Структура урока технологии

 

Разработка развернутого плана-конспекта занятия по технологии – очень важная и ответственная работа, которая позволяет учителю: тщательно продумать весь ход предстоящего занятия; предусмотреть все «подводные камни»; подобрать необходимое, но достаточное по содержанию и объему количество учебного материала, включая исторические справки; продумать, какие методы и формы необходимо использовать для его реализации; подготовить дифференцированные задания, диагностический и проверочный материал; мысленно провести это занятие.

Задача учителя – выбрать соответствующую учебную и обучающую деятельность и способы оценивания, т.е. обеспечить соответствие методов обучения, процедур и критериев оценивания результатов обучения.

Урок должен завершаться совместным с учащимися подведением итогов. Предлагаемая структура поможет выбрать необходимые элементы для проведения предстоящего занятия.

 

Алгоритм составления плана-конспекта занятия
по технологии

 

Раздел.

Тема урока.

I. Дидактическое обоснование урока.

Цели урока.

Таксономия целей (классификация, систематизация) описывает, как, опираясь на предшествующее обучение, учитель развивает более сложные уровни понимания: от простого воспроизведения фактов до оценки и принятия решения.

1. Варианты конструирования образовательных целей:

1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных).

1.2.Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

1.3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.

1.4. Способствовать осознанию основного технологического материала.

1.5. Способствовать формированию представления о...

1.6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

1.7. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:

- раскрыть причины...;

- выяснить последствия...

1.8. Способствовать пониманию закономерности...:

- создать условия для выявления взаимосвязи между...;

- способствовать пониманию зависимости между...

2. Варианты конструирования развивающих целей (создавать условия …, способствовать … или формировать …, развивать …):

2.1.Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).

2.2.Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

2.3.Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

2.4.Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук и развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).

2.5.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

2.6.Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.

2.7.Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

3. Варианты конструирования воспитательных целей (создавать условия …, способствовать … или формировать понятие …, воспитывать …):

3.1.Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических
и других качеств личности.

3.2.Способствовать пониманию важности принятия общечеловеческих ценностей и следования им.

3.3.Формировать уважительное отношение к работающему человеку; к миру духовных и материальных ценностей, их сохранению.

4. Варианты конструирования профориентационных целей:

4.1. Обобщить знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

4.2. Способствовать формированию знаний и умений учащихся объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

4.3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, о саморазвитии и самореализации.

II. Методическое оснащение урока.

1. Материально-техническая база:

- кабинет (мастерская) трудового обучения, технологии;

- станки, машины;

- инструменты, приспособления;

- материалы.

2. Дидактическое обеспечение:

- учебники (учебные, пособия);

- рабочие тетради;

- сборники заданий;

- дополнительная литература (словари, справочники, учебно-техническая документация (УТД);

- плакаты, таблицы;

- технологические карты (ТК), инструкционные карты (ИК), инструкционно-технологические карты (ИТК), информационные карты (ИфК);

- образцы объектов труда, образцы поузловой обработки изделий;

- материалы для контроля знаний учащихся: карточки-задания, тесты, кроссворды и др.

Тип урока (теоретический, практический, комбинированный, урок проверки знаний, натрадиционный и пр.)

Методы обучения.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (индивидуальная, парная, групповая (звеньевая), фронтальная, коллективная).

Результаты обучения, в т.ч. УУД (следует планировать небольшое число важных результатов, чем множество второстепенных).

Словарная работа.

III. Ход урока.

1. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- заполнение учителем классного журнала (заполняется по мере возможности в течение занятия);

- проверка готовности учащихся к уроку (что должно находиться на рабочем месте, проверка организации рабочего места);

- настрой учащихся на работу (мобилизационное начало урока, включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);  

- целеполагание:

- доведение до учащихся плана урока (план работы для учащихся представлен на доске или экране);

- учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить – узнать – научиться».  

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания (если оно было задано; просмотр степени выполнения практических изделий учащихся).

3. Актуализация знаний учащихся (в процессе беседы, по вопросам, с использованием карточек-заданий и пр.). Вызвать устойчивый интерес, побудить к активной работе. Подведение учащихся к осознанию недостаточности имеющихся знаний и умений (учитель способствует возникновению проблемной ситуации). Создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.  

4. Изложение учителем нового материала в ходе проблемной беседы.

5. Закрепление учащимися новых знаний (вопросы, проблемные ситуации, кроссворды и др.). Поиск учащимися новых знаний в паре, в группе – осуществление коммуникации. Взаимоконтроль и взаимопроверка. Рефлексия - сознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.  

6. Физкультминутка.

7. Практическая работа (название). Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создание ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона:

7.1. Вводный инструктаж учителя:

- сообщение названия практической работы;

- разъяснение задач практической работы (в случае необходимости);

- ознакомление с объектом труда (образцом);

- ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

- ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, НТК);

- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

- инструктаж по правилам безопасной работы.

7.2.Самостоятельная работа учащихся по УТД.

7.3.Текущий инструктаж учителя(проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

7.3.1. Формирование новых умений:

- проверка организованности начала работы учащихся;

- проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

- соблюдение правил безопасной работы, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.

7.3.2. Усвоение новых знаний:

- проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

- инструктирование по выполнению задания в соответствии
с технологической документацией.

7.3.3. Целевые обходы (оказание развивающей помощи):

- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

- рациональное использование учебного времени.

7.4. Заключительный инструктаж учителя:

- анализ самостоятельной работы учащихся;

- разбор типичных ошибок учащихся;

- выявление причин допущенных ошибок;

- повторное объяснение учителем способов их устранения.

8. Уборка рабочих мест.

9. Подведение итогов урока учителем и учащимися совместно:

- сообщение о достижении целей урока;

- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке (проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата),  выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

- сообщение о темы следующего урока;

- задание для подготовки к следующему уроку.

Новизна современного урока заключается, в первую очередь, в преодолении авторитарного стиля общения между учителем и учеником, в организации самостоятельных занятий в малых группах, парах с использованием современных педагогических технологий (интерактивных, ИКТ, проектных, проблемных, и др.).

Кроме того, в рамках личностно-деятельностного подхода для организации разноуровневого обучения необходимо каждому учителю иметь дифференцированные задания по своему предмету, владеть современными средствами оценивания и диаг ностики, отдавая приоритет самооцениванию. Обучающийся должен соотнести наличный, исходный уровень имеющихся знаний и затем оценить свои успехи, свой личностный рост.

Технологизация педагогического процесса призвана совместить отбор методов, средств и форм с реализацией конкретной цели, с разработкой системы контроля и оценивания адекватно поставленным целям.




Список литературы

 

1. Атаулова О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии / О.В. Атаулова // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Эслан, 2003. – С. 117–119.

2. Дидактические материалы к учебным курсам, изучаемым на ФППК ОНО / под ред. Т.И. Шамова. – М., 1989.

3. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2002.

4. Муравьев Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. – Брянск: Издательство БГПУ им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2002.

5. Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия / Г.А. Русских // Методист. – 2003. – № 1. – С. 30–39.



Балльно-рейтинговая система оценивания по курсу

«Современные средства оценивания результатов обучения»

 

Семестровая оценка (5-балльная шкала)     Оценка по100-балльной системе     Оценка по ECTS
5 превосходно 96 - 100     А
5 отлично 91 - 95     В
4 хорошо 81 - 90 С
4 хорошо с недочетами 76 - 80     D
3 удовлетворительно 61 -75 E
2 неудовлетворительно 41 - 60 Fx
2 неуд. (необходимо повторное изучение) 0 - 40 F

Контроль – процедура получения информации о деятельности и ее результатах, то есть процедура, обеспечивающая обратную связь.

Оценка – процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. По С.И. Ожегову, мнение о ценности, уровне или значении кого- или чего-нибудь.

Отметка – результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение. Отождествление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи с его результатом.

Таким образом, оценка – это процесс соотношения реальных результатов и планируемых целей, а отметка - знаковое выражение результата этого процесса.

 

Можно выделить три основные функции учителя нового типа, учителя-профессионала:

- создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;

- стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создание ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;

- проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: