Конспект
Подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств и связной речи
На тему: «Зимующие птицы»
(1 занятие)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Активизировать знания детей о зимующих птицах. Учить детей образовывать сложные прилагательные, глаголы от существительных. Продолжать обучать подбору антонимичных пар.
Коррекционно-развивающие:
Развивать у детей связную речь, фонематический слух, речеслуховое внимание, мышление, мелкую моторику, зрительное внимание.
Коррекционно-воспитательные:
Формировать положительную установку детей на участие в занятии; воспитание умения выполнять задание до конца; воспитывать умение слушать своих товарищей.
Оборудование: картинки с изображением птиц (зимующие и перелетные птицы), счетные палочки, собери картинки, посчитай снегирей на картинке, рассказ по картинке.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: – Ребята, здравствуйте. Скажите, какое время года наступило?
Дети: Зима.
Логопед: Правильно. Назовите зимние месяцы. Скажите, погода зимой теплая или холодная?
|
|
Дети: Холодная.
Логопед: Правильно. Давайте начнем наше занятие с мимической гимнастики. Изобразим с вами сердитый мороз.
Не боимся мы мороза!
Рассердился он на нас:
«Заморожу, заморожу,
Заморожу вас сейчас!»
(Радостная улыбка.)
(Сдвинуть брови, насупиться.)
(Вытянуть губы трубочкой, ещё больше насупить брови, сердито потрясти головой.)
Логопед: Молодцы. А теперь давайте погреем ручки после нашего сердитого мороза.
Ручки замёрзли? (Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)
Подуем на них.
Дыханием тёплым (Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…)
Согреем мы их. (Продолжить дуть тёплым воздухом.)
Основная часть.
Логопед: – Ребята, давайте посмотрим на картинки и вспомним перелетных птиц. Давайте назовем, кто здесь нарисован.
– Как называются птицы, которые зимой не улетают в теплые края, а остаются зимовать?
Дети: Зимующие.
Логопед: А как вы думаете, ребята, кто помогает птицам пережить холодную зиму в городе? Как люди помогают им? А какую пользу приносят птицы людям?
– Теперь давайте рассмотрим птиц и назовем части тела: голова, туловище, хвост, клюв, крылья). А скажите, чем покрыто тело птиц?
Дети: Перьями.
Пальчиковая гимнастика.
Воробьи – воробушки,
Серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.
Шевелят выпрямленными пальцами рук.
Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.
|
|
Подуть на раскрытые ладони.
Погладить тыльные стороны рук поочередно.
Хлопки в ладоши.
Потереть ладоши друг о друга.
Логопед: А сейчас сыграем с вами в игру «Скажи наоборот», но не со словами-признаками, а со словами-действиями: птицы на юг прилетели, а потом с юга улетели (прискакали, прибежали).
А теперь играем со словами-признаками:
воробей маленький, а ворона большая
у синицы хвост короткий, а у сороки хвост большой
голубь тяжелый, а воробей легкий
у синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.
Игра «Посчитай птиц»
Один снегирь, ….
Одна ворона, ….
Один воробей, ….
Один свиристель, ….
Один дятел, ….
Один глухарь, …..
Игра «Один-много - много кого»
Снегирь – снегири – много снегирей
Ворона – вороны – много воробьев
Воробей – воробьи – много воробьев
Свиристель – свиристели – много свиристелей
Дятел – дятлы – много дятлов
Глухарь – глухари – много глухарей
Сова – совы – много сов
Синица – синицы – много синиц
Найди и обведи снегирей. Посчитай сколько снегирей.
5. Игры со счетными палочками «Птица». Уметь развивать внимание, память и воображение, познакомить с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Построить птичку по предложенной картинке.