Смутное время в лицах: Исторические портреты Б.Годунова, Лжедмитрия I, В.Шуйского, И.Болотникова, К.Минина и Д.Пожарского

                                                   (по выбору).

                                                  Литература:

1. Забелин И.Е. Минин и Пожарский. М.. 1999.

2. Кобрин В. Лжедмитрий I // Родина. 2005. № 11.

3. Козляков В. Василий Шуйский. М., 2007.

4. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 2007.

5. Морозова Л.Е. Два царя: Федор и Борис. М., 2001.

6. Морозова Л.Е. Борис Федорович Годунов // Вопросы истории. 1998. № 1.

7. Морозова Л.Е. Василий Иванович Шуйский // Вопросы истории. 2000. № 10.

8. Платонов С.Ф. Борис Годунов. М., 1999.

9. Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII века. Иван Болотников. Л., 1988.

10.  Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в.: Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1990.

11.  Скрынников Р.Г. Василий Шуйский. М., 2002.

12.  Шишов А.В. Минин и Пожарский. М., 1990.

   Первые Романовы: Михаил Федорович и Алексей Михайлович.

                                              Литература:

1. Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М., 2003.

2. Бурминова А. Тишайший Алексей Михайлович // Знание-сила. 2004. № 2.

3. Валишевский К. Первые Романовы. СПб., 2004.

4. Коняев Н.М. Первые Романовы: Загадки и мифы династии. М., 2002.

5. Морозова Л.Е. Михаил Федорович // Вопросы истории. 1992. № 1.

6. Преображенский А.А., Морозова Л.Е., Демидова Н.Ф. Первые Романовы на Российском престоле М., 1999.

7. Пчелов Е. Романовы. История династии. М., 2001.

8. Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. 1992. № 4-5.

9. Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и регалии / Под ред. В.Бутромеева. М., 2002.

                                     Объясните значение терминов:

урочные лета, самозванство, казаки, Смута (Смутное время), Тушинский вор, интервенция, семибоярщина, земское ополчение, Соборное уложение, крепостное право, «кружок ревнителей благочестия», староверы (старообрядцы).

 

                     Оцените деятельность следующих личностей:

Б.Годунов, Лжедмитрий I, И.Болотников, Лжедмитрий II, В.Шуйский, М.В.Скопин-Шуйский, К.Минин, Д.Пожарский, Филарет, Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы, Никон, Аввакум.

 

                          Обратите внимание на даты событий:

1597 г. – издание указа о 5-летнем сыске беглых крестьян (урочные лета);  1598 г. – избрание Б.Годунова на царство; 1598-1613 гг. – Смутное время; 1606 г. – воцарение Василия Шуйского; 1606-1607 гг. – восстаниеИ.И.Болотникова; 1610-1613 гг. – «Семибоярщина»; 1611 г. – созданиевторого земского ополчения;  1612 г. 26 октября – освобождение Москвыот интервентов; 1613 г. – избрание Михаила Романова нацарство; 1645-1676 г. – царствование Алексея Михайловича; 1649 г. – принятиеСоборного уложения; 1652 г. – избрание Никона патриархом, началоцерковной реформы; 1654 г. – Переяславская Рада; 1682 г. – отмена местничества.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы предпосылки Смутного времени? Какие синонимы подходят к понятию «Смута», характеризующие сущность происходивших в начале XVII в. событий?

2. Какие этапы можно выделить в Смутном времени?

3. Чем объясняется большое количество самозванцев в России в XVII в? Чьим ставленником был Лжедмитрий I?

4. Какие государства участвовали в событиях Смутного времени в России?

5. Где и когда сформировались земские ополчения? Кто являлся их лидерами? Почему в 1613 г. на российский престол был избран Михаил Романов?

6. Каковы основные последствия Смуты? Каковы основные тенденции социально-экономического и политического развития России в XVII?

7. Какое значение в XVII в. занимали Земские соборы, как изменялась их роль в политической жизни России?

8. Какое значение имело принятие Соборного уложения 1649 г?

9. В чем причины, смысл церковного раскола и каковы его последствия? Какие идеи отстаивали старообрядцы?

10.  Каким было международное положение России в XVII в? Как происходило присоединение Украины?

 

 

                         Тема 8. Пётр I и его время

                                                  план

1. Внешняя политика. Северная война: причины, основные сражения, результаты.

2. Петровские преобразования, их роль в российской истории.

 

                                   Источники

Ништадтский мирный договор 30 августа 1721 г.; Указ о покупке к заводам деревень; Устав о наследии престола; Учреждение Сената. Табель о рангах 1722 г.; Генеральный регламент; Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное из разных авторов // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2008. С.164-166, 171-174, 180-185.

 

                                       Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России с древнейших времен до 1861 г. / Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А.; под ред. Н.И.Павленко. Изд.3. М., 2007.

 

                         Литература дополнительная

1. Алексеев С.П. Петр Первый. М., 1995.

2. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб., 1997.

3. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.

4. Водарский Я. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6.

5. История внешней политики России. XVIII век. М., 2000.

6. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. М., 1999.

7. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1998.

8. Петр Великий: pro et contra. Личность Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей. СПБ., 2001.

9.  Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984.

 

                           Рефераты (учебные сообщения):

 «Птенцы гнезда Петрова»: Исторические портреты Б.Шереметева,

                          П.Толстого, А.Меншикова (по выбору).

                                            Литература:

1. Агранов И. Александр Меншиков. Царевич без трона. СПб., 2005.

2. Беспятых Ю.Н. Александр Данилович Меншиков: мифы и реальность. СПб., 2005.

3. Заозерный А.И. Фельдмаршал Б.П.Шереметев. М., 1989.

4. Павленко Н.И. Полудержавный властелин (А.Д.Меншиков). М., 1991.

5. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 2000.

6. Павленко Н.. Дроздова О., Колкина И. Соратники Петра. М., 2001.

7. Серов Д. Администрация Петра I. М., 2008.

 

   Петровская Россия: новые явления в сфере культуры и быта.

                                            Литература:

1. Андреев И.Л. Всешутейший, всепьянейший… // Знание-сила. 2002. № 2.

2. Захарова О. Бал эпохи Петра Великого // Родина. 1995. № 1.

3. Ключевский В.О. Западное влияние в России после Петра I // Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1993.

4. Петрухинцев Н. Россия Петра: маски и лица // Родина. 1994. № 8.

5. Сариева Е. Потешные огни. Фейерверки Петровской эпохи // Родина. 2005. № 3.

6. Усенко О. Сумасброднейший собор // Родина. 2005. № 2.

 

                                     Объясните значение терминов:

«потешные» войска, Великое посольство, Северный альянс, Северная война, рекруты, Сенат, коллегии, Синод, губерния, провинциия подушная подать, Главный магистрат, Табель о рангах, мануфактура, абсолютизм.

 

                    Оцените деятельность следующих личностей:

Петр I, Б.П.Шереметев, П.А.Толстой, А.Д.Меншиков, П.И.Шафиров, К.А.Булавин.

                           Обратите внимание на даты событий:

1682-1725 гг. – царствование Петра I Великого; 1695, 1696 гг. – Азовские походы; 1697-1698 гг. – Великое посольство; 1700-1721 гг. – Северная война; 1700 г. – поражение под Нарвой; 1703 г. – основание С-Петербурга; 1708- 1709 гг. – восстание К.Булавина; 1708 г. – учреждение губерний; 1709 г. 27 июня – Полтавская битва; 1710-1711 гг. – Прутский поход, создание Сената; 1714 г. – указ о единонаследии; 1718 г. – учреждение коллегий; 1718-1724 гг. – первая перепись и введение подушной подати; 1721 г. – принятие Петром I  титула императора; 1722 г. – издание Табели о рангах.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. В чём заключалась необходимость петровских реформ в стране и проведения активной внешней политики?

2. Какими были результаты и уроки Азовских походов 1695 и 1696 гг.?

3. Какими были цели Великого посольства? Почему Петр I путешествовал по Европе не под своим именем?

4. Каковы причины, основные сражения на суше и на море, результаты  и значение Северной войны?

5. Чем петровские мануфактуры отличались от западноевропейских? Какие крестьяне назывались «посессионными»?

6. Как изменилось государственное управление (центральное и местное) при Петре I? В чём отличие абсолютизма от сословно-представительной монархии?

7. В чём содержание и значение военной реформы Петра I?

8. Как изменилось положение различных сословий (дворян, крестьян,  купечества, посадских людей)?

9. Охарактеризуйте  реформы Петра I в области образования и культуры? Как изменилось положение церкви?

10.  Стала ли после преобразований Петра I Россия по-европейски цивилизованной страной? Каковы последствия произведённой им модернизации?

 

              Тема 9. Эпоха дворцовых переворотов

                                                  план

1. Причины дворцовых переворотов. Борьба за власть после Петра I: 1725-1730 гг.

2. Правление Анны Ивановны. «Бироновщина».

3. Царствование Елизаветы Петровны: особенности внутренней и внешней политики.

 

                                 Источники

«Кондиции», подписанные Анной Иоанновной в 1730 г. Об учреждении Московского университета и двух гимназий // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2008. С.192-193, 194-199.

 

                                       Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России с древнейших времен до 1861 г. / Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А.; под ред. Н.И.Павленко. Изд.3. М., 2007.

 

                                   Литература дополнительная

1. Анисимов Е.В. Россия без Петра. 1725-1740 гг. СПб., 1994.

2. Волкова И.В., Курукин И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России. XVII-XX вв. // Вопросы истории. 1995. № 5-6.

3. Курукин И.В. Эпоха «дворцовых бурь»: Очерки политической истории послепетровской России. Рязань, 2003.

4. Павленко Н.И. Вокруг трона. История дворцовых переворотов. М., 1998 (Родина. 1993. № 10-12; 1994. № 1-2, 5-7).

5. Эйдельман Н. Твой XVIII век. М., 2008.

 

                             Рефераты (учебные сообщения):

    Женщины на троне. Исторические портреты Екатерины I,

            Анны Ивановны, Елизаветы Петровны (по выбору).

                                             Литература:

1. Анисимов Е.В. Анна Ивановна. М., 2004 (Вопросы истории. 1993. № 4).

2. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2002.

3. Анисимов Е. Женщины на российском престоле. СПб., 2008.

4. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. М., 2003.

5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М.. 2007.

6. Наумов В.П. Елизавета Петровна // Вопросы истории. 1993. № 3.

7. Павленко Н.И Анна Ивановна. Немцы при дворе. М., 2004.

8. Павленко Н.И. Екатерина I. М., 2005.

9. Павленко Н.И. Елизавета Петровна. В кругу муз и фаворитов. М., 2005.

 

                                     Объясните значение терминов:

Верховный тайный совет, «кондиции», тайная канцелярия, «бироновщина», Конференция при высочайшем дворе, Кабинет её императорского величества, Семилетняя война.

 

                      Оцените деятельность следующих личностей:

Екатерина I, А.Д.Меншиков, Петр II, Анна Ивановна, Э.И.Бирон, А.П.Волынский, Анна Леопольдовна, А.И.Остерман, Б.Х.Миних, Елизавета Петровна, А.А.Разумовский, П.И. и И.И. Шуваловы, М.В.Ломоносов, Ф.Г.Волков.

 

                           Обратите внимание на даты событий:

1725 г. – кончина Петра I, начало эпохи дворцовых переворотов; 1725-1727 гг. – царствование Екатерины I; 1727-1730 гг. – царствование Петра II; 1730-1740 гг. – царствование Анны Ивановны; 1731 г. – отмена Указа о единонаследии, учреждение Шляхетского корпуса; 1735-1739 гг. – русско-турецкая война; 1750 г. – открытие первого русского профессионального театра в Ярославле; 1755 г. – основание Московского университета; 1756-1763 гг. – Семилетняя война.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. Почему после смерти Петра I в России стали возможны дворцовые перевороты? Каковы их характерные признаки?

2. Почему решающую роль в борьбе за верховную власть играла гвардия? Почему на престоле оказывались, как правило, женщины и дети?

3. Какой была роль фаворитов в политической жизни страны XVIII в? Назовите фаворитов Екатерины I, Петра II, Анны Ивановны, Елизаветы Петровны.

4.  Как эпоха дворцовых переворотов отразилась на внутренней политике российских монархов в 1725-1761 гг? Проследите рост дворянских привилегий.

5. Как развивалась экономика в послепетровское время?

6. В чем причины и результаты войны России с Турцией в 1730-е гг., участия в Семилетней войне 1756-1763 гг.

