Выявление тенденций к стилям педагогического общения

Тема 4. ИЗУЧЕНИЕ И анализ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

 

Педагогическое общение — специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и детей.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки воспитателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, зависит от умения слушать, воздействовать на ребёнка посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность воспитателя в области психологических особенностей и закономерностей общения.

Можно выделить шесть основных стилей руководства детьми воспитателя:

— автократический (самовластный стиль руководства), когда воспитатель осуществляет единоличное управление коллективом, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

— демократический стиль предполагает внимание и учет воспитателем мнений детей, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

— игнорирующий стиль  характеризуется тем, что воспитатель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность детей, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи информации;

— попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда воспитатель устраняется от руководства группой, идет на поводу их желаний;

— непоследовательный, алогичный стиль— воспитатель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений педагога.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!»

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, в воспитании, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст.

4. Общение-устрашение— негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему воспитателя.

5. Общение-заигрывание — характерно для молодых воспитателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Содержание и уровень развития профессионального общения педагога предопределяется, прежде всего, содержанием педагогической деятельности. Чем более содержательна она по объему и характеру, тем более многогранно и разнообразно выступает общение.

В профессиональном общении педагога можно выделить два тесно взаимосвязанных друг с другом звена: общие и индивидуальные принципы (основания) общения.

Высокого уровня профессионализма в культуре взаимоотношений достигают те, кто рассматривает общение как двусторонний процесс, при котором все его участники становятся полноправными партнерами. Профессионализм, умение, даже талант общения в этом случае состоит в том, чтобы преодолевать, смягчать естественные трудности взаимоотношений из-за различий в уровне подготовки, способностей, жизненного опыта, характера и т.п.

Методики оценки уровня педагогического общения педагога помогут проанализировать сильные и слабые стороны педагога, ведь от его личных особенностей и профессиональных умений зависит эмоционально-психологический климат в коллективе, из чего складывается понятие успешности педагогичкского труда.

 

 

Выявление тенденций к стилям педагогического общения

Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом "+", если можете с ними Согласиться, и символом "-" если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке занятия даже по неоднократно пройденной теме?

2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?

3.Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с группой?

4. Предпочитаете ли вы во время беседы находиться за учительским столом (на возвышенности)?

5.Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?

6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы занятия?

7. Часто ли вы по ходу занятия включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?

8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы занятия детей?

9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица детей?

10. Часто ли удается вам удачно пошутить в ходе занятия?

11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?

12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция (шум, гул, оживление и т.п.) среди детей?

13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин.), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание детей?

14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны детей во время занятия?

15. Стремитесь ли вы, задав вопрос, самостоятельно на него ответить?

16. Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения задавали вопросы дети?

17. Во время занятия забываете ли вы о том, кто вас слушает?

18. Есть ли у вас привычка выбирать среди детей два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?

19. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки детей?

20. Замечаете ли вы во время занятия изменения в настроении детей?

21. Поощряете ли вы детей вступать в диалог с вами во время объяснения темы занятия?

22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики детей?

23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?

24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану занятия времени?

Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.

№вопросов Модели общений Да"+" Нет "-"
Дикторская "Монблан" 4.6,11,15,17,23 1,7,8,9,12,13,14,16,18,19,2 0,21,22,24.
Неконтактная "Китайская стена" 9,11,13,14,15. 1,7,8, 12, 16, 18, 19,20, 21.
Дифференцированное внимание "Локатор" 10, 14, 18,20,21. 2,4,6, 13, 15, 17,23.
Гипорефлексивная "Тетерев" 9,11,15,17,23,24. 8,12,16,19,20,21,22.
Гиперрефлексивная "Гамлет" 3,12,14,18,19,20,22,24. 2,5,6,11,13,23.
Негибкого реагирования "Робот" 1,2,5,6,13,15,23. 7,8,9,11,16,21,24.
Авторитарная "Я - сам(а)" 5, 10, 14, 15, 18,24. 2,8, 16,21.
Активного взаимодействия "Союз" 7,8,10,16,20,21,22. 1,2,4,5,6,11,13,15,17, 23.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: