Членов Научно-консультативного совета при Общественной палате Российской Федерации и общественных экспертов

Свод замечаний и предложений

Общественных палат субъектов Российской Федерации,

членов Научно-консультативного совета при Общественной палате Российской Федерации и общественных экспертов

по проектам федеральных законов № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» https://sozd.duma.gov.ru/bill/993419-7

и № 993434-7 «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации «Об Основных направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации» https://sozd.duma.gov.ru/bill/993434-7

По состоянию на 16 часов 00 минут 21 августа 2020 года получено 40 ответов, из них:

35 ответов от общественных палат субъектов Российской Федерации,

2 ответа от членов Научно-консультативного совета при Общественной палате Российской Федерации;

1 ответ от общественного эксперта;

2 мнения от членов ОП РФ.

Законопроекты поддержаны без замечаний (или замечания отсутствуют) 23 участниками общественной экспертизы.

17 участников общественной экспертизы представили замечания и предложения по доработке законопроектов.

 

Примечание: ниже в таблице стилистика и орфография авторов сохранены.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


№ п/п Законопроект поддержан без замечаний / замечания и предложения отсутствуют Замечания и предложения к законопроекту

Мнение первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов

и иных правовых инициатив А.Ю. Кирьянова

1.

Поддерживаю позицию профильной Комиссии.

Мнение члена ОП РФ А.В. Зимин

2.   Изложить в редакции ст.2, п. 5: субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики – молодежь; молодые семьи; молодежные общественные объединения; федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления; иные органы и организации, в том числе объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, профессиональные союзы и их объединений, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики. Дополнить понятиями ст.2, п.7. Молодой ученый – работник образовательной или научной организации, имеющий ученую степень кандидата наук в возрасте до 35 лет или ученую степень доктора наук в возрасте до 40 лет, либо являющийся аспирантом, исследователем или преподавателем образовательной организации высшего образования без ученой степени в возрасте до 35 лет включительно; п.8. Молодой работник - лицо в возрасте от 14 до 35 лет включительно, принятое на работу по трудовому договору, имеющее статус индивидуального предпринимателя или оформившее самозанятость в порядке, описанном в действующем законодательстве Российской Федерации; п.9. Молодой специалист – лицо в возрасте от 14 до 35 лет включительно, получившее среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течении одного года со дня окончания получения профессионального образования соответствующего уровня; п.9. Специалист по работе с молодежью – имеющий соответствующую профессиональную квалификацию работник федерального, регионального или муниципального органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, а также организации любой формы собственности, осуществляющей работу с молодежью. Дополнить ст.4, п. 6: Формирование ценностей культуры труда и его достойной оплаты, поддержка молодых работников, молодых специалистов и молодых учёных, борьба с безработицей в молодёжной среде. Изложить в редакции ст.6, п.1, подпункт 5: поддержка молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья. Изложить в редакции ст.6, п. 1, подпункт 11: поддержка молодой семьи, в том числе имеющей детей. Изложить в редакции ст.6, п. 1, подпункт 12: Образование молодёжи, научная, научно-техническая деятельность молодёжи, развитие системы поддержки молодых учёных. Изложить в редакции ст.6, п. 1, подпункт 14: обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие в трудоустройстве молодежи и ее адаптации на рабочих местах. Изложить в редакции ст.6, п. 1, подпункт 18: содействие международному и межрегиональному сотрудничеству в сфере молодежной политики. Дополнить ст.6, п. 1, подпункт 20: Развитие правовой и экономической грамотности молодёжи. Дополнить ст.6, п. 1, подпункт 21: Обеспечение расширенных социально-экономических гарантий для молодёжи, работающей и проживающей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Дополнить ст.6, п. 1, подпункт 22: Развитие системы подготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодёжью. Изложить в редакции ст.6, п. 3: Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, актами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при реализации молодежной политики, в том числе при установлении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан, молодых семей, молодежным общественным объединениям может устанавливаться иной, чем предусмотрено пунктами 1-3 статьи 2 настоящего Федерального закона, максимальный возраст молодых граждан, членов молодых семей или молодежных общественных объединений, но не ниже 35 лет включительно. Изложить в редакции ст.6, п. 4: Молодой семье меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, оказываются вне зависимости от оказания мер государственной поддержки молодым гражданам – членам указанной молодой семьи. Изложить в редакции ст.9, п. 3: разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации по основным направлениям в сфере молодежной политики с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации, в том числе – программ постоянной и временной трудовой занятости молодёжи, программ поддержки демографии и экономического развития субъектов в части привлечения молодёжи. Изложить в редакции ст.9, п. 4: установка мер дополнительной социальной поддержки лиц в возрасте до 35 лет включительно, проживающих и временно пребывающих на территории субъекта Российской Федерации для получения образования и (или) повышения квалификации. Изложить в редакции ст.10, п. 4: разработка и реализация муниципальных программ по основным направлениям в сфере молодежной политики, в том числе – программ постоянной и временной трудовой занятости молодёжи.

Общественные палаты субъектов Российской Федерации

ОП Алтайского края

1.   Проект закона определяет такие понятия как: «молодежь», «молодая семья», «молодежная политика», «молодежные общественные объединения» и другие, тем самым закрепляет статус граждан, относящихся к «молодежи». Считаем важным, что документ устанавливает единый подход к определению возрастной группы, которая относится к категории «молодежи» - это лица в возрасте от 14 до 35-ти лет. Увеличение возраста до 35 лет позволит молодым людям воспользоваться мерами государственной поддержки. Развитие Алтайского края напрямую связано с молодежью. Существует необходимость, чтобы молодое поколение оставалось в регионе развивать территорию. Принятие федерального закона о молодежной политике позволит нам синхронизировать работу на всех уровнях. Положительным является тот момент, что во многих субъектах по вопросу молодежной политики есть собственные правовые акты, однако общего федерального закона до сих пор не было. Его положения помогут заложить основы правового регулирования молодёжной политики Можно отметить, что положения, которые фиксирует законопроект, являются результатом практики, которая уже сложилась и на федеральном уровне в рамках деятельности Росмолодежи, общественных молодежных организаций, и в субъектах Российской Федерации. Также формулируются цели, принципы, основные направления молодежной политики. В последние 10 лет идет активный процесс создания молодежных консультативно-совещательных структур, действующих при органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (общественные' молодежные палаты, парламенты, правительства, советы и т.д.), а также органов молодежного самоуправления в учебных заведениях, на предприятиях, в организациях. Однако в законопроекте это не отражено. Необходимо определить такие понятия, как «молодежный совещательный орган» и «орган молодежного самоуправления». В ст. 8 полномочия уполномоченных федеральных органов государственной власти в сфере государственной молодежной политики не разделены по ветвям власти, хотя в следующей ст. 9, где речь идет о полномочиях государственных органов власти субъектов Российской Федерации в данной сфере такое разделение полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти произведено. В ст. 10, где указываются полномочия органов местного самоуправления в сфере государственной молодежной политики, разделение полномочий по ветвям власти вновь отсутствует. «Нестыковка» заявляемых приоритетов следует на протяжении всего документа. В ст. 4 (основные принципы государственной молодежной политики) «культурное развитие молодежи» указано вторым (после духовного), а в ст. 8 (полномочия уполномоченных федеральных органов государственной власти в данной сфере) полномочие «обеспечение доступности для молодежи культурной деятельности, культурных ценностей и благ» указано последним.

ОП Архангельской области

2.   п. 2 ст. 4 изложить в следующей редакции: «обеспечение равных условий для всестороннего духовного, культурного, нравственного, интеллектуального, профессионального, социального и физического развития молодежи;». Обоснование: приведение в соответствие с положениями ст. 6 законопроекта, а также п. 4 ст. 67.1 Конституции РФ. п. 3 ст. 4 изложить в следующей редакции: «создание и поддержание условий для участия молодежи в политической, социально-экономической и культурной жизни;». Обоснование: с точки зрения лингвистического толкования данного положения, следует дополнить его содержание существительным «поддержание», что развивает идею о перспективном планировании молодежной политики. п. 6 ст. 4 добавить новый пункт следующего содержания: «развитие научного, творческого и спортивного потенциала молодежи, расширение возможностей для самореализации и улучшения своего положения». Обоснование: пункт развивает тезис, заложенный в п. 4 ст. 2 законопроекта. п. 7 ст. 4 добавить новый пункт следующего содержания: «воспитание патриотизма и гражданственности, формирование преемственности традиций, уважения к истории и традициям Российской Федерации». Обоснование: пункт развивает положение п. 4 ст. 67.1 Конституции РФ, п. 2 ст. 6 законопроекта. п. 3 ст. 5изложить в следующей редакции: «Использование комплексного, научно обоснованного и стратегически ориентированного подхода при формировании и реализации молодежной политики;». Обоснование: лингвистическое уточнение пункта. п. 7 ст. 5 добавить новый пункт следующего содержания: «формирования единого системообразующего подхода к разработке и реализации молодежной политики». Обоснование: развивает положения абз. 4 Пояснительной записки к законопроекту. пп. 1 п.1 ст. 6 изложить в следующей редакции:  «1) формирование равных условий, направленных на духовное, культурное, нравственное, интеллектуальное, профессиональное, социальное и физическое развитие». Обоснование: подпункт приводится в соответствие с обновленной редакцией п. 2 ст. 4 законопроекта, положениями ст. 6 законопроекта, а также п. 4 ст. 67.1 Конституции РФ. п. 5 ст. 6 изложить в следующей редакции:  «Государственная поддержка молодежных общественных объединений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 1995 года № 98 – ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82 – ФЗ «Об общественных объединениях»». Обоснование: уточняется нормативная правовая база регулирования государственной поддержки молодежных общественных объединений. п. 2 ст. 7 изложить в следующей редакции: «2) организация и проведение мероприятий по направлениям молодежной политики, в том числе форумов, симпозиумов, съездов, конференций, фестивалей, иных мероприятий всероссийского уровня, уровня субъекта РФ, а также местного уровня». Обоснование: 1) используются методы обобщения и последующей конкретизации информации в целях более логичного построения фразы; 2) поименованы конкретные формы мероприятий к проведению в контексте реализации молодежной политики; 3) уточняется, что регулирование затрагивает все три уровня управления. п. 3 ст. 7 изложить в следующей редакции: «3) проведение научно-аналитических исследований по вопросам молодежной политики, результаты которых могут быть учтены органами государственной власти и местного самоуправления при формировании и реализации молодежной политики». Обоснование: закрепляется практическая применяемость результатов научно-аналитических изысканий субъектов