Вебинар
О развитии внимания у учащихся через взаимодействие с природой
(теория и практические упражнения)
Базовые навыки 21 века, по мнению Дмитрия Судакова, руководителя проекта «Атлас новых профессий»:
• Управление вниманием, концентрация, осознанность.
• Эмоциональная грамотность.
• Цифровая грамотность.
• Творчество, креативность.
• Экологическое мышление.
• Кросскультурность.
• Способность к [до-, само-, пере-, раз-] учению.
• добавлю от себя - Работа в команде.
Что такое внимание и зачем оно нам нужно?
«Научите детей быть внимательными. Без внимательности, наблюдательности трудно учиться, узнавать новое, открывать законы, воспринимать мир во всей его красоте».
Шалва Амонашвили
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.
Внимание - направленность и сосредоточенность мысли на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.
Наработка внимания – основное условие роста сознания. От объёма и качества внимания в частности зависит уровень осознанности человека.
|
|
На что направленно внимание, то и начинает расти.
Виды внимания
В жизни важно научиться удерживать во внимании два процесса:
v что происходит во Внешнем мире.
v что происходит во Внутреннем мире.
Классификация №1
Объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, а также наши собственные действия, мысли и чувства. Т.о. существует:
1. Внешнее внимание - обращено на объекты внешнего мира, то что нас окружает: люди, предметы, явления, природа. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира.
2. Внутреннее внимание - обращено на объекты субъективного мира человека. Внимание к себе: к своим ощущениям, чувствам, настроению, к мыслям, к состоянию тела. Необходимое условие самопознания и самовоспитания.
Классификация № 2 (М.С.Урих «Психология восприятия и осознания»):
У всех внимание работает по-разному. Все мы находимся на разных уровнях внимательности. Процесс роста внимания осуществляется в таком порядке:
1. Бдительность.
Остановка, самое начало, как точка из которой все исходит и раскрывается, будто поймать какой-то объект, который привлек внимание, реагирование на импульс, раздражитель. Такой вид внимания преобладает у младенцев. Они еще не могут сконцентрировать внимание, они просто реагируют на раздражители. Вспомните маленьких детей.
На этом этапе происходит вход в данный момент, «включение» внимания.
2. Сосредоточенность
Выделение сознанием объекта и направление на него внимания, т.е. начинаешь уделять этому объекту внимание, смотреть что это вообще такое. Ребенок уже может сосредоточить внимание на каком-либо объекте, но пока ненадолго. Быстрое переключение внимания с одного объекта на другой.
|
|
Сосредоточенность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.
Точка сборки, настройка на данный момент.
3. Концентрация
Внимание к деталям, изучение. Такой вид внимания преобладает у подростков. Если вам что-то интересно, то вы прикладываете усилия и уделяете внимание этому объекту, познаете, изучаете, чтобы удовлетворить свой интерес. Когда появляется интерес – появляется концентрация внимания. Она возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Такое внимание имеет волевой характер.
Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте.
Концентрация – ясность в определении предмета, объекта и его изучение.
4. Анализ
Анализ - разложение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств, качеств предметов/явлений.
Анализ – умение разобрать, разложить последовательно по своим местам, понять из чего состоит ситуация.
Начинаешь соотносить со своим опытом, анализировать, формируется отношение к объекту.
5. Вывод
Выделение главного, основного, видение причины.
Вывод - процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям — заключениям.
6. Синтез
Синтез - процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.
Определение сути и привнесение её во все действия и проявления (собственный опыт).
Синтез есть способ собрать целое из функциональных частей, как антипод анализа — способа разобрать целое на функциональные части.
7. Идея – то ради чего создаются действия.
Материал подобран на основе программ развития человека Данн Николая Николаевича, Анны Григорьевны Князевой, Урих Марины Сергеевны и опыта работы педагога-психолога Тополовой Н.Н.
Практическая часть.
Упражнения для школьников.
Процесс роста внимания:
1. Бдительность.
Упражнение: «Знакомство с местом»
Выйдите на улицу, хорошо, оказаться в сквере, парке, возле дерева. Погуляйте, познакомьтесь с местом. Отметьте, что здесь растёт, какие деревья, кустарники, трава.
Упражнение: «Шишка»
Раздать всем детям по шишке (желудю, листочку, палочке, ракушке, что есть на территории) и дать им, чтобы они ее потрогали. Суть - просто познакомить с предметом природным.
Игра «Пол - нос»
Цель: включение внимания, быстроты мышления, расслабление психической сферы, создание атмосферы радости и веселья.
Описание: Ведущий показывает на пол – участники должны прикоснуться к носу, потолок – макушка головы, в стороны – закрыть руками глаза и т.п. Возможны различные вариации. В процессе ведущий ускоряет темп. Игра очень смешная и веселая. Может использоваться для разминки или когда педагог видит, что дети устали и невнимательны.
2. Сосредоточенность.
Упражнение: «Все вместе»
Цель: упражнение направлено на групповое сплочение, создание непринужденной атмосферы, сосредоточение внимания.
Описание: Каждый участник берет в руки шишку (или какой-нибудь другой природный объект, например, палочку, желудь). Задача ребят всем вместе одновременно подкинуть и поймать свою шишку. Делать до тех пор, пока не получится всем поймать шишку.
Упражнение «Поиск Чудес в Природе»:
Наблюдение за природой, нахождение интересных природных явлений, форм, событий, т.е. нужно заметить что-то необычное и интересное в природе.
Мной разработана одна методика, благодаря которой дети естественно начинают включаться в процесс познания и наблюдения. Суть ее заключается в том, что во время прогулки я начинаю детям показывать что-то необычное и интересное в природе, что замечаю сама и искренне удивляюсь этому (это может быть дерево необычной формы, редкое растение для данной местности, удивительный цвет листьев, рисунки на коре, гнездо, норка и т.п.). Постепенно дети начинают сами видеть подобное и показывать мне. Как правило, возникает радость и удивление от новых открытий, которые мы нашли сами за счет внимания.
|
|
3. Концентрация
Упражнение «Я ощущаю…»
Цель: концентрация внимания участников на объектах природы и своих ощущениях.
Описание: лучше, чтобы упражнение проходило на улице (на пришкольном участке, в парке, в лесу и т.п.). Ребятам дается задание обратить внимание на:
· звуки природы – что я слышу, прислушаться, послушать минуты 2-3 в тишине;
· образ, картинку природы – что я вижу, посмотреть на небо, землю, оглянуться вокруг;
· ощущение прикосновения к объектам природы – прикоснуться, потрогать, погладить разные объекты природы (дерево, кора, листочек, земля, вода и т.п.) и отметить свои ощущения (тепло, холодно, влажно, шершаво и т.п.);
· запах – подышать, понюхать (воздух, как пахнет дерево, цветок, земля и т.п.);
· ощущение вкуса - попробовать на вкус травинку, семечку, воду и т.п.
Упражнение выполняется каждым участником индивидуально, лучше, чтобы они разошлись по территории и не мешали друг другу сосредоточиться. На каждый пункт исследования (орган чувств) дается минуты 2-3. В завершении делимся наблюдениями, проживаниями, ощущениями.
Упражнение «Рисунок цветка»
Детям предлагаются фото цветов (можно сделать так, чтобы они выбирали, не видя картинки, по интуиции). А затем даётся задание - срисовать этот цветок настолько детально, насколько можешь. Передать в рисунке форму, цвет, особенности, детали этой картины, цветка.
Что это даёт?
Во-первых, колоссальную концентрацию внимания. Ребёнок погружается в это действие, в этот образ! Даже шумные, активные детки, на минуту, но сконцентрируют своё внимание.
|
|
Во-вторых, качество Образа! Мы предлагаем не просто разные картинки, а именно природные, живые, гармоничные Образы! Ведь «чему уделяешь внимание, то и растёт»! Погружаясь в это действие, в образ цветка, дети фиксируют его в своём сознании, что позволяет, как один из шагов, формировать в их сознании правильные образы, чистоту, красоту, гармонию.
Вариаций у этого упражнения масса! Можно срисовывать с натуры природные объекты (шишку, цветок, листочек, бабочку и т.п.), зимой можно предложить фото снежинок.
4. Анализ
Упражнение «Чем похожи растения и человек»
Цели:
1. Наработка внимательности (сосредоточенности, концентрации, анализа).
2. Формирование отношения к природе как к живому объекту.
3. Наработка навыков исследования природы.
Описание: участникам необходимо исследовать, чем похожи растения (травы, цветы, деревья, кустарники и т.п.) и человек по внешним, физическим признакам.
Каждый выбирает себе объект/объекты и внимательно его/их рассматривает, трогает и записывает свои наблюдения на листочках. Далее всей командой обсуждаем, делимся наблюдениями и размышлениями.
Упражнение можно делать как на улице, так и в помещении с комнатными растениями.
Важно чтобы дети написали не только то, что они уже знают (по логике, например, что растение дышит, питается, размножается), а сделали именно свои наблюдения, нашли новые признаки. Педагог может немного подсказывать, давая направление в поиске.
В упражнении идет наработка внимания, внимательности, анализа и сравнения. У детей появляется возможность самим выявить новое знание, информацию, провести мини-исследование.
Пример:
· Прожилки в листе похожи на наши капилляры.
· Кора дерева похожа на нашу кожу (есть такие же трещинки и тоже выполняет защитную функцию).
· Ветки похожи на наши руки и пальцы.
· Ствол похож на наше тело, он тоже округлой формы.
· Опора у нас одна – земля.
· Внутри нас течет кровь, а внутри дерева – вода, соки, смола.
· На некоторых растениях, листьях цветов есть ворсинки, похожие на волоски на нашей коже.
Упражнение «Мир глазами цветка»
Цель:
· Настройка на растительное царство.
· Концентрация внимания.
Описание:
· Ребятам предлагаются фото цветов, растений, трав, лежащих вниз картинкой.
· Каждый интуитивно выбирает себе фото, то которое притянется.
· Смотрят, изучают детально, впитывают, запоминают образ. Так, чтобы с закрытыми глазами они смогли его представить.
· Закрываем глаза, настраиваемся на данный момент, ощущения своего тела.
· Слова ведущего: «Вы – этот цветок. Ваше тело – это стебель, руки – листики, ноги - корни, вы растете и тянетесь к небу, а ваши ноги-корни крепко стоят на земле.
Оглядите себя:
Ø Какого вы цвета/роста?
Ø Сколько вам лет?
Ø Как вас зовут?
Теперь оглянитесь вокруг:
Ø Где вы находитесь – в поле, у воды (реки, озера, океана), в лесу, в горах, в городе и т.п. Нравится ли вам здесь?
Ø Какое время года?
Ø Какое время суток?
Ø Какая погода? (солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено и т.п.)
Ø Есть ли кто-то рядом с вами? Приятно ли вам это соседство?
Теперь определите:
Ø Какое у вас (как у цветка) настроение сейчас?
Ø Какой вы по характеру?
Веселый вы или задумчивый, активный или спокойный, размеренный, громкий или тихий и т.п. Или вы бываете разным? То каким чаще?
Ø Что вы любите (как этот цветок)?
Ø О чем вы мечтаете?
Теперь сделайте глубокий вдох-выдох. Вы снова человек. Еще раз вдох-выдох. На выдохе можете открывать глазки».
· Обсуждение по пунктам, что увидели, комфортно ли было, что ощутили.
Это упражнение – разновидность проективной методики, позволяет участникам за счет отождествления себя с другим образом, посмотреть на себя со стороны и увидеть то, что скрыто в подсознании или бессознательном. Все что дети будут говорить о цветах – они будут говорить о себе. Можно в завершении указать им на это, предложив самостоятельно проанализировать то, что они видели и как это соединяется с ними.
А также упражнение позволяет понять и почувствовать, что растение тоже живое и обладает своим собственным внутренним миром.
Упражнение «Настроение картины» (упражнение относиться как к анализу, так и к выводу).
Цель: развитие чувствительности, чувствительного восприятия, умения определять и называть свои ощущения и чувства.
Описание: На столе выложены картинкой вниз фотографии природы, пейзажи, цветы и т.п. Каждый участник должен по интуиции выбрать себе фото. Затем внимательно его рассмотреть, изучить, отметить свое состояние, состояние и настроение картины. Времени дается 5 минут. Затем каждый описывает то, что он почувствовал при изучении картины.
Наводящие вопросы:
· Какое настроение у картины?
· Какое чувство вызывает она в вас?
· Какой цвет нравится больше, какое чувство вызывает?
· Что понравилось в ней?
· Почему понравилась, выбрал именно эту картину?
· Какое настроение, состояние выражает (несет) эта картина?
· Какими красками жизнь разрисовала эту картину?
· Какими бы красками ты разрисовал, какие цвета добавил?
· Чем вы похожи? Есть ли у вас общее?
Это упражнение разновидность проективной методики. Описывая картину, участник описывает себя, то как он сейчас себя воспринимает и в каком состоянии находится. Педагогу важно на это указать детям поле обсуждения или если выйдет по актуальности – в процессе. Важно донести до участников мысль – что у нас внутри, то и снаружи. То как мы чувствуем себя, ощущаем внутри, то мы и излучаем, производим вовне.
5. Вывод
Упражнение «Что в коробочке?»
Цель: практика умения сосредоточить внимание на свойствах объекта, проанализировать их и сделать вывод, развитие интуиции, образного видения.
Описание: в спичечном коробке спрятан предмет (монетка, камушек, зёрнышко, семечко и т.п.). Задача участников отгадать, что в нем находится, не открывая коробок. Ориентир на звук предмета, вес, как он движется внутри коробка.
Можно упражнение сделать «глубже», если проговорить следующие слова:
Слова ведущего:
Вариант 1.
«Мы не видим, что внутри коробочки (так же как и наш внутренний мир), но мы можем это почувствовать. Нашими помощниками в этом являются – внимание (к звукам, весу, к своим ощущениям, образам), интуиция и образное видение. Например, вы приходите в лес и вдруг слышите какой-то звук (треск). И вы начинаете в своем уме соединять все подсказки – звук, место, время, свой опыт, интуиция и т.п. и у вас сразу рождается внутри образ – что это (например, упало срубленное дерево). Так же и в нашем случае. Будьте внимательны ко всем подсказкам».
Вариант 2.
«Внутри лежит предмет. Вы его не видите, но можете почувствовать, прислушавшись к своей интуиции, а это значит обратить на нее внимание.
Вы можете прислушаться и к внешним факторам, подсказкам – звуку, весу, движению внутри коробочки. И в итоге соединив все это, увидеть образ этого предмета.
Эта вся работа происходит у вас внутри. Работают ваши чувства (интуиция) и ум, который соединяет все показатели. Т.е. у человека есть помощники, которые помогают ему увидеть невидимое. Это тело, чувства и ум (мысли). Также и с нашим внутренним миром. Мы его не видим, но можем почувствовать и осознать. Но для этого в первую очередь телу, чувствам и уму нужно уделять внимание».
Упражнение «Кино-урок»
Просмотр фильма (на нужную тематику). Например, фильм «Урок экологии».
Задание:
1. Посмотреть фильм.
2. Ответить на вопросы:
· О чем этот фильм? (Не нужно описывать сюжет, а обобщите мысль, в целом, о чем фильм, что этим фильмом хотел сказать режиссёр, что показать зрителям, чему научить, о чем задуматься?).
· За счёт чего у главного героя получается достичь цели?
· Ваши чувства, мысли, осознания после просмотра фильма? Ваш вывод.
Упражнение «Орехи»
Для выполнения этого упражнения вам понадобятся грецкие орехи (можно шишки). Положите в пакет столько орехов, сколько у вас участников. Участники садятся в круг. Ведущий просит каждого взять по одному ореху, а потом в течение минуты внимательно рассмотреть и запомнить свой орех (ставить на нем метки и раскалывать нельзя). Через минуту все орехи складываются обратно в пакет. Ведущий их перемешивает, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой орех. Когда это выполнено, вы просите ребят рассказать, по каким признакам им удалось найти именно свой орех, чем он так отличается от других и в конце, сделать вывод, о чем это упражнение, что главное в нем.
Обсуждение: можно провести аналогию между грецкими орехами и людьми. И те, и другие в куче (или в толпе) на первый взгляд выглядят одинаково, а для того чтобы увидеть особенности, нужно потратить время, приглядеться. О ценности ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Орех может быть очень красивым, но внутри — абсолютно пустым. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не надо судить о человеке по каким-то внешним признакам. У ореха очень жесткая скорлупа, и она нужна ему для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются другим, для этого им требуется время.
Скорлупа – тело, у каждого оно разное, хоть и внешне похожее (руки, ноги), но все равно имеющее свои отличия.
Орех – внутренний мир, он находится внутри и наполняет оболочку. У всех он тоже разный.
Необходимые материалы: Орехи (или шишки), мешок.
6. Синтез
Упражнение «Мозаика»
Количество элементов пазла зависит от возраста ребенка: школьникам среднего звена можно предложить мозаику из 50-150 деталей или разноцветную мозаику, из которой на специальной доске можно собирать различные картинки; более старшим детям – масштабные изображения от 150 элементов.
Упражнение «Свяжи предметы по смыслу»
Школьнику дается два или более понятия, которые ему необходимо связать между собой по смыслу. Например, лужа и радуга. Возможный ход рассуждения: лужа образуется после дождя, радуга появляется, когда солнечные лучи освещают капли влаги в воздухе. Значит, связь между этими понятиями в том, что они появляются благодаря одному явлению – дождю.
7. Идея
«Мозговой штурм» или «Мастерская идей»
Участникам дается задание, например, создать концерт или эко-урок.
Предлагается несколько вариантов идей, на основе которых участники начинают предлагать свои идеи и варианты.
Важно в этом упражнении – создать атмосферу вдохновения, воодушевления.
Упражнение «Творческая мастерская»
Создание поделок из природных материалов (новогодние украшения из шишек, венки, ловцы снов, украшения из камней и т.п.). Чтобы поделка «родилась», должна возникнуть сначала идея.