Разработка развернутого плана-конспекта занятия по технологии – очень важная и ответственная работа, которая позволяет учителю: тщательно продумать весь ход предстоящего занятия; предусмотреть все «подводные камни»; подобрать необходимое, но достаточное по содержанию и объему количество учебного материала, включая исторические справки; продумать, какие методы и формы необходимо использовать для его реализации; подготовить дифференцированные задания, диагностический и проверочный материал; мысленно провести это занятие.
Задача учителя – выбрать соответствующую учебную и обучающую деятельность и способы оценивания, т.е. обеспечить соответствие методов обучения, процедур и критериев оценивания результатов обучения.
Урок должен завершаться совместным с учащимися подведением итогов. Предлагаемая структура поможет выбрать необходимые элементы для проведения предстоящего занятия.
Алгоритм составления плана-конспекта занятия
по технологии
Раздел.
Тема урока.
I. Дидактическое обоснование урока.
Цели урока.
Таксономия целей (классификация, систематизация) описывает, как, опираясь на предшествующее обучение, учитель развивает более сложные уровни понимания: от простого воспроизведения фактов до оценки и принятия решения.
1. Варианты конструирования образовательных целей:
1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных).
1.2.Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
1.3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.
1.4. Способствовать осознанию основного технологического материала.
1.5. Способствовать формированию представления о...
1.6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.
1.7. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
- раскрыть причины...;
- выяснить последствия...
1.8. Способствовать пониманию закономерности...:
- создать условия для выявления взаимосвязи между...;
- способствовать пониманию зависимости между...
2. Варианты конструирования развивающих целей (создавать условия …, способствовать … или формировать …, развивать …):
2.1.Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).
2.2.Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).
2.3.Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).
2.4.Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук и развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).
2.5.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
2.6.Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.
2.7.Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
3. Варианты конструирования воспитательных целей (создавать условия …, способствовать … или формировать понятие …, воспитывать …):
3.1.Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических
и других качеств личности.
3.2.Способствовать пониманию важности принятия общечеловеческих ценностей и следования им.
3.3.Формировать уважительное отношение к работающему человеку; к миру духовных и материальных ценностей, их сохранению.
4. Варианты конструирования профориентационных целей:
4.1. Обобщить знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
4.2. Способствовать формированию знаний и умений учащихся объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
4.3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, о саморазвитии и самореализации.
II. Методическое оснащение урока.
1. Материально-техническая база:
- кабинет (мастерская) трудового обучения, технологии;
- станки, машины;
- инструменты, приспособления;
- материалы.
2. Дидактическое обеспечение:
- учебники (учебные, пособия);
- рабочие тетради;
- сборники заданий;
- дополнительная литература (словари, справочники, учебно-техническая документация (УТД);
- плакаты, таблицы;
- технологические карты (ТК), инструкционные карты (ИК), инструкционно-технологические карты (ИТК), информационные карты (ИфК);
- образцы объектов труда, образцы поузловой обработки изделий;
- материалы для контроля знаний учащихся: карточки-задания, тесты, кроссворды и др.
Тип урока (теоретический, практический, комбинированный, урок проверки знаний, натрадиционный и пр.)
Методы обучения.
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (индивидуальная, парная, групповая (звеньевая), фронтальная, коллективная).
Результаты обучения, в т.ч. УУД (следует планировать небольшое число важных результатов, чем множество второстепенных).
Словарная работа.
III. Ход урока.
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение учителем классного журнала (заполняется по мере возможности в течение занятия);
- проверка готовности учащихся к уроку (что должно находиться на рабочем месте, проверка организации рабочего места);
- настрой учащихся на работу (мобилизационное начало урока, включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- целеполагание:
- доведение до учащихся плана урока (план работы для учащихся представлен на доске или экране);
- учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить – узнать – научиться».
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания (если оно было задано; просмотр степени выполнения практических изделий учащихся).
3. Актуализация знаний учащихся (в процессе беседы, по вопросам, с использованием карточек-заданий и пр.). Вызвать устойчивый интерес, побудить к активной работе. Подведение учащихся к осознанию недостаточности имеющихся знаний и умений (учитель способствует возникновению проблемной ситуации). Создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
4. Изложение учителем нового материала в ходе проблемной беседы.
5. Закрепление учащимися новых знаний (вопросы, проблемные ситуации, кроссворды и др.). Поиск учащимися новых знаний в паре, в группе – осуществление коммуникации. Взаимоконтроль и взаимопроверка. Рефлексия - сознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
6. Физкультминутка.
7. Практическая работа (название). Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создание ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона:
7.1. Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия практической работы;
- разъяснение задач практической работы (в случае необходимости);
- ознакомление с объектом труда (образцом);
- ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
- ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, НТК);
- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
- инструктаж по правилам безопасной работы.
7.2.Самостоятельная работа учащихся по УТД.
7.3.Текущий инструктаж учителя(проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).
7.3.1. Формирование новых умений:
- проверка организованности начала работы учащихся;
- проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
- соблюдение правил безопасной работы, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.
7.3.2. Усвоение новых знаний:
- проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
- инструктирование по выполнению задания в соответствии
с технологической документацией.
7.3.3. Целевые обходы (оказание развивающей помощи):
- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
- рациональное использование учебного времени.
7.4. Заключительный инструктаж учителя:
- анализ самостоятельной работы учащихся;
- разбор типичных ошибок учащихся;
- выявление причин допущенных ошибок;
- повторное объяснение учителем способов их устранения.
8. Уборка рабочих мест.
9. Подведение итогов урока учителем и учащимися совместно:
- сообщение о достижении целей урока;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке (проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата), выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
- сообщение о темы следующего урока;
- задание для подготовки к следующему уроку.
Новизна современного урока заключается, в первую очередь, в преодолении авторитарного стиля общения между учителем и учеником, в организации самостоятельных занятий в малых группах, парах с использованием современных педагогических технологий (интерактивных, ИКТ, проектных, проблемных, и др.).
Кроме того, в рамках личностно-деятельностного подхода для организации разноуровневого обучения необходимо каждому учителю иметь дифференцированные задания по своему предмету, владеть современными средствами оценивания и диаг ностики, отдавая приоритет самооцениванию. Обучающийся должен соотнести наличный, исходный уровень имеющихся знаний и затем оценить свои успехи, свой личностный рост.
Технологизация педагогического процесса призвана совместить отбор методов, средств и форм с реализацией конкретной цели, с разработкой системы контроля и оценивания адекватно поставленным целям.
Список литературы
1. Атаулова О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии / О.В. Атаулова // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Эслан, 2003. – С. 117–119.
2. Дидактические материалы к учебным курсам, изучаемым на ФППК ОНО / под ред. Т.И. Шамова. – М., 1989.
3. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2002.
4. Муравьев Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. – Брянск: Издательство БГПУ им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2002.
5. Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия / Г.А. Русских // Методист. – 2003. – № 1. – С. 30–39.
Балльно-рейтинговая система оценивания по курсу
«Современные средства оценивания результатов обучения»
Семестровая оценка (5-балльная шкала) | Оценка по100-балльной системе | Оценка по ECTS |
5 превосходно | 96 - 100 | А |
5 отлично | 91 - 95 | В |
4 хорошо | 81 - 90 | С |
4 хорошо с недочетами | 76 - 80 | D |
3 удовлетворительно | 61 -75 | E |
2 неудовлетворительно | 41 - 60 | Fx |
2 неуд. (необходимо повторное изучение) | 0 - 40 | F |
Контроль – процедура получения информации о деятельности и ее результатах, то есть процедура, обеспечивающая обратную связь.
Оценка – процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. По С.И. Ожегову, мнение о ценности, уровне или значении кого- или чего-нибудь.
Отметка – результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение. Отождествление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи с его результатом.
Таким образом, оценка – это процесс соотношения реальных результатов и планируемых целей, а отметка - знаковое выражение результата этого процесса.
Можно выделить три основные функции учителя нового типа, учителя-профессионала:
- создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
- стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создание ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;
- проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.