Этап 3. Заключительная часть

Конспект практикума для педагогов «Как настроиться на учебный год после самоизоляции»

Участники: педагоги.

Цель: снять эмоциональное напряжение перед началом нового учебного года после завершения режима самоизоляции.

Задачи:
- создать условия, чтобы помочь отреагировать на негативные эмоции;
- повысить готовность педагогов осознавать и использовать ресурсы адаптации к меняющимся условиям работы;
- ознакомить с рекомендациями по выходу из режима самоизоляции.

Оборудование: листы ватмана, маркеры, журналы с картинками, клей, ножницы, оборудование для музыкального сопровождения.

Время проведения: 90 минут.

 




Этап 1. Вводная часть.

Педагог-психолог:

Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы поговорим о том, как вернуться в продуктивный рабочий ритм и с новыми силами начать учебный год после выхода из режима самоизоляции. За время дистанционной работы, затем отпуска у нас менялся режим, мы были вынуждены справляться с информацией о пандемии, менялись наши контакты с людьми. Но наши прежние рабочие задачи не пропали, нам предстоит начинать новый учебный год и справляться с тем, что он преподнесет.

 

Этап 1. Содержательная часть.

Игра «Барометр»

Для игры разделите пол лентой бумажного скотча пополам, на противоположных стенах закрепите листы с крупно написанными словами «Да» и «Нет».

Педагог-психолог:

Начнем с психологической разминки. Сделаем это в игре «Барометр». Я буду задавать вопросы, а каждого из вас попрошу на них ответить. Вопросы будут сформулированы таким образом, что ваш ответ может быть «да», «нет», «скорее да», «скорее нет», «и да и нет». Отвечать будем так: вы видите скотч, разделяющий пол пополам и стены, на одной из которых написано «Да», на второй– «Нет». Я задам первый вопрос, а вы подумайте, каков ваш ответ: если ответ «Да», займите место рядом с соответствующим словом, если «Нет» – двигайтесь в противоположном направлении. Если ваш ответ «может быть, и так и так», идите на линию скотча, в середину. Вы можете выбрать ответ «скорее да» или «скорее нет». Вы можете прокомментировать свой ответ. Первый вопрос такой: вы тревожитесь из-за коронавируса?


Обратитесь к самым активным педагогам с вопросом: «Почему вы на этом месте?». Выслушайте ответы, поблагодарите, не давайте рекомендации, не комментируйте содержание ответов. Затем задайте следующий вопрос, игра должна занять
15–20 минут с сохранением высокой активности участников.

 

Педагог-психолог:

Благодарю вас за ответы! Психолог Людмила Петрановская говорит, что самая важная задача в период самоизоляции – максимально сохранять в ресурсном состоянии всех тех, кто способен работать, всех «добытчиков» в семье. У каждого из нас есть какой-то запас психологических ресурсов. Бывает, что ресурсы на исходе. Тогда мы чувствуем себя пустыми, без сил. Но ресурсы личности возобновляемы. Взрослый человек может управлять пополнением ресурсов, может улучшать способы, посредством которых он контактирует с миром, людьми и с самим собой. Сейчас я предлагаю вам игру, в которой мы поработаем над осознанием возможности пополнять свои ресурсы и оптимизировать контакты с миром и собой.

 



Игра «Без сил – полны сил»

Педагог-психолог:

Прошу вас разделиться на четыре команды. Каждая команда получит задание. Я дам вам краткое описание дня из жизни. Задача команд – создать коллаж. На коллаже покажите, что похищает силы, а что придает их.


Разделите педагогов на команды, раздайте материал для коллажей и карточки с описанием ситуаций. На обсуждение и выполнение коллажей отведите 15–20 минут.

 

Педагог-психолог:

Я вижу, команды готовы. Сейчас попрошу представителя каждой команды показать, что получилось.


Активно слушайте выступления участников. Ключевые идеи о том, что наполняет силами, выписывайте на доску. Примеры: полноценный сон, завтрак по вкусу, личное время с утра, доброжелательный диалог, заинтересованные ученики.

 

Педагог-психолог:

В этой игре мы говорили с вами о том, что помогает нам «зарядиться», быть готовыми к активному дню. Сейчас попрошу каждого из вас сделать небольшое упражнение.

 



Упражнение «Копилка ресурсов»

Раздайте всем участникам по листу, который разделен на три колонки.

 

Педагог-психолог:

Сейчас мы сделаем копилку ресурсов. Перед вами таблицы с тремя колонками. Подумайте и запишите в каждую колонку, кто и что наполняет вас силами и ресурсами: люди, занятия, места. Вспомните все то, благодаря чему вы становитесь сильнее и счастливее. Что и кто помогает вам настроиться на хороший лад, быть эффективными в работе, счастливыми в жизни. Ваши листы только для вас, их никто не увидит.


Включите спокойную музыку, дайте участникам время для заполнения листов.

 

Педагог-психолог:

Пусть эта копилка ресурсов останется с вами. Если мы знаем, что и кто нас «подзаряжает», нам гораздо легче найти способы помочь себе и справиться с обязанностями.

 


Мини-лекция «Как выйти из режима самоизоляции»

Педагог-психолог:

Из-за изменений, вызванных режимом самоизоляции, могли возникнуть эмоциональные сложности и проблемы в семьях, связанные с так называемым экспедиционным бешенством. Это явление описал ученый Конрад Лоренц, наблюдая за людьми в экспедициях. Из-за вынужденной изоляции в ограниченной по численности группе человек не может канализировать («слить») агрессию никуда, кроме как на участников группы, и ничтожные поводы могут привести к серьезным конфликтам.


Познакомьте педагогов с рекомендациями по выходу из режима самоизоляции.

 

Педагог-психолог:

Режим самоизоляции спровоцировал два существенных источника профессионального стресса: 1) тревога, связанная с необходимостью ежедневно общаться с множеством людей; 2) растренировка в профессиональной деятельности – процесс отвыкания от деятельности, потеря скорости навыка, забывание информации. Чтобы бережно к себе и продуктивно перейти к работе, следуйте рекомендациям. У нас впереди заключительная психологическая игра, в которой мы как раз поговорим о том, чем мы можем управлять и что можем сделать для себя.

 


Игра «Мое решение»

Раздайте участникам листочки бумаги с изображением медицинских масок либо используйте большую пачку обычных салфеток. Число листков должно быть хотя бы в 4 раза больше, чем число участников тренинга. Предложите участникам сесть в круг.

 

Педагог-психолог:

Возьмите себе несколько листочков. Задача такая: выскажите столько своих решений, связанных с вирусом и началом нового учебного года, сколько листочков вы взяли. Вспомните, что вас защитит, обеспечит заботу о себе, поддержит вас. С вашего разрешения я начну.

Озвучьте 2–3 своих решения.

Пример:
1. Я приняла решение не игнорировать симптомы простуды, на которые я раньше не обращала внимание.

2. Я решила, что, если на мое занятие придет ученик с очевидным недомоганием, я буду отправлять его в медицинский кабинет и звонить его родителям.

3. Я решила, что буду обращать больше внимания на то, даю ли я себе спокойно пообедать, спокойно пройтись, потому что это заряжает меня силами.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Есть что-то, что вы могли бы делать для себя?

2. Вы приняли какие-то решения о своем образе жизни, труде и отдыхе, здоровье?

3. Как общаться с людьми и не бояться?

4. Вы можете что-то сделать, чтобы справляться с тревогой?

5. Вы будете придерживаться какой-то привычки, которую приобрели за время изоляции?

 


Этап 3. Заключительная часть

Рефлексия

Педагог-психолог:

Спасибо всем за ценные решения! Мы завершаем наше занятие, напоследок попрошу вас поделиться своим мнением. Скажите, что для вас кажется самым важным в начале этого учебного года?


Далее проведите обсуждение с педагогами по вопросам. Предоставьте возможность каждому высказаться.

Вопросы для обсуждения:

1. Для вас начало этого года сложнее, чем предыдущие?

2. Постановка конкретных профессиональных задач помогает начать год, активизироваться?

3. Какую роль играет эмоциональный настрой? Как мы можем на него влиять?

4. Это не первый и не единственный вирус, есть и гораздо более опасные, как мы справлялись тогда?

5. Что мы готовы транслировать ученикам и их родителям?

6. Что мы готовы делать для себя?


Педагог-психолог:

Благодарю всех за работу! Всем желаю благополучного и спокойного рабочего года! Возьмите с собой памятки по материалам нашей сегодняшней встречи. Сейчас вы можете задать свои вопросы. Сообщите, пожалуйста, какие темы вы хотели бы обсудить в новом учебном году.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: