Читать.
Культура обслуживания в сфере общественного питания рассматривается как организационная культура, связанная с выполнением определенных правил и процедур по обслуживанию потребителей. Для каждого предприятия, как это принято на Западе, может устанавливаться своя, корпоративная культура, определяемая следующими слагаемыми:
• эстетика интерьера, создание комфортных условий обслуживания;
• знание и соблюдение персоналом этических норм при обслуживании;
• знание и соблюдение правил, устанавливающих порядок и очередность обслуживания гостей;
• знание правил предложения и отпуска различных блюд и напитков, а также технических навыков и приемов их подачи;
• знание основных правил сервировки стола;
• безопасность и экологичность при обслуживании;
• наличие достаточного количества столовой посуды, приборов и столового белья.
На предприятиях общественного питания культура обслуживания имеет свои следующие показатели и оценки:
взаимоотношение обслуживающего персонала с посетителями, техника их обслуживания;
внешний вид и личная гигиена обслуживающего персонала (соответствие требованиям, предъявляемым к форменной одежде и обуви, соблюдение правил личной гигиены каждым работником);
санитарное состояние помещений, столовой посуды, столовых приборов, столового белья, спецодежды;
оснащенность предприятий столовой посудой, столовыми приборами, инвентарем, мебелью;
соблюдение ассортимента блюд, напитков и кулинарных изделий;
скорость обслуживания посетителей; качество музыкального обслуживания; наличие дополнительных услуг.
Оценка культуры обслуживания осуществляется по пятибаль- ной шкале за вычетом суммы размеров снижения за установленные нарушения. При этом учитываются результаты проверок контролирующих организаций, отзывы посетителей.
В дальнейшем за каждый неудовлетворительный отзыв показатель культуры обслуживания снижается на 0,06 балла. Например, если из 120 посетителей не удовлетворены культурой обслуживания 3 человека (что составляет 2,5 %), то размер снижения оценки составит 0,15 балла (2,5x0,06).
Показатель культуры обслуживания определяется вычитанием из 5 баллов суммы размеров снижения оценок по материалам проверок и данным отзывов посетителей. Так, в нашем примере сумма размеров снижения оценок составила 1,15 балла, в том числе 0,15 балла по данным отзывов посетителей и 1 балл по материалам проверок. Следовательно, оценка культуры обслуживания составит 3,85 балла (5 — 1,15). Необходимо отметить, что минимально допустимый предел оценки культуры обслуживания составляет 2,5 балла, в противном случае этот показатель не рассчитывается.
Для определения показателя качества обслуживания в целом бальные оценки культуры обслуживания и качества продукции суммируются.
Качество продукции оценивается одним показателем. Он предусматривает соответствие вкуса, запаха, цвета и внешнего вида блюд и изделий установленным требованиям к качеству готовых блюд, кулинарных и кондитерских изделий, а также нормативной технической документации (сборникам рецептур блюд и изделий, ГОСТам, ОСТам). Учитывается так же мнение посетителей, регистрируемое в бланках отзывов.
Уровень качества обслуживания определяется делением суммарной балльной оценки за культуру обслуживания и качества продукции на 10. Например, если оценка культуры обслуживания составила 3,85 балла, а качество продукции 3,5 балла, то уровень качества обслуживания будет равен 0,74.
Фактический уровень качества обслуживания посетителей в ресторане (кафе) сопоставляется с нормативным: высокий от 1 до 0,9; хороший от 0,89 до 0,7. Уровень качества обслуживания ниже 0,7 считается низким.
В зарубежной практике оценка уровня обслуживания и общей культуры в ресторане осуществляется на основе следующих критериев.
Внешнее оформление ресторана:
вывески, указатели;
удобная парковка;
световое оформление фасада ресторана.
Встреча гостей:
умение приветливо встречать гостей и устанавливать с ними контакт;
особая встреча постоянных клиентов; внимание и терпимость к клиентам; отсутствие высокомерия у обслуживающего персонала. Оформление ресторанного зала: наличие живых растений и свежих цветов; музыка, соответствующая стилю ресторана; оформление столиков, соответствующее общей стилистике ресторана.
Выполнение заказов посетителей:
обеспечение посетителей полной и достоверной информацией о блюдах;
оригинальность и мастерство приготовления; использование местных продуктов;
истинное соответствие названия блюда его ингредиентам; высокое качество и свежесть ингредиентов (даже если они просты и недороги);
достижение гармонии между сервировкой блюда, его ароматом и вкусом;
хороший выбор вин, которые соответствуют меню. Уровень обслуживания:
умение официантов профессионально рекомендовать определенный тип и сорт вина к заказанным блюдам; высокий профессиональный уровень персонала; глубокие познания официантов в области кулинарии, вин и других напитков;
уважительное отношение ко всем клиентам всех сотрудников ресторана;
умение официанта и сомелье предложить клиенту что-то неожиданное и приятное для него;
умение избегать конфликтных ситуаций, обладание необходимыми знаниями для поддержания разговора, начатого клиентом. Цены:
счет, преподносимый официантом, не должен быть для клиента чем-то неожиданным;
цены соответствуют качеству и уровню еды, напитков и обслуживания;
между похожими блюдами не существует большой ценовой разницы (например, между салатами, десертами);
предъявляемый счет является подробным и точным. Один из показателей, по которому судят об уровне культуры, — время обслуживания.
Исследование временных показателей ресторанного обслуживания, которое проводилось нью-йорской консалтинговой компанией Performance Review и основывалось на данных о 300 обе дах в 40 ресторанах со средней суммой счета на одного посетителя 25 дол. и более, показало среднее время обслуживания. Одновременно были выявлены моменты, когда у посетителей возникали жалобы на обслуживание. В табл. 12.1 приведено время обслуживания клиентов в ресторане. Как оказалось, практически не существует жалоб на слишком быстрое обслуживание, за исключением слишком скорой подачи основного блюда.
Таблица 12.1
Время обслуживания потребителей в ресторане
Этапы обслуживания
| Время
| среднее
| идеальное
| Первый подход
| 4 мин 12 с
| 1-
| -2
| Между заказом и подачей аперитива
| 3 мин 18 с
| 1-
| -2
| Между заказом и подачей закуски
| 10 мин 3 с
| 5-
| 10
| Между подачей закуски и подачей основного блюда
| 21 мин 15 с
| 15-
| -25
| Между заказом и подачей десерта
| 6 мин 35 с
| 3-
| -5
| Представление счета
| 6 мин 45 с
| 1-
| -2
| |
Недовольство клиентов значительно возрастает лишь спустя 10 мин, после того как прошло среднее время обслуживания. Однако это 10-минутное правило не срабатывает, когда клиент ждет аперитива или десерта. В самом начале и конце трапезы клиенты относятся к задержке с меньшей терпимостью.
С понятием культуры обслуживания связано такое понятие, как чаевые. Чаевые — непременный атрибут ресторанного обслуживания — вызывает множество споров. Существуют две противоположные точки зрения на эту проблему.
Одна из них — чаевые позволяют снять с рестораторов значительную часть расходов по зарплате персонала и служат естественным стимулом для официантов.
Другая — порицает желание персонала зарабатывать как можно больше, поскольку такая практика превращается в угрозу для клиентов ресторана.
Во всем мире считается плохим тоном, если официант напоминает клиенту о чаевых. Тем не менее посетителям приходится сталкиваться с тем, что официант, получая деньги, напоминает гостям о необходимости платить чаевые. В некоторых ресторанах официанты пишут на счете: плюс 15 % обслуживание.
И все-таки основная заповедь официанта — никогда не обсуждать вопрос о чаевых с гостями. Профессионалы ресторанного бизнеса считают, что если официант начинает в кругу своих коллег ворчать по поводу «скупых гостей», он явно не пригоден для своей профессии.
В США принято платить чаевые и некоторые американцы даже носят при себе маленькие таблички, в которых указаны размеры чаевых, приходящихся на различные суммы счета, чтобы не утомлять себя извлечением процентов всякий раз, когда нужно расплачиваться с официантом. Зачастую чаевые достигают до 95 % всего заработка официанта.
Владельцы ресторанов следят лишь за тем, чтобы гости чувствовали себя комфортно, а внутри коллектива не возникало конфликтов на почве чаевых.
В других странах в ресторанах существуют разные подходы к разделу вознаграждения: в одних случаях чаевые делятся поровну между официантами, особенно в тех ресторанах, где работает не больше 10 человек. В других случаях каждый официант половину заработанных чаевых оставляет себе, остальное делит между барменами в алкогольном и безалкогольном барах и помощником официанта в равных пропорциях. Иногда часть чаевых перепадает менеджерам в зале, метрдотелям, хотя их зарплаты и без того традиционно высокие. В некоторых ресторанах в завуалированной форме дают понять, что чаевые платить надо. Для этого в счет впечатывается фраза: «Стоимость обслуживания не входит в стоимость блюд». Однако в ресторанах с подлинно высокой культурой профессионального обслуживания подобные намеки считаются неуместными.