Презентация раздела воображаемого музея

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

 

Вид практики: Учебная

 

Тип практики: Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков

(Архивно-музейная)

 

 

Сроки прохождения практики: 08.07.2020 – 21.07.2020

 

по направлению подготовки 45.03.01 Филология

(уровень бакалавриата)

профиль «Отечественная филология (русский язык и литература)»

 

Студент группы № 5171-450301D ________________________________ Хисматова А.Р.

Руководитель практики

от университета, степень, звание _______________________________ Перепелкин М. А., д. ф. н.

Руководитель практики

от организации ______________________________________________ Перепелкин М. А., с. н. с.

 

Дата сдачи 10.09.2020 г.

Дата защиты 10.09.2020 г.

 

Оценка ___________________

 

 

Самара 2020

 

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С.П. Королева»

(Самарский университет)

 

Институт социально-гуманитарный

Факультет филологии и журналистики

Кафедра русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

 

 

Индивидуальное задание на практику

Студенту группы № 5171-450301D___ _Хисматовой Алине Руслановне____ __________________

Направление на практику оформлено приказом 231-пр по университету от 22.06.2020 г. в МБУК «Самарский литературно-мемориальный музей имени М. Горького», в соответствии с договором о направлении на практику от 02.06.2016 г.

 

Планируемые результаты освоения образовательной программы (компетенции) Планируемые результаты практики Содержание задания
ПК-3 владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем знать способы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемы библиографического описания; основные библиографические источники и поисковые системы в области литературного краеведения; уметьиспользовать способы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемы библиографического описания; обращаться к основным библиографическим источникам и поисковым системам в области литературного краеведения; владеть основными способами подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; навыками обращения к основным библиографическим источникам и поисковым системам в области литературного краеведения Определение целей и задач практики, знакомство со спецификой экспозиционной, культурно-массовой, научной и фондовой деятельности музея, изучение литературы, подготовка текста экскурсии, разработка раздела воображаемого музея, составление паспорта музейного предмета, составление отчёта  

 

 

Дата выдачи задания  08.07.2020 г.

Срок представления на кафедру отчета о практике 10.09.2020 г.

Руководитель практики

от университета,

должность, степень, звание                        _____________________ Перепелкин М. А., д. ф. н.

 

Руководитель практики

от профильной организации

должность                                                      ____________________ Перепелкин М. А., с. н. с.

Задание принял к исполнению

студент группы № 5171-450301D___________________________________Хисматова А.Р.

Рабочий график (план) проведения практики

Дата Содержание задания Результаты практики
08.07.2020 – 21.07.2020 Определение целей и задач практики, знакомство со спецификой экспозиционной, культурно-массовой, научной и фондовой деятельности музея, изучение литературы, подготовка текста экскурсии, разработка раздела воображаемого музея, составление паспорта музейного предмета, составление отчёта Знает способы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемы библиографического описания; основные библиографические источники и поисковые системы в области литературного краеведения; Умеетиспользовать способы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемы библиографического описания; обращаться к основным библиографическим источникам и поисковым системам в области литературного краеведения; Владеетосновными способами подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; навыками обращения к основным библиографическим источникам и поисковым системам в области литературного краеведения

           

Руководитель практики

от университета                                            _____________________ Перепелкин М. А., д. ф. н.

 

Руководитель практики

от профильной организации                         ____________________ Перепелкин М. А., с. н. с.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глушкова, П.В. Музеи под открытым небом: учебное пособие / П.В. Глушкова, В.М. Кимеев. - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015.

2. Лушникова, А.В. Музееведение / музеология: конспект лекций / А.В. Лушникова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2010.

3. Музей в экстремальных условиях (опыт Южного Урала): учебное пособие / авт.-сост. Т.В. Зайцева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2013.

4. Сапанжа, О.С. Музеология: историография и методология: учебное пособие / О.С. Сапанжа. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2014.


ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


Дневник

А) Эссе о тех музеях, которые студенты посещали ранее
За всю свою недолгую жизнь мне удосужилось побывать во множестве музеев, посвященных самым разным темам: изобразительных, литературных, краеведческих и др.. С самого детства мама прививала мне любовь к искусству, водя с собой меня и брата по выставкам любимых художников и рассказывая об их произведениях искусства. Со временем, повзрослев и наконец-то поняв, зачем мама брала нас с собой, я продолжила делать это в компании друзей. Из всех музеев мне больше всего понравились Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве и Музей современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге.

Музей имени Пушкина был открыт в 1912 году. Помимо головного музея, он включает в себя еще 5 филиалов. Из всех выставочных залов мне запомнилась выставка произведений искусства 20 века в отдельном здании, а точнее выставка рисунков австрийских художников начала XX века Густава Климта и Эгона Шиле. Меня поразила манера письма Шиле, то, насколько безобразно может быть изображен человек. Никогда не подумала, что настолько прекрасное и красивое создание как женщина, может выглядеть очень отталкивающе и грязно. Мне навсегда запомнилась «Сидящая женщина», образ этой голой, изнеможденной, словно мертвой женщины врезался мне в память. Когда меня терзают разного рода трудности и опускаются руки, ее образ всплывает в моей голове, и я понимаю, что могу сама стать этим образом. Тогда во мне просыпается небывалая внутренняя сила, помогающая двигаться дальше.
В Эрарте я была один раз. Это первый музей в Санкт-Петербурге, посвященный только
современному искусству. Среди авторов работ есть такие известные художники, как Владимир Овчинников, Вячеслав Михайлов, Глеб Богомолов и др. Несмотря на то, что музей средних размеров, ходила я там весь день и посмотрела множество работ, и многие из них мне понравились, и поэтому я не могу выделить какую-то одну картину или скульптуру.

 

 

Б) Эссе о виртуальном знакомстве с Музеем российской литературы имени В. И. Даля
 Сегодня я решила изучить сайт Музея российской литературы им. В.И. Даля. Заходя на сайт, я заметила лаконичный дизайн, выполненный в черно-белом стиле. Навигация по сайту удобная, все разделы находятся рядом. Первым делом захожу в раздел «О музее», где рассказывается история создания и развития данного музея.
Известно, что идея музея сформировалась ещё в 1903 году. По инициативе В. Д. Бонч-Бруевича был создан в 1933 году Центральный музе художественной литературы, критики и публицистики, но спустя год по приказу наркома просвещения музей был упразднен, и вместо его был создан Государственный литературный музей. В результате всех преобразований на сегодняшний день коллекция музея составляет свыше полумиллиона единиц хранения, что позволило создать более десяти мемориальных экспозиций, ныне известных не только россиянам, но и далеко за пределами нашей страны: «Музей-квартира Ф. М. Достоевского», «Дом-музей А. П. Чехова», «Дом-музей А. И. Герцена», «Дом-музей М. Ю. Лермонтова», «Музей-квартира А. Н. Толстого», «Музей Серебряного века», «Дом-музей М. М. Пришвина» в деревне Дунино, «Дом-музей Б. Л. Пастернака» и «Дом-музей К. И. Чуковского» в Переделкине, «Информационно-культурный центр „Музей А. И. Солженицына“ в г. Кисловодске». На данный момент музей имеет стратегические задачи развития, которые сделают литературное наследие доступным и интересным для простого человека.
Основная концепция данного музея заключается в том, что это первый музей, где собраны произведения разных русских писателей и эпох, то есть представляется вся история русской литературы, что помогает проанализировать ход развития исторического процесса в России, начиная с самых древних памятников литературы и заканчивая произведениями современных авторов.
Также стоит отнести к основным идеям музея не только организацию сетевого сообщения среди российских литературных музеев для улучшения взаимодействия и поддержки между ними, но и профессиональное представление музейное представление литературы разных эпох на международной культурной арене для продвижения отечественной литературы за рубежом.
Путешествуя по сайту музея, я обнаружила много полезной информации. Например, разделе сайта «Посетителям» размещена подробная информация о графиках работы всех филлиалов музея, а научная библиотека музея насчитывает 170 000 томов, а в саму музейную коллекцию входят свыше полумиллиона экспонатов, среди которых есть множество фотографий, редких книг, аудиозаписей, личных вещей писателей и т. д.

К сожалению, я не была ни в одном филиале музея вживую, но надеюсь это исправить, потому что описание музея показалось мне интересным.

 

В) Эссе о виртуальном знакомстве с одним из филиалов Музея российской литературы имени

В. И. Даля
Среди отделов музея на сайте для описания я решила выбрать Музей Серебряного века, расположенного в Москве. В описании музея сказано, что он открылся 26 октября 1999 года, а само здание представляет из себя дом, где с 1910 по 1924 год жил поэт, писатель, критик, филолог-пушкинист Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924), поэтому второе название музея — Дом В.Я. Брюсова. Также на сайте сказано, что в музее обзорные и тематические экскурсии, лекции, интерактивные занятия. Они охватывают период русской культуры трех его десятилетий от конца XIX до начала XX в., а также творческую биографию бывшего жителя дома. Тематика лекций и экскурсий ориентирована на различные возрастные категории учащихся и взрослую аудиторию. Для старшеклассников, студентов и взрослых музей организует выездные лекции.
В музее на первом этаже можно увидеть кабинет В.Я. Брюсова, а на втором- единственную в России литературную экспозицию, посвященную всем стилям, течениям и направлениям эпохи Серебряного века.
Экскурсии в данном музее на любой вкус и цвет: рассказ об истории дома, где жил Брюсов, о его гостях и обитателях; также можно послушать о «быте» Серебряного века. На самом сайте Государственного литературного музея можно посмотреть виртуальную выставку «В.Я. Брюсов — путешественник», где повествуется о поездках писателя в Крым и заграницу, о том, как он стал военным корреспондентом, одним из первых использовавшим документальные материалы в своих статьях.
Музей Серебряного века также проводит интерактивные занятия для школьников и студентов, помогающие закрепить полученные знания за время экскурсий. Еще стоит упомянуть лекции, раскрывающие суть разных периодов и писателей в рамках Серебряного века, которые проводят работники музея. Часть этих лекций представлены на сайте Государственного Литературного Музея.

 

 

2)  Конспект одной из работ по музеологии
 
В начале книги «Я поведу тебя в музей» М.Ю. Юхневич задает вопрос: «что такое музейная педагогика?» и пишет о том, что для ответа на вопрос нужно разобраться, «когда, как и почему начался процесс включения музея в процесс образования».
А. Лихтварк на конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение» (Маннгейм, 1903 г.) сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как к участнику диалога.
Затем Г. Кершенштейнер разработал концепцию педагогики музейной экспозиции, которая впервые применилась в Немецком музее шедевров естествознания и техники г. Мюнхена. Это дало ученым понять «для эффективного образовательного процесса важен не только

посредник, но и экспозиция, построенная по педагогическому принципу».
«Краткий экскурс в музейную педагогику Германии показал, что с осознанием музея

как образовательного института происходит формирование одной из важнейших сторон

его деятельности, направленной на аудиторию. Почти одновременно эта деятельность

становится предметом теоретической рефлексии, что, в конечном итоге, приводит к

осознанию потребности в особой научной дисциплине, опирающейся на музееведение,

педагогику и психологию. Исторический опыт Германии является далеко не единственным, хотя, быть может, наиболее показательным.»
В России музейная педагогика развивалась именно как научная дисциплина в основном в 1980-1990х гг.. Это связано с ситуацией, которая существовала в данный период:
1) Формируется новая образовательная концепция отечественного музея, т.е. система представлений о его общественном предназначении и сущности работы с посетителями. Музей пытается отказаться от прежних достаточно жестких идеологических установок.
2) Меняется отношение к самой аудитории, которая начинает восприниматься не как объект, который нужно обучать и воспитывать, а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде

3) Впервые серьезно стала рассматриваться проблема результативности музейной коммуникации, воздействия музея на различные группы посетителей, эффективности тех или иных форм.

4) Обозначилась потребность в появлении особого типа музейного специалиста, способного, как подчеркивает З. Странский, «освоить музейную реальность в ее педагогическом аспекте».

5) Возникла потребность в интеграции музееведения с другими научными дисциплинами.

 Термин «музейная педагогика» послужил для обозначения новой научной дисциплины, которая находится в стадии становления. Итак, музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.
Музейная педагогика начинается тогда, когда возникает эффект встречи музея с человеком. Поэтому важно понимать основные проблемы музейной педагогики:
1) проблема образовательной специфики музея. Решить ее – это значит ответить на вопрос, зачем люди ходят в музей, в чем они видят смысл музейного посещения

2) эффективность музейной коммуникации
3) изучение музейной аудитории. Знание аудитории, ее мотивов и ценностей подводит к следующей проблеме-
4) созданию и апробации новых методик, программ, экспозиций
5) установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по культурно-образовательной деятельности. Центральным здесь является вопрос о взаимодействии с учебными учреждениями, прежде всего со школой.

6) важнейшая проблема музейной педагогики – изучение истории музейно-педагогической мысли и культурно-образовательной деятельности музея.
Во второй главе книги автор рассматривает основные этапы культурно-образовательной деятельности музеев.
Первая половина ХIХ в. отмечена появлением ряда проектов публичных музеев общенационального значения.
Вторая половина XIX века характеризуется ростом сети общедоступных (публичных) музеев, в создании которых большую роль играло научное сообщество. В этот период создавались педагогические музеи наглядного пособия, открываемых специально в качестве образовательных целей.
Смена моделей музея, определяющих представления о назначении музея в обществе и содержании его работы с аудиторией, является основой предлагаемой периодизацией.
Мы можем заметить, что самые значительные изменения в образовательной концепции музея, его работе с посетителями идут рука об руку с реформами школьного образования. Так, например, в 1870–1890-е гг. и в последующие десятилетия на музей смотрели как на едва ли не самое актуальное средство преодоления кризиса образования.
На рубеже XIX–ХХ вв. в русском обществе все больший приоритет получает представление о музее не только как научном, но образовательном институте, призванном внести свою лепту в решение задачи просвещения: «наблюдается довольно резкий переход от концепции научного к концепции научно-просветительного (публичного) музея» (Гнедовский М.Б., 1987, с.11).
Так постепенно формируется модель музея, которую можно назвать просветительной. Она основана на отношении к музею как демократическому по своему характеру и просветительной направленности институту, призванному быть средством реформирования

школы и одновременно частью единой системы внешкольного образования. Эта позиция

породила термины культурно-просветительная работа, внешкольное образование, которые

использовались для формирующегося направления – работы с аудиторией.

1917 год не стал концом анализируемого периода. После Октябрьской социалистической

революции многие культурные начинания дореволюционного периода не только

продолжаются, но и набирают силу. Идеи, которые вынашивались и осуществлялись дореволюционными просветителями, выдаются за абсолютно новые.
Музей в период 1920-1950х гг. начинает рассматриваться лишь как «проводник политического просвещения», «политико-просветительный комбинат» и тд.
Новая образовательная концепция музея отразилась в новых терминах, которые начали

употребляться для обозначения работы с аудиторией: политико-просветительная, массовая

работа.

Важной вехой на пути становления новой образовательной концепции становится

Первый Всероссийский музейный съезд (1930 г.), который закрепляет приоритет политико-

просветительной работы над всеми остальными направлениями его деятельности. (Это,

конечно, не могло не вызывать негативной реакции «стариков».) Важным критерием ее

результативности считалась массовость охвата аудитории. Это требование, которое впервые

формулируется в эти годы, не потеряет своей актуальности и в будущем.

можно констатировать драматическое противоречие этого этапа: формы работы с

музейной аудиторий расширялись, а содержание, будучи ориентированным на пропаганду

политической доктрины, напротив, сужалось и примитизировалось. Это противоречие начнет

преодолеваться на следующем этапе.

1960-е — середина 1980 гг. отмечены стремлением вернуть музею статус научного (а не пропагандистского по преимуществу) учреждения. Впервые к тому же формулируется идея о специфике образования в музее. Поиски своего места в системе институтов культуры и образования связаны с утверждением информативной модели, согласно которой музей рассматривают как средство распространения знаний, имеющих научный характер и предметную основу. Впервые за годы Советской власти музей декларирует свое право говорить правду (научное знание) языком факта (подлинника). С отстаиванием этого права в какой-то степени связан «музейный бум» 1960–1970-х гг., когда тысячи людей устремились в музеи, стремясь прикоснуться к своей истории и культуре. Справедливости ради, отметим также, что аналогичный процесс роста интереса к музеям и памятникам происходил в эти же годы за рубежом (что свидетельствует о том, что объяснение явлений культурной жизни не следует искать исключительно в политике).

В конце 1980- начале 2000х гг. начинается процесс постепенного отхода от информативной модели музея в пользу модели, которую можно определить как коммуникативную. Впервые коммуникационный подход к музею был сформулирован в зарубежном

музееведении 1960-х гг. – в работах канадского ученого Д. Камерона и достаточно быстро

завоевал популярность. Это происходило на волне «музейного бума» 1960–1970-х гг. образовательное назначение музея, который возник из потребности людей

наделять ценностным смыслом определенные предметы и явления, заключается в

формировании ценностного отношения к культурно-историческому наследию. Это

осуществляется в специфической форме – символическом акте встречи прошлого и

настоящего, в диалоге музея и посетителя, обладающего правом выбора и интерпретации

увиденного и услышанного. Поэтому в новой образовательной концепции большая роль

придается апелляции к внутреннему миру человека, чувственно-эмоциональной сфере,

творческому воображению.

 Экскурсионное дело в России начинает развиваться в 1880-е гг., разветляясь на два типа:
1) Первый по времени возникновения тип – так называемые «образовательные путешествия», «дальние прогулки»: «Едут и «осматривают», – не без иронии пишет о таких

экскурсиях Н.А. Гейнике. Он видит их положительный итог в том, что они «все же двигают экскурсионное дело, пропагандируя идею если не педагогической ценности, то интересности и осуществимости подобных экскурсий»

2) Второй тип — учебные экскурсии, которые становятся частью преподавания отдельных школьных дисциплин. Такие экскурсии, сначала естественнонаучные (экскурсии в природу),

а затем исторические, литературные, художественные, становились одним из методов

школьного обучения. Эти экскурсии, как отмечает Н.А. Гейнике, породили «оживление

школьной жизни со второй половины 90-х гг., стремление культурных слоев русского общества создать школу близкую жизни, вне полицейской опеки Министерства народного

просвещения, с урезанными «правами», но со свободными относительно программами, ввести принцип наглядности» (Гейнике Н.А., 1923, с. 2). Появление частных учебных заведений, построенных совершенно на новых основаниях, выдвинуло на первый план экскурсию как метод преподавания. Постепенно использование экскурсий перестало быть приоритетом так называемых «новых школ». «И казенная школа ко второму десятилетию ХХ в. начинает втягиваться в растущую экскурсионную волну».
И.М. Гревс заложил основы экскурсионного метода обучения истории, а также

городского краеведения, который он применял в своей преподавательской практике. Именно он становится автором проекта Петроградского экскурсионного института, гуманитарную

секцию которого позднее возглавляет, привлекая к его деятельности видных ученых и

экскурсионистов. Одновременно Гревс работает в Центральном бюро краеведения,

всячески содействуя развитию «родиноведения» (термин Гревса) и поддерживая

«подвижников», как он называл местных краеведов: «Это подвижники: в старину спасали

душу в монастырях, а теперь поддерживают живую душу краеведением».

Концепция И.М. Гревса основывалась на философии путешественности. «Слово это, –

пишет современный исследователь, – введенное в культурный оборот самим Гревсом, можно

считать своеобразным символом целого пласта русской культуры начала века

(Гениссаретский О.И., 1988, с. 221). Основа экскурсии, которая рассматривается Гревсом как духовно-творческий акт, – это «путешествующий дух», «всеобщий подъем цельной личности». И отсюда следует вывод-афоризм, который повторяется в ряде работ ученого: «путешественность – душа экскурсионности».

Специфика музейной экскурсии:
1) коллективность осмотра — экскурсия, как правило, объединяет группу людей, создавая некое социально-психологическое единство, в основу которого входят общий интерес, настрой на восприятие, который экскурсовод должен закрепить и реализовать.
2) руководство экскурсовода, который призван помочь в обретении желаемых знаний и впечатлений

3) приоритет зрительных впечатлений, живое созерцание, наблюдение. Поэтому экскурсовод уделяет преимущественное внимание показу, который сопровождается необходимыми словесными пояснениями – рассказом.
Все названные признаки роднят музейную экскурсию с экскурсиями других типов.

Отличается она от них главным образом тем, что проводится в пространстве музея (по

территории, экспозиции или фондохранилищу), а, следовательно, специфика ее определяется

характером музейной среды и экспонатов.

К критериям оценки мастерства экскурсовода относят:
1) владение темой;
2) адресность экскурсии, или дифференцированный подход к группе;
3) контакт с группой;
4) владение вопросно-ответным методом;
5) речь экскурсовода;

Базовые формы культурно- образовательной деятельности музея и их характеристики:
1) экскурсия, в основном удовлетворяет потребность аудитории в познании и предполагает,

несмотря на естественность и необходимость использования приемов активизации

экскурсантов, пассивное поведение аудитории.

2) лекция, принадлежит к числу традиционных и, более того, наиболее ранних по времени

возникновения форм. Во многих музеях лекции в качестве формы общения с аудиторией

начали использоваться раньше, чем экскурсии.

3) консультация — это древняя форма, практически единственная, имеющая индивидуальный характер
4) научные чтения (конференции, сессии, заседания), являются средством «публикации» и обсуждения группой компетентных лиц результатов проводимых музейными сотрудниками исследований, способом установления и развития контактов с научной общественностью

5) клуб (кружок, студия) — их работа базируется на музейной тематике, в ней широко используются музейные коллекции, наконец, часто она значительно обогащает музейную деятельность. кружок объединяет чаще всего небольшую группу детей, которые работают под руководством музейного сотрудника.термин студия чаще всего используется в художественных музеях. Это форма, близкая к кружку, предусматривает эстетическое развитие детей или взрослых и направлена на формирование навыков художественного творчества и мастерства.

6) конкурс (олимпиада, викторина) проводится соревнования организуются таким образом, чтобы максимально приблизить посетителей к музейным коллекциям: задания предполагают не только знание фактов, но и экспозиций, памятников, отдельных видов исторических источников.

7) встреча с интересным человеком привлекает людей возможностью непосредственного общения с незаурядной личностью

8) концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс),
9) праздник,
10) историческая игра удовлетворяет потребность людей в рекреации и предполагающей активное включение аудитории в действие. построена на ролевом поведении ее участников, дает возможность погружения в прошлое, опыт непосредственного соприкосновения с историческимиреалиями.
 
Музей, как мы видим, работает в режиме научно-исследовательского центра, комплектуя и храня, изучая и популяризируя документальные свидетельства местной истории образования.
Далее автор пишет об аудитории, ее видах и способах взаимодействия с ней, также он рассматривает более детально проблему взаимодействия музеев и школьного образования.
В конце своей работы М.Ю. Юхневич рассказывает об опыте зарубежных стран решения проблему привлечения внимания детей к музейным практикам.

 























































Презентация раздела воображаемого музея

А) Текст экскурсии по залу воображаемого музея

Здравствуйте! Вы находитесь в музее, посвященному прекрасной девушке Наташе Ростовой, героини романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», ее становлению как личности. Здесь собраны все вещи, которые так или иначе были описаны в произведении и которые так или иначе повлияли на судьбу нашей героини. Для начала нашей экскурсии хотелось бы уточнить, кто такая Наташа Ростова, мало ли, вдруг кто-нибудь не знает.
Итак, Наташа — дворянка, дочка состоятельного графа Ильи Ростова. В начале романа ей 13 лет, она жизнерадостная и хохочущая девчушка. Но постепенно, по мере развития сюжета, Наташа превращается сначала в девушку со страстной натурой и твердым характером, а затем в любящую маму и компанейскую жену.
На первом стеллаже вы можете наблюдать семейные портреты семьи Ростовых, то, как они выглядели в начале романа, изображенные руками разных художников. Под каждой картиной есть таблички, на которых написаны отрывки психологических портретов соответствующих героев из «Войны и мира».
А теперь пройдемте в этот зал. Здесь, в этой комнате вы можете наблюдать первый, «взрослый», выход Наташи Ростовой, а именно момент, когда Андрей Болконский приглашает Наташу на танец. Она не думала, что ее кто-то позовет танцевать, потому что она не ощущает себя красивой и вполне взрослой. Эту ситуацию спас Пьер Безухов, попросив Андрея пригласить юную Наташу. Именно здесь рождается любовь Наташи и Андрея. В этом эпизоде многие герои понимают, что жили неправильно, видят свои ошибки. Пьер разочаровывается в своей жене, увидев, что она является совсем не такой, какой он видел ее раньше. Эта сцена становится эпизодом-развилкой. После него уже не будет так, как было до него, и это делает бал особенно важной сценой для всего произведения. После первого танца у Наташи нет отбоя от кавалеров. Но будущие возлюбленные уже не теряют друг друга из вида не только на балу, но и на все время их чистой, светлой, настоящей любви. Наташа одета в воздушное белое платье. Сам автор указывает, что платье напоминает саму Наташу – такое же чистое и воздушное. Восковые фигуры людей сделаны по описаниям Л.Н.Толстого.

На 2 стеллаже вы можете наблюдать иллюстрации того, как Наташа меняется в отношениях с Андреем Болконским и эпизод с Долоховым, когда маленькая и наивная девушка путем обмана со стороны ее несостоявшегося «любовника» пытается сбежать из дома.
На 3 стеллаже мы видим увлечения Наташи. Ее любимым делом было пение, она имела ангельский голосок, не оставляющий слушателей равнодушными. Так, например, вспоминая эпизод проигрыша Николая Ростова, брата Наташи, в карты довольно крупной суммы, мы можем наблюдать за тем, как меняется на глазах юноша от чудесного пения своей сестры. Говорить о проигрыше семье Николаю было стыдно. Приехав домой, он вошел в залу, и его охватила «поэтическая атмосфера». Герой услышал великолепное пение своей сестры, и весь мир для Ростова сосредоточился в ожидании следующей ноты. Он приободрился, и происшествие, случившееся с ним, перестало быть для него трагичным. Л.Н.Толстой утверждает, что музыка способна воздействовать на самое лучшее в человеке. Своим пением Наташа Ростова спасла от отчаяния своего брата Николая. А гармоничная музыка смогла отвлечь героя от всех невзгод, пережитых им. Среди увлечений героини также можно отметить ее музыкальные способности, она быстро учится играть на разных инструментах, среди которых гитара, которую ей подарил дядюшка. Она сразу же подобрала на слух аккорды к любимой песне.
Наташа любила охоту и прекрасно каталась верхом на лошадях. Она прекрасно танцует,о чем нам сообщает Л.Н. Толстой во 2м томе: «Иногда танцовывали даже pas de châle лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью...».
На 4 стеллаже мы можем наблюдать, как тяжело было нашей прекрасной героине в эпизоде смерти Болконского. Она боялась, что он ее не простит за мимолетное влечение к другому человеку и поэтому не хотела идти к нему в палатку. Но потом, все же переборов страх, она направилась к нему и услышала его прощение. Наташа ухаживала за раненым Андреем, пытаясь загладить вину. Прямо перед самой смертью Андрей простил ей все обиды и обрел гармонию.
На 5 стеллаже мы видим Наташу уже взрослой девушкой, готовой помогать всем. Она изменилась за годы повествования романа, и несмотря на все трудности и невзгоды, она осталась такой же жизнерадостной, какой она была в начале романа.
В первой комнате мы видели Наташу Ростову еще совсем юной, незнающей бед. А в этой комнате мы можем наблюдать героиню уже взрослой замужней женщиной, матерью 3 замечательных детей и прекрасной женой Пьера Безухова. Но, к сожалению, она перестала ухаживать за собой, как раньше, и все свое время посвящает семье.
Итак, сегодня вы познакомились с жизнью героини литературного романа и ее непростой судьбой. Теперь на уроках литературы в школе вам не будет скучно, потому что вы уже имеете представление, что это за прекрасная девушка. Надеюсь, экскурсия была интересной и запоминающейся.
Желаю вам всего хорошего и до новых встреч!

 


 

Б) Описание одного «экспоната» из зала воображаемого музея
 Экспонат находится на 1 стеллаже моего воображаемого музея. Это иллюстрация Д.А. Шмарина, изобразившего маленькую Наташу:

Описание к экспонату (как во время экскурсии):
«Например, вот иллюстрация Д.А. Шмарина, на которой изображена маленькая Наташа, сидящая на подоконнике и не желающая спать в ту чудесную ночь: «Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!»
Художник внимательно вслушивался в каждое слово Толстого: что сам писатель говорит о Наташе, что говорят о ней герои "Войны и мира". Об этой Наташе, Наташе-девочке вот как сказано в "Войне и мире": "...черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями... была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка". "Какое милое существо ваша меньшая! – восклицает гостья Ростовых. – Порох!" "Да, порох!" – подхватывает граф Ростов.»
В) Схематическое изображение зала воображаемого музея

 

 



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: