Речевые игры для детей

Игровые фонопедические упражнения

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, Упражнения пособствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы до речевой коммуникации, игры со звуком.

«Погреемся».

Мёрзнут на ветру ладошки,

Мы погреем их немножко.

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а». Далее чередуют: на правую – бесшумно, на левую – с голосом.

 

«Посчитаем».

Дети считают, усиливая голос от шёпота до крика.

Например: 1 - шёпотом,

2 - тихо;

3 - громче,

4 - ещё громче и т.д.

 

«Капризка».

Я не буду убираться! Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть, никого не слушать!

Затем дети сначала кричат: «А-а!», затем воют: «У-у!», а потом визжат: «И-и!».

 

«Голоса вьюги».

Активно и сильно произносить «В-в-в-ы», «З-з-з-ы».

Недаром вьюга злится. «В-в-в-ы!», «З-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»

Прошла её пора. «В-в-в-ы!», «З-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»

Весна в окно стучится:

«Динь! Динь! Динь!» Коротко и активно в разных регистрах.

И гонит со двора:

«У-у-у-ух!» Глиссандо вверх.

 

«Динозаврик».

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!

Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!

Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!

И мы всё время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность: «У-о-а-э-ы-и-скрип».

 

«Хохотушки».

Под берёзой на опушке

Хохотали две подружки.

Хохотали, хохотали,

Чуть от смеха не упали!

Дети громко смеются и хихикают.

 

«Песня».

Очень любим песни петь,

Только слов не знаем.

Но зато старательно

Рот мы открываем!

Пение любой песни негромко, без слов, произнося только: «А-а-а!».

 

«Гласные».

Дети протяжно произносят пары гласных:

А-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.

Затем упражнение повторяется беззучно.

 

 

«Тигр вышел погулять» (с включением звонких согласных).

Раз, два, три, четыре, пять,

Тигр вышел погулять.

Р-р-р-р! Движение вверх глиссандо.

Запереть его забыли.

Раз, два, три, четыре, пять.

Р-р-р-р! Движение глиссандо вниз.

Он по улице идёт.

Р!Р!Р! Произносить коротко, но активно в верхнем регистре.

Ни к кому не пристаёт.

Р!Р!Р! Произносить коротко, но активно в нижнем регистре.

Но от тигра почему-то

Разбегается народ.

А!А!А!А! Звуки, похожие на крик чаек.

 

«Корова».

Ранним – рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Дети глубоко вдыхают ртом, медленно выдыхают и мычат, легко постукивая указательными пальцами по ноздрям.

Тоже самое упражнение проводится с постукиванием пальцами носогубных складок.

 

«Филин».

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

Только ночью страшен филин,

А при свете он бессилен.

Дети легко стучат пальцами по верхней губе, произнося «Бы-бы-бы!»

 

 

Пальчиковые гимнастики.

Овощи

(«Шагают» пальчиками)

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

(Загибают по одному пальчику и хлопок.)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

(Закрывают и открывают одновременно две ладошки)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

(Загибают пальчики по одному и хлопок)

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!

(Ладони складывают крест- накрест – «варят»)

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке.

(Загибают пальцы по одному и хлопок)

Картошка, капуста морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!..

(«Едят» суп)

И суп овощной оказался неплох!

Птички

(Загибают по одному пальчику одновременно на обеих руках)

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

(Машут, сложенными крест-накрест ладонями, соединенными большими пальцами)

Ну, а это – злой орлан.

(Машут обеими руками, как крыльями)

Птички, птички, по домам!

Вышел дождик погулять

(Удары по порядку пальцами обеих рук по коленям)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Беспорядочные удары)

Вышел дождик погулять.

(«Шагают» средним и указательными пальцами)

Шел неспешно по привычке,

А куда ему спешить?

(Ритмично ударяют, то ладонями, то кулачками)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(Часто и ритмично бьют в ладоши)

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»

(Ритмичные хлопки по коленям)

И ушел.

Газон засох.

Новые кроссовки

(хлопки в ладоши)

Как у нашей кошки

(«Шагают» горизонтальными кулачками по столу)

На ногах сапожки.

(Хлопки. «Шагают» вертикальными кулачками)

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

(Хлопки. «Шагают» ладошками.)

А у пса на лапках

Голубые тапки.

(Хлопки. «Шагают» ребром ладони)

А козленок маленький

Обувает валенки.

(Хлопки. «Шагают» пальчиками)

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки!

Вот так, вот так

Новые кроссовки!

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются любая музыкальная деятельность. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат, подготавливают голос к пению.

Доброе утро!

Доброе утро! Поворачиваются друг к другу.

Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны.

И сегодня весь день Хлопают в ладоши.

Будет веселее.

Мы поглядим лобик, Выполняют движения по тексту.

Носик

И щечки.

Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки! выполняя «фонарики».

Разотрем ладошки Движения по тексту.

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее

Ушки мы теперь потрем Разводят руки в стороны.

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

 

Цветочек

На полянке между кочек, Дети сидят на корточках, опустив

голову, сжавшись в комочек.

От травы зеленых, Медленно поднимают голову.

Потянулся вверх цветочек,

Хрупкий, несмышленый.

Он от ветра задрожал «Дрожат».

И листочки вверх поднял. Выпрямляются, поднимают

Вот росой умылся, ручки вверх, «умываются».

А потом… раскрылся! Встают, руки в стороны.

Здравствуй, солнце ясное! Хлопают в ладоши.

Здравствуй, день погожий! Гладят себя по голове.

Я цветок! Такой прекрасный,

Добрый и хороший!

 

 

Здравствуйте!

Солнышко ясное, здравствуй!

Небо прекрасное, здравствуй!

Все мои подружки, все мои друзья,

Здравствуйте, ребята! Как люблю вас я!

Просыпайтесь!

Ладошки, просыпайтесь, похлопайте скорей!

Ножки, просыпайтесь, спляшите веселей!

Ушки мы разбудим, лобик разотрем,

Носиком пошмыгаем и песенку споем:

«Доброе утро Доброе утро!

Доброе утро всем, всем, всем!»

Речевые игры

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Игра «Эхо».

 

Ритмическая игра «Эхо»: Взрослый прохлопывает ритмический рисунок, ребенок повторяет ее. Последовательность должна быть достаточно простой; темп вначале берется медленный. Позже эта игра может использоваться в движении, хлопки сочетаться с шагами, могут использоваться и другие звучащие жесты. Полезно эту игру иногда проводить с закрытыми глазами, особенно если используются разнообразные звучащие жесты. В процессе игры могут использоваться различные динамические оттенки. «Эхо» подходит для проработки длинных ритмических последовательностей,

 

АПЛОДИСМЕНТЫ»

Одна из музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.

Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их.

«СТУЧАЛКИ»

Игра с применением каких-либо музыкальных инструментов. Но не пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, из чего можно извлечь звук, все, по чему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Теперь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько человек. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.

Для тех, кто наделен творческой фантазией, можно предложить повторить ритмический рисунок сразу на других инструментах, но полностью точно скопированный. Эта задача не так уж сложна, сложность здесь заключается в том, чтобы сделать тембровые «перебивки» еще более интересными. Как бы перещеголять в этом искусстве самого автора первоначальной композиции.

 

Речевые игры для детей

 

 

 

«Ветерок»

Ветерок листвой шуршит: Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Дети потирают ладонь о ладонь.

В трубах громко он гудит: Хлопают над головой руками

У-у-у, у-у-у.

Поднимает пыль столбом - Бом-бом-бом, бом-бом бом.

Топают ногами.

Дует он везде, кругом-Гом-гом-гом, гом-гом-гом.

Переступают, повернувшись вокруг себя.

Может вызвать бурю он-

Страх-страх, страх-страх.

Руки в стороны, делают вращательные движения

Не удержится и слон-Ах-ах, ах-ах.

Покачивают головой.

 

Дождь

 

Дождь, дождь, дождь с утра. Хлопки чередуются со шлепками по коленям.

Веселится детвора! Лёгкие прыжки на месте.

Шлеп по лужам, Притопы.

Шлеп-шлеп.

Хлоп в ладоши, Хлопки.

Хлоп-хлоп.

Дождик, нас не поливай, Грозят пальцем.

А скорее догоняй!

Убегают от «дождика"

Песня-игра «Мотылёк»

Летал мотылек, порхал мотылек. Присел отдохнуть на душистый цветок.

Летал мотылек, порхал мотылек. Напиться присел на росистый лужок.
Летал мотылек, порхал мотылек. Присел подремать на прохладный пенек!

Раз, два, три, четыре, пять, надо мотылька догнать!

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: