Упражнения для школьников

Вебинар

О развитии внимания у учащихся через взаимодействие с природой

(теория и практические упражнения)

 

Базовые навыки 21 века, по мнению Дмитрия Судакова, руководителя проекта «Атлас новых профессий»:

• Управление вниманием, концентрация, осознанность.

• Эмоциональная грамотность.

• Цифровая грамотность.

• Творчество, креативность.

• Экологическое мышление.

• Кросскультурность.

• Способность к [до-, само-, пере-, раз-] учению.

• добавлю от себя - Работа в команде.

 

Что такое внимание и зачем оно нам нужно?

 

«Научите детей быть внимательными. Без внимательности, наблюдательности трудно учиться, узнавать новое, открывать законы, воспринимать мир во всей его красоте».

  Шалва Амонашвили

 

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.

Внимание - направленность и сосредоточенность мысли на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.

Наработка внимания – основное условие роста сознания. От объёма и качества внимания в частности зависит уровень осознанности человека.

На что направленно внимание, то и начинает расти.

 

Виды внимания

 

В жизни важно научиться удерживать во внимании два процесса:

v что происходит во Внешнем мире.

v что происходит во Внутреннем мире.

Классификация №1

Объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, а также наши собственные действия, мысли и чувства. Т.о. существует:

1. Внешнее внимание - обращено на объекты внешнего мира, то что нас окружает: люди, предметы, явления, природа. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира.

2. Внутреннее внимание - обращено на объекты субъективного мира человека. Внимание к себе: к своим ощущениям, чувствам, настроению, к мыслям, к состоянию тела. Необходимое условие самопознания и самовоспитания.

 

Классификация № 2 (М.С.Урих «Психология восприятия и осознания»):

У всех внимание работает по-разному. Все мы находимся на разных уровнях внимательности. Процесс роста внимания осуществляется в таком порядке:

1. Бдительность.

Остановка, самое начало, как точка из которой все исходит и раскрывается, будто поймать какой-то объект, который привлек внимание, реагирование на импульс, раздражитель. Такой вид внимания преобладает у младенцев. Они еще не могут сконцентрировать внимание, они просто реагируют на раздражители. Вспомните маленьких детей.

На этом этапе происходит вход в данный момент, «включение» внимания.

 

2. Сосредоточенность

Выделение сознанием объекта и направление на него внимания, т.е. начинаешь уделять этому объекту внимание, смотреть что это вообще такое. Ребенок уже может сосредоточить внимание на каком-либо объекте, но пока ненадолго. Быстрое переключение внимания с одного объекта на другой.

Сосредоточенность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Точка сборки, настройка на данный момент.

 

3. Концентрация

Внимание к деталям, изучение. Такой вид внимания преобладает у подростков. Если вам что-то интересно, то вы прикладываете усилия и уделяете внимание этому объекту, познаете, изучаете, чтобы удовлетворить свой интерес. Когда появляется интерес – появляется концентрация внимания. Она возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Такое внимание имеет волевой характер.

Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте.

Концентрация – ясность в определении предмета, объекта и его изучение.

 

4. Анализ

Анализ - разложение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств, качеств предметов/явлений.

Анализ – умение разобрать, разложить последовательно по своим местам, понять из чего состоит ситуация.

Начинаешь соотносить со своим опытом, анализировать, формируется отношение к объекту.

 

5. Вывод

Выделение главного, основного, видение причины.

Вывод - процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям — заключениям.

 

6. Синтез

Синтез - процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

Определение сути и привнесение её во все действия и проявления (собственный опыт).

Синтез есть способ собрать целое из функциональных частей, как антипод анализа — способа разобрать целое на функциональные части.       

 

7. Идея – то ради чего создаются действия.

 

Материал подобран на основе программ развития человека Данн Николая Николаевича, Анны Григорьевны Князевой, Урих Марины Сергеевны и опыта работы педагога-психолога Тополовой Н.Н.

 

 

Практическая часть.

Упражнения для школьников.

Процесс роста внимания:

 

1. Бдительность.

Упражнение: «Знакомство с местом»

Выйдите на улицу, хорошо, оказаться в сквере, парке, возле дерева. Погуляйте, познакомьтесь с местом. Отметьте, что здесь растёт, какие деревья, кустарники, трава.

 

Упражнение: «Шишка»

Раздать всем детям по шишке (желудю, листочку, палочке, ракушке, что есть на территории) и дать им, чтобы они ее потрогали. Суть - просто познакомить с предметом природным.

 

Игра «Пол - нос»

Цель: включение внимания, быстроты мышления, расслабление психической сферы, создание атмосферы радости и веселья.

Описание: Ведущий показывает на пол – участники должны прикоснуться к носу, потолок – макушка головы, в стороны – закрыть руками глаза и т.п. Возможны различные вариации. В процессе ведущий ускоряет темп. Игра очень смешная и веселая. Может использоваться для разминки или когда педагог видит, что дети устали и невнимательны.

 

2. Сосредоточенность.

Упражнение: «Все вместе»

Цель: упражнение направлено на групповое сплочение, создание непринужденной атмосферы, сосредоточение внимания.

Описание: Каждый участник берет в руки шишку (или какой-нибудь другой природный объект, например, палочку, желудь). Задача ребят всем вместе одновременно подкинуть и поймать свою шишку. Делать до тех пор, пока не получится всем поймать шишку.

Упражнение «Поиск Чудес в Природе»:

Наблюдение за природой, нахождение интересных природных явлений, форм, событий, т.е. нужно заметить что-то необычное и интересное в природе.

Мной разработана одна методика, благодаря которой дети естественно начинают включаться в процесс познания и наблюдения. Суть ее заключается в том, что во время прогулки я начинаю детям показывать что-то необычное и интересное в природе, что замечаю сама и искренне удивляюсь этому (это может быть дерево необычной формы, редкое растение для данной местности, удивительный цвет листьев, рисунки на коре, гнездо, норка и т.п.). Постепенно дети начинают сами видеть подобное и показывать мне. Как правило, возникает радость и удивление от новых открытий, которые мы нашли сами за счет внимания.

3. Концентрация  

Упражнение «Я ощущаю…»

Цель: концентрация внимания участников на объектах природы и своих ощущениях.

Описание: лучше, чтобы упражнение проходило на улице (на пришкольном участке, в парке, в лесу и т.п.). Ребятам дается задание обратить внимание на:

· звуки природы – что я слышу, прислушаться, послушать минуты 2-3 в тишине;

· образ, картинку природы – что я вижу, посмотреть на небо, землю, оглянуться вокруг;

· ощущение прикосновения к объектам природы – прикоснуться, потрогать, погладить разные объекты природы (дерево, кора, листочек, земля, вода и т.п.) и отметить свои ощущения (тепло, холодно, влажно, шершаво и т.п.);

· запах – подышать, понюхать (воздух, как пахнет дерево, цветок, земля и т.п.);

· ощущение вкуса - попробовать на вкус травинку, семечку, воду и т.п.

Упражнение выполняется каждым участником индивидуально, лучше, чтобы они разошлись по территории и не мешали друг другу сосредоточиться. На каждый пункт исследования (орган чувств) дается минуты 2-3. В завершении делимся наблюдениями, проживаниями, ощущениями.

Упражнение «Рисунок цветка»

Детям предлагаются фото цветов (можно сделать так, чтобы они выбирали, не видя картинки, по интуиции). А затем даётся задание - срисовать этот цветок настолько детально, насколько можешь. Передать в рисунке форму, цвет, особенности, детали этой картины, цветка.

Что это даёт?

Во-первых, колоссальную концентрацию внимания. Ребёнок погружается в это действие, в этот образ! Даже шумные, активные детки, на минуту, но сконцентрируют своё внимание.

Во-вторых, качество Образа! Мы предлагаем не просто разные картинки, а именно природные, живые, гармоничные Образы! Ведь «чему уделяешь внимание, то и растёт»! Погружаясь в это действие, в образ цветка, дети фиксируют его в своём сознании, что позволяет, как один из шагов, формировать в их сознании правильные образы, чистоту, красоту, гармонию.

Вариаций у этого упражнения масса! Можно срисовывать с натуры природные объекты (шишку, цветок, листочек, бабочку и т.п.), зимой можно предложить фото снежинок.

 

4. Анализ

 

Упражнение «Чем похожи растения и человек»

Цели:

1. Наработка внимательности (сосредоточенности, концентрации, анализа).

2. Формирование отношения к природе как к живому объекту.

3. Наработка навыков исследования природы.

Описание: участникам необходимо исследовать, чем похожи растения (травы, цветы, деревья, кустарники и т.п.) и человек по внешним, физическим признакам.

Каждый выбирает себе объект/объекты и внимательно его/их рассматривает, трогает и записывает свои наблюдения на листочках. Далее всей командой обсуждаем, делимся наблюдениями и размышлениями.

Упражнение можно делать как на улице, так и в помещении с комнатными растениями.

Важно чтобы дети написали не только то, что они уже знают (по логике, например, что растение дышит, питается, размножается), а сделали именно свои наблюдения, нашли новые признаки. Педагог может немного подсказывать, давая направление в поиске.

В упражнении идет наработка внимания, внимательности, анализа и сравнения. У детей появляется возможность самим выявить новое знание, информацию, провести мини-исследование.

Пример:

· Прожилки в листе похожи на наши капилляры.

· Кора дерева похожа на нашу кожу (есть такие же трещинки и тоже выполняет защитную функцию).

· Ветки похожи на наши руки и пальцы.

· Ствол похож на наше тело, он тоже округлой формы.

· Опора у нас одна – земля.

· Внутри нас течет кровь, а внутри дерева – вода, соки, смола.

· На некоторых растениях, листьях цветов есть ворсинки, похожие на волоски на нашей коже.

Упражнение «Мир глазами цветка»

Цель:

· Настройка на растительное царство.

· Концентрация внимания.

Описание:

· Ребятам предлагаются фото цветов, растений, трав, лежащих вниз картинкой.

· Каждый интуитивно выбирает себе фото, то которое притянется.

· Смотрят, изучают детально, впитывают, запоминают образ. Так, чтобы с закрытыми глазами они смогли его представить.

· Закрываем глаза, настраиваемся на данный момент, ощущения своего тела.

· Слова ведущего: «Вы – этот цветок. Ваше тело – это стебель, руки – листики, ноги - корни, вы растете и тянетесь к небу, а ваши ноги-корни крепко стоят на земле.

Оглядите себя:

Ø Какого вы цвета/роста?

Ø Сколько вам лет?

Ø Как вас зовут?

Теперь оглянитесь вокруг:

Ø Где вы находитесь – в поле, у воды (реки, озера, океана), в лесу, в горах, в городе и т.п. Нравится ли вам здесь?

Ø Какое время года?

Ø Какое время суток?

Ø Какая погода? (солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено и т.п.)

Ø Есть ли кто-то рядом с вами? Приятно ли вам это соседство?

Теперь определите:

Ø Какое у вас (как у цветка) настроение сейчас?

Ø Какой вы по характеру?

Веселый вы или задумчивый, активный или спокойный, размеренный, громкий или тихий и т.п. Или вы бываете разным? То каким чаще?

Ø Что вы любите (как этот цветок)?

Ø О чем вы мечтаете?

Теперь сделайте глубокий вдох-выдох. Вы снова человек. Еще раз вдох-выдох. На выдохе можете открывать глазки».

· Обсуждение по пунктам, что увидели, комфортно ли было, что ощутили.

Это упражнение – разновидность проективной методики, позволяет участникам за счет отождествления себя с другим образом, посмотреть на себя со стороны и увидеть то, что скрыто в подсознании или бессознательном. Все что дети будут говорить о цветах – они будут говорить о себе. Можно в завершении указать им на это, предложив самостоятельно проанализировать то, что они видели и как это соединяется с ними.

А также упражнение позволяет понять и почувствовать, что растение тоже живое и обладает своим собственным внутренним миром.

Упражнение «Настроение картины» (упражнение относиться как к анализу, так и к выводу).

Цель: развитие чувствительности, чувствительного восприятия, умения определять и называть свои ощущения и чувства.

Описание: На столе выложены картинкой вниз фотографии природы, пейзажи, цветы и т.п. Каждый участник должен по интуиции выбрать себе фото. Затем внимательно его рассмотреть, изучить, отметить свое состояние, состояние и настроение картины. Времени дается 5 минут. Затем каждый описывает то, что он почувствовал при изучении картины.

Наводящие вопросы:

· Какое настроение у картины?

· Какое чувство вызывает она в вас?

· Какой цвет нравится больше, какое чувство вызывает?

· Что понравилось в ней?

· Почему понравилась, выбрал именно эту картину?

· Какое настроение, состояние выражает (несет) эта картина?

· Какими красками жизнь разрисовала эту картину?

· Какими бы красками ты разрисовал, какие цвета добавил?

· Чем вы похожи? Есть ли у вас общее?

Это упражнение разновидность проективной методики. Описывая картину, участник описывает себя, то как он сейчас себя воспринимает и в каком состоянии находится. Педагогу важно на это указать детям поле обсуждения или если выйдет по актуальности – в процессе. Важно донести до участников мысль – что у нас внутри, то и снаружи. То как мы чувствуем себя, ощущаем внутри, то мы и излучаем, производим вовне.

 

5. Вывод

 

Упражнение «Что в коробочке?»

Цель: практика умения сосредоточить внимание на свойствах объекта, проанализировать их и сделать вывод, развитие интуиции, образного видения.

Описание: в спичечном коробке спрятан предмет (монетка, камушек, зёрнышко, семечко и т.п.). Задача участников отгадать, что в нем находится, не открывая коробок. Ориентир на звук предмета, вес, как он движется внутри коробка.

Можно упражнение сделать «глубже», если проговорить следующие слова:

Слова ведущего:

Вариант 1.

«Мы не видим, что внутри коробочки (так же как и наш внутренний мир), но мы можем это почувствовать. Нашими помощниками в этом являются – внимание (к звукам, весу, к своим ощущениям, образам), интуиция и образное видение. Например, вы приходите в лес и вдруг слышите какой-то звук (треск). И вы начинаете в своем уме соединять все подсказки – звук, место, время, свой опыт, интуиция и т.п. и у вас сразу рождается внутри образ – что это (например, упало срубленное дерево). Так же и в нашем случае. Будьте внимательны ко всем подсказкам».

Вариант 2.

«Внутри лежит предмет. Вы его не видите, но можете почувствовать, прислушавшись к своей интуиции, а это значит обратить на нее внимание.

Вы можете прислушаться и к внешним факторам, подсказкам – звуку, весу, движению внутри коробочки. И в итоге соединив все это, увидеть образ этого предмета.

Эта вся работа происходит у вас внутри. Работают ваши чувства (интуиция) и ум, который соединяет все показатели. Т.е. у человека есть помощники, которые помогают ему увидеть невидимое. Это тело, чувства и ум (мысли). Также и с нашим внутренним миром. Мы его не видим, но можем почувствовать и осознать. Но для этого в первую очередь телу, чувствам и уму нужно уделять внимание».

 

Упражнение «Кино-урок»

Просмотр фильма (на нужную тематику). Например, фильм «Урок экологии».

Задание:

1. Посмотреть фильм.

2. Ответить на вопросы:

· О чем этот фильм? (Не нужно описывать сюжет, а обобщите мысль, в целом, о чем фильм, что этим фильмом хотел сказать режиссёр, что показать зрителям, чему научить, о чем задуматься?).

· За счёт чего у главного героя получается достичь цели?

· Ваши чувства, мысли, осознания после просмотра фильма? Ваш вывод.

 

Упражнение «Орехи»

Для выполнения этого упражнения вам понадобятся грецкие орехи (можно шишки). Положите в пакет столько орехов, сколько у вас участников. Участники садятся в круг. Ведущий просит каждого взять по одному ореху, а потом в течение минуты внимательно рассмотреть и запомнить свой орех (ставить на нем метки и раскалывать нельзя). Через минуту все орехи складываются обратно в пакет. Ведущий их перемешивает, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой орех. Когда это выполнено, вы просите ребят рассказать, по каким признакам им удалось найти именно свой орех, чем он так отличается от других и в конце, сделать вывод, о чем это упражнение, что главное в нем.

Обсуждение: можно провести аналогию между грецкими орехами и людьми. И те, и другие в куче (или в толпе) на первый взгляд выглядят одинаково, а для того чтобы увидеть особенности, нужно потратить время, приглядеться. О ценности ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Орех может быть очень красивым, но внутри — абсолютно пустым. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не надо судить о человеке по каким-то внешним признакам. У ореха очень жесткая скорлупа, и она нужна ему для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются другим, для этого им требуется время.

Скорлупа – тело, у каждого оно разное, хоть и внешне похожее (руки, ноги), но все равно имеющее свои отличия.

Орех – внутренний мир, он находится внутри и наполняет оболочку. У всех он тоже разный.

Необходимые материалы: Орехи (или шишки), мешок.

 

6. Синтез

 

Упражнение «Мозаика»

Количество элементов пазла зависит от возраста ребенка: школьникам среднего звена можно предложить мозаику из 50-150 деталей или разноцветную мозаику, из которой на специальной доске можно собирать различные картинки; более старшим детям – масштабные изображения от 150 элементов.

Упражнение «Свяжи предметы по смыслу»

Школьнику дается два или более понятия, которые ему необходимо связать между собой по смыслу. Например, лужа и радуга. Возможный ход рассуждения: лужа образуется после дождя, радуга появляется, когда солнечные лучи освещают капли влаги в воздухе. Значит, связь между этими понятиями в том, что они появляются благодаря одному явлению – дождю.

 

7. Идея

 

«Мозговой штурм» или «Мастерская идей»

Участникам дается задание, например, создать концерт или эко-урок.

Предлагается несколько вариантов идей, на основе которых участники начинают предлагать свои идеи и варианты.

Важно в этом упражнении – создать атмосферу вдохновения, воодушевления.

                                                                                         

Упражнение «Творческая мастерская»

Создание поделок из природных материалов (новогодние украшения из шишек, венки, ловцы снов, украшения из камней и т.п.). Чтобы поделка «родилась», должна возникнуть сначала идея.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: