имеющих детей с ОВЗ
Якубова Татьяна Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Теремок»
музыкальный руководитель
Вопрос о взаимодействии образовательного учреждения и родителей – в ряду самых актуальных на сегодняшний день. Только при тесном сотрудничестве педагогов и родителей на всём протяжении дошкольного детства ребёнка, может быть, достигнут положительный результат. Одним из важных направлений в деятельности нашего детского сада является работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. У ребёнка с ограниченными возможностями здоровья очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки в социуме. Поэтому очень важно участие таких детей и родителей в различных видах досуговой деятельности. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов.
В нашем детском саду есть группа для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и нормой в развитии. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы и сопутствующих нарушениях формирования высших психических функций. Успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребёнка и оздоровление организма в целом. Комплексный подход подразумевает совместную деятельность воспитателей, специалистов, родителей и детей, единство целей, создание единого пространства речевого развития ребёнка.
С целью выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с семьями, для выявления досуговых предпочтений, мы проводим в начале года анкетирование в группе. На основе собранных данных, анализируем музыкальные общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга и выделяем качественные показатели родителей: инициативность, ответственность, отношение родителей к совместной музыкально-досуговой деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы музыкального руководителя и воспитателей, направленной на развитие музыкальных способностей детей.
Родители – исполнители,которые принимают участие в совместной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности.
Родители – наблюдатели, сторонние наблюдатели педагогического процесса, не желающие участвовать в мероприятиях. Это позволило нам создать такие условия взаимодействия, чтобы у всех участников образовательного процесса возникла личная готовность открыть себя в какой-то деятельности, мероприятии.
Досуговое направление в работе с родителями – самое привлекательное, востребованное. Оно позволяет установить тёплые, неформальные отношения между родителями и педагогами, увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях, укрепляет детско-родительские связи, расширяет возможность апробировать разные подходы к воспитанию ребёнка и, как следствие, возникает потребность делиться опытом с другими родителями.
Цикл тематических досугов разработали при непосредственном участии родителей, педагогов и детей. Одни мероприятия были направлены на эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, другие – развивали смекалку и сообразительность, третьи – воображение и творчество, но объединяло их общее – воспитание у ребёнка потребности в движениях и эмоциональном восприятии мира.
Первое мероприятие «День взросления» было направлено на сближение всех участников образовательного процесса. В подготовке и проведении досуга участвовали самые активные родители: разрабатывали с педагогами сценарий, готовили фотовыставку, атрибуты, призы. Музыкальный руководитель предложил музыкальный репертуар, учитель-логопед и психолог подготовили игры на сплочение коллектива. Всё это помогло расширить представление родителей о потенциале детского сада по работе с детьми.
Фольклорные досуги: «Осенины», «Ярмарка ремёсел», «День рождение Бабы Яги», «Закликание весны» позволили окунуться в историю и традиции нашего народа. Родители разучивали пословицы, поговорки, загадки, изготавливали поделки, чтобы обменяться знаниями в ходе праздника. Взрослые вместе с детьми водили хороводы, пели частушки, соревновались в играх. Дети и родители получили огромное удовольствие и массу положительных эмоций.
В ходе «Недели безопасности» провели досуг «День рождения Светофора», где родители вместе с детьми организовали выставку и презентацию макетов светофора, а завершил мероприятие совместный флешмоб «Светофоры».
Музыкально-спортивный досуг «Наша армия сильна» позволил проявить командный дух группы. Дети состязались в смекалке, силе, ловкости, быстроте, умении работать в команде. Поддержка родителей, их аплодисменты, побуждали детей быть активными, учили радоваться не только собственным победам, но и успехам товарищей.
Основная цель досуговых мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание и уважение к близким, чувство гордости за родителей. Это начало формирования патриотизма, ведь любовь к Родине рождается из чувств любви к семье.
В перспективе мы планируем организовать семейный клуб «Семейный очаг».
Цель клуба - активизация сотрудничества между педагогами, специалистами и родителями.
Основные задачи клуба:
· Повышение педагогической культуры родителей и совершенствование условий воспитания ребёнка с ОВЗ в семье и детском саду;
· Обмен позитивным опытом воспитания;
· Инициирование и реализация новых форм организации образовательной работы.
Таким образом, совместные мероприятия по организации досуговой деятельности в группе компенсирующей направленности, помогли наладить взаимоотношения с семьями воспитанников, установить теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между родителями и детьми. Теперь родители лучше знают своего ребёнка, его таланты и способности, поскольку увидели его в другой, новой для себя обстановке. Доступным образовательное учреждение для детей с ОВЗ делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Сотрудничество педагогов и родителей помогает лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.
Литература.
1.Боровик Т., Манина Т. От слова к музыке. Минск: БелАПДИ. «Открытые двери»; 1994.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. СПб., 2000.
3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
4.Науменко Г.М. «Фольклорный праздник». М.: Линка-Пресс, 2000.
5. Филичева Т.Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Коррекция нарушений речи. М., 2008.