Виды воздействия человека на природу
Антропогенные воздействия — деятельность человека, связанная с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других его интересов, вносящая физические, химические, биологические и другие изменения в природную среду.
Разрушительное (деструктивное) воздействие — человеческая деятельность, ведущая к утрате природной средой своих полезных человеку качеств. Например, сведение дождевых лесов под пастбища или плантации, в результате чего нарушается биогеохимический круговорот веществ, и почва за два-три года теряет свое плодородие.
Стабилизирующее воздействие — человеческая деятельность, направленная на замедление деструкции (разрушения) природной среды в результате как хозяйственной деятельности человека, так и природных процессов. Например, почвозащитные мероприятия, направленные на уменьшение эрозии почв.
Конструктивное воздействие — человеческая деятельность, направленная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности человека или природных процессов. Например, рекультивация ландшафтов, восстановление численности редких видов животных и растений и т.д. Разрушительное воздействие можно назвать отрицательным (негативным), а стабилизирующее и конструктивное — положительным (позитивным).
|
|
Косвенное (опосредованное) воздействие — изменение природы в результате цепных реакций или вторичных явлений, связанных с хозяйственной деятельностью человека
Непреднамеренное воздействие является неосознанным, когда человек не предполагает последствий своей деятельности.
Преднамеренное воздействие является осознанным, когда человек ожидает определенные результаты своей деятельности.
Расширяющееся использование природных ресурсов вследствие роста населения и развития научно-технического прогресса приводит к их истощению и увеличению загрязнения природной среды отходами производства и отбросами потребления. То есть ухудшение природной среды происходит по двум причинам:
1) сокращение природных ресурсов;
2) загрязнение природной среды.
Степень воздействия человека на природу
Глубина экологических последствий воздействия человека на природу зависит от нескольких переменных: численности населения, стиля жизни и экологического сознания.Эту связь можно описать формулой:
Экологич. последствия = (числен. населения*стиль жизни)/ уровень экологич. сознания.
Экологический кризис. Экологическая катастрофа.
Несбалансированные взаимоотношения общества и природы, то есть нерациональное природопользование, часто приводят к экологическому кризису и даже экологической катастрофе.
|
|
Экологический кризис (чрезвычайная экологическая ситуация) — экологическое неблагополучие, характеризующееся устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды и представляющее угрозу для здоровья людей. Это напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, обусловленное несоответствием размеров производственно-хозяйственной деятельности человека ресурсно-экологическим возможностям биосферы. Экологический кризис характеризуется не столько усилением воздействия человека на природу, сколько резким увеличением влияния измененной людьми природы на общественное развитие.
Экологическая катастрофа (экологическое бедствие) — экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения. Это природная аномалия, нередко возникающая на основе прямого или косвенного воздействия человеческой деятельности на природные процессы и ведущая к остронеблагоприятным экономическим последствиям или массовой гибели населения определенного региона.
Экологический кризис и экологическая катастрофа в зависимости от масштаба могут быть локальными, региональными и глобальными.
Тест по теме: «Экологическая безопасность»
Цель тестирования:
Определить уровень усвоения пройденного материала
Инструкция:
Тест состоит из 21 вопроса разной формы и различным темам. Тест выполняется в рабочей тетради. Номера заданий и соответствующие им обозначения правильных ответов.
1. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:
А) задерживает тепловое излучение Земли
Б) является защитным экраном от ультрафиолетовых лучей
В) образовался в результате промышленного загрязнения
Г) способствует разрушению загрязнителей
2. Установите соответствие:
ЗагрязнительИсточник загрязнения
1) пыль А) цветная металлургия
2) ртуть Б) производство цемента
3) нефтепродукты В) нефтепроводы
4) пестициды Г) сельское хозяйство
3. Плодородие почвы определяется количеством:
А) минеральных веществ
Б) гумуса
В) живых организмов
Г) воды
4. Факторы среды, которые возникают в ходе прямого воздействия человека на что-то:
А) Абиотические
Б) Биотические
В) Антропогенные
Г) Космические
5. Продолжите предложение:
«Ресурсы, которые способны восстанавливаться по мере их использования, называются _______________
6. Установить соответствие:
Закон экологии Пример
1)«Всё связано со всем» А) Нехватка ресурсов вследствие роста численности населения
2)«Все должно куда-то деваться» Б) Снижение уровня грунтовых вод после вырубки леса
3)«Ничто не дается даром» В) Разрушение озонового слоя
4) «Природа знает лучше» Г) Разложение опавших листьев
7.Что не является причиной разрушения озонового слоя:
А) Использование фреонов
Б) Накопление в атмосфере парниковых газов: CH4, H2O (пар)
В) Запуск сверхзвуковых самолетов
Г) Запуск космических систем
8. Установите соответствие:
Природный ресурсПоложение в классификации (разделите на 2 вида)
1) Пищевые ресурс А) Исчерпаемые
2) Животный мир Б) Неисчерпаемые
3) Энергия приливов и отливов
4)Почвенные ресурсы
9. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:
А) Жесткого УФ излучения
Б) Высоких температур
В) Выбросов предприятий
Г) Выхлопных газов автотранспорта
10. Загрязняющее вещество, которое попадает в гидросферу при работе автотранспорта:
А) «парниковые газы»
Б) ядохимикаты
В) соли тяжёлых металлов
Г) нитраты
|
|
11. Что не является природоохранным мероприятием:
А) Создание заповедников
Б) Осушение болот
В) Осуществление экологического обучения
Г) Осуществление экологического воспитания
12. Установите соответствие:
Природный ресурсПоложение в классификации(разделите на 2 вида)
1)Водные ресурсы А)Возобновимые
2) Каменная соль Б)Невозобновимые
3)Растительный мир
4) Газ
13. Продолжите предложение:
«Оболочка Земли, созданная, населенная и преобразованная живыми организмами - это __________________»
14. Документ, составляющий основу природоохранной деятельности в РФ:
А) Уголовный кодекс
Б) Лесной кодекс
В) Земельный кодекс
Г) Закон РФ «Об охране природной окружающей среды»
15. Установите соответствие:
Энергетическое загрязнение Воздействие
1) Шумовое А) сокращает срок эксплуатации зданий
2) Вибрационное Б) вызывает ощущение беспокойства
3) Инфразвуковое В) снижает внимание
4) Электромагнитное Г) вызывает головные боли
16. Природоохранные мероприятия:
А) использование традиционных источников энергии
Б) сбор ягод в лесах
В) Разработка малоотходных технологий
Г) создание заповедников
17. Продолжите предложение:
«В атмосфере между ионосферой и стратосферой располагается _____________ слой, который поглощает космическое излучение и жесткие УФ лучи»
18. Вставьте пропущенное слово:
«Бурный рост населения на Земле и интенсификация производственной деятельности привели к _____________ экологической обстановки на планете» (ухудшению)
19. Установите соответствие:
Источник энергииПоложение в классификации (разделите на 2 вида)
1) биотопливо А) Альтернативный способ
2) энергия океанических течений Б) Традиционный способ получения энергии
3) использование дров
4) использование нефти
|
|
20. Установите последовательность этапов взаимодействия человека и природы:
А) появление земледелия;
Б) человек - часть природы;
В) воздействие техносферы на природу;
Г) загрязнение окружающей среды
21. Установите последовательность состава газов атмосферы от самого многочисленного:
А) кислород
Б) азот
В) инертные газы
Г) углекислый газ
Критерии оценки:
«5» - 100 – 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 – 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов
Желаю успехов!
Домашнее задание:
- Прочитать лекционный материал, составить краткий конспект (определения выписать);
- ответить на вопросы теста по теме “ Взаимодействие человека и природы”.
Срок выполнения до 19.04.2020 до 14.00
Информация для студентов для обратной связи с Вами: (создание конференций): https://vk.com/club193148376 - «Экология»