7. Как развивалась отечественная культура в середине XVIII в? Назовите выдающихся архитекторов, художников, писателей, ученых этого периода.

 

   Тема 10. Социальные конфликты XVII – XVIII веков

                          (для самостоятельного изучения)

                                                    план

1. Причины обострения социальных противоречий в XVII в. Городские бунты 40-60-х гг., восстание С.Разина.

2. Крепостническая политика самодержавия в XVIII в. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева.

 

                                    Источники

Московское восстание 1648 г.; «Прелестные письма» С.Т.Разина; Манифесты Е.И.Пугачева // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2008. С.154-155, 207.

                                        Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России с древнейших времен до 1861 г. / Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А.; под ред. Н.И.Павленко. Изд.3. М., 2007.

 

                                   Литература дополнительная

1. Буганов В.И. Пугачев. М., 1984.

2. Валишевский К. Бунт Стеньки Разина // Смена. 1992. № 2-3.

3. Волков Л.В. Социальные представления участников восстания Е.И.Пугачева // Вопросы истории. 2006. № 12.

4. Муратов Х.И. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева (1773-1775 гг.). М., 1980.

5. Сахаров А.Н. Степан Разин. М., 1987.

6. Соловьев В.М. Анатомия русского бунта. Степан Разин: мифы и реальность. М., 1994.

                                  Объясните значение терминов:

                «походы за зипунами»; «прелестные письма».

 

                       Оцените деятельность следующих личностей:

                     В.Ус, С.Т.Разин, Е.И.Пугачев, Салават Юлаев.

 

                           Обратите внимание на даты событий:

1648 г. – Соляной бунт; 1650 г. – восстание в Новгороде; 1662 г. – Медный бунт; 1666 г. – поход Василия Уса; 1668-1676 гг. – восстание монахов Соловецкого монастыря («Соловецкое сидение»); 1670-1671 гг. – восстание С.Т.Разина; 1773-1775 гг. – восстание Е.И.Пугачева.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. В чем причины множества народных восстаний в середине XVII в?

2. Какие два этапа можно выделить в ходе восстания С.Разина? В каком регионе страны оно происходило?

3. Чем объясняется усиление крепостничества в России в XVIII в? В чём это проявлялось?

4. Какие районы страны охватило восстание Е.Пугачева? Какие социальные слои в нём участвовали?

5. Какой была военно-политическая организация и идеология движения Е.Пугачева? Под каким именем выступал Е.Пугачев?

6. Почему народные восстания XVII-XVIII вв. окончились поражением? Какое они имели историческое значение?

 

          Тема 11. Россия во второй половине XVIII века

                                             план

1. Правление Петра III. Воцарение Екатерины II.

2. Екатерина II: основные направления внутренней и внешней политики. «Просвещенный абсолютизм».

3. Политический режим Павла I.

 

                                 Источники:

Собственноручная записка Екатерины II о первых годах её царствования. «Наказ» Екатерины II Комиссии по составлению проекта нового Уложения. Жалованная грамота дворянству 21 апреля 1785 г. // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2008. С.200, 203-207, 214-217.

 

                                        Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России с древнейших времен до 1861 г. / Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А.; под ред. Н.И.Павленко. Изд.3. М., 2007.

 

                                   Литература дополнительная

1. Каменский А.Б. «Под сенью Екатерины…» Вторая половина XVIII века. СПб., 1992.

2. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII век: традиции и модернизация. М., 1999.

3. Мыльников А.С. Петр III. Повествование в документах и версиях. М., 2002.

4. Павленко Н.И. Вокруг трона. История дворцовых переворотов. М., 1998 (Родина. 1994. № 2, 6, 11).

5. Песков А.М. Павел I. М., 1999.

6. Стегний П.В. Хроника времен Екатерины II. М., 2001.

7. Эйдельман Н.Я. Грань веков: Политическая борьба в России. Конец XVIII – начало XIX столетий. СПб., 2008.

 

                            Рефераты (учебные сообщения):

 

                        Екатерина II Великая и её фавориты.

                                                   Литература:

1. Балязин В. Екатерина Великая и её семейство. М., 2008.

2. Екатерина II в воспоминаниях современников, оценках историков / Сост. М.А.Рахматуллин. М., 1998.

3. Елисеева О. Григорий Потемкин. М., 2005.

4. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2000.

5. Рахматуллин М.А. Екатерина Великая // Отечественная история. 1997. № 1.

6. Рахматуллмн М.А. Императрица Екатерина Вторая // Наука и жизнь. 2003. № 2-4.

7. Шахмагонов Н.Ф. Светлейший князь Потемкин и Екатерина Великая в любви, супружестве, государственной деятельности. М., 2008.

  Выдающиеся полководцы и флотоводцы Екатерининской эпохи:

              П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков (по выбору).

                                               Литература:

1. Алексеев С.П. Александр Суворов. М., 1995.

2. Буганов В.И., Буганов А.В. Полководцы XVIII в. М., 1992.

3. Петелин В.В. Фельдмаршал Румянцев. М., 1989.

4. Петрушевский А.Ф. Фельдмаршал князь Суворов. М., 2005.

5. Сацкий А.Г. Федор Федорович Ушаков // Вопросы истории. 2002. № 3.

6. Сизенко А.Г. История Черноморского флота. 1778-1999. СПб., 2001.

7. Шишов А. Суворов. Генералиссимус Великой империи. Новое прочтение биографии. М., 2005.

 

                             Объясните значение терминов и названий:

«просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия, «Наказ» Екатерины II, фаворитизм, секуляризация, Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам, «Путешествие из Петербурга в Москву», разделы Речи Посполитой.

 

                    Оцените деятельность следующих личностей:

Петр III, Екатерина II, Г.Г. и А.Г. Орловы, Г.А.Потёмкин, П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, М.М.Щербатов, А.Н.Радищев, Павел I.

 

                           Обратите внимание на даты событий:

1761-1762 гг. – царствование Петра III; 1762 г. – Манифест о вольности дворянству; 1762-1796 гг. – царствование Екатерины II; 1764 г. – секуляризация церковных земель; 1767-1768 гг. – работа Уложенной комиссии; 1768-1774 гг. – русско-турецкая война; 1775 г. – губернская реформа; 1785 г. – издание Жалованных грамот дворянству и городам; 1789-1791 гг. – русско-турецкая война; 1772, 1793, 1794 гг. – разделы Речи Посполитой; 1796-1801 гг. – царствование Павла I.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличалось правление Петра III? Почему он удержался у власти лишь шесть месяцев?

2. В чем сущность политики «просвещенного абсолютизма»? Совместимы ли абсолютная власть и идеи Просвещения?

3. С какой целью созывалась Уложенная комиссии? Чем закончилась её работа?

4. Каковы административные и сословные реформы второй половины XVIII в?

5. Кто из многочисленных фаворитов Екатерины II проявили себя на административном или военном поприще?

6. Каковы основные направления (и результаты) внешней политики Екатерины II?

7. В чём было своеобразие политического режима Павла I? Почему его постигла трагическая судьба Петра III?

8. Определите основные тенденции культурного развития России второй половины XVIII в. Назовите выдающихся писателей, архитекторов, художников, ученых этого периода.

 

 

    Часть II (XIX в. – начало XXI в.)              II семестр

                             Тематический план

                                               Лекции 

1. Россия и мир в XIX в.: основные тенденции развития.

2. Эпоха великих реформ XIX в.

3. Общественная мысль и особенности общественного движения в XIX в.

4. Россия в условиях буржуазной модернизации (конец XIX – начало XX в.).

5. Россия в Первой мировой войны. Революция и гражданская война.

6. Советская страна в 1920-1930-е гг: Формирование тоталитаризма.

7. СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война.

8. СССР во второй половине XX в. Кризис советской системы.

9. «Перестройка» в СССР. Современная Россия.

 

 

                                             Семинары

1. Россия в первой половине ХIХ в.

2. Эпоха великих реформ.

3. Внешняя политика России в XIX в. (для самостоятельного изучения).

4. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв. Особенности буржуазной модернизации.

5. Нарастание революционного кризиса в России (1905-1917 гг.).

6. Россия в системе межимпериалистических противоречий начала XX в. (для самостоятельного изучения).

7. Революция и гражданская война в России (1917-1921 гг.).

8. Советская Россия в 20-30-е годы. Формирование тоталитаризма.

9. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

10.  СССР во второй половине ХХ в. Кризис тоталитаризма.

11.  История и современность. CCCР и Россия после 1985 г.

 

 

           Тема 1. Россия в первой половине XIX века

                                                  план

1. Внутренняя политика Александра I: от проектов либеральных реформ к «аракчеевщине».

2. Идейно-политическая программа движения декабристов. Восстание 14 декабря 1825 г. и его историческое значение.

3. Николай I и его время: особенности внутриполитического курса.

 

                                    Источники

Из проекта Конституции Н.М.Муравьева. Из Конституционного проекта «Русская правда» П.И.Пестеля. Порядок законодательный. Из записок С.М.Соловьева о цензурной политике Николая I // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2008. С.242, 246-248.

 

                                         Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России с древнейших времен до 1861 г. / Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А.; под ред. Н.И.Павленко. Изд.3. М., 2007.

 

                                     Литература дополнительная

1. Гордин Я.А. Мятеж реформаторов. М., 1989.

2. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 2004.

3. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

4. Пынин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. СПб., 2001.

5. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: Курс лекций. М., 1999.

6. Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.

7. Эйдельман Н. Удивительное поколение. Декабристы: лица и судьбы. СПб., 2001.

 

                            Рефераты (учебные сообщения):

 

         «Актёр на троне»: Исторический портрет Александра I.

                                               Литература:

1. Архангельский А. Александр I. М., 2006.

2. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. М., 2003.

3. Пчелов Е. Романовы. История династии. М., 2001.

4. Сахаров А. Александр I. К истории жизни и смерти // Наука и жизнь. 1993. № 2-4.

5. Соловьев С.М. Император Александр I: Политика. Дипломатия. М., 1995.

6. Чулков Г.И. Императоры. Психологические портреты. М., 1991.

 

                               Декабристы в сибирской ссылке.

                                               Литература:

1. Болоцкий В.Н. Декабристы в Ялуторовске: мировоззрение и деятельность. Новосибирск, 1989.

2. Зубарев Н. Ялуторовск. М., 1978.

3. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994. Гл.IV.

4. Копылов Д.И., Прибыльский Ю.П. Тобольск. Свердловск, 1975.

5. Ретунский В.Ф. Государственные преступники: страницы истории политической ссылки в Зауралье. Сургут, 1992.

6. Эристов Б.О. Декабристы в Тобольске. Тобольск, 1995.

7. Ялуторовск: след в истории. Тюмень, 2003.

 

                             Объясните значение терминов и названий:

Негласный комитет, министерства, Государственный совет, «вольные хлебопашцы», «аракчеевщина», военные поселения, Северное и Южное общества декабристов, «Русская правда», «Конституция», славянофилы, западники, теория «официальной народности», Собственная канцелярия императора.

 

                    Оцените деятельность следующих личностей:

Александр I, Н.Н.Новосильцев, М.М.Сперанский, А.А.Аракчеев, Н.М.Муравьев, П.И.Пестель, Николай I, П.Д.Киселев, А.Х.Бенкендорф, С.С.Уваров.

 

                           Обратите внимание на даты событий:

1801 г. – царствование Александра I; 1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах»; 1810 г. – учреждение Государственного совета; 1816 г. – создание Союза спасения; 1818 г. – образование Союза благоденствия; 1821 г. – образование Северного и Южного обществ; 1825 г. 14 декабря – восстание декабристов в Петербурге; 1825-1855 гг. – царствование Николая I; 1826 г. – создание Собственной канцелярии императора; 1837-1841 гг. – реформа управления государственными крестьянами.

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. После каких событий Александр I взошел на престол? Как это отразилось на его правлении?

2. Кто входил в состав Негласного комитета? Какие реформы связаны с его деятельностью? Почему он был распущен?

3. Чем создававшиеся с 1802 г. министерства отличались от упразднённых коллегий?

4. Какие новшества предусматривались проектом реформы государственного управления М.М.Сперанского? Почему он не был осуществлён?

5. С какой целью создавались военные поселения?

6. Каковы идейные истоки и социальный состав движения декабристов?  Когда возникли первые тайные политические общества? Кем они возглавлялись?

7. Почему выступление декабристов в Петербурге произошло 14 декабря 1825 г? Почему оно потерпело неудачу? В чём его историческое значение?

8. Кто из декабристов отбывали ссылку в Тобольской губернии? Какую память они о себе оставили?

9. Почему при Николае I восторжествовал консерватизм во внутренней политике? Охарактеризуйте основные итоги его царствования?

 

              Тема 2. Эпоха великих реформ XIX века

                                         план

1. Отмена крепостного права: предпосылки, подготовка, основные положения Манифеста от 19 февраля 1861 г., последствия.

2. Земская, судебная, военная и другие либеральные реформы 1860-1870-х годов.

 

                                                Источники

Из Манифеста от 19 февраля 1861 г. «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»; Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.; Реформа системы местного управления 1 января 1864 г.; Реформа судебной системы; Военная реформа // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2008. С.293-296, 297-299.

 

                                         Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России. Т.2. С начала XIX в. до начала XXI в. Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2006.

 

                        Литература дополнительная

1. Буренков В.А. История реформ в России XVIII-начала XX в. СПб., 2004.

2. Великие реформы в России: 1856-1874 / Под ред. Л.Г.Захаровой, Б.Эклофа, Дж.Бушнелла. М., 1992.

3. Захарова Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? //Отечественная история. 2005. № 4.

4.  Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 2004.

5. Литвак Б.Г. Поворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

6. Толмачев В.П. Александр II и его время. М., 1998. Кн.1-2.

 

                                Реферат (учебное сообщение):

«Царь-освободитель»: Жизнь, деятельность и судьба Александра II.                                                              

                                                 Литература:

1. Брюханов В. Трагедия России: Цареубийство 1 марта 1881 года. М., 2007.

2. Захарова Л.Г. Александр II // Вопросы истории. 1992. № 6-7.

3. Зимин И.В. Император Александр II 1 марта 1881 г. // Отечественная история. 2001. № 5.

4. Ерошин Н.П. Выстрел у Летнего сада // Вопросы истории. 1993. № 7.

5. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. М., 2002.

6. Ляшенко А.М. Александр II // Великие государственные деятели России. М., 1996.

7. Пчелов Е. Романовы. История династии. М., 2001.

 

                             Объясните значение терминов и названий:

«отрезки», временнообязанные крестьяне, суд присяжных, мировой суд, земские учреждения, городская дума, всеобщая воинская повинность, классические гимназии, реальные гимназии (училища), народничество, «Земля и воля», «Народная воля».

 

                   Оцените деятельность следующих личностей:

Александр II, Я.И.Ростовцев, Н.А.Милютин, Д.А.Милютин, М.Т.Лорис-Меликов, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачёв, С.Г.Нечаев.

 

                           Обратите внимание на даты событий:

1855-1881 гг. – царствование Александра II; 1861 г. 19 февраля – издание Манифеста об отмене крепостного права; 1864 г. – земская, судебная и школьная реформы; 1870 г. – городская реформа; 1874 г. – введение всеобщей воинской повинности; 1876-1879 гг. – деятельность народнической организации «Земля и воля»; 1879 г. – создание «Народной воли»; 1881 г. 1 марта – убийство Александра I.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы предпосылки отмены крепостного права в России?

2. На каких условиях освобождались крестьяне? В чём проявилась противоречивость крестьянской реформы 1861 г?

3. В чём заключается основное содержание земской, городской, военной, судебной реформ 1860-70-х гг.?

4. Какие изменения произошли в 1860-70-е гг. в сфере образования и просвещения?

5. Каково значение либеральных реформ 1860-70-х гг.? Стала ли Россия в результате их осуществления буржуазной страной? Реформы отсрочили или ускорили падение самодержавия?

6. Каковы особенности социально-экономического развития страны в пореформенный период?

7. Какие направления оформились в общественном движении России во второй половине XIX в.

 

        Тема 3. Внешняя политика России в XIX веке

                      (для самостоятельного изучения)

                                          план

1. Россия в международных отношениях начала XIX в. Отечественная война 1812 г.

2. Крымская война 1853-1856 гг.

3. Присоединение Кавказа, Средней Азии, русско-турецкая война 1877-1878 гг.

 

                                        Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России. Т.2. С начала XIX в. до начала XXI в. Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2006.

 

                              Литература дополнительная

1. Гордин В.Я. Кавказ: земля и кровь Россия в Кавказской войне XIX века. СПб., 2000.

2. История внешней политики России. Первая половина XIX в. М., 1999.

3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 2004.

4. Золотарев В.А. В грядущее глядим мы сквозь былое. Война 1877-1878 гг. – апофеоз Восточного кризиса. М., 1997.

5. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. Наполеон. Крымская война (любые издания).

6. Троицкий Н.А. 1812: Великий год России. М., 2007.

7. Яковлев А. Крымская война 1853-1856. М., 2007.

 

                                     Объясните значение терминов:

антинаполеоновские коалиции, Континентальная блокада, Отечественная война, Священный союз, мюридизм, имамат, Союз трех императоров.

 

                   Оцените деятельность следующих личностей:

М.Б.Барклай де Толли, П.И.Багратион, М.И.Кутузов, А.П.Ермолов, Шамиль, А.И.Барятинский, П.С.Нахимов, М.Д.Скобелев.

 

                           Обратите внимание на даты событий:

1805 г. – сражение при Аустерлице; 1807 г. – Тильзитский мир; 1808-1809 гг. – русско-шведская война, присоединение Финляндии; 1812 г. июнь-декабрь – Отечественная война; 1812 г. 26 августа – Бородинская битва; 1813 г. – «Битва народов» при Лейпциге; 1815 г. – создание Священного союза; 1829-1864 гг. – Кавказская война: присоединение Северного Кавказа; 1853-1856 гг. – Крымская война; 1853 г. ноябрь – победа русского флота в Синопской бухте; 1856 г. – Парижский мирный конгресс; 1864-1885 гг. – завоевание Средней Азии; 1873 г. – создание Союза трех императоров; 1877-1878 гг. – русско-турецкая война; 1878 г. – Берлинский конгресс.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. В чем причины участия России в антинаполеоновских коалициях и войнах?

2. После каких событий был заключен Тильзитский мирный договор 1807 г. Чем он не устраивал Россию?

3. Почему война 1812 г. против Наполеона получила название «Отечественной»? Назовите её важнейшие события и причины победы.

4. Чем были обусловлены присоединение к Российской империи Северного Кавказа и Средней Азии? Какой путь развития народов Кавказа отстаивал Шамиль?

5. Каковы причины, главные сражения и итоги Крымской войны? Чем объясняется поражение России?

6. В чём причины очередной русско-турецкой войны 1877-1878 гг? Назовите её главные сражения и итоги.

 

       Тема 4. Россия на рубеже XIX-XX вв.: особенности

                 социально-экономической модернизации

                                                       план

1. Контрреформы Александра III.

2. Социально-экономическое и политическое развитие России в конце XIX – начале XX вв. Предпосылки революции 1905-1907 гг.

 

                                   Источники:

Из Манифеста Александра III о незыблемости самодержавия 29 апреля 1881 г.; Из указа о выкупе наделов, оставшихся еще в обязательных отношениях к помещикам крестьянами 28 декабря 1881 г.; Из записки К.П.Победоносцева Александру III // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2008. С.306-308.

                                         Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России. Т.2. С начала XIX в. до начала XXI в. Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2006.

 

                                    Литература дополнительная

1. Ананьич Б.Н., Беляев С.Г. История предпринимательства в России. Кн.2. Вторая половина XIX-начала XX в. М., 2001.

2. Бокарев Ю.П. Еще раз о темпах роста промышленного производства в России в конце XIX – начале XX в. // Отечественная история. 2006. № 1.

3. Боханов Ю.П. Крупная буржуазия России. Конец XIX в. – 1914 г. М., 1992.

4. История России XIX – начала XX века: Учебник для вузов / Под ред. В.А.Федорова. Изд.4. М., 2006.

5. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 2004.

6. Пушкарев С.Г. Россия. 1801-1917: власть и общество. Учебное пособие. М., 2001.

  

                                Рефераты (учебные сообщения):

      «Царь-миротворец»: Исторический портрет Александра III.

                                                   Литература:

1. Боханов А. Император Александр III. М., 2004.

2. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. М., 2003.

3. Еремина М.В. Царствование Александра III. М., 2007.

4. Пчелов Е. Романовы. История династии. М., 2001.

5. Семанов С.Н. Александр III // Великие государственные деятели России. М., 1996.

6. Чернуха В.Г. Александр III: исторический портрет // Вопросы истории. 1992. № 11-12.

 

         Идеолог реакции: К.П.Победоносцев и его деятельность.

                                                   Литература:

1. Ананьич Б., Чернуха В. Партия контррефором. Третье поколение реформаторов. 1890-1900 // Родина. 1992. № 2.

2. Гусев В.А. К.П.Победоносцев – русский консерватор-государственник // Социально-политический журнал. 1992. № 11-12.

3. Новиков А.В. Российские консерваторы и самодержавие (середина XIX – начало XX века). М., 2002.

4. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и власть в эпоху Александра III. М., 1996.

5. Сергеев С.М. Константин Петрович Победоносцев // Великие государственные деятели России. М., 1996.

 

 «Русский Бисмарк»: С.Ю.Витте – государственный деятель и дипломат.

                                                   Литература:

1. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб., 1999.

2. Боханов А. «Русский Бисмарк» // Родина. 1996. № 2.

3. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. М., 2002.

4. Карелин А., Степанов С. С.Ю.Витте – финансист, политик, дипломат. М., 1998.

5. Карелин А.П. С.Ю.Витте и бюджетно-финансовая реформа конца XIX – начала XX вв. // Отечественная история. 1999. № 3.

6. Шишов А.В. Витте. Финансовый гений последних Романовых. М., 2004.

 

                                     Объясните значение терминов:

земские участковые начальники, империализм, монополия, картель, синдикат, трест, социал-демократы, большевики, меньшевики, социалисты-революционеры (эсеры).

 

                       Оцените деятельность следующих личностей:

Александр III, К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков, С.Ю.Витте, В.К.Плеве, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, В.М.Чернов.

 

                           Обратите внимание на даты событий:

1881-1894 гг. – царствование Александра III; 1881 г. – перевод крестьян на обязательный выкуп; 1883 г. – образование марксистской группы «Освобождение труда»; 1887 г. – циркуляр о «кухаркиных детях»; 1889 г. – учреждение должности земских начальников; 1897 г. – введение золотого эквивалента рубля; 1898 г. – I (учредительный) съезд РСДРП; 1902 г. – создание ПСР; 1903 г. – создание РСДРП.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. Почему с воцарением Александра III произошло усиление консерватизма? В чём состояла политика контрреформ?

2. Какие государственные и общественные деятели оказывали влияние на Александра III, стали идеологами контрреформ?

3. Какие меры использовал С.Ю.Витте для улучшения финансов, ускоренной индустриализации?

4. В чём состояли особенности России как страны «второго эшелона» мирового капитализма («догоняющей модели»)? Какие признаки империализма проявились в России в наибольшей мере? Как проявлялась зависимость российской экономики от иностранного капитала?

5. Какие феодальные пережитки сохранялись в России? Как обстояли дела с национальным вопросом?

6. Почему в России на рубеже XIX-XX вв. наблюдалось нарастание оппозиционных настроений, рост рабочего движения и распространение марксизма?

 

 

    Тема 5. Нарастание революционного кризиса в России

                                         (1905-1917 гг.)

                                                  план

1. Революция 1905-1907 гг. и её последствия.

2. Столыпинская аграрная реформа.

3. Первая мировая война и нарастание общенационального кризиса в стране.

 

                                    Источники

Из петиции рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николая II в день 9 января 1905 г. Из Манифеста об учреждении Государственной думы. Из Манифеста об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. Закон об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении. Манифест об отречении государя императора Николая II и о сложении с себя верховной власти // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2007. С.351-354, 366-368, 390-391.

 

                                          Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России. Т.2. С начала XIX в. до начала XXI в. Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2006.

 

                          Литература дополнительная

1. Бабенко П.М. История реформ в России (1894-1917). М., 2000.

2. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция. М., 1991.

3. Искандеров А.А. Закат империи. М., 2002.

4. История России XIX – начала XX века: Учебник для вузов / Под ред. В.А.Федорова. Изд.4. М., 2006.

5. Первая революция в России: взгляд через столетие / Отв. ред. А.П.Карелин, С.В.Тютюкин М., 2004.

6. Пушкарев С.Г. Россия. 1801-1917: власть и общество. Учебное пособие. М., 2001.

 

                             Рефераты (учебные сообщения):

      Последний император: Исторический портрет Николая II.

                                                      Литература:

1. Ананьич Б., Ганелин Р. Николай II // Вопросы истории. 1993. № 2.

2. Боханов А. Николай II. М., 2004.

3. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. М., 2003.

4. Солоневич И.Л. Миф о Николае Втором // Слово. 1993. № 12.

5. Пчелов Е. Романовы. История династии. М., 2001.

6. Черкасов П. Последний император // Новый мир. 1993. № 1.

«Нам нужна великая Россия!» П.А.Столыпин: человек и политик.

                                                      Литература:

1. Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьба реформ в России. М., 1991.

2. Анфимов А.М. П.А.Столыпин и российское крестьянство. М., 2002.

3. Бородин А.П. Столыпин. Реформы во имя России. М., 2002.

4. Зырянов П.Н. Петр Столыпин. Политический портрет. М., 1992.

5. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. М., 2002.

6. Федоров Б.Г. Петр Аркадьевич Столыпин. М., 2002.

7. Федоров Б.Г. Петр Столыпин; «Я верю в Россию»: Биография П.А.Столыпина. В 2-х т. СПб., 2002.

 

                                     Объясните значение терминов:

«Кровавое воскресенье», Всероссийская политическая стачка, Декабрьское вооруженное восстание, Государственная дума, черносотенцы, октябристы, кадеты, трудовики, Столыпинская аграрная реформа, отруб, хутор.

 

                      Оцените деятельность следующих личностей:

Николай II, Г.А.Гапон, А.И.Гучков, П.Н.Милюков; А.И.Дубровин; В.М.Пуришкевич, П.А.Столыпин, Г.Е.Распутин, М.В.Родзянко.

 

                           Обратите внимание на даты событий:

1905-1907 гг. – Первая русская революция; 1905 г. 9 января – «Кровавое воскресенье»; 1905 г. октябрь – всеобщая политическая стачка, создание Конституционно-демократической партии; 1905 г. 17 октября – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»; 1905 г. ноябрь – создание «Союза 17 октября» и «Союза русского народа»; 1905 г. декабрь – вооруженное восстание в Москве; 1906 г. апрель-июль – деятельность I Государственной думы; 1907 г. февраль-июнь – деятельность II Государственной думы; 1907 г. 3 июня – разгон II Государственной думы и принятие нового избирательного закона; 1910 г. – указ об обязательном выходе крестьян из общины; 1912 г. – Ленский расстрел; 1915 г. – создание Прогрессивного блока в Думе; 1917 г. 23 февраля-2 марта – Февральская революция, падение самодержавия.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные этапы революции 1905-1907 гг.?

2. В чём значение царского Манифеста 17 октября 1905 г? Каковы итоги и последствия Первой русской революции?

3. Какие политические партии образовались и активно проявили себя в ходе Первой русской революции?

4. В чём состояли цели и основные направления Столыпинской аграрной реформы? Насколько она была успешной?

5. Каким был состав I-IV Государственной думы? В чём исторический опыт первого российского парламентаризма?

6. Как изменялась в ходе Первой мировой войны внутриполитическая ситуация в России?

7. В чём проявился кризис «верхов» накануне Февраля 1917 г? Как в России было свергнуто самодержавие?

 

  Тема 6. Россия в системе межимпериалистических

                         противоречий начала XX века

                                (для самостоятельного изучения)  

                                                          план  

1. Русско-японская война 1904-1905 гг.

2. Россия в Первой мировой войне и её последствия.

 

                                        Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России. Т.2. С начала XIX в. до начала XXI в. Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2006.

 

                          Литература дополнительная

1. Левицкий О.Р., Быков П.Д. Русско-японская война 1904-1905 гг. М., 2003.

2. Мартин К. Русско-японская война 1904-1905. М., 2003.

3. Первая мировая… // Родина. 2004. № 9. Спец. выпуск.

4. Русско-японская война 1904-1905: Взгляд через столетия / Под. ред. О.Р.Айрапетова. М., 2004.

5. Уткин А.И. Забытая трагедия: Россия в первой мировой войне. Смоленск, 2000.

6. Шацило В., Шацило Л. Русско-японская война 1904-1905: факты, документы М., 2004.

 

                                     Объясните значение терминов:

   колонии, империалистическая война, Антанта, Тройственный союз

 

                  Оцените деятельность следующих личностей:

            А.Н.Куропаткин, С.О.Макаров, С.Ю.Витте, А.А.Брусилов.

 

                           Обратите внимание на даты событий:

1904-1905 гг. – русско-японская война; 1904 г. – сражения под Леояном, при Шахэ, оборона Порт-Артура; присоединение России к Антанте; 1905 г. май – гибель русской армии в Цусимском сражении; 1905 г. август – Портмутский мир; 1914 г. 19 июля – 1918 г. 3 марта – участие России в Первой мировой войне; 1914 г. – Восточно-Прусская и Галицийская операции; 1915 г. – отступление русской армии; 1916 г. – «Брусиловский прорыв» на Юго-Западном фронте.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы причины, главные сражения и результаты русско-японской войны 1904-1905 гг. Как она отразилась на внутриполитической ситуации в России?

2. Каковы причины Первой мировой войны? В какой военно-политический блок (и почему) входила Россия?

3. Назовите главные военные операции русской армии в Первой мировой войне. Насколько они были успешными?

4. Когда и каким образом Россия вышла из Первой мировой войны?

 

      Тема 7. Революция и гражданская война в России

                                         (1917-1921 гг.)

                                                     план

1. Россия в 1917 г.: двоевластие, кризисы Временного правительства, корниловщина.

2. Октябрьское вооруженное восстание, II съезд Советов и становление большевистской власти.

3. Гражданская война: причины, основные периоды, результаты.

 

                                   Источники

Из декларации Временного правительства о программе его деятельности 3 марта 1917 г. Из статьи В.И.Ленина «О задачах пролетариата в данной революции» («Апрельские тезисы»). Из радиограммы А.Ф.Керенского к населению России о попытке генерала Л.Г.Корнилова захватить государственную власть; Из декрета о мире 26 октября 1917 г.; Из декрета о земле 26 октября 1917 г.; Декрет Совета народных комиссаров о красном терроре 5 сентября 1918 г.; Из речи генерала А.И.Деникина памяти генерала С.Л.Маркова о причинах победы большевиков в гражданской войне // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2007. С.393-395, 398-399, 410-413, 431, 446.

 

                                          Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России. Т.2. С начала XIX в. до начала XXI в. Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2006.

 

                                   Литература дополнительная

1. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 2006.

2. Галин В. Интервенция и гражданская война. М., 2004.

3. Герасименко Г.А. Народ и власть. 1917. М., 2004.

4. Искандеров А.А. Гражданская война в России: причины, сущность и последствия // Отечественная история. 1999. № 10.

5. Кара-Мурза С. Гражданская война 1918-1921: Урок для XXI века. М., 2003.

6. Коваленко Н.А. 1917 год. Новые подходы и взгляды. М., 2001.

7. Рабинович А. Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде. М., 2003.

8. Пушкарев Б.С. Борьба за Белую Россию. Под знаменем Белой борьбы. М., 2005.

 

                                Рефераты (учебные сообщения):

  1917 год в персоналиях: А.Ф.Керенский, Л.Г.Корнилов, В.И.Ленин

                                                       (по выбору).

                                                  Литература:

1. Волкогонов Д.А. Ленин: Исторический портрет. В 2 кн. М., 1994.

2. Голиков А.Г. Феномен Керенского // Отечественная история. 1992. № 5.

3. Гребенкин И.Н. Генерал Л.Г.Корнилов: штрихи к портрету // Отечественная история. 2005. № 6.

4. Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995.

5. Логинов В. Владимир Ленин: Выбор пути. Биография. М., 2005.

6. Стронгин В.Л. Керенский: Загадка истории. М., 2004.

7. Цветков В. Лавр Георгиевич Корнилов // Вопросы истории. 2006. № 1.

8. Четвертков Н.В. Несколько штрихов к портрету А.Ф.Керенского // Отечественная история. 2001. № 6.

9.  Шишов А.В. Корнилов. М., 2004.

 

                               Объясните значение терминов:

Двоевластие, Временное правительство, Совет рабочих и солдатских депутатов, апрельский, июльский кризисы Временного правительства, корниловщина, Декрет о мире, Декрет о земле, Совнарком, Учредительное собрание, Белое движение, интервенция, «военный коммунизм».

 

                    Оцените деятельность следующих личностей:

Г.Е.Львов, П.Н.Милюков, А.И.Гучков, А.Ф.Керенский, Л.Г.Корнилов, В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, А.В.Колчак, А.И.Деникин, П.Н.Врангель, М.В.Фрунзе.

 

                           Обратите внимание на даты событий:

1917 г. 23 февраля – рабочая демонстрация в Петрограде; 27 февраля – образование Временного комитета Государственной думы и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов; 2 марта – отречение Николая II от престола, образование Временного правительства; апрель – нота Милюкова, образование 1-го коалиционного правительства; 3-4 июля – выступление большевиков, образование 2-го коалиционного правительства; август – Государственное совещание в Москве, Корниловский мятеж; сентябрь – деятельность Директории, Демократическое совещание в Петрограде; 25 октября – свержение Временного правительства; 25-26 октября – II Всероссийский съезд Советов, создание Совнаркома; 1918 г. 5-7 января – деятельность и разгон Учредительного собрания; 3 марта – Брестский мир; май – выступление Чехословацкого корпуса, ноябрь – провозглашение А.В.Колчака Верховным правителем России; 1919 г. - ноябрь 1920 г. – разгром Белого движения; 1920-1921 г. – антикоммунистические крестьянские восстания.

 

                                   Вопросы для самоконтроля:

1. В чём была сущность двоевластия? Какими были позиции ведущих политических партий (кадетов, меньшевиков, эсеров, большевиков) после Февральского этапа революции?

2. Чем были вызваны апрельский и июльский кризисы Временного правительства? Как они закончились? Почему Временное правительство так и не разрешило стоявших перед страной проблем?

3. Почему не удался мятеж генерала Корнилова?

4. В чём причины усиления политических позиций большевиков к осени 1917 г?

5. Октябрь 1917 г.: переворот или революция? Определите роль решений II съезда Советов в утверждении большевистской власти?

6. Какова судьба Учредительного собрания?

7. Каковы объективные и субъективные причины Гражданской войны? Какие можно выделить периоды в Гражданской войне и в чём их особенности? Какова роль в ней иностранной интервенции?

8. Почему потерпело поражение Белое движение? В чём причины победы большевиков?

9. Чем была вызвана  политика «военного коммунизма? В чём она заключалась? Каковы её последствия?

 

        Тема 8. Советская Россия в 1920-1930-е годы.

                       Формирование тоталитаризма

                                                   план

1. НЭП: сущность, значение, причины свёртывания.

2. CCCР на пути ускоренного строительства социализма. Индустриализация и коллективизация.

3. Советская политическая система в 1920-1930-е гг. Массовые репрессии и возникновение культа личности.

 

                                     Источники

Резолюция общего собрания 1-й и 2-й бригады кораблей, дислоцированных в Кронштадте 10 марта 1921 г. Из декрета ВЦИК о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом. Из резолюции XIV съезда ВКП(б) «По отчету центрального комитета»; Из информационной сводки Колхозцентра СССР и РСФСР о перегибах и раскулачивании, февраль 1930 г. // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2008. С.447-449, 456-458, 463-464.

 

                                          Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России. Т.2. С начала XIX в. до начала XXI в. Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2006.

 

                                  Литература дополнительная

1. Авторханов А. Технология власти. М., 1990.

2. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 2006.

3. Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система. 20-е годы. М., 2000.

4. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-х годах М., 1989.

5. Кара-Мурза С. Советская цивилизация от начала до Великой Победы. М., 2004.

6. Кожинов В. Россия. Век XX: 1901-1939. М., 2005.

7. Конквест Р. Большой террор. М., 1991 (или: Нева. 1990. № 1-2).

8. Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме. М., 1990.

9. НЭП в контексте исторического развития России XX века / Под ред. А.К.Соколова. М., 2001.

 

                                Рефераты (учебные сообщения):

Трагедия 1921 года: Кронштадтский мятеж, крестьянские восстания и переход к нэпу.

                                               Литература:

1. Звягинцев Ю. Обвиняетс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: