Как самим сделать лапту?

Якуб С. К. – Старинные русские игры на свежем воздухе

 

 

 

К читателю

Считалки

Горелки

Жмурки

Пятнашки

Хромая лиса

Прятки

Пустое место

Ворота

Волки и овцы

Кошки-мышки

Каравай

Штандер

Удочка

Казаки-разбойники

Третий лишний

Чижик

Гуси-лебеди

Палочка-выручалочка

Чехарда

Змейка

Лапта

Законы чести

 

К ЧИТАТЕЛЮ

 

А игры не будет, что ж тогда остается?

Л. Н. Толстой «Детство»

 

...через детей последующих поколений детские игры снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют...

Е. А. Покровский

 

Дорогие ребята и все читатели, которые открыли сейчас эту страницу!

Самое мое заветное желание, чтобы эта небольшая книжка, над которой я так долго и с таким увлечением работал, не затерялась в вашей памяти, а оказалась вам нужной и полезной.

Ведь я задумал создать не просто книжку для чтения, которых множество — интересных и талантливых — уже написано, но такую, по которой можно научиться самому веселому и радостному занятию — играм!

Сразу хочу объяснить, почему пишу о старинных русских играх, если родился не в старину, а спустя несколько лет после революции. Все очень просто. Я пишу только о тех играх, в которые сам играл в детстве и которые к тому же упоминались бы в старинных книгах.

Недавно я узнал, что в старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!

Но мы, конечно, играли только в те игры, которые сохранились в народе до времен моего детства. Сохранились, наверное, потому, что были самыми интересными, самыми увлекательными. О некоторых из них я и рассказываю в этой книжке.

Почему не о всех? Да просто потому, что было у нас несколько таких, о которых и вспоминать не хочется. Ну, например, «пристенок» или «орлянка» — на деньги. Сколько забот и неприятностей возникало, когда проигрывал!.. Так что, сами понимаете, нет никакого резона описывать подобные игры.

Мое довоенное детство прошло в Ленинграде, где я окончил семь классов, а уже перед самой войной — школу ФЗУ при заводе «Электросила». О том времени можно было бы рассказывать очень много, но я ограничусь только тем, что так или иначе относится к делу.

Не припомню в детстве такой поры, ни зимой, ни летом, когда бы я скучал или не знал, чем заняться. И даже затрудняюсь сейчас сказать, что я любил больше — читать книжки, что-нибудь мастерить или наши летние игры? Но что могу сказать точно — игры нам никогда не надоедали. Для ребят моего поколения жизнь была немыслима без этих воль-ных и увлекательных игр. Играли на переменках и после школы, в выходные дни и на каникулах.

Сколько было веселья и азарта! Сколько радости от побед и сколько огорчения при неудачах, когда чуть не со слезами говоришь себе: в следующий раз уж обязательно не проиграю!.. А сколько ловкости и умения надо было проявить, чтобы хоть иногда побеждать в таких играх, как чижик или лапта! Поэтому, когда я вспоминаю свое детство, то одно из самых прекрасных и живых впечатлений тех лет — это наши игры.

Большинство из этих игр сейчас позабыты, и вы в них уже не играете. Правда, как и сто лет назад, девочки все еще скачут через скакалку или играют в классики, прыгая на одной ножке. Но мальчики сегодня играют уже в новые игры — летом в футбол, а зимой — в хоккей.

Вам сейчас это трудно представить, но в мое время хоккея вообще не было, а в футбол мы играли редко, потому что не в каждом дворе у кого- то был футбольный мяч да и играть особенно было негде — на улице нельзя, а во дворах — кругом окна.

Но зато других игр у нас был такой выбор, что вам и не приснится!

Сейчас почему-то мальчики и девочки обычно играют в разные игры, а в наше время, за исключением, пожалуй, только лапты да чехарды, все игры были общими, и мы с удовольствием принимали в игру девчонок — с ними было больше шума, визга и суматохи и вообще веселее.

На летние каникулы, как и большинство ребят, я уезжал в пионерлагерь или в деревню, к бабушке и дедушке.

В деревне играть было даже лучше, чем во дворе нашего дома. Больше простора, а под ногами теплая земля или трава, где так здорово бегать босиком! Все лето босиком: и по лужам в дождь, и в лес за малиной, и на рыбалку. Правда, мне, городскому, ходить босиком по свежескошенному лугу поначалу было неловко — толстые травяные пеньки больно кололись. Поэтому, на смех деревенским ребятам, приходилось идти этаким скользящим, «индейским» шагом, пригибая траву подошвой. Но это неудобство вскоре проходило, трава подрастала, и я уже не отставал от ребят. Ну а к середине лета подошвы и пятки так загрубевали, что никакая стерня была нипочем.

Может быть, поэтому и я, и мои товарищи в детстве очень редко болели.

Но это еще что! Вот свидетельство одного иностранца, который жил в Москве в 1670—1672 годах: «Дети трех-четырех лет от роду, зачастую, в жесточайшие даже морозы, ходят босые, еле прикрытые полотяною одеждою и играют во дворе, бегая взапуски». А другой иностранец, Олеарий, путешествовавший по Московии в 1634 году, пишет: «В Нарве я с удивлением видел, как русские и финские мальчики лет 8-ми, 9-ти или 10-ти, в тонких простых холщевых кафтанах, босоногие, точно гуси, с полчаса ходили и стояли на снегу, как будто не замечая нестерпимаго мороза». Между прочим, некоторые врачи и сейчас советуют здоровым детям бегать босиком по снегу. Как в старину... Но уж, во всяком случае, побегать босиком летом (и даже пошлепать по лужам, чтобы брызги летели!) не только полезно, но и очень приятно — по себе знаю.

В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Приучают гордо и незаметно для чужих глаз переносить боль не только от рискованных падений и ушибов, но даже от воткнувшихся в босую пятку стекол или гвоздей. На нас все заживало быстро, как на дворняжках. Послюнявишь обтертый о штаны листок подорожника, прилепишь на царапину — кровь перестает течь; похромаешь день-два — и снова можно бегать. А на синяки вообще никто не обращал внимания.

Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека. И я уверен, что та беззаветная отвага и способность преодолевать огромные трудности и опасности, которые проявили бывшие мальчишки в боях Великой Отечественной войны, во многом от крепкой физической и душевной закалки, полученной в детстве.

Я тоже, как и все мои сверстники, был на фронте. Воевал в пехоте простым солдатом. Война мне тогда казалась бесконечной, а мирная довоенная жизнь — дом, школа, друзья с нашего двора — каким-то чудесным далеким сном!

А вот сейчас, спустя почти полвека, они для меня как-то сблизились — детство и война. И не только по времени, но и по ощущению напряженности жизни, чистоте и ясности цели.

На Первое мая до войны мы тоже шагали вместе с веселыми колоннами демонстрантов и пели: «Широка страна моя родная...», «Тачанку», «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля...».

Мы знали слова от начала до конца.

А когда после всех радостей жизни вдруг грянула война, у всех было одно стремление — на фронт!

Но только на фронте я понял, что такое настоящая война. Это ведь не только бои и атаки, которые показывают в кино. Гораздо больше времени у солдата занимал тяжелейший, повседневный труд. Это бесконечное рытье окопов, долгие, изматывающие пешие переходы, вечное желание спать или утолить зверский аппетит. Неудивительно, что мы с нетерпением ждали боев. И того главного, ради чего мы на фронте, — самим уничтожать захватчиков!

Я, как и все, знал, что в бою могут и ранить, и совсем убить. Но все равно бой — это азарт, это опасность, это жажда победы над врагом. Сколько нужно душевных сил, опыта и умения, чтобы под вражеским огнем достигнуть невредимым указанного рубежа! И я считаю, что нам тогда очень пригодились и прятки, и казаки-разбойники, и лапта, и палочка-выручалочка.

Но война была долгая, и не всегда все получалось удачно...

По своей фронтовой специальности я был минометчиком, поэтому, кроме винтовки и другого солдатского снаряжения, мне приходилось таскать еще и пудовый ствол миномета. Сколько я отшагал с ним и в жару, и в холод, по летним тропинкам и по непролазной грязи!

Сейчас вот вспоминаю, и самому трудно уже представить, что даже спать нам приходилось всегда одетыми, потому что жили мы чаще всего посреди поля, в окопах. А во время переходов, когда останавливались на пятнадцатиминутный привал, мгновенно засыпали, сдвинув «сидор» (солдатский вещмешок) со спины под голову. Спали под дождем и даже на снегу. И ничего, не болели. Только после ранения солдат мог поспать раздетым и на чистой постели. А мы от этого так уже отвыкали, что поначалу казалось неудобным. В одном из боев я был тяжело ранен, почти убит, как потом говорили мне врачи. Но тогда я не знал этого. Командир расчета меня наскоро перевязал, и я, собравшись с силами, пополз назад, к своим, за помощью... А когда решил немного переждать в глубокой воронке от снаряда, туда скатился и раненный в плечо мой командир, который меня перевязывал. Если он жив, наверное, помнит 26 августа 1943 года...

А в окопах, из которых мы совсем недавно выскочили и потащили вперед свои минометы, все было уже по-другому. Среди накиданных окровавленных бинтов в поте лица работали санитары, спасая наши молодые жизни. Кого приносили, кто мог, приходил сам, а кто уже сидел на земле, ожидая помощи. И больно было, и вдруг стало страшно от того, что ранен, но мало кто стонал — крепились ребята!.. Наконец дошла очередь до меня. Сделали настоящую перевязку, положили на повозку рядом с незнакомым бойцом, раненным в живот, и повезли. Тут я впервые увидел, как слева, около леска, заиграли «катюши», и черные палочки полетели в сторону немцев. И там поднялась сплошная черносерая стена.

Потом несколько госпиталей; и последний в моей фронтовой жизни — в Курске, где я был признан негодным к воинской службе и демобилизован.

А было мне тогда всего девятнадцать лет.

Но многие, очень многие мальчишки не вернулись с войны. Я где-то читал, что всего трое из ста ребят моего возраста остались в живых. Кто знает, может быть, это тоже одна из причин того, что после войны стали забываться старые русские игры. А может, и потому, что жизнь в тылу в годы войны, да и в первые послевоенные годы, была трудна, наполнена недетскими заботами. «Все для фронта, все для победы!», скудные нормы продуктовых карточек, постоянное чувство голода, а порой и уроки на пустой желудок, тревога за отцов и братьев, похоронки... В общем, было не до игр. Только малыши-несмышленыши во что-то простенькое играли. А ребятам постарше было не до чижика и лапты. Вот и образовался промежуток лет в десять, выросло военное поколение ребят, почти не знавших, позабывших не по своей воле игры, и многовековая традиция разорвалась. Правда, и после войны кое-где еще помнили о старых играх, но потом и этот слабый фитилек угас...

Вот почему я хочу рассказать о некоторых играх довоенных ребят, сами они уже не расскажут. И вот почему считаю своим долгом написать эту книжку.

И что мне кажется самым главным в моей задаче — не только рассказать, но и объяснить как можно подробнее правила этих игр, описать всякие хитрости, приемы и уловки, чтобы вы смогли хорошо научиться играть в них. Кроме того, я расскажу, как самим сделать нужные для некоторых из этих игр приспособления, которые нельзя купить в ма-газине.

Со времени моего детства прошло уже полвека, а за эти годы кое-какие подробности стерлись в памяти, поэтому мне приходилось иногда расспрашивать моих сверстников, а порой и заглядывать в старинные книжки, чтобы как можно лучше вспомнить наши игры и ни в чем не ошибиться.

Некоторые из описываемых игр вам будут знакомы, в таком случае вы сможете проверить, верно ли вы играете в них.

Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят, жившие на нашей земле. И это очень мудрые правила. Поэтому изменять их, усложнять, а тем более облегчать, я думаю, не следует, чтобы не потерять какого-то секрета увлекательности этих игр.

Хорошие игры есть у многих народов, а некоторые вообще очень похожи, например жмурки. Я пишу о русских только потому, что знаю их, но, конечно, играть в эти игры могут ребята всех национальностей.

В книжке вы найдете игры самые разные. В одни можно играть даже в детском саду, а другие под силу только ребятам лет с двенадцати. Большинство игр — общие и для мальчиков, м для девочек, а некоторые годятся только для мальчишек. Так что для каждого из вас найдутся игры и по возрасту, и по «интересности».

Позволю себе дать вам один совет. Прочитайте всю книжку до конца — она не так уж велика. Чтобы почувствовать тепло и радость этих игр, удивиться их разнообразию. А еще потому, что кое-что может быть непонятно, если вы не прочли предыдущих страниц.

Признаюсь вам, ребята, что книжек я раньше никогда не писал. И сомневался: не поздно ли начинать? Но очень уж мне хотелось рассказать о старых играх! Не то, пожалуй, они совсем позабудутся, а это было бы невосполнимой потерей для теперешней и будущей детворы.

Итак, в добрый путь через многие десятилетия, а может, и века — назад, в страну детства ваших прабабушек и прадедушек!..

Ну, а начать, я думаю, мне надо с того, с чего начинается почти каждая игра, — со считалок.

СЧИТАЛКИ

Своеобразные... формулы речи, отсчитываемые под рифму, поговорки и песни, употребляемые до сих пор в наших детских играх, были, без сомнения, уже за несколько сот лет в употреблении...
Е. А. Покровский

Всяких считалок на Руси было великое множество. Я сам в детстве много слышал их, потому что в Ленинграде у нас были одни считалки, а у деревенских ребят — еще и другие. Вы тоже, наверное, знаете какие-нибудь считалки. Но игры забываются, а заодно с ними и считалки... Поэтому я постараюсь дать вам побольше считалок, чтобы было из чего выбирать. Конечно, не все, которые я знаю, а только самые интересные и складные. Кое-какие из них живут среди ребят до сих пор, но большинство наверняка уже забылись.
Всем известно, что считалки нужны для того, чтобы по справедливости и без споров выбрать того, кто будет водить в игре. А в некоторых играх при помощи считалок можно определить порядок, в котором каждый должен вступать в игру.
Когда я записал считалки, которые знал, а потом вспомнил, как в них считаться, то обратил внимание на то, что считаются в них по-разному. Поэтому я и назвал их по- разному: одни считалки — простые, а другие — с выбором.
Сперва о простых считалках.
Вы, конечно, знаете, как считаться, — все становятся в тесный кружок, а кто-то один неторопливо говорит считалку, указывая пальцем по кругу на каждого и начиная считать с себя самого. Если ребят в кругу много, то вначале считающему приходится обходить круг изнутри, считая по порядку и себя, вернее, то пустое место, где он раньше стоял. Те, на кого придется последнее слово считалки, один за другим выходят из круга и отходят в сторону. Оставшийся последним — водит.
Ну, а как быть, если вышел сам считавший? В таком случае он может либо продолжать считать, начиная уже с левого соседа и пропуская себя, или же уходит из круга, а считать начинает кто-либо из оставшихся.
Наверное, у вас может возникнуть и такой вопрос: в какую сторону считаться? Мы всегда считались «по солнцу». Что это значит? Себя вы считаете первым. А кто будет вторым — чтобы «по солнцу», — сейчас объясню. Солнышко восходит с восточной стороны, в полдень проходит через юг и заходит (западает) на западе. Так вот, если вы в любой час дня оборотитесь к солнцу, то начало его пути по небу будет у вас где-то слева, а конец — справа. Значит, вторым по счету должен быть ваш левый сосед, за ним следующий и так далее по кругу до конца считалки. Это и будет «по солнцу». То есть в направлении от вашей правой руки к левой. Это старинное правило всех русских игр, и вам следует его придерживаться.
В считалках иногда попадаются длинные слова, на которые приходится два и даже три счета, или на два слова приходится один счет. Поэтому, чтобы вам не сбиться, во всех считалках над каждым счетным слогом я поставлю ударения. Да вы и сами это почувствуете, произнося считалку так, чтобы было складно и ритмично. Только в не-многих считалках, начинающихся со счета на пять или десять, приходится нарушать ритмичность, чтобы на каждую цифру приходился один счет. Ударения я ставлю еще и потому, что иногда ребята ухитряются так невнятно бормотать считалку, что «глотают» некоторые слоги и, как бы нечаянно, «выходят» сами. Так что говорить считалку нужно всегда четко и не торопясь.
Вот несколько простых считалок.
Сначала одна из самых старинных, дошедших до моего детства еще с прошлых веков.

Заяц белый,
Куда бегал?
В лес дубовый.
Что там делал?
Лыко драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Родион.
Выйди вон!

Следующая считалка, пожалуй, самая известная из всех. Наверное, и сейчас вы в нее считаетесь.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! ой, ой, ой!
Умирает зайчик мой.
Принесли его домой,
Оказался он живой!

И еще про зайца, только не такого сообразительного, как тот, что «лыко драл» себе на лапоточки.

Бегал заяц
По болоту,
Он искал
Себе работу.
Да работы
Не нашёл,
Сам заплакал
И пошёл.

А как вам вот такая понравится?

Мальчик с пальчик
Нашёл стаканчик.
Стакан разбился,
Лимон покатился.
Стакан, лимон —
Выйди вон.

Раньше я писал, что водит последний оставшийся. Но иногда для быстроты мы договаривались, что водить будет сразу тот, кто выйдет первым. Для этого годятся все считалки, однако есть пригодные только для таких случаев, так как последние слова в них прямо указывают, что водит именно тот, кто вышел.
Вот, например, такая считалка:

Катилася торба
С великого горба.
Что в той торбе?
Хлеб-поленица.
Кому доведётся,
Тому и водиться.

И напоследок хочу привести еще одну простую считалку, которая дожила до моих детских лет с очень давних времен — ей уже никак не меньше полутора веков, а может, и два, и три... Недавно я перечитывал «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского, так, оказывается, ею уже тогда считались. Вот она:

Раз, два —
Голова,
Три, четыре —
Прицепили,
Пять, шесть —
В ряд снесть,
Семь, восемь —
Сено косим,
Девять, десять —
Сено весить,
Одиннадцать, двенадцать—
Некуда деваться.

Попробуйте себе представить, что, может, еще в петровские времена ваши малолетние прапрапра-бабушки или дедушки говорили те же самые слова...


Теперь перейдем к считалкам «с выбором» и посчитаемся, например, в такую:

Дора, дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как бы вора наказать?
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шёл, шёл, шёл
Я корзиночку нашёл.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки,
Что угодно для души.

Тот, на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а должен выбрать что-нибудь из этой корзинки. Он выбрал, предположим, кружева. Тогда считалку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. На кого придется конец слова «кружева» — выходит. Таким же образом считаются и дальше, пока не выйдут все, кроме оставшегося последнего, который и должен водить.
Как вы заметили, считалки «с выбором», для того чтобы вышел один игрок, приходится повторять два раза — первый раз полностью, а второй раз — до того слова, которое было выбрано. Но после того как очередной игрок вышел, начинать надо опять с себя. Вот еще две старинные считалки.

На золотом
Крыльце сидели
Царь, царёвич,
Король, королёвич,
Сапожник, портной.
Кто ты
Будешь такой?
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько ему
Надо гвоздей,
Говори поскорей,
Не задумывайся!

В последней считалке надо назвать какое-нибудь небольшое число, например, от десяти до двадцати. Затем, начиная с того, кто называл число, надо считать, и последний по этому счету — выходит.
А эта очень известная считалка, хотя не такая старинная, как предыдущие, но мы в нее считались еще до войны.

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Я поеду в Ленинград
Покупать себе наряд.
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой.

Здесь я написал только самые распространенные наши считалки. А новые вы и сами можете узнавать и запоминать.
Для примера приведу еще две очень симпатичные считалки, о которых мне когда-то рассказывала моя маленькая дочка.

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Все кричали куку — мак!
Отжимай один кулак.

Последняя считалка требует пояснений, так как она отличается от других.
Все выставляют вперед сжатые кулаки. Считающий тоже. На первый слог он ударяет сверху левым своим кулаком по правому; на второй — наоборот; на третье слово — «мимо» — своим правым по кулаку левого соседа, затем начинает по кругу легонько стукать по всем выставленным кулакам. На чьем кулаке считалка кончится, тот его разжимает и опускает руку.
Считалка говорится снова. Так постепенно кулаки опускаются, а кто опустит оба — выходит. Считающий таким же манером, как и начинал, считает и свои кулаки, пока один из них тоже не выйдет. Причем выходит тот, который в конце считалки оказался внизу. Этим кулаком он и продолжает счет. Если выйдет и другой свой кулак, считаются только чужие. Чей один кулак остался — водит.
Считалка трудная, но зато очень интересная. И долгая, почти как игра получается. Например, если вас девять человек, значит, восемнадцать кулаков, и считалку надо говорить семнадцать раз. Поэтому считайтесь ею, когда вас не очень много.
Раскрою один секрет, которым пользоваться никому нельзя. Не считайтесь этой считалкой вчетвером или втроем, потому что здесь первым выходит сам считавший.
В мое время ребята знали невероятное количество всяких считалок, некоторые штук по тридцать, если не больше. Поэтому не то что на дню, но, почитай, и за целую неделю считалки почти не повторялись. Бывало, такую смешную да заковыристую услышишь, что завидно становится.
Но не все умели хорошо считаться. Иные мало знали считалок, а не очень бойкие ребята, да еще в незнакомом обществе, просто стеснялись. А вот девочки почти все любили считать и считалок много помнили.
И еще замечание, последнее. Когда от многих считавшихся останется всего 3—4 человека, то продолжать считаться длинной считалкой будет слишком долго да и скуч-новато — ведь за одну считалку придется по нескольку раз указывать на каждого. Тут лучше всего сменить считалку на более короткую, да и считалыцик может поменяться. Обычно у нас, как только тот, кто считал, сам выйдет, так сразу считать кто-нибудь другой начинает. Каждому ведь хочется сказать свою любимую считалку. А когда несколько желающих хотят считать, то, кто первый сказал об этом, тот и считает.

Ну вот и все о считалках; кажется, ничего не забыл.
Откуда взялись считалки? Очень хорошо это объяснил советский ученый В. Аникин: «Происхождение детских считалок, равно как и сговорок, восходит к глубокой старине и, несомненно, связано с древними формами гаданий, когда случайное выпадение жребия кому-либо считалось волей провидения, судьбы и не могло обижать или восприниматься как несправедливость». Потом этот обычай перешел и в игры. А сочиняли считалки сами же ребята в разные времена. Так они и передавались из поколения в поколение. Но, конечно, только самые удачные. Так что запоминайте считалки, ребята. Чем больше будете их знать, тем веселее станут ваши игры.


Ну, а сейчас я расскажу вам, как можно совсем другим способом определить того, кто будет водить, — при помощи жребия.
Вот как это делается.
Берут столько одинаковых палочек, спичек или травинок, сколько собралось играющих. Потом одну обламывают, чтобы она стала короче других, и все их зажимают в кулак, выравнивая наружные концы. Затем по очереди тянут жребий. Кто вытянет единственную коротышку, тот и водит.
Можно и по-другому. Оторвите несколько бумажек и на одной поставьте крестик. Потом все их надо свернуть, положить в шапку или в карман и перемешать. Водит тот, кто вытянет отмеченную бумажку.
Часто для игры собирается пять человек, тогда можно применить самый простой и быстрый способ жеребьевки. Кто-нибудь незаметно от других намажет один палец мелом, карандашом или чернилами, подходит к остальным со сжатым кулаком и говорит: «Разогни палец». Каждый по очереди разгибает по одному какому-нибудь пальцу. Кто разогнет запачканный, тому и водить. А если отмеченный палец остался неразогнутым, то водит сам загадывавший.
В некоторые игры можно играть даже вдвоем. Тогда лучше простой считалкой не считаться, потому что считающему всегда придется водить. Не верите? Проверьте.
Поэтому тут лучше что-либо угадывать. Ну, например, применить способ, которым пользуются футбольные судьи в начале игры при розыгрыше ворот, — щелчком большого пальца подбросить монетку, а когда упадет, накрыть ее ладонью и спросить: «Орел или решка?» (Орел — это та сторона, где герб; в старину там изображался орел.) Другой игрок должен угадать, какой стороной кверху упала денежка на землю.
Если монетки под рукой не окажется, найдите небольшой плоский камешек, или кусочек коры, или щепку, плюньте на одну сторону, подбросьте и спросите: «Дождя или вёдра?» Ну, «дождя» — это понятно, значит, мокрой стороной кверху. А «вёдра» — это сухой стороной, потому что «вёдро» означает сухую, солнечную погоду.
Можно зажать какой-нибудь маленький предмет в кулак, вытянуть вперед обе руки и спросить: «В правой или в левой?» Если приятель не угадает — он водит, а угадает — водить надо тому, кто загадывал.
Еще несколько способов жеребьевки или угадывания я приведу при описании некоторых игр, там, где эти способы применяются чаще других.
Ну, а теперь я приступаю к главному — к рассказу о самих играх.
Какого-либо особого порядка я не придерживался, потому что все игры, о которых я пишу, для меня одинаково дороги. Ведь они сопровождали всё мое детство и всегда были мне верными и веселыми друзьями. Правда, с годами одни уходили, другие приходили им на смену, но сейчас я всем им благодарен за те радостные мгновения, что они мне дарили, скрашивая случавшиеся порой трудные дни, которые неизбежно бывают у всех, даже в пору счастливого детства.
Вот мне и хочется передать вам хоть частицу тех веселых умений, которые были у нас в те далекие, но такие солнечные для меня довоенные годы.
Так что, ребята, читайте про старинные русские игры и выбирайте сами, какие из них вам придутся больше по душе.

ГОРЕЛКИ

Почему я начинаю с горелок? Может быть, потому, что это одна из самых древних и самых распространенных в России игр. Раньше в горелки играли и в деревнях, и в городах, играли все — от ребятишек до взрослых молодых людей.
И даже Пушкин, мой самый любимый поэт, упоминает о горелках в «Барышне-крестьянке» и «Евгении Онегине». А разве он сам не мог играть в них?..
Перед тем как приступить к описанию этой игры, мне хочется познакомить вас с тем, что было написано о горелках, да и вообще о русских народных играх, одним из современников Пушкина.
«...наши бабушки предоставили своим детям самую резвую, милую игру — Горелки — порхать по лугу с подругами и молодцами... По всей ВеликоРуссии отдают преимущест-во этой игре. Наши сородичи — от поселянина до боярина — равно забавляются Горелками.
В современной жизни мы часто слышим, как Русския игры называют мужицкими, те самыя игры, которые в старой жизни забавляли Русских, наших предков, отцов и матерей... Напрасно мы будем воображать, что старая Русская жизнь существовала без отрады: тогда увеселений еще было более, и притом увеселений общественных. Правда, тогда не было театров; но за то целая площадь, усеянная народом, была свободною для увеселений, для забав, для восторгов; за то целые дворы наполнялись веселыми игроками... На площадях веселились люди всех сословий; здесь были игры затейливыя, обширныя... Всем было весело, все жили раздольно, по Русски».
Между прочим, даже цари иногда горелками развлекались. Гаврила Романович Державин описывает, как однажды в Царском Селе статс-секретарь Екатерины II сказал ему: «Государыня нечто скучна, и придворные никаких не заводят игр, пожалуй, братец, пой-дем и заведем хотя горелки». И как он погнался за великим князем Александром Павловичем и, «догоняя его на скользком лугу, покатом к пруду, упал и так сильно ударился о землю, что сделался бледен, как мертвец». Это тот самый поэт Державин, который, будучи уже глубоким стариком, был так растроган стихами юного Пушкина.
От себя добавлю, что даже во времена моего детства горелки были еще очень распространены, особенно в деревнях. И никто не считал эту игру старинной, а тем более забытой.
Сейчас в горелки играют редко, только некоторые вожатые в пионерских лагерях затевают эту игру.
А почему бы и нам самим не поиграть в горелки, прямо во дворе? Это ведь так просто!
Многие из вас могут сказать, что такую игру даже родители не помнят и некому научить вас. Знаю. Поэтому я и взялся писать для вас эту книжку. Право же, горелки стоят того, чтобы снова стать одной из самых любимых наших игр!
Я научился этой игре в деревне, когда мне не было еще и десяти лет. И вот мы, такая малышня, играли в горелки вместе с большими ребятами.
Игра совсем простая и не очень утомительная. Поэтому в горелки можно играть после других, сложных и напряженных игр или когда соберется такая компания, где много девочек.
Самое меньшее количество играющих — девять человек, то есть четыре пары и один «горельщик». В три пары играть уже неинтересно. Ну, а лучше всего, когда наберется от шести до десяти пар, то есть от 13 до 21 человека, включая горелыцика. Как вы заметили, число участников всегда должно быть нечетным. Больше десяти пар играть тоже будет не так весело, поскольку каждой паре довольно долго придется ждать своей очереди.
А вообще-то, конечно, если вас много и всем очень уж захочется побегать в горелки, то можно разбиться на две игры, только разойдитесь подальше, чтобы не мешать ДРУГ другу.
Желательно, чтобы каждая пара составлялась из мальчика и девочки, тогда игра будет интереснее. Ну, а если поначалу в паре окажутся, например, два мальчика, то это не-надолго, так как во время игры пары беспрестанно перемешиваются. Считаться, чтобы определить горельщика, я вам не советую — слишком долгая получится церемония. Лучше кто-нибудь добровольно станет «гореть» или, в крайнем случае, кто подошел последним, тому и водить.
После того как нашелся горельщик, все остальные берутся попарно за руки и выстраиваются друг за другом на расстоянии одного шага.
Горельщик становится впереди, шага на два-три от первой пары, спиной к ним. Как только он занял свое место, ему уже не разрешается ни оглядываться назад, ни смотреть по сторонам.
Игра начинается с того, что все дружно, хором поют горельщику такую песенку:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Если кто не знает, какой мотив у этой песенки, спросите своих бабушек или дедушек, он им наверняка хорошо знаком.
При словах «глянь на небо — птички летят, колокольчики звенят» горельщик должен смотреть на небо, делая вид, что и впрямь верит этой басенке про птичек с колокольчиками.


А в это время последняя пара уже наготове.
Как только кончилась песенка, они разъединяют руки и стремглав бросаются бежать вперед, один справа, другой слева от стоящих парами игроков.
Задача бегущих состоит в том, чтобы, пробежав мимо горельщика, снова взяться за руки впереди него. Можно и не впереди, а сбоку, в этом случае одному из пары нужно ухитриться пробежать перед горельщиком и подать руку другому. Только позади соединяться нельзя. И обратно нельзя бегать.
Если бегунам удалось опять схватиться за руки, они спокойно идут назад и становятся на шаг впереди первой пары.
А горельщик должен постараться поймать кого-нибудь из бегущих. Учтите, что для этого ему надо не только ловить, но и мешать им сбежаться, чтобы они не могли подать друг другу руки. Горельщику не обязательно по-настоящему поймать, достаточно запятнать, то есть дотронуться до бегущего рукой. Если это ему удается, он образует с пойманным новую пару, и они становятся впереди других пар.
А непойманный остается без пары и должен «гореть». Песенку поют уже ему, и опять бежит последняя пара.
Но если горельщик никого не словил, то он снова занимает свое место на два-три шага впереди и пытается поймать кого-нибудь из очередной пары.
Игра может продолжаться сколь угодно долго, однако закончить ее можно не раньше, чем пробегут все пары, хотя бы по одному разу.
Обращаю ваше внимание на то, что при выборе места для игры надо смотреть, чтобы впереди было побольше простора для беганья. Кроме того, место должно быть, по возможности, ровным, без всяких кочек, камней, высокой травы и тому подобных неудобств. Последние пары убегают, становятся впереди, и вся игра сама собой продви-гается вперед. Поэтому если места у вас немного, то после каждой перебежки все пары должны отступать назад.
И последнее замечание: пойманному нельзя вырываться от горельщика.
Ну вот, о правилах, кажется, все.
Теперь расскажу кое-что из собственных наблюдений и опыта игры в горелки, правда, это относится к тому времени, когда мне было уже четырнадцать или пятнадцать лет.
Как лучше бегать парам? Совсем не обязательно сразу же нестись сломя голову, как я описывал раньше. Некоторые, наоборот, идут до горельщика шагом, подкрадываются неслышно и только потом, перемигнувшись, припускаются во все лопатки! Это сбивает с толку горельщика, и он иногда запаздывает с погоней. Тем более, что горельщик не имеет права ни оборачиваться назад, ни сдвигаться с места до тех пор, пока бегуны не поравнялись с ним. Но помните, что и бегунам нельзя поворачиваться и бежать назад. Да и в сторону далеко не убегайте, там некому руку подать...
И еще одна хитрость у нас была. Когда предполагаешь, что горельщику хочется изловить именно тебя, а тебе это совсем ни к чему, надо перед бегом поменяться местами с напарником. Вот тогда горельщик сразу бросится направо, а ты бежишь слева! Пока он мечется и сообразит, что к чему, вы уже успеете схватиться за руки.
А вот переставляться целыми парами — ближе или дальше, не разрешается. Как встали сначала да как бежали — такого порядка и держитесь всю игру.
И помните, что главное в горелках — не убежать от горельщика, а соединиться опять в пару. А то разбегаются далеко, забыв о своей паре, тогда дают много времени и возможностей горельщику, чтобы догнать. Поэтому ни на миг не теряйте из виду своего напарника или напарницу, стараясь поскорее «пойматься» руками.
И поглядывайте под ноги, когда бежите, чтобы не споткнуться. Тут бывает обидно не только от того, что попался в руки горельщику, но досадно, что все смеяться будут.
Не удивляйтесь, но иногда бывает так, что горельщик только делает вид, что старается кого-то поймать, бросается то к одному, то к другому из бегунов, и все неудачно. Это он хитрит, просто он дожидается, когда побежит пара, в которой стоит кто-то, кого ему очень уж хочется поймать. Вот тогда он ловит изо всех сил, зато потом может постоять в паре, держась за руку с тем, кто ему нравится.
А кое-кто из таких хитрецов даже становится нарочно за интересующей его парой, чтобы вступить в игру как раз перед ними. А когда приходит черед бежать, то старается сделать так, чтобы гореть довелось ему самому. А потом уж ловит того, кого захочет.
Бывает и так, что кто-то как бы случайно хочет поддаться горельщику, а тот возьмет да и поймает другого...
В общем, в этой игре много всяких возможностей и неожиданностей, этим она и интересна.


Но должен вам сказать, что иногда горельщику приходится несладко. Другой раз много пар пробегут, а ему все никак не удается никого поймать! Запыхается бедный горелыцик, набегается, пока не раздобудет себе пару. Так что зевать тут никак нельзя! Недаром в старину считалось, что «гореть — должность тяжкая».
Хорошо еще, если кто-нибудь догадается поддаться ему как бы невзначай. Сейчас я уже не удивляюсь тому, что нам нетрудно было играть с большими ребятами, долго мы никогда не горели. Да и вам полезно знать, что чем чаще меняются горельщики, а следовательно, и происходят перемены в парах, тем в игре больше интереса. Поэтому могу вам посоветовать: когда играют вместе большие и маленькие, хорошие бегуны и неважные, то договоритесь, что гореть можно не больше пяти раз. Не сумел никого поймать из пятой пары, выбирай любого из них и становитесь в ряд. А оставшийся пусть горит.
Ну, а напоследок, для читателей постарше, расскажу, как в старину играли в горелки взрослые парни и девушки. Сам я так, понятно, не играл, поэтому приведу здесь описание, как оно дается в одной старой книжке.
«...Пары составляются обыкновенно из кавалера и дамы. Горит всегда кавалер, который при перебежке ловит только даму...

Горю, горю, пень! — говорит горельщик.
По ком горишь? — спрашивает дама из последней пары.
По тебе, душа, красна-девица!
Любишь?
Люблю.
Купишь?
Куплю.
Покупай, — говорит дама и, разъединившись со своей парой, бежит вперед».

Тут забота горельщика о том, чтобы отбить даму у кавалера, стоявшего с нею в паре. А оставшийся без пары должен ловить себе новую даму или постараться вернуть себе ту, с которой был раньше.
Здесь, по-видимому, тоже применимы все те правила и уловки, о которых я уже говорил при описании наших, ребячьих горелок.

Горелки — очень древняя игра. Поэтому мне хочется хотя бы вкратце рассказать вам о ее происхождении.
Русские историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников.
Ежегодно, в самый длинный день летнего солнцестояния — 23 июня — у славян был праздник Ярилы (а позднее — Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки — славяне сходились на берега рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, «чтобы встретить в чистоте восходящее светило». В ту же ночь происходило и «умыкивание» девиц.
В самой древней нашей летописи — «Повести временных лет откуда есть пошла русская земля» — так говорится об этом: «схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе». Историк С. М. Соловьев добавляет: «Игра горелки лучше всего напоминает это умыкивание».
Как вы понимаете, эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку.
А откуда пошло само название игры — горелки?
Русский историк, известный собиратель народных сказок А. Н. Афанасьев пишет по этому поводу:
«На эпическом языке народных песен... поется:

Не огонь горит, не смола кипит,
А горит-кипит ретиво сердце
по красной девице...

Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда самая природа вступает в свой благодатный союз с богом — громовиком и земля принимается за свой род. Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность»...
Ну как, побывали краешком души в немыслимой дали прошедших веков, ощутили своих родных предков?
Теперь давайте вернемся во времена не столь далекие и перейдем к следующей игре.

ЖМУРКИ

Эта старинная, очень веселая игра годится для всех возрастов, от восьми лет и старше. Я сам видел, как летом в деревне уже взрослые парни и девушки играли в жмурки. Нас, ребятню, они, конечно, не принимали. Да нам и не нужно было. Мы играли в жмурки сами по себе. Между прочим, в старину эта игра называлась еще «ималки» — от слова «имать», то есть ловить, хватать кого-либо.
Играть в жмурки лучше всего летом на свежем воздухе, в любом месте, где есть ровная площадка или полянка размером около пятнадцати шагов. На этой площадке каким-нибудь способом обозначим границы, за которые никому нельзя выходить. Ну, мы, например, втыкали по углам палки или что-нибудь клали — ветки, камни — вообще все, что будет под рукой. Иногда одним или двумя углами площадки служили деревья или кусты, а также и пень, забор, тропинка — все годится.
Если играющих много, больше десяти человек, то и площадку нужно обозначить побольше, шагов в двадцать. Но чем больше у вас наберется игроков — тем веселее будет играть.
Теперь надо посчитаться и определить того, кто водит. В этой игре он называется «жмурка». Затем ему завязывают глаза какой-нибудь косынкой или большим носовым платком, проверив сначала на себе, не будет ли что-нибудь видно через повязку или снизу. Да и сам жмурка должен по-честному сказать, если ему видно.
Носовой платок, чтобы он был длиннее, мы складывали по диагонали и нижний угол еще два раза заворачивали, как показано на рисунке. Повязка не должна закрывать кончик носа, иначе будут щели по бокам. Скажу, что я, например, глаза под повязкой предпочитал держать закрытыми, так мне безопаснее казалось. Ну а вы поступайте, как кому удобнее.
Знаете, когда тебе завяжут глаза, даже идти шагом и то непривычно и боязно. А ведь надо бегать да еще и ловить! Кроме осторожности, здесь нужно выработать в себе смелость. Попробуйте-ка просто пробежать хотя бы десять шагов с закрытыми глазами. Что, страшновато? Но потом привыкаешь. Поэтому тот, кто часто играл в жмурки, уже не будет бояться темноты.
И еще. Жмурки — единственная игра, в которую можно играть даже вечером. Мы часто так делали. Когда начинало смеркаться и играть во что-нибудь другое уже нельзя, а расходиться неохота, мы затевали игру в жмурки. Жмурке ведь все равно — день или ночь ка дворе.
Но вернемся к игре. Дальше все становятся в кружок, жмурку ставят посередине, и кто-нибудь поворачивает его руками несколько раз, чтобы он не знал, где у него право, а где лево. А лучше всего поставить его лицом после кручения совсем в другую сторону, он этого и не заметит.
Затем все отходят потихоньку, а жмурка, проговорив: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!» — приступает к делу. Сначала он прислушивается, вертя головой, потом протягивает руки вперед и осторожно делает первый шаг.
Вот тут и начинается самое интересное. Жмурка ничего не видит, но зато все слышит. Он слышит и шаги, и голоса, и шорохи, и даже дыхание. Вот он и бросается, растопырив руки, в разные стороны. Это бывает так потешно, что многие начинают смеяться и даже хохотать как ненормальные, выдавая себя, ну и, конечно, попадаются в руки жмурке.
А кто попался, тому теперь и водить. Ему завязывают глаза, и вот уже все хохочут над ним самим.
В этой игре каждый по-своему спасается от жмурки — кто все время бегает и чего-нибудь кричит, кто стоит тихо, притаившись, на одном месте, а увидев приближающегося жмурку, убегает со всех ног. Но большинство от жмурки далеко и не убегают, все время ходят на цыпочках около или с топотом проносятся прямо перед ним. Это очень заманчиво — держаться поближе к жмурке! А самые смелые даже подкрадываются бесшумно к жмурке и слегка дергают его за платье или за волосы. Бывало, дернешь жмурку за рукав, он кинется в твою сторону — только успевай отскакивать! Всякие шутки, смех, подначки тоже не возбраняются. Только толкать и сильно хлопать жмурку по спине нельзя. В общем, каждый старается как-то дать знать о себе жмурке, даже рискуя попасться. Очень уж осторожничать у нас было не принято, зато и игра была интересная, и жмурки часто менялись.

Но вот, наконец, жмурка кого-то поймал. Одной рукой он держит свою добычу, а другой снимает повязку. Ему же и предоставляется право завязать глаза новому жмур- ке, он по себе знает, как лучше это сделать: чтобы ничего не было видно и чтобы дышать можно.
Как и во всякой игре, в жмурках есть свои правила и свои секреты — как выиграть или как не проиграть. Правила нужно знать всем, ну а секреты у каждого свои и приобре-таются со временем.
Правила здесь простые.
Если жмурка приближается к краю отведенной для игры площадки, надо его громко предупреждать словом «огонь!».
Второе правило — спасаться от жмурки за пределами площадки нельзя. Кто выбежит — считается, что «погорел» и обязан сменить жмурку.
Ну а третье правило вы уже знаете — пойманный водит.
Из секретов расскажу один. Бывает так, что стоишь тихо, а жмурка идет на тебя с растопыренными руками. Если бросишься бежать — услышит и догонит. Тут можно по-тихоньку присесть под его рукой, он и пройдет совсем рядом, не задев.
Но жмурки тоже бывают хитрыми — идет мимо тебя, вроде бы уж и совсем прошел, а потом вдруг как присядет да как схватит!
А когда мне очень не хотелось, чтобы жмурка кого-то поймал, я нарочно начинал шуметь или громко бегать рядом со жмуркой, отвлекая его внимание. (Между прочим, если вы помните, когда Крокодил Гена играл в жмурки со своими друзьями, то девочка и Чебурашка тоже приседали под его руками, а убегая, все время кричали «Ку-ку!»)
Но самый лучший способ обмануть жмурку — подкрасться потихоньку сзади и через плечо дотронуться пальцем до его носа. Он думает, что кто-то трогает его спереди, и шустро схватывает руками воздух. Все хохочут до упаду...
Между прочим, иногда можно и подловить того, кто слишком уж беспечно резвится за спиной у жмурки. Для этого нужно очень чутко слушать, не появятся ли какие подозрительные шорохи и хихиканья за спиной. Как услышали — мгновенно поворачивайтесь и хватайте. Но лучше это делать на ходу. Тогда, не ожидавшие резкой остановки, они сами налетают на жмурку.
Это я рассказал о самых простых жмурках.
Иногда мы играли еще интереснее, но зато жмурке здесь приходилось труднее. Перед игрой мы договаривались, что жмурка должен не только поймать, но и угадать, кого он поймал. Для этого он имеет право пощупать волосы, руки, одежду (обувь нельзя!). Если не угадает, опять придется водить. Поэтому здесь вам полезно будет запомнить заранее, у кого длинные рукава, у кого — короткие, какие воротники и так далее.
В жмурки можно играть и в комнате. Но тут нужны три условия: чтобы комната не была слишком маленькой, чтобы народу было не слишком много и чтобы середина комнаты была свободной. Для этого кое-что можно подвинуть к стене, а стулья вынести в коридор. Кроме того, надо убрать все вещи, которые жмурка может задеть и уронить.
Правила игры те же. Но «огонь» надо кричать и тогда, когда жмурка подходит к чему-нибудь, обо что он может ушибиться или споткнуться.
Кстати, игра в комнате таит в себе много забавных возможностей. Впрочем, судите сами.
До сих пор с превеликим удовольствием вспоминаю, как мы куролесили, играя в жмурки у Ваньки Горохова. Это был самый мой закадычный деревенский дружок. Изба у них была небольшая, крытая соломой, всего в одну комнату. В ней стояли стол с двумя ши-рокими лавками по стенам, сундук да русская печь, а около печки деревянная кровать, застеленная разноцветным лоскутным одеялом. Жил он вдвоем с матерью, Анной Гаври-ловной. Бывало, скажет нам: «Мамка опять пошла на Черную Лужу, айда ко мне!» (Это соседняя деревня так называлась, Черная Лужа.) И все мы, дружная ватага из шестисеми ребят, направляемся к нему. И начинаем потеху! Повяжем жмурке глаза черным ситцевым платком и ставим его в угол, в запечек. Остальные хоронятся кто куда — залезают под лавки, под стол, под кровать.
Затем кто-нибудь спрашивает жмурку:

Где стоишь?
У столба, — отвечает он.
Что продаешь?
Квас.
Ищи три года нас!

Сначала жмурка тихонько, чтобы лучше слышать, ходил по избе, растопырив руки и задрав голову, как слепец. Мы затаим дыхание и стараемся не шевелиться. Походит он так, ощупает все углы, потом присядет на корточки и принимается шарить под столом и под лавками. Тут уж начиналась суматоха! Кто выползает из-под лавки, кто лезет на кровать (благо все мы босиком), кто становится, подобрав живот, на порог в проеме двери, кто карабкается на печку. Кто-то, видя, что жмурка идет прямо на него, а бежать некуда, начинает нарочно кричать: «Огонь!», надеясь, что жмурка остановится и можно будет выскользнуть из угла. Правда, толку от этого было мало, потому что каждый знал этот обманный прием. Ну а если жмурка так никого и не поймал, он тоже лезет на печку, и все, кто там был, с воплями прыгают на кровать. Жмурка за ними. Куча мала!!! Дым коромыслом идет, смех, крик...
Потом ставим в запечек нового жмурку, и игра продолжается в том же духе.


Вдруг кто-нибудь увидит в окошко тетку Анну:

Атас! Матка идет!

Все кидаются наводить порядок да в спешке еще и ведра посшибают.
Шуганет нас тетка Анна из избы, а нам того и надо — купаться побежим.

ПЯТНАШКИ

В разных городах или местностях эта игра называется по-разному. Например, приезжавшие на лето в нашу деревню московские ребята называли ее «салочки». Называют ее также «салки», «ловишки», «догонялки» и даже «ляпка». Но ленинградские мальчишки и девчонки всегда называли ее «пятнашки», так я и буду ее именовать, как привык с детства. Кроме того, это название кажется мне более правильным, так как в старинных книжках она тоже чаще всего называлась пятнашками. Игра чрезвычайно подвижная и весьма шумная. Поэтому, если вам захочется как следует побегать и покричать, заводите пятнашки! Между прочим, такую игру очень любят детеныши всяких животных: котята, щенки, волчата, львята и т. д. Каждый из вас наверняка видел, как они поочередно гоняются друг за другом. Значит, и человеческим детенышам она известна с доисторических времен...
Играть в пятнашки можно где угодно. Но все-таки перед началом игры вам надо хотя бы приблизительно договориться о границах того места, где будет проходить игра, особенно, когда играете на улице. Иначе может получиться так, что водящий погонится за кем- либо из игроков и они могут умчаться неизвестно куда и даже вообще скрыться из вида.
Так что место для игры должно быть не очень большим, шагов около тридцати в поперечнике.
Надо сказать и о количестве играющих. Старайтесь, чтобы вас было не больше двенадцати человек, потому что если игроков очень много, кому-то будет скучно долго стоять и не принимать участия в игре. Но и меньше пяти-шести человек не играйте, а то через пять минут все так запыхаются от беготни, что в пору будет кончать игру, чтобы отдохнуть.
Водящего в этой игре так и называют — «пятнашка». Как и в других играх, вы можете сосчитаться или кинуть жребий. Но в пятнашках есть совсем простой способ, которым мы чаще всего и пользовались. Кто-нибудь предлагает: «Сыграем в пятнашки?» И тут же кричит: «Чур не я!» Все остальные тоже вразнобой кричат: «Чур, не я!» Чей голос был слышен последним, тому и водить. Только не зевайте — как крикнули, сразу надо отбежать от кучки ребят.
Все разбегаются от пятнашки подальше, а он старается кого-нибудь догнать и запятнать, то есть дотронуться на бегу рукой.
Как только он кого-то запятнал и тем самым передал ему свою роль пятнашки, он называет его имя, чтобы все сразу узнали, от кого им теперь убегать.
Впрочем, как я помню, мы не всегда называли имя, иногда просто запятнаешь и кричишь: «Передай другому!» И все уже видят, кого запятнали. Но так можно делать, когда не все ребята между собой знакомы, а знакомым лучше называть нового пятнашку по имени.
Бывают игроки, которых запятнать почти невозможно, так они хитры и увертливы. Бежишь за ним, вот-вот уже кажется догнал, а он на всем ходу каким-то немыслимым изворотом сворачивает в сторону. А ты по инерции пробегаешь еще несколько шагов, пока сможешь повернуть. Вот и остаешься, как говорится, с носом! А он убежит да еще и дразнится: «Не боюсь я пятны! Не боюсь я пятны!» Но зато какое удовольствие, когда все-таки сумеешь его запятнать!
Главное правило в этой игре такое: новому пятнашке нельзя пятнать старого, то есть того, кто его только что запятнал. И это справедливо: во-первых, потому, что старый пятнашка оказывается ближе всех к новому и его легче всего запятнать, а во-вторых, потому, что тут старый пятнашка имеет возможность остановиться и хоть чуть- чуть передохнуть. Во всяком случае, до тех пор, пока не услышит имя очередного пятнашки, от которого ему надо держаться подальше, а то и убегать.
И второе правило. Если кто-то, спасаясь от пятнашки, в панике убежит за пределы того места, где вы договорились играть, пятнашка сразу же кричит его имя, и неудачливый беглец сам становится пятнашкой.
В старину играли еще и в турецкие пятнашки. В этой игре нельзя пятнать того, кто успеет присесть и коснуться руками земли или пола. Но тут надо иметь в виду, что приседать имеет право только тот, за кем погнался пятнашка. Как только опасность минует, тотчас же вставайте. А то все усядутся, как грибы, как тогда быть бедному пятнашке? Но и сам пятнашка не должен останавливаться, а тем более стоять столбом над присевшим. Видишь, что тот, за кем ты бежал, успел присесть, немедля сворачивай и переключайся на другого, оказавшегося поблизости игрока. Но если убегавший захочет присесть, да впопыхах свалится — пятнать его разрешается!
Еще одно замечание: в турецкие пятнашки надо играть осторожно. И вот почему. Было дело, гнался я за кем-то, уже почти догнал, даже руку протянул, а он как-то неожиданно присел, ну я с разбегу, кубарем, и перелетел через него. А это уже не пятнашки получаются и вообще не игра. Так что приседать надо пораньше, как только почувствуете, что вам не убежать. А если пятнашка по вашей вине так вот кувырнулся да тем более ушибся при этом, вам могут и по шее надавать за такие штучки.

Но вот если за тобой кто-то гонится всерьез, например, побить хочет, тогда это неплохой способ самому спастись, а заодно и наказать обидчика. Больше скажу, даже если и можешь убежать, иногда стоит сделать вид, что он тебя догоняет. А в последний миг быстро присесть, нагнув голову, почти упасть ему под ноги. Только делать это надо на большой скорости, чтобы он не успел перепрыгнуть или затормозить... Вряд ли после такого конфуза он опять побежит за тобой. А если все-таки злость у него пересилит, то пока встанет на ноги да очухается, ты уже далеко. Не раз этот прием выручал меня в трудную минуту. Правда, для этого нужны смелость и отменное самообладание. Не так-то просто побороть страх и перестать убегать.
Хочу предупредить, что эта игра более трудная, чем простые пятнашки, так как весьма утомительно то и дело приседать и вскакивать. Если переиграете, потом ноги болеть будут.
Иногда для разнообразия мы играли и в пятнашки «с домом».
Если, например, вы собираетесь поиграть в пятнашки всерьез и надолго, то перед игрой следует назначить «дом». Это такое место, куда пятнашке входить запрещается и где играющих пятнать нельзя.
Домом может быть небольшой, диаметром шага в два, круг, очерченный на земле или на полу; скамейка, бревно, большой камень, на которые можно присесть, и даже дерево, к которому можно прислониться. Ну и так далее.
Зачем нужен дом? Когда вы очень устали, забегайте в дом и передохните минуту-другую. Но чаще всего дом служит местом спасения от пятнашки. Поэтому тот, за кем он гонится, стремится бежать к дому, а пятнашка, конечно, старается перекрыть ему дорогу.
Все остальные правила игры те же, что и в простых пятнашках.
Вот пара советов пятнашке, ему все-таки приходится труднее всего.
Первый. К этой игре как нельзя лучше подходит древняя русская пословица: «За двумя зайцы гонять, ни одного не поймать».
И второй. Если вы преследуете кого-то и чувствуете, что он быстрее и увертливее вас, примените такую хитрость. Продолжайте бегать за ним, как будто именно его вы решили запятнать. Все остальные будут с интересом наблюдать за этим состязанием и кое-кто может утратить бдительность. Так вот, когда вы будете пробегать мимо такого зеваки, не отскочившего вовремя подальше, неожиданно бросайтесь в его сторону и пятнайте. Мне это почти всегда удавалось.
В пятнашки мы играли чуть ли не каждый день, и это была одна из самых частых наших игр на переменках. А чтобы не терять время на сбор игроков, мы заранее договаривались, во что будем играть на следующей перемене — в пятнашки, в третий лишний или, например, в пустое место. Между прочим, еще в восемнадцатом веке ученикам предписывалось заниматься на переменках «упражнениями в играх честных и телодвижных». Но в школе мы старались играть только в такие игры, которые можно закончить в любую минуту. Правда, в пятнашки мы иногда продолжали играть и после звонка, в классе, пока в дверях не покажется учитель, но этого я вам не рекомендую, хотя бы потому, что у пятнашки не будет возможности отыграться, а это несправедливо.
Играть в пятнашки можно уже лет с семи. Понятно, что разница в возрасте не должна быть очень большой, иначе младшим ребятам будет трудно догонять старших.
А до каких лет можно играть, вы сейчас поймете сами. Однажды я был на дне рождения моего товарища, с которым учился в техникуме после войны. Ему тогда исполнилось сорок пять лет. И вот когда и гости и хозяева решили прогуляться, пошли в соседний парк и кто-то предложил сыграть в пятнашки. Играли мы, правда, недолго, но с большущим удовольствием.

ХРОМАЯ ЛИСА

Эта забавная игра чем-то похожа на пятнашки. В прошлом веке она была очень распространена среди детей, а сейчас, мне кажется, окончательно позабыта и даже ее названия никто не помнит. Но я все- таки хочу описать эту очень живую игру — она того стоит!
Хромая лиса — это игра комнатная. Припоминается мне, что играл я в нее, когда приходил к одному из своих товарищей, с которым учился в одном классе. Жил он в многолюдной коммунальной квартире, где была большая прихожая. Вот в этой прихожей мы и играли. Ну а сейчас затеять эту игру можно, например, когда к вам придут в гости ребята на елку или на день рождения.
Как подготовить комнату для игры, я уже говорил, когда описывал жмурки. Добавлю только, что здесь нужно освободить от мебели не только середину комнаты, но и один ее угол.
Количество играющих — от пяти до десяти человек. Водящий, а он и есть «хромая лиса», выбирается, как и в пятнашках.
А вообще-то сходство с пятнашками тут состоит только в том, что водящий должен запятнать кого- либо из игроков, после чего тот сам становится хромой лисой. А в ос-тальном все правила совершенно другие.
Ну, во-первых, у вашей хромой лисы, как и у любой настоящей лесной лисы, должна быть «нора». Для этого и используется свободный угол комнаты. Нора отделяется от остальной комнаты полукруглой чертой, проведенной мелом на полу. Нора не должна быть большой, достаточно, если вы проведете черту в полутора метрах от угла.
Второе и, пожалуй, главное отличие от пятнашек, из-за чего, собственно, игра и называется «хромая лиса», состоит в том, что все игроки бегают по комнате на двух ногах, а хромая лиса должна догонять их, скача на одной ноге!
Поэтому если вы задумаете играть в очень большой комнате или в зале, то отгородите, например, стульями часть помещения, чтобы лисе не приходилось скакать из конца в конец, это ей трудно.
Ну а теперь давайте рассмотрим игру по порядку.
В начале игры лиса уходит в свою нору, где она имеет право стоять, как и все, на обеих ногах. Но стоит ей выйти из норы, и она уже должна скакать на одной ноге. Поэтому лиса и не торопится вылезать из своей норы, все чего-то ждет, высматривает...
А остальные игроки, наоборот, стараются ее оттуда выманить. Они то подбегают к норе, то отскакивают подальше, лают на разные голоса, изображая охотничьих собак, дразнят: «Хромая лиса!», «Хромая лиса!» — в общем, веселятся кто как может. Самые смелые подбегают совсем близко к норе. А лиса все ждет, вертя головой по сторонам. Вот, наконец, она углядела себе жертву из тех, кто неосторожно приблизился, мгновенно подогнула одну ногу и прыжком выскочила из норы. Пока зазевавшийся игрок по-вернется, чтобы убежать, глядишь, хромая лиса в два-три скачка настигла его и запятнала. Теперь она может встать на обе ноги.
А новая хромая лиса должна поспешить в нору, так как она приобретает право пятнать кого-либо только после того, как побывает в норе и выскочит оттуда на одной ноге. В нору хромая лиса бежит на двух ногах.
Но, между прочим, лисе разрешается пятнать игроков и не выходя из норы, то есть даже стоя на обеих ногах. Иногда так и случается — когда чересчур азартный игрок слишком близко подбежит к норе. Тогда лиса неожиданно делает выпад в его сторону и пятнает. Но при этом она не имеет права даже чуть-чуть наступить на черту. Если так случится, пятнание не считается.
И еще. Хромая лиса должна все время скакать на одной ноге, на той, на которой она вышла из норы. Если лиса переменит ногу, или встанет на обе ноги, или даже просто коснется пола другой ногой, она должна отправляться в свою нору и начинать водить снова. Заметив это, игроки кричат: «Лиса в нору!» — и с удовольствием бросаются загонять ее туда. При этом разрешается подгонять лису, легонько хлопая руками по ее спине и по плечам. Тут уж лиса может убегать от них на обеих ногах.
Но если лиса нечаянно упадет, то это нарушением не считается, она может встать на ту же ногу и продолжать водить.
Дотрагиваться до лисы, пока она стоит или скачет на одной ноге, нельзя. Тот, кто дотронулся, сам за- пятнался об лису и ему надо отправляться в нору водить.
Последнее правило — никто из играющих, кроме лисы, не имеет права входить в нору или даже наступать на черту. Кто нарушит это условие, сразу же становится хромой лйсой.
Теперь, когда вы знаете все правила, я дам несколько советов тем, кто оказался в роли хромой лисы.
Не всегда удается запятнать кого-то сразу же, как только вы выскочили из норы. А долго скакать на одной ноге, гоняясь за разбегающимися игроками, трудновато. Поэтому я советую вам, пошире раскинув руки, стараться загонять игроков поближе к норе — вдруг кто-нибудь впопыхах наступит на черту и тем самым избавит вас от хромоногости. И кроме того, так как нора находится в углу, то около нее мало места, чтобы увернуться, и там легче запятнать.

Ну, а как быть, если вы скакали-скакали, и все безрезультатно? Тогда не стесняйтесь забежать в свою нору и там немного передохнуть, стоя на обеих ногах. Кстати, после этого вы сможете и «скакательную» ногу поменять.
Но разрешается отдыхать и вне норы, стоя на одной ноге. Правда, отдыхать, подобно цапле, не очень- то удобно, но я иногда нарочно так делал. Поскачу туда-сюда, вижу, что догнать никого не удается, и останавливаюсь, показывая крайнюю усталость. Это я так приманивал, чтобы поближе подошли... А как соберутся вокруг да начнут еще пуще дразнить, незаметно приседал и... прыжок изо всех сил! Ничего, если даже и свалишься, — дело-то сделано!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: