Проект «Занимательная физика»

образовательный проект

тема: Развитие познавательных способностей у старших дошкольников через

экспериментальную деятельность.

«Занимательная физика»

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Задача взрослого заключается в том, чтобы создать условия для реализации поисковой активности дошкольника, которая выражается в потребности исследования окружающего мира.

ПРОБЛЕМА:

У детей старшего возраста складываются определенные представления о физических явлениях. Это и не удивительно. Телевидение, радио, технические игры и игрушки — вот источники этих представлений.

Но если взрослые не объясняют детям физические явления, не дают им толкование, понятия детей о них не могут быть достаточно правильными и точными. Больше того, они носят весьма поверхностный и зачастую ложный характер.

Не объясняя ребенку то или иное явление, с которым он сталкивается, о котором узнает, взрослые упускают отличную возможность развить умственные способности дошкольника. Ведь «всякое физическое явление есть превосходнейшее упражнение для детской логики. Здесь ребенок наглядно и практически усваивает логические понятия: причины, следствия, цели, назначения, выводы и умозаключения» (К. Д. Ушинский).

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Создание системы работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Систематизировать знания детей об основных физических явлениях (свойствах жидкостей);

развивать логическое мышление: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты; развивать мыслительные операции, речь;

воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде.

ПЛАН РАБОТЫ:

• Просмотр мультфильмов, сказок.

• загадывание загадок,

• чтение художественной литературы,

• беседы,

• рассматривание иллюстраций, мини - альбома «Физика для дошколят»,

• игры,

• рисунки,

• наблюдения,

• экспериментирование.

• консультации для родителей,

• составление рассказов (сказок) «Путешествие в страну Физики».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:

показ презентации «Занимательная физика» (подведение итогов);

Защита проекта на районной конференции.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

актуализация знаний и затруднение детей на основе модели трех вопросов: «Что мы знаем?» «Что мы хотим узнать?» «Что сделать, чтобы узнать?»;

определение проблемы, цели и задач проекта;

подбор детской литературы: энциклопедии, загадки, стихи, рассказы, сказки;

подбор материала для проведения экспериментальных работ;

предложить родителям принять активное участие в проекте «Занимательная физика»;

изготовление мини-альбома «Опытно – экспериментальная деятельность в группе «Дюймовочка» (фотоматериал);

подготовить наглядно – стендовую информацию для родителей на тему: «Значение экспериментальной деятельности для дошкольников».

II ЭТАП – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Беседы: «Для чего нужна вода?», «Что мы знаем о воде?», «Какие предметы могут плавать?», «Значение воды для организма человека»;

рассматривание иллюстраций, картин: К. Крыжицкий «Озеро», П. Брюллов «Пейзаж с рекой», И. Левитан «На озере» и др.;

чтение художественной литературы: Б. Заходер «Течёт река»,

К. Паустовский «Поэзия дождя», М. Пришвин «Сытые пузыри», К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Краденое солнце»; загадывание загадок о воде;

прослушивание грамзаписей; пение песен, потешек: «Кап, кап!», «Дождик, лей!», «Водичка, водичка, умой моё личико»;

проведение игр с водой: «Что вредно и полезно для воды?», Лото «Кому нужна вода?», «Загадочные человечки»;

накопление методического материала;

работа с родителями:

оформление наглядно – стендовой информации для родителей на тему: «Значение экспериментальной деятельности для дошкольников»;

консультация для родителей на тему: «Как организовать домашнюю лабораторию».

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Сектор экспериментирования», в который входят:

зона экспериментирования;

уголок природы;

материалы (природный, бросовый, технический и медицинский); продукты (разные виды круп, масло растительное) и оборудование для опытов (прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины, ковши, ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки).

дидактические, настольно – печатные игры;

книги и энциклопедии;

глобус.

Результаты экспериментов отображались в проекте в форме: фотоматериала, дневника наблюдений, коллекций, макетов, презентаций и т. д.

III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Презентация проекта «Занимательная физика» (подведение итогов);

Участие в работе районной педагогической конференции;

Сборник фотоматериала «Экспериментирование со старшими дошкольниками».

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

приобретение новых знаний детьми об окружающем мире;

формирование у детей знания о свойствах воды и других жидкостей;

проведение экспериментов, соблюдение правил безопасности во время проведения экспериментальной деятельности;

интерес и активное участие в проектной деятельности;

установлены отношения сотрудничества между детьми, родителями и педагогами;

активное участие родителей в реализации проекта;

развитие речи, словарного запаса.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА

• Активизация интереса детей к окружающему миру, природе вещей;

• Приобретение практических знаний и умение их применять в жизни;

• Укрепление связей между детским садом и семьёй.

ВЫВОД:

Данный проект считаю полностью реализованным. В ходе работы дети были очень активны, с большим удовольствием принимали участие в беседах, играх, в проведении опытов.

Проект «Занимательная физика» помог повысить уровень собственной компетентности, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя партнёром детей в решении исследовательских задач.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественно научных представлений дошкольников. В ходе опытно – экспериментальной деятельности дошкольники научились наблюдать, сравнивать, размышлять, устанавливать причинно-следственную связь, делать выводы, соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что опытная и исследовательская деятельность несё т в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать. Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, создавая при этом особую атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Т. Н. Доронова, М.: ТЦ Сфера, 2002. – 114 с.

3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. // О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005. – 89 с.

4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений». - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с. (Серия «Программа развития».)

5. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). (5)

6. Николаева С. Н. «Теория и методика экологического образования детей»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.

7. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы. Рекомендации /Сост. Н. В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007. – 128 с., ил.

8. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы – составители: З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. - 160 с.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: