Проанализируйте ситуации и ответьте на вопросы

Тема «Контрактные отношения»

Задания и вопросы.

1. В чем отличие экономического подхода к понятию «контракт» от юридического?

2. Что такое полный контракт, каковы его основные признаки?

3. Какой контракт называют отношенческим? Назовите его признаки.

4. Что в условиях отношенческого контракта гарантирует его исполнение?

5. Какой контракт называют классическим? Назовите его признаки. Почему он не гибок?

6. Как в условиях заключения классического контракта агенты приспосабливаются к меняющимся условиям?

7. Какой контракт называют неоклассическим? Назовите его основные признаки. За счет чего он более гибок, чем классический?

8. Как обеспечивается исполнение неоклассического контракта? Какую роль играют гарантии и судебное решение споров?

9. Какой способ организации сделки используется при классическом, неоклассическом и отношенческом типах контрактов?

10. Что такое асимметрия информации? Перечислите ее виды.

11. Определите оппортунистическое поведение и его основные проявления. В чем суть проблемы «принципал-агент»? Приведите примеры.

12. Что такое ситуация неблагоприятного отбора? Объясните механизм неблагоприятного отбора на примере конкретного рынка (страхования, подержанных автомобилей).

13. Какие способы предотвращения неблагоприятного отбора Вам известны? Приведите пример.

14. Что такое ситуация морального риска?

15. Какие способы уменьшения морального риска Вам известны? Приведите пример.

16. В каком случае возникает проблема вымогательства как вид оппортунистического поведения? Перечислите способы его предотвращения.

17. Что такое «квазирента»?

18. Могут ли профсоюзы защитить «квазиренту» работника?

19. Какого типа контракты вам приходилось заключать сегодня?

20. Каким наиболее специфичным активом вы обладаете на сегодняшний день?

Проанализируйте ситуации и ответьте на вопросы.

Сертификация Интернет-магазинов

1. Потребитель Интернет-магазинов должен быть защищен от недобросовестности продавца. Одним из механизмов такой защиты, по мнению экспертов, может стать сертификация web-торговцев. Не исключено, что по примеру ЕС в России также с помощью сертификации будут ужесточены правила предоставления информации о товаре и введена ответственность Интернет-магазинов за продаваемый товар. Сертификация, согласно планам экспертов, должна явиться специальным проектом, реализация которого позволит Интернет-магазину «продемонстрировать стабильное положение своей компании, укрепить доверие покупателей и предпочтение к услугам конкретного магазина, а не торговой точки однодневки с бросовыми ценами на товары сомнительного происхождения». В первую очередь речь идет о повышении гарантий контрагентов и соблюдении прав потребителей как в сегменте B2C, так и по сделкам в B2B сегменте. Говоря об этом, эксперт сослался на зарубежную практику, где рейтинги Интернет-магазинов стали уже привычным явлением, причем проводятся они зачастую сообществами самих покупателей. Как и за границей, у нас сертификация может быть и добровольной (на основе саморегулирования, когда сами участники электронной коммерции разрабатывают правила и затем контролируют их соблюдение, определяя свой статус профучастников рынка), и обязательной для ряда категорий Интернет-магазинов, представляющих жизненно важные продукты и услуги (лекарства, детскую одежду и игрушки, и т.д.).

2. Горькая правда об Интернет-магазине парфюмерии Aromasky.ru. Имея опыт удачных покупок парфюмерии в Интернет-магазинах, я в очередной раз обратилась к Сети. Легко нашла в поисковике новый магазин Aromasky.ru — «Небесный аромат», созданный специально для Санкт-Петербурга. Цены — ниже, чем везде, доставка — в тот же день, а не через неделю. Симпатичный простой сайт с удобной навигацией, логичное и доходчивое объяснение преимуществ покупок через Интернет, все так интеллигентно, мило! Курьер позвонил совсем скоро и оперативно доставил заказ. Я была настолько всем довольна, что даже не подумала вскрыть коробочку сразу, до оплаты. Открываю через пару минут, а металлическая крышечка у флакона немного странная, садится крышечка на флакон как-то не очень ловко, и буквы какие-то облезлые. Пишу письмо в Aromasky, что они меня огорчили своей сомнительной продукцией. По пути домой с работы захожу в магазин большой парфюмерно-косметической сети, смотрю на те же духи. Свое странное приобретение я оставила в офисе, но и без него уже неотвратимо понятно, что разница есть, и существенная. А на сайт Aromasky.ru под своим логином мне уже и не зайти! Поэтому я пишу им еще письмо, регистрируюсь под новым именем и вешаю свою претензию прямо в их форуме среди «отзывов покупателей». Через несколько часов мой комментарий убирают, а мне присылают извинения и обещания разобраться. Через пару дней молчания я снова им пишу и угрожаю очернением имени Aromasky.ru во всех возможных черных списках Интернета. Получаю ответ: «Здравствуйте, в понедельник деньги и Ваша контактная информация будут переданы курьеру», и на этом наше общение заканчивается… Проходит еще несколько дней, в течение которых мне не до мести продавцам паленых духов. Но чувство собственного достоинства и нежелание быть пассивным помогают мне все-таки найти время и записать этот печальный рассказ, чтобы развесить его везде, где только можно. Лишиться тысячи рублей на ровном месте, конечно, обидно! Но я не вижу смысла продолжать бороться с сайтом. Лучше я с удовольствием буду прославлять Aromasky.ru там, где они работают — в Интернете.

P.S. — параллельно с заказом на Aromasky.ru я оформила еще одну покупку — на крупном и известном московском сайте. Заказ шел из Москвы около недели, но зато оказался не фальшивым. На пакете, в котором он был запечатан, красовалась крупная надпись: «Проверьте комплектность в присутствии курьера!» — и это, конечно, правильно, и я теперь всегда буду только так поступать, и всем советую.

3. Добрый день. В сентябре сделала заказ в Интернет-магазине «Нитка-Иголка» и перечислила деньги. До сих пор ничего не получила, хотя получила сообщение, что заказ сформирован еще в конце сентября. Несколько раз звонила и все время получала разные противоречивые сообщения в виде обещаний. Последний раз сказали, что заказ отправлен 2 ноября. До сих пор никакой поставки и в помине нет. Просила прислать квитанцию о пересылке заказа, опять же пообещали, что вышлют, но ничего не прислали. Скажите, каким образом можно бороться с такими недобросовестными поставщиками?

Вопросы

1. К какому виду оппортунистического поведения относится поведение Интернет-магазинов в описанных примерах (фрагменты 2 и 3)?

2. Как осуществление сделок через Интернет влияет на возможности продавцов вести себя оппортунистически?

3. Может ли добровольная и обязательная сертификация (фрагмент 1) решить проблему оппортунистического поведения Интернет-магазинов? Аргументируйте свой ответ.

2. Раймон Дайан приобрел эксклюзивную лицензию на право открывать рестораны Макдональдс в Париже у Рэя Крока, основателя системы Макдональдс. В парижских ресторанах строгие спецификации компании, касающиеся пищевых продуктов, вопиющим образом игнорировались. Гамбургеры приготавливались без стандартных ингредиентов. Еду хранили так долго и подавали такой холодной, что менеджеры Макдональдса, инспектировавшие рестораны, с трудом могли ее есть. Парижские рестораны были такие грязные, что франчайзи в системе Макдональдс по всему миру слышали жалобы от своих постоянных клиентов, которым довелось увидеть рестораны Дайана при посещении Парижа. Президент канадского Макдональдса Джордж Кохон настаивал «на удалении раковой опухоли» и попытался договориться о выкупе лицензии Дайана. Когда Дайан отказался, компания Макдональдс отозвала его лицензию. Дайан подал иск в суд штата Иллинойс, утверждая, что компания Макдональдс пытается присвоить прибыли от парижских операций. Судья Карри в 1982 году решил дело в пользу Макдональдса, отклонив иск Дайана. Дайте экономическое обоснование судебного решения. Объясните соотношение выгод и издержек оппортунистического поведения франчайзи типа Дайана: а) до решения суда б) после решения суда.

3. В судебном деле Flynn et al. V. Gold Kist, Inc. (1987) ответчику по договору было предоставлено исключительное право управления ореховыми рощами истцов и продажи урожая. Истцы в судебном иске предъявили две претензии: ответчик неправомерно записал на счет истцов расходы на краску, не произведя работу по покраске; расходы истца на оплату труда были слишком высокими, т.е. он использовал больше рабочей силы, чем требовалось при выполнении соответствующих работ. Какая информация является а) наблюдаемой; б) поддающейся контролю третьей стороны и в) не поддающейся контролю третьей стороны? Какую позицию, по вашему мнению, занял суд в отношении этих претензий истцов — активную позицию, которая означает, что он вмешался в отношения сторон, или пассивную, которая проявляется в невмешательстве? Поясните вашу точку зрения.

4. Работник компании А, который прошел специальную подготовку, оплаченную этой компанией, устанавливал оборудование, производимое компанией А в компании В, которая захотела переманить его к себе, считая это выгодной сделкой, потому что ей не придется нести издержки по его обучению. Предлагая работнику перейти к ней на работу, компания В пытается экспроприировать квазиренту, которая возникает благодаря тому, что работник обладает специфическим человеческим капиталом — имеет особые навыки работы на оборудовании компании А, получение которых было оплачено этой компанией. Должен ли закон предоставить компании А право удержать работника? Какие способы удержать работника доступны компании А, если закон откажет ей в этом?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: