Тема: История развития музыки от Древней Греции до эпохи барокко

Муз лит 5 класс  1четверть 1 урок

Группы по расписанию   четверг 10-00 и 15-20

Урок 1.

Тема: История развития музыки от Древней Греции до эпохи барокко

1. Прочитать новый материал и сделать коротко записи по теме.

Истоки современной европейской цивилизации теряются в веках, но определяющее влияние на ее формирование оказала Древняя Греция. Разные системы государственного управления, философские школы – все это уже существовало в те годы. И, конечно, культура высочайшего уровня развития, которая много раз становилась образцом для подражания последующих поколений. Античный – anticus – с латинского языка переводится как «древний», этот термин принято употреблять по отношению к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима.

Когда звучат слова «античная скульптура» или «легенды и мифы Древней Греции» мы легко понимаем, о чем идет речь. Но кто может вспомнить, что представляла собой музыка Древней Греции? И почему мы о ней практически ничего не знаем? Ведь сохранилось множество памятников античного  искусства (архитектура, скульптура, росписи сосудов и т.д.); сохранились шедевры древнегреческой литературы («Илиада» и «Одиссея» Гомера, пьесы Софокла, Эсхила и т.д.); сохранились труды философов (Платона, Аристотеля и др.). Но из музыкальной античной традиции до нас дошло только 11 образцов[1] (зачастую во фрагментах) музыкально-поэтических композиций. Поэтому получить полное представление о том, как звучала музыка в Древней Греции, не удастся ни одному, даже самому удачливому ученому-археологу или историку музыки.

К счастью, мы знаем, на каких инструментах играли в древних Афинах или Спарте; в каких случаях звучала инструментальная, а в каких – вокальная музыка. Все эти знания доступны нам благодаря изобразительному искусству и литературе. В них сохранились описания различных празднеств или театральных постановок; рисунки и скульптуры донесли до нас внешний вид инструментов и то, как на них в свое время играли. Кроме того, древнегреческие ученые и философы много внимания уделяли музыке, как важнейшему элементу воспитания гармоничного, образованного человека.

 

Аполлон Кифаред

      Даже боги Древних греков, так или иначе, имели дело с музыкой: ловкий Гермес изобретает разновидность лиры, Афина Паллада придумывает флейту, а Аполлона часто именуют Кифаредом – играющим на кифаре[2].

Многие мифы повествуют о музыке или музыкальных инструментах: один из самых популярных античных мифов – об искусном певце Орфее, печальная история о Пане и нимфе Сиринге дала имя музыкальному инструменту (флейта Пана) и т.д.

Ж енщина, играющая на авлосе

Музыка сопровождала театральные постановки: звучали кифары, флейты и авлосы[3], пел хор, распевно декламировали актеры. На пирах греки веселились под пение и звучание разных духовых и струнных инструментов. Музыка сопровождала торжественные моменты в ходе Олимпийских игр. И музыка звучала в храмах, посвященных разным богам, но, прежде всего – Аполлону. Бог солнца, покровитель искусств, чья свита состоит из девяти муз, по преданиям, победил страшного змея Пифона и в честь своего триумфа повелел проводить в своем святилище в Дельфах Пифийские игры, на которых музыка была обязательной дисциплиной. 

Дельфийский гимн Аполлону Смотреть видео                                      

Многие древнегреческие традиции были освоены и приспособлены к своим потребностям более поздним античным миром – Древним Римом. На Апеннины были перенесены и музыкальные увлечения Эллады. Также звучала музыка в театрах, также пение и музыкальные инструменты сопровождали пиршества. Музыке обязательно обучали: в знатных семьях признаком хорошего тона было умение играть на кифаре и петь. Многие римские правители увлекались музыкальным искусством – император Нерон учредил греческие состязания, в которых выступал как певец, кифаред и поэт. Император Домициан основал Капитолийские состязания, участники которых состязались в мастерстве игры на кифаре и авлосе и пении.

 

На мозаике из города Помпеи изображены женщина, играющая на авлосе,
пляшущий мужчина с бубном и в центре - мужчина с кимвалами

 (ударный инструмент в виде двух тарелочек)

Культ воинской славы в Древнем Риме усилил значение  военной музыки, поднимавшей настроение войск перед боем или сопровождавшей триумфальные шествия. В составе оркестров были духовые инструменты: букцины (изогнутые рога), тубы (прямые трубы) и другие металлические инструменты.

Появился и новый повод к звучанию инструментальной музыки, которого не могло быть в Древней Греции – гладиаторские бои.

В состав Римской империи входило множество народов, музыканты из разных восточных и северно-европейских земель стекались в столицу. Философ Сенека описывает состав инструментального ансамбля, игравшего между боями гладиаторов, и указывает в нем гидравлос[4] – старинную предтечу органа. Этот же инструмент был в моде у римской знати.

 Гидравлос и букцина  Смотреть видео

Античная мозаика из города Трира изображает музыкантов, играющих

 на гидравлосе и букцине.

Следующая эпоха в истории и культуре народов Европы – Средневековье. Она длилась (приблизительно) с V по XIII век[5]. Описывая Средневековье, как правило, не жалеют мрачных эпитетов. Действительно, тогда велось множество кровопролитных феодальных войн; друг за другом следовали Крестовые походы; на излете эпохи средневековья и в начале эпохи Возрождения на Европу обрушилась чудовищная эпидемия «черной смерти» – чумы[6].

Но именно эпоха Средневековья подарила нам уникальное архитектурное явление – готику, в эти времена закладывается основа нынешней музыкальной культуры. И, прежде всего – появляется привычная для нас линейная система нотной записи. Ее изобретение – плод длительной работы итальянского монаха из города Ареццо по имени Гвидо. Он обучал в монастырской школе мальчиков-певчих и постоянно сталкивался со сложностями в объяснении правил исполнения песнопений – в основном, григорианских хоралов[7]. Система нотации, распространенная до XI века, основывалась на невмах – символах, обозначающих известные певцам мелодические фразы различной протяженности, при этом начальная высота исполняемой невмы постоянно варьировалась. Гвидо Аретинский в XI веке создал универсальную систему, благодаря которой значительно возросла точность исполняемых песнопений, да и петь стало намного удобнее. Линейки и расположенные на них и между ними нотные значки[8] впоследствии неоднократно подвергались коррективам.

Гвидо Аретинский Смотреть видео

Изучать музыку профессионально во времена средневековья можно было только в школах при монастырях и больших храмах[9]. Поэтому нет ничего удивительного, что именно в этой среде начали появляться первые образцы многоголосия. Сначала это было простое дублирование, точное повторение на другой высоте мелодии основного, главного голоса. Но постепенно второй «зависимый» голос начал проявлять все большую свободу и самостоятельность. Эти свойства многоголосия хорошо заметны в творчестве Леонина (середина XII века) и Перотина[10] (конец XII-нач.XIII века), композиторов-певчих, служивших в главном Парижском соборе – Нотр-Дам.

 

Жемчужина готической архитектуры – Нотр-Дам, Париж

Перотин Органум  Смотреть видео (фрагмент)

В отличие от церковной, центрами  развития светской музыкальной культуры средневековья становятся замки феодалов и знатных рыцарей. Песни различного содержания, инструментальные наигрыши услаждали слух знатных господ и их гостей во время пиров или рыцарских турниров.

Музыка Средневековья Смотреть видео

Средневековый замок Карлштейн в окрестностях Праги

Сначала «носителями» светской культуры были странствующие актеры-универсалы, которых в разных странах именовали шпильманами, жонглерами, гистрионами. Обычно они совмещали умения фокусника, акробата, певца, инструменталиста, декламатора. Их не очень жаловала церковь, но простой люд, для которого они выступали на деревенских и городских площадях, и богатая публика, которую они развлекали во дворцах, – приветствовали их. Естественно, что эти актеры в большинстве своем не владели нотной грамотой, и записать свои песни и наигрыши не могли.

Следующее поколение светских музыкантов представлено, в основном, выходцами из знатных, образованных кругов. С середины XII века известны трубадуры – певцы-поэты Прованса (Южной области Франции), менестрели (Франция и Англия), век спустя в северных областях Франции расцветает творчество труверов. На территории Германии в эти же века творят миннезингеры. До нашего времени дошло большое количество песен[11] и поэм, созданных этими замечательными авторами. История сохранила имена многих: Бертран де Борн, Адам де ла Аль, Тибо Шампанский, Вальтер фон дер Фогельвейде и другие. Содержание большинства песен связано с любовной лирикой и легендами о доблестных рыцарях.

 

Средневековая миниатюра. Публика слушает игру странствующего музыканта.

В эпоху средневековья в Западной Европе утверждается структура главной церковной службы – мессы. Музыкальные разделы, обязательные для любой разновидности мессы:

Kyrieeleison (Господи, помилуй!)

Gloria (Слава в вышних)

Credo (Верую)

Sanctus (Свят, свят, свят)

AgnusDei (Агнец Божий).

Песнопения мессы обычно отличаются строгостью и некоторой отрешенностью от земных проблем. Эта музыка уносить человека в горний мир божественного света и совершенства.

Впрочем, средневековый храм был не только местом строгим и суровым. Многие средневековые произведения искусства, имеющие отношение к убранству церкви, могут служить хорошим примером юмора того времени.

Органист и его помощник-калькант, накачивающий меха, резьба на скамье

 

Другие же образцы демонстрируют высочайшей мастерство в работе с камнем; лица святых удивительно осмысленны и эмоциональны.

 

Скульптурная группа. Бамберг, Кафедральный собор

 

Эпоха Возрождения (или Ренессанс) в разных странах протекала в разное время. За основу мы предлагаем взять период с XIV по XVI века. Само название – Возрождение – дает подсказку в определении его важнейшей идеи: возрождение идеалов античности. Помимо подражания лучшим образцам античного изобразительного искусства развиваются философские учения, берущие свое начало в Древней Греции и Риме. Вместе с философией «вспоминают» и о естественных науках, высоко развитых во времена античности, но находившихся в опале во времена средневековья. Медицина, физика, химия, биология – ими увлекаются не только ученые, но и представители мира искусства. Великому итальянскому художнику Леонардо да Винчи принадлежит один из первых и лучших трактатов по анатомии человека. А немецкий живописец Альбрехт Дюрер оставил множество замечательных рисунков и гравюр, на которых с великолепной точностью изобразил различных животных.

 

А.Дюрер. Носорог (гравюра)

Микеланджело. Моисей

В центре ренессансной культуры оказывается человек, созданный по образцу и подобию Божьему, находящийся в гармонии с окружающей его природой. Человек и его бесконечно разнообразный внутренний мир воспевается в «Божественной комедии» Данте, в  прекрасных и утонченных картинах Боттичелли. Диктат церкви над всеми видами искусства ослабевает: библейские сюжеты все также находят свои воплощения в скульптуре и живописи, но их герои теперь максимально приближены к реальному человеку из плоти и крови. Художник, поэт и скульптор Микеланджело создает уникальные по правдивости, силе и мощи изображения святых и пророков.

Его младший современник – живописец Рафаэль Санти – часто изображает на полотнах Деву Марию (Богородицу, Мадонну) – реальную, прекрасную и трогательную своей беззащитностью.

Рафаэль. Сикстинская мадонна

Духовная музыка продолжает развиваться: в Италии, Франции и Нидерландах замечательные композиторы Гийом де Машо, Якоб Обрехт, Жоскен Депре, Джезуальдо, великий Палестрина и другие пишут большое количество месс и мотетов. Как и прежде, эти сочинения в большинстве своем предназначены для исполнения хором acapella. Но полифоническая техника, которую теперь используют авторы, настолько сложна и хитроумна, что ее невозможно даже сравнивать с приемами многоголосия эпохи средневековья.

                                 

Хоровая книга. Италия, Флоренция, ок.1380 года      Джованни Пьерлуиджи Палестрина

                                                                                          итальянский композитор (1525 - 1594)

Палестрина Sicut cervus Смотреть видео

Жоскен Депре французский композитор (1450 — 1521)  

    

Жоскен Депре "Сверчок" Смотреть видео

В профессиональном искусстве самостоятельное развитие получает инструментальная музыка, ранее находившаяся в тени своей вокальной «сестры». Появляются инструментальные пьесы, часто прикладного характера; но создаются и серьезные самостоятельные небольшие произведения в тех жанрах, которые обретут свою совершенную форму в эпоху барокко – прелюдии, фантазии, вариации, токкаты.

Если в эпоху средневековья в музыкальной профессиональной сфере господствовал орган (светская инструментальная традиция того времени еще не могла считаться профессиональной), то теперь появляются и композиторы, и исполнители-виртуозы, сконцентрировавшие свое творчество на различных инструментах: флейте, лютне, виолах разного вида и др. Музыка вновь становится одним из обязательных элементов образования[12], умение петь и играть на каком-либо инструменте теперь норма для всякого просвещенного и образованного человека. Сохранился учебник музыки Томаса Морли (1557–1603) за 1597 год, где в предисловии описывается факт, свидетельствующий об уровне музыкальной культуры широких слоев общества в Англии: «Один из молодых гостей, студент университета был вынужден признаться, что не может петь по нотам вместе с другими гостями, чем нимало удивил присутствующих. Все возмущались, «Что это за воспитание!», студенту пришлось с великим стыдом учиться петь у учителя музыки, тот занимался с ним, как с малым ребенком».

Невольным подтверждением подобного всеобщего увлечения становится множество живописных полотен, на которых изображены музицирующие люди эпохи Возрождения.

 

Мастер женских полуфигур (вторая четверть XVI века). Музыкантши.

Эпоха Возрождения – одна из самых важных и противоречивых в истории человечества. С одной стороны, провозглашаются ценности гуманизма, прославляется сила разума, с серединыXV века в Европе начинают печатать книги, но в это же время  свирепствует инквизиция, ученого Джордано Бруно сжигают на костре. А из Испании отправляются корабли во главе с моряком из Генуи по имени Христофор Колумб. Флотоводец ошибется в своих расчетах, корабли так и не достигнут Индии. Но зато в 1492 году Колумб откроет Америку.

2. Посмотреть видео!

Чтобы видео началось необходимо: 1. нажать на клавиатуре клавишу Ctrl и 2. навести мышку на слова Смотреть видео (появится ладошка) 3. щёлкнуть левой кнопкой мыши и откроется страница в YouTube.

 

Домашние задания выполнить в тетради и принести в школу до следующей среды.

Оставлять на вахте для Евдокимовой Ирины Михайловны.

Не забыть подписать тетради!            

 

ВКонтакте только получать информацию!

 


[1] В основном, это гимны, посвященные Аполлону и другим богам.

[2] Кифара – древнегреческий струнный щипковый инструмент, состоял из деревянной коробки и струн, сначала семи, в более поздние времена – двенадцати струн.

[3] Авлос – древнегреческий духовой инструмент, дальний предок современных гобоев. Представлял собой две соединенные трубки из тростника или дерева, длина трубок могла разниться.

[4] Гидравлос был изобретен в Александрии, на территории Египта, позже завоеванного римлянами.

[5] Точные временные координаты эпохи средневековья зависят от конкретной европейской страны. Универсальное, одинаковое для всех народов определение временных рамок невозможно.

[6] Страшная эпидемия началась в середине XIV века.

[7] Григорианские хоралы получили свое название в честь Папы Римского Григория I, составившего сборник одноголосных песнопений на рубежеVI -VII веков. Хоралы исполнялись на латинском языке одноголосно (солистом или хором).

[8] Название нот представляет собой начальные слоги латинского стихотворного гимна, прославляющего святого Иоанна.

[9] Впрочем, как и чтение, историю, и прочие науки. Образование в средние века, до возникновения университетов, было сосредоточено в церковных и монастырских школах. Практически все население было безграмотным.

[10] Перотин в своих музыкальных экспериментах дошел до применения трех- и четырехголосия, основу в которых составлял один голос (чаще всего нижний, именуемый cantus firmus – «прочный напев»), остальные голоса расцвечивали, украшали плавное течение мелодии нижнего голоса.

 

[11] Чаще всего песни исполнялись с аккомпанементом какого-либо струнного инструмента.

[12] Как это было во времена античности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: