаций и личности.

Проступки – это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношения, и не достигающие степени общественной опасности преступления.

Субъект правонарушения – лицо, достигшее установленного законодательством возраста, отдающее отчет о своих действиях и способное руководить ими.

Объект правонарушения – это те явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние.

Объективная сторона правонарушения – это внешнее проявление противоправного деяния (действия, бездействия), включающее в себя, кроме того: время, место, орудие совершения правонарушения, вредоносный результат и причинную связь между деянием и наступившим вредом.

Объективную сторону правонарушения характеризу­ют: внешне выраженное деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними.

Субъективная сторона правонарушения – внутреннее, психологическое отношение правонарушителя к внешне выраженному деянию и его общественно-вредным последствиям.

Цель правонарушения – результат, к которому стремится (явно или косвенно) лицо, нарушающее требования правовых норм.

Мотив правонарушения – внутреннее побуждение лица к совершенному им противоправному деянию.

Вина – психологическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его результатам.

Умысел – проявляется в том, что лицо не только сознает противоправность своего деяния и возможность наступления в результате него общественно опасных, вредных последствий, но и желает (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел) возможность наступления этих последствий.

Неосторожность – как форма вины в уголовном и административном праве делятся на преступную небрежность и преступную самонадеянность.

При противоправной самонадеянности – лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит его вред и опасный результат, но легкомысленно рассчитывает его предотвратить.

При противоправной небрежности – лицо не отдает себе отчета в противоправности своего деяния, не предвидит его последствий, хотя могло и должно было их предвидеть.

Казус (случай) – факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица (невиновное причинение вреда), т.е. когда субъект не мог и не должен был предвидеть неблагоприятные последствия.

Юридическая ответственность –это 1) при­менение к правонарушителю предусмотренных санкций юри­дической нормы мер государственного принуждения, выра­жающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера; 2) мера государственного принуждения за совершенное правонарушение, связанная с претерпе­ванием виновным лишений личного (организационного) или имуще­ственного характера; 3) предусмотренная правовы­ми нормами обязанность субъекта права претерпевать неблагоприят­ные для него последствия правонарушения.

Уголовно-правовая ответственность – это негативное правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному мер государственного принуждения в форме уголовного наказания (лишение свободы, конфискация имущества, исправительные работы и т.д.).

Административно-правовая ответственность – одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за посягательство ими на общественные отношения, связанные с государственным управлением.

Административно-правовая ответственность наступает за совер­шение административных проступков – деяний, предусмотренных зако­нодательством об административных правонарушениях.

Гражданско-правовая ответственность – наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда.

Дисциплинарная ответственность – заключается в наложении дисциплинарных взысканий администрацией предприятия, учреждения, организации, где трудится работник (или проходит службу), или вышестоящим, в порядке подчиненности, органом, и возникает вслед­ствие совершения дисциплинарных проступков (т.е. нарушения трудовой, воинской, служебной дисциплины).

Законность – 1) комплексное политико-правовое явление, отражаю­щее правовой характер организации общественно-полити­ческой жизни, органическую связь права и власти, права и государства; 2) общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произво­лом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Принципы законности – это основные идеи, начала, выражающие содержа­ние законности.

Субъекты требований законности, ее адресаты – все граждане, их орга­низации, должностные лица, государственные органы.

Гарантии законности – это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства.

Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Специальные средства законности – это юридические и организационные средства, предназначенные исключитель­но для обеспечения законности.

Правопорядок – 1) основанная на праве и законности организация обще­ственной жизни, отражающая качественное состояние об­щественных отношений на определенном этапе развития общества; 2) состояние организованности, упорядоченности общественных отношений, которое возникает в результате их регламентации правовыми нормами и реализации данных норм.

Общественный порядок – это качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их обоснованных интересов, обще­ственному и личному спокойствию.

Общественный порядок – состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Правовое регулирование – это регулирование обществен­ных отношений с помощью норм права и других правовых средств (актов применения, договоров и т. д.).

Предмет правового регулирования – это фактические отношения лю­дей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведе­ния, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении.

Предмет правового регулирования – это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы опреде­ленной отрасли права.

Правовое воздействие – эторегулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его социальные установки.

Дозволение – это предоставленная субъектам возможность совершать самим определенные активные действия в своих собственных интересах.

Позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности совершать активные, позитивные действия. Это приказ, долг совершать такие действия.

Запрет – обязанность воздерживаться от совершения действий, запрещенных правом.

Типы правового регулирования – это определенное соче­тание способов регулирования: дозволения, обязывания и за­прета.

Метод правового регулирования – со­вокупность взаимосвязанных средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение людей, при помощи которых обеспечивается установленный в обществе правопорядок.

Императивный метод правового регулирования предполагает властное предписание абсолютно оп­ределенного характера, исходящее от компетентного государственного органа или должностного лица, обеспечиваемое мерами принудительного характера.

Диспозитивный метод правового регулирования основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения, в пределах уста­новленных действующим законодательством.

Механизм правового регулирования – это комплексная система, включающая юридические средства и процедуры, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: