ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ
КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ
Это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку. При работе с резервом руководителей выделяют две группы - резерв (дублеры) и перспективный резерв - молодые сотрудники с лидерским потенциалом.
ПРЕИМУЩЕСТВА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА
- Квалифицированные и перспективные сотрудники остаются в компании, им обеспечивается карьерный рост
Уменьшается время адаптации нового руководителя в должности (оно составляет менее 3-х месяцев)
У новых руководителей сформирована и гарантирована лояльность к компании
Коммерческая тайна защищена от проникновения извне
Сохраняется преемственность бизнес-процессов и корпоративной культуры
- Минимизация рисков потерь технологий
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
|
|
- Замещение руководящих должностей осуществляется недостаточно оперативно
- Внутренние источники задействуются менее чем на 50%
- Процесс адаптации менеджеров, принятых "со стороны", занимает продолжительное время, что приводит, естественно, к некоторому снижению экономических показателей
- Высокая текучесть кадров руководителей и специалистов из-за невозможности карьерного роста внутри организации
- Бессистемный характер работы с кадровым резервом носила, списки резерва составляются формально
КОЭФФИЦИЕНТ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА
- Это ключевой показатель кадрового менеджмента.
- Рассчитывается он очень просто: ККР= число сотрудников, готовых занять руководящую должность/общее число руководящих должностей.
КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ
§ Потребность предприятия в кадрах на ближайшую и отдаленную перспективу в результате изменения и совершенствования аппарата управления;
§ Число дополнительных руководящих должностей, а также потенциальных вакансий, связанных с уходом на пенсию, сокращением штатов и т. д.;
§ Фактическая численность подготовленного в данный момент резерва каждого уровня;
§ Степень насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу);
§ Примерный процент отдельных работников, выбывающих из резерва кадров по различным причинам;
§ Число высвобождающихся в результате изменения структуры управления руководящих работников, которые могут быть использованы для руководящей деятельности на других участках.
|
|
РАЗВИТИЕ РАБОТНИКА
1. Определение своих долгосрочных целей
2. Определение пробела между нынешней и желаемой позицией
3. Решение о том, какие компетенции необходимо приобрести на пути к желаемой позиции
4. Разработка плана приобретения компетенций
5. Определение ролей, которые дадут возможность практики получаемых компетенций и приобретения опыта
ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА
Самообучающаяся организация не нуждается в кадровом резерве, т.к. любой менеджер потенциально готов к занятию соответствующих должностей
ТРИ АСПЕКТА ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ
1. Наличие четкой модели компетенций: знания, навыки, поведение
2. Введение института конкурсного замещения управленческих должностей
3. Планирование индивидуального развития менеджера
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖЕРА
1. Карьерный путь менеджера должен выстраиваться с точки зрения его личных предпочтений и способностей, а также с точки зрения будущих потребностей в управленческих кадрах самой организации
2. Конкретные мероприятия по получению новых знаний и умений должны планироваться таким образом, чтобы обеспечить приобретение менеджером тех компетенций, которые будут приоритетными для его следующего карьерного шага
РАЗВИТИЕ РАБОТНИКА ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В ПРОЕКТАХ
- Сочетание видов проектов и ролей работника в них
- ВИДЫ ПРОЕКТОВ:
Социальный
Организационный
Продуктовый
Структурный
Венчурный
РАЗВИТИЕ РАБОТНИКА ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В ПРОЕКТАХ
- УРОВНИ ПРОЕКТОВ:
- Индивидуальный
- Внутри отдела
- Между отделами
- Для всей организации
- Между организациями
- Отдельная организация
РАЗВИТИЕ РАБОТНИКА ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В ПРОЕКТАХ
- РОЛИ В ПРОЕКТАХ:
- Наблюдатель
- Участник
- Ответственный исполнитель
- Специальные роли: контролер, лоббист, оформитель, координатор и т.д.
- Руководитель
- Инициатор проекта
«Поточная» технология подготовки кадрового резерва применяется в случаях:
- Необходимость в систематическом обновлении кадрового состава.
- Необходимость в единовременном укомплектовании стратегического подразделения.
Последовательность бизнес-процедур:
Нормативная база функционирования данной технологии: (лицензия), обучающие программы, ученический договор (с возмещением материальных затрат предприятию, без возмещения материальных затрат), трудовой договор (при успешном результате экзамена).
Компании, которым рекомендуется работать с кадровым резервом:
- В штате предприятия более 20% ключевых должностей (руководители и ключевые специалисты) занимают экспаты.
- В компании часто происходят слияния с более отсталыми в технологическом и управленческом плане компаниями.
- Компании, имеющие большое кол-во иерархических уровней, планируют прирост (в том числе региональный) персонала.
- Компании со специфичным ценностным профилем, включающим такие компетенции как безопасность, личная преданность.
1. Виды кадрового резерва:
· Преемник (дублер) – сотрудник организации, внесенный в резерв руководителей в качестве кандидата на занятие очередной ключевой должности через определенный период времени, либо готовый занять эту должность немедленно.
· Хай-по – молодой сотрудник, обладающий потенциалом для занятия в будущем должности руководителя – «молодой сотрудник с лидерским потенциалом».
2. Ключевые должности – должности, оказывающие влияние на функционирование и развитие Банка. Список ключевых должностей может включать в себя не только должности высшего руководства Банка и руководителей подразделений, но и должности ведущих специалистов, экспертов и т.п. Число и конкретный состав ключевых должностей может меняться.
Система подготовки резерва руководителей объединяет три основных процесса:
|
|
1. выявление сотрудников организации, обладающих потенциалом для занятия руководящих должностей
2. подготовка этих сотрудников к работе в руководящей должности
3. обеспечение плавного замещения освободившейся должности и утверждение в ней нового сотрудника
Основные процедуры выявления сотрудников с управленческим потенциалом (преемников) и отбора кандидатов в кадровый резерв:
1. список кандидатов в резерв руководителей составляется руководителями дирекций совместно с Управлением кадровой политики
2. список отобранных резервистов обновляется 1 раз в полугодие.