Семинарское занятие 2

План

1.Слово как словесное произведение.

2.Что изучает этимология? Внутренняя форма слова.

3.Деэтимологизация. Определение и причины:

 а) изменение самого предмета; б) утрата смысловой связи с исходным словом; в) утрата исходного слова; г) изменение звукового облика слова; д) утрата продуктивных морфем.

4. Исторические изменения в морфемной структуре слова. Опрощение, переразложение, усложнение: определение, причины.

5. Народная этимология, поэтическая этимология, детское словотворчество.

                                    

                                     Задания и материалы

Задание 1. Прочтите рассуждение Ф.И.Буслаева о словах воля, любовь, милость, благой, счастье в русском языке. Назовите однокоренные с ними слова, подтверждающие мысли автора.

«Сила нравственная, двигающая действиями человека, называется волею. Значение этого слова стоит в связи с понятиями власти, приказания; с глаголом волить сродны: велеть, повелеть. Замечательно, что мысль о владении выражаем мы двумя такими словами, из которых значение одного относится к понятиям силы нравственной, а другого к понятиям силы умственной; а именно: править, управлять — от правый и ведать (например, в „Полтаве“ Пушкина: спокойно ведал он Украину). Человеку дана воля свободная; потому слово воля значит и свободу, например: твоя воля, т. е. ты свободен, делай что хочешь. Отсюда вольный — свободный.

С волею не надобно смешивать хотения и желания. Хотение ниже желания и направляется более к предметам чувственным; нельзя сказать желаю есть, пить, а говорят хочу есть, пить. Отсюда похоть. С желанием соединяется понятие ожидания, привязанности, благосклонности, любви к ближнему: желать кому чего, желанный, вожделенный. Любовь понимаем мы в смысле чувства свободного, подлежащего вольному избранию; потому любой значит ‘какой угодно’; сравните санскритск. lubh, lobhitum — ‘желать’, латинск. libet, lubet — ‘хочется’, немецк. er-lauben ‘позволять, разрешать’. Милость по-польски значит ‘любовь’; милый также переходит в значение чувства нравственного, сострадания, благосклонности в слове милость.

Как истина есть цель умствования, так благо есть цель действиям воли человеческой. Как за правду человек становится праведником, так и за благо награждается свыше. Потому благой значит вместе и добродетельный и счастливый, отсюда блаженный, блаженство. Блаженство есть самая высшая степень счастия, как награда за добро; только благой, добрый может быть блаженным; счастливый же бывает и злодей. Счастье предполагает нечто случайное, извне пришедшее; происходит от часть (жребий), следовательно, никак не может употребляться вместо блаженство» (Ф.И.Буслаев. О преподавании отечественного языка. 1844 г.).

 

Ответьте на вопросы:

1. Как Ф.И.Буслаев связывает понятия воли и блага?

2. Какие слова с корнем вол- и благ- содержат неодобрительную характеристику того, что обозначается ими?

3. Являются ли однокоренными слова праведник и ведать? Назовите однокоренные с ними слова.

4. Какие различия между словами желать и хотеть отметил Ф.И.Буслаев? Как следует понимать его слова «хотение ниже желания»? Приведите свои доказательства верности этого утверждения.

 

Задание 2. Что означает слово вожделенный? Чем по значению оно отличается от слова желанный?

Какое из трех слов (вожделенный, желаемый, желанный) следует поставить на месте многоточия?

Миг..... настал; впереди остановка и..... отдых;..... гость; слова не возымели на него..... действия.

 

Задание 3. В приводимом ниже рассуждении условными обозначениями С1, С2, СЗ зашифрованы три слова, имеющих исторически один и тот же корень. Назовите эти слова.

Слово С1 в современном языке имеет два основных значения: «чувство и состояние полного, высшего удовлетворения» и «успех, удача». В разговорной речи это слово может употребляться в значении «участь, доля, судьба», ср., например, поговорку «Всякому свое С1». Именно с последним значением связано употребление слова С1 в выражении «не с моим С1». Этимологически С1 и С2 являются однокоренными словами, и значение их — «доля, судьба» — очень древнее. Исходное слово СЗ это значение сохраняет только в церковнославянском языке, откуда пришло крылатое выражение «избрать благую СЗ» в значении «избрать лучшую долю», где первоначально благая СЗ — «забота о спасении души» (см. Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38–42).

Слова С2 и С1 образованы соответственно с помощью приставок у- и с-. Этимологически здесь тот же корень, что и в слове частый (ср. одно из значений последнего — «густой»).

Для выполнения заданий используйте этимологические словари.

Задание 4. Попытайтесь объяснить причины деэтимологизации приведенных ниже слов.

Порошок. Это слово было образовано от слова порох, которое обозначало ‘пыль’, это же значение было и у слова порошок. Какое из церковнославянских слов, этимологически родственное, сохранило значение ‘пыль’?

Крыльцо. Это слово было образовано от слова крыло.

Урок. Слово этимологически связано со словом речь (др.-рус. глагол речи, ц.-сл. рещи — ‘говорить, сказать’).

Рубль. Слово было образовано от глагола рубить.

 

Задание 5. Определите тип изменения морфемной структуры слов красный, ехидна (греч. εχιδνα ‘змея’), африканец (франц. Africain), внятно, вкус, подол, посетить (др.-рус. сеть ‘гость’), гребень, косынка.

Задание 6. Ниже приведены два списка слов. К каждому слову из первого списка найдите этимологически родственное слово из второго списка. На основе установленного Вами этимологического родства слов попробуйте объяснить происхождение значения у слов из первого списка:

а) свеча, полынья, порошок, крыльцо, кольцо, урок, простыня, сметана, воздух, подоплека;

б) крыло, простой, свет, коло (‘колесо’), плечо, мести, порох, дуть, полый, речь.

 

Задание 7. В результате действия народной этиологии часто сближаются фонетически похожие, но совершенно не родственные слова. Докажите, что следующие слова не являются однокоренными, укажите их значение.

Полька (танец) — поляк, сальный — сало, пекло — печь, солянка — соль, колика — колоть.

Задание 8. В состав какой морфемы входит буква р в следующих существительных? Подберите этимологически родственные слова.

 Старый, мокрый, хитрый, бодрый, добрый.

Задание 9. Чем является буква к в словах?

 Клетка, галка, кринка, птичка, мошка, шкатулка, ветка, ракушка, ложка.

 

Задание 10. В состав каких морфем входит формант за в следующих словах? Объясните лексическое значение слова. Укажите исторические изменения в морфемной структуре.

 

Закадычный, задушевный, закоренелый, закоснелый, завидный.

Задание 11. Что обозначает суффикс ну - в следующих глаголах?

 

Двинуть, вянуть, плюнуть, свергнуть, кинуть, зевнуть, крепнуть, сохнуть, пугануть, глохнуть, кольнуть, вязнуть, капнуть, пнуть, сверкнуть, слепнуть.

 

Задание 12. Сделайте морфемный разбор слов. Являются ли эти слова родственными в современном языке? Какие исторические изменения произошли?

  Обоняние, благовоние, оболочка, облако, обволакивать, влечение, облачение.

 

Задание 13. Что общего с точки зрения происхождения у слов вишь, небось, пускай, пусть, чу, пли,  почти?

К каким частям речи относятся эти слова в современном русском языке?

 

Задание 14. Слово восвяси образовалось в результате сращения слов во своя вьси, где слово весь означает «деревня, село».

А как образовались слова нельзя, спасибо, если, дотла, тотчас, воочию, поделом, намедни, сегодня?

Задание 15. Сделайте морфемный разбор слов. Найдите с помощью словарей этимологически родственные слова. Какие изменения в морфемной структуре слова произошли?

 

1. Зодчий, ловчий, кормчий, стряпчий.

2. Открыть, отворить, отпереть, отдернуть.

 

Задание 16.  Можно ли установить происхождение слов голубой, красный, коричневый? Что вы знаете  о происхождении прилагательного оранжевый?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: