Перечисленные признаки присущи органам внутренних дел

Тема 1. Научная основа управления ОВД

Предмет и система дисциплины «Основы управления в правоохранительных органах»

     Учебный курс «Основы управления в органах внутренних дел» основан на общих положениях науки управления (менеджмента) и прикладных выводах теории управления в сфере правоохранительной деятельности. В его рамках изучается управленческая деятельность в самой крупной системе правоохранительной системы страны в органах внутренних дел.

      Предметом настоящего учебного курса являются закономерности, принципы, правила управления системой «органы внутренних дел» использование которых обеспечивает ее деятельность и в целях повышения эффективности борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.

При этом изучаются:

· цели, задачи, функциональная и организационная структуры орга­нов внутренних дел;

· система и компетенция органов и должностных лиц, образующих аппарат управления;

· информационное и документационное обеспечение их деятельно­сти (организация системы управления);

· особенности подготовки, принятия и исполнения планов и иных управленческих решений;

· специфика осуществления внутреннего и внешнего взаимодейст­вия, контроля, организации личной работы руководителей, а также управления органами внутренних дел, функционирующими в различ­ных условиях и ситуациях.

    Дисциплину «Основы управления в правоохранительных органах» можно представить в виде двух разделов.

    Первый раздел включает следующие основные понятия: понятие правоохранительных органов, их система, принципы, нормативные основы деятельности, подготовка, принятие и исполнение управленческих решений, государственная служба и государственный служащий, организация системы управления в правоохранительных органах и т. д.

    Второй раздел содержит информацию о правоохранительной системе Российской Федерации задачах, компетенции, структуре. 

    Учебный же курс «Основы управле­ния в органах внутренних дел» изучает реальную управленческую практику в комплексе, основное внима­ние уделяется рассмотрению роли управленческих органов в по­строения систем управления, его технологии, методам, стилю, техническому обеспечению.  Все это обусловливает следующие задачи учебного курса:

1. всестороннее изучение и обобщение опыта организации систем и процессов управления в органах внутренних дел, управленческой деятельности их руководителей;

2. формирование теоретических, организационных и правовых ос­нов управления органами внутренних дел;

3. управленческая подготовка кадров органов внутренних дел.

 

Система управления правоохранительных органов и ее основные элементы и порядок функционирования.

            Правоохранительные органы являются разновидностью социальных систем. Все социальные системы имеют определенную структуру, т.е. набор соответ­ствующим образом расположенных и взаимосвязанных между собой элемен­тов.

              Для изучения теории управления ОВД наибольшее значение из всех систем имеет социальная система, которая является совокупностью элементов (людей), определенным образом упорядоченных, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. В соответствии с положениями социологии социальной системой являются организация и ассоциация.

Организация – это структурированная и формализованная социальная общность, состоящая из группы людей, объединенных общей целью или системой целей посредством действия формальных (юридических) правил. Организации имеют искусственное происхождение, они специально создаются государством или обществом для достижения определенных целей. Организации не существуют без общества, в свою очередь и общество не может существовать без организаций. Одним из видов социальной организации является Министерство внутренних дел с системой органов внутренних дел, созданных для защиты прав и законных интересов человека, его жизни и здоровья от противоправных посягательств, а также общества и государства.

Ассоциация – добровольное объединение людей, В этом случае чаще применяют название общественное (неформальное) объединение граждан.

Любая социальная система обладает определенными признаками:

· целенаправленность (которая проявляется в ориентации всех компонентов системы в процессе их функционирования) на решение конкретной задачи, выполнение определенной функции;

· целостность, которая выражается как нерасчленяемое единство всех компонентов и элементов системы, изъятие или нарушение любого из них приводит к изменению свойств системы в целом;

· структурность – соподчиненность всех компонентов системы и устойчивый порядок всех пространственно-временных связей между компонентами системы;

· функциональность – выраженное социальное предназначение системы в целом и способность реализовывать процесс достижения цели;

· управляемость – наличие в системе управляющего параметра, под воздействием которого компоненты системы способны изменять формы взаимодействия и реализовывать разные способы достижения цели;

· уровневость – проявляется в выделении управляющих и управляемых уровней системы, каждый уровень имеет связь с системами более высокого уровня управления и нижестоящими системами (системы и подсистемы).

Перечисленные признаки присущи органам внутренних дел.

Орган внутренних дел в процессе функционирования получает и передает управляющее воздействие на нижестоящие уровни, являясь одновременно объектом и субъектом управления, через информационные связи.

Информационные связи необходимы для передачи:

· управляющей и осведомляющей информации между центральным аппаратом МВД, с одной стороны, и вышестоящими органами государственного управления – с другой;

· взаимный информационный обмен между органами внутренних дел и другими ведомствами, организациями и общественными структурами;

· двусторонний информационный контакт с населением;

· обмен информацией между службами и подразделениями органов внутренних дел, их руководящим и руководимым уровнями, между отдельными руководителями и сотрудниками служб и подразделений.

С точки зрения теории управления система управления – это совокупность людей, методов и средств управления, целенаправленно воздействующих на общество или определенную социальную группу для их сохранения и совершенствования.

Специфика деятельности органа внутренних дел как разновидности управляемых социальных систем выражается понятиями: общественный порядок, общественная безопасность, законность, уважение прав человека и другими категориями, относящимися к содержанию правоохранительной деятельности.

Орган внутренних дел одновременно является и системой управления (по отношению к нижестоящим), и управляемой системой (по отношению к вышестоящим системам).

Система управления органа внутренних дел обладает характерными свойствами:

1. Целеполагание – самостоятельное принятие решений по выбору основных целей деятельности и по мобилизации для этого имеющихся ресурсов.

2. Самоорганизуемость способность самостоятельно реагировать на влияние дестабилизирующих факторов, обеспечивать динамическое равновесие системы.

3. Адаптируемость способность находить средства для изменения форм и методов деятельности в соответствии со складывающейся обстановкой.

4. Автономность устойчивое самостоятельное функционирование и решение новых задач организационно-управленческого характера.

5. Интегративность – поддержание целостности и стабильности функционирования всех без исключения компонентов системы.

6. Открытость – способность к взаимодействию не только компонентов системы между собой, но и с иными системами.

7. Детерминированность предполагает такую их взаимосвязь, при которой состояние и деятельность одного структурного элемента органа внутренних дел отражаются на состоянии и деятельности других элементов и органа как системы в целом.

8. Динамичность обеспечивает успешность противостояния различного рода дезорганизующим воздействиям, при этом сохраняя свои свойства и полноценно обеспечивая функции. В этих целях субъект управления принимает меры по совершенствованию деятельности всех подразделений, осуществляет перераспределение функций, повышает интенсивность работы, квалификацию личного состава и тому подобное.

9. Наличие в системе управляющего параметра проявляется в целенаправленной деятельности объекта управления, а также в способности объекта передавать, доводить командную информацию до исполнителя. При этом речь идет о способности объекта управления выступать в рамках отведенных полномочий в качестве субъекта организационно-распорядительной деятельности.

10. Наличие в системе обратных связей обусловлено процессами обмена информацией, циркуляцией информации. Осуществление управления невозможно без осведомительной информации. Эта информация выступает в качестве своеобразного сырья, необходимого для выработки управленческих решений. Обратная связь (от объекта управления) является каналом связи, который несет информацию о состоянии функционирования объекта, о выполнении отдельных команд, о сбоях в работе и пр. Обратные информационные связи многофункциональны, фактически они охватывают все структурные компоненты системы, а также деятельность взаимодействующих систем.

11. Наличие в системе усилительного свойства обеспечивает компенсацию ослабления управляющего воздействия на пути от субъекта управления к объектам, поскольку они имеют тенденцию к затуханию и искажению по мере их передачи.

Затухание объясняется существованием в каналах информационной связи «барьеров», затрудняющих прохождение информации (географических, ведомственных, психологических, смысловых, организационных).

· Географический (территориальный) барьер порождается значительной отдаленностью объектов от субъекта управления либо труднодоступностью местности. Успешное преодоление этого барьера достигается путем внедрения современных средств связи, в необходимых случаях дублированием команд, усилением контроля за деятельностью периферийных органов и т.д.

· Ведомственный барьер выражается в трудностях, возникающих при управлении автономно действующими структурными подразделениями. Под воздействием этого барьера управляющая информация как бы «растекается» по ряду исполнителей. При этом каждый из них может предполагать, что большая часть работы возлагается не на него, а на других исполнителей, что объективно порождает необходимость определения каждому исполнителю его конкретных задач и тем самым повысить чувство ответственности за их исполнение.

· Психологический барьер обычно возникает в случае определенной новизны задач, что формирует у исполнителей чувство неуверенности и страха. Как правило, по этим причинам исполнение команды либо откладывается, либо игнорируется. Основными средствами преодоления психологического барьера являются постоянная работа над повышением квалификации, создание должного морально-психологического климата, сплоченности коллектива, обучение новым методам оперативно-служебной деятельности.

· Смысловой барьер возникает в случая недостаточно четкой формулировки или искажения при передаче управленческих команд. Успешное преодоление этого барьера достигается четким формулированием команды, обеспечивающим ее однозначное восприятие, качественным инструктажом исполнителей, а также повышением их квалификации. Снятию этого барьера способствует также выбор наиболее целесообразных приемов воздействия на сознание, волю, эмоциональный настрой объекта управления, применительно к конкретной ситуации.

· Организационный барьер возникает из-за того, что выполнение отдельных команд требует значительного времени: для технического изготовления, размножения и рассылки управленческих документов, для проведения соответствующих подготовительных мероприятий и т.д. Чтобы устранить действие этого барьера необходимо с максимальной точностью определить время, реально необходимое для исполнения команды.

Для того чтобы ослабить и нейтрализовать действия названных барьеров, организация системы управления обязана обладать усилительными свойствами. Средствами усиления в органах внутренних дел выступают: четкая формулировка команд, обеспечение надлежащими средствами связи, подбор квалифицированных кадров, разъяснительная и воспитательная работа, учения по отработке вводных, конкретизация задач, проведение инструктажей с личным составом и т.д. Каждый сотрудник управления органов внутренних дел обязан способствовать проявлению усилительных свойств системы.

Теория управления подразделяет социальные системы на управляющие и управляемые. Первые выступают как субъекты управления, а вторые – как его объекты. Всякая социальная система играет одновременно две роли: управляющего субъекта и объекта управления.

Министерство внутренних дел и все его структурные подразделения являются специализированными управляемыми социальными системами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: