Назначение преемника

Урок №169 Акыда

(Исламское вероубеждение).

 

Ое правило.

«Ахлю-с-сунна уаль-джама’а убеждены в том, что шариатская присяга дается только имаму мусульман, людьми, имеющими влияние и власть, а остальные люди следуют им»

 

 Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас». [Сура ан-Ниса, аят 59].

 

 Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Слушайте и повинуйтесь, даже если вашим правителем сделают эфиопского раба, голова которого подобна изюмине. И так до тех пор, пока он придерживается книги Аллаха».

[Ахмад, 3/114; аль-Бухари, 693; Ибн Маджах, 2860. См. также «Сахих аль-джами’», 985].

 

  Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прежде израильтянами правили пророки, и каждый раз, как умирал один пророк, его место занимал другой. Если же говорить обо мне, то, поистине, после меня пророков не будет, но будет множество халифов».

Люди спросили: “Что же ты повелишь нам?”

Он сказал: “Будьте верны каждому первому из тех, кому принесут клятву, и соблюдайте их права, а Аллах спросит с них за всё то, что Он подчинил им”.

[аль-Бухари, 3455; Муслим, 1842].

 

  Сообщается со слов ‘Ади ибн Хатима, который сообщил о том, что однажды сподвижники сказали: «О, посланник Аллаха, мы не спрашиваем тебя о подчинении тем, кто богобоязнен. Однако, как быть с подчинением тому, кто сделал то-то и то-то?»упомянув некоторые скверные поступки. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Бойтесь Аллаха, слушайтесь и повинуйтесь!». [Передал Ибн Аби ‘Асым в «Китабу-с-Сунна», 2/508. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Зылялю-ль-Джанна фи тахриджи-с-сунна», 2/254].

 

Сообщается со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто желает центра Рая, пусть держится за джама‘а (единую общину)! Поистине, шайтан находится с одним, а от двух он уже подальше». [ат-Тирмизи, 2165; ибн Хиббан, 7254. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 430].

 

 Сообщается со слов ‘АбдуЛлаха ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин обязан слушаться и повиноваться правителю в том, что любимо, и в том, что неприятно, если только правитель не прикажет ослушаться Аллаха! Если же правитель прикажет ослушаться Аллаха, то нет послушания и нет подчинения». [аль-Бухари, 7144].

 

Сказал ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах):

«Под правлением подразумевается наличие власти и силы! Когда дается присяга тому, кто имеет власть и силу, он становится правителем.

Поэтому имамы из числа саляфов говорили, что человек, у которого есть сила и власть, посредством которой он управляет, и есть тот обладатель влияния, которому Всевышний Аллах повелел подчиняться, если только он не приказывает ослушания.

Правитель — это тот, кто имеет власть! А власть не становится властью, если с ней согласны один, два или четыре, если только согласие этих людей, не означает согласие всех остальных».

[См. «Минхаджу-с-Сунна ан-Набауийа», 1/527].

 

 

Шейх Салих ибн Фаузан (да сохранит его Аллах) сказал:

─ Это правило касается послушания и повиновения обладателям власти. Это основа из основ ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а! О ней они пишут даже в книгах по вероубеждению. Эта основа отличает их от хариджитов, му‘тазилитов и прочих приверженцев нововведений. Ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а заявляют о необходимости подчиняться обладателям власти среди мусульман. Они не выходят из подчинения правителю, даже если он несправедлив и грешен.

 

И так до тех пор, пока он не совершит неверия (куфра). Ведь, в послушании и повиновении, в терпении гнёта, есть огромная польза. Это способствует объединению мусульман, приводит к сохранению безопасности и стабильности, а это лучше, чем выход против правителей. Поистине, выход против обладателей власти приводит к великому вреду, к большому злу, как это произошло во времена ‘Усмана (да будет доволен им Аллах), третьего праведного халифа.

 

Когда бунтари вышли против ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) и убили его, возникла смута, которая не исчезла до сих пор. Ученые из числа сподвижников запрещали подобное, разъяснили этим бунтарям этот вопрос, давали им искренние советы, но случилось то, что случилось, став назиданием для мусульман. Никогда не было такого, что люди восстали против правителя, и это не привело бы к смуте и злу.

 

Необходимо смотреть на деяние, взвешивая пользу и вред, и если вреда больше, чем пользы, нужно оставить деяние. Необходимо проявлять терпение и повиноваться, даже если правители несправедливы. Нет сомнения в том, что притеснение и гнет является вредом, ослушание Аллаха является грехом, но в выходе против правителей кроется больший вред. А из двух вредных вещей, необходимо выбирать то, вред чего меньше.

 

Так поступают, когда речь идёт о правителях несправедливых и нечестивых, а что же сказать о справедливых правителях, поборниках истины, чья праведность больше, чем те ошибки, которые они совершали. Кроме того, ошибка правителя, его грех, касается только его самого. Что же касается выхода против правителя, то зло от этого распространится повсеместно. Возникнут убийства, волнения, несправедливость, и всё это в большом количестве. Именно поэтому, ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а придерживаются этой важной основы. Они совершают намаз позади правителей, даже если те нечестивы.

 

Правление устанавливается тремя путями:

 

1 - Присяга со стороны людей, имеющих влияние и власть (ахлю-ль-хали уа-ль-‘акъд).

 

Нет такого условия, что все жители страны до единого должны присягнуть кому-то, чтобы он стал правителем. Достаточно, чтобы присягнули люди, имеющие влияние и власть (ахлю-ль-хали уа-ль-‘акъд), например, ученые. Если эти люди дадут кому-то присягу, то все остальные мусульмане обязаны подчиняться правителю, так как мусульмане являются единым телом. Некоторые невежды считают, что каждый человек должен присягнуть правителю, и это убеждение противоречит мазхабу ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а.

 

Именно так правителем стал Абу Бакр ас-Сиддикъ (да будет доволен им Аллах), которому дали присягу сподвижники. Однако заметим, что некоторые ученые сказали, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) стал правителем, так как на это указывали шари‘атские тексты и указания от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) поставил Абу Бакра имамом в молитве, когда сам заболел. В тот день пророку (мир ему и благословение Аллаха) сказали: «Пусть лучше ‘Умар возглавит молитву, так как Абу Бакр плачет во время неё». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разозлился и повторил свой приказ. Поэтому сподвижники выбрали Абу Бакра и сказали: «Если пророк (мир ему и благословение Аллаха) был доволен Абу Бакром в вопросах религии, то, как мы не будем довольны им в мирских вопросах?».

 

Также сообщается, что Джубайр бин Мут‘им, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла какая-то женщина, и он велел ей снова вернуться к нему потом. Она спросила: “Скажи мне, а что если я приду, но не найду тебя?” — как бы имея в виду смерть. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если не найдёшь меня, ступай к Абу Бакру”». [аль-Бухари, 3659].

 

Кроме того, Абу Бакр является лучшим из сподвижников! Он сопровождал пророка (мир ему и благословение Аллаха) с самого начала его миссии до самой смерти, помогая ему и сражаясь вместе с ним.

 

Назначение преемника.

 

Речь идет о том, что правитель назначает после себя преемника. Например, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) назначил своим преемником ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), который был лучшим сподвижником после самого Абу Бакра. Присяга преемнику является обязательной.

Захват власти силой.

 

Если какой-то человек захватил власть силой, то необходимо подчиняться ему, дабы отстранить зло. Например, ‘Абдуль-Малик ибн Маруан захватил власть силой, и мусульмане подчинились ему.

 

Правителю необходимо подчиняться, даже если с его стороны наблюдается несправедливость и притеснение, даже если он совершает некоторые грехи, которые не доходят до уровня неверия. Но если он приказывает ослушаться Всевышнего Аллаха, то нет ему подчинения. Это не означает, что если правитель приказал ослушаться Аллаха, то нужно полностью выйти из подчинения ему. Нет, имеется в виду то, что нельзя подчиняться ему только в том, что является ослушанием Аллаха. Но подчинение ему сохраняется во всем остальном. Нельзя нарушать присягу данную ему.

 

Это — краткое изложение этого важнейшего вопроса! Этот вопрос относится к основам ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а. В результате соблюдения этого принципа мы получаем большую пользу и устраняем различные сомнения. На этом единогласно сошлись ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а! Никто из числа ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а не противоречит этому принципу. Ему противоречат только приверженцы нововведений, как хариджиты, которые вышли против повелителя правоверных ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах).

 

Или же му‘тазилиты, которые назвали одну из своих основ «приказ одобряемого и запрещение порицаемого». Но под этим не имелось в виду то, что узаконил Аллах. Они подразумевали под этим выход против правителя. И это, несмотря на то, что выход против правителя сам по себе является порицаемым. Да убережет нас Аллах! Это противоречит Корану, Сунну и единогласному мнению ученых (иджма‘).

(Конец слов шейха Фаузана).

 

 

 Затем я спросил шейха Фаузана: «Возможна ли присяга кому-то, кто не получил власть теми тремя способами, что вы упомянули? Ведь, не секрет, что сегодняшние джама‘аты принуждают своих последователей давать присягу».

 

Шейх Салих ибн Фаузан (да сохранит его Аллах) ответил:

─ Нет, это — заблуждение (батыль), это — заблуждение (батыль)! Такого нет в Исляме! Нет этому в религии подтверждения. Сообщается только о том, что путники, собираясь в путь, должны назначить амира. Но этот амир не называется обладающим властью и ему не дается присяга! Он просто отвечает за организацию путешествия.

 

Он не может осуществлять шари‘атские наказания, ему это запрещено. У него нет полномочий правителя. Он отвечает только за путешествие. Более того, он сам находится под подчинением правителя. Поэтому у этих джама‘атов нет никакого довода! Более того, то, что они делают, является нововведением (бид‘а).

 

Также к основам ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а относится то, что они сражаются против того, кто решил свергнуть правителя! Если кто-то захочет свергнуть правителя, то нужно казнить его, дабы зло отстранилось от мусульман. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то пришел к вам, желая разъединить ваш джама‘ат, в то время, как вы под одним правителем, то убейте того, кто пришел (с таким намерением)». [См. «Сахих аль-Джами‘», 5944].

А Всевышний Аллах сказал: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха». [Сура аль-Худжурат, аят 9].

 

 Поэтому, ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а обязывают людей встать на сторону правителя и сражаться против бунтарей, чтобы отстранить зло. Это слова шейху-ль-Исляма ибн Теймийи (да смилуется над ним Аллах), которые он высказал в книге «Минхаджу-с-Сунна».

  (Конец слов шейха Фаузана).

 

  Затем я спросил шейха Фаузана: «А если правитель не судит по законам Аллаха, более того, нам стало точно известно, что он является неверующим, но мы предполагаем, что выход против него приведет к огромному вреду. Можно ли выходить против такого правителя?!».

 

Шейх Салих ибн Фаузан (да сохранит его Аллах) ответил:

─ Нет, если правитель является неверующим, но у мусульман нет достаточных сил, чтобы заменить его и привести дела в порядок, то они должны проявлять терпение, так как у них есть оправдание.

 

Всевышний Аллах говорит: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей».

[Сура ат-Тагъабун, аят 16].

А также: «Не обрекайте себя на гибель». [Сура аль-Бакара, аят 195].

Выход против него будет чистым злом, не несущим в себе никакой пользы. Эти стычки, эти террористические акты не одобряются Исламом. Они обязаны терпеть до тех пор, пока не смогут обеспечить мусульманам сильное правление.

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники до хиджры также были под властью неверующих правителей, однако не сражались против них, так как сражение в той ситуации привело бы к гораздо большему вреду, чем ожидаемая польза. Поэтому, пророку (мир ему и благословение Аллаха) было запрещено сражаться в Мекке. Всевышний Аллах повелел им проявлять терпение.

 

Он сказал: «Уберите руки (не пытайтесь сражаться), совершайте намаз и выплачивайте закят». [Сура ан-Ниса, аят 77].

Он не разрешил им джихад до хиджры. Джихад был узаконен, когда появились помощники, образовалось государство. Но в Мекке им было запрещено сражаться, а было приказано заниматься только призывом. Это указывает на то, что мусульмане, находясь в слабости, должны терпеть неверующего правителя до тех пор, пока Всевышний Аллах не даст им облегчения.

(Конец слов шейха Фаузана).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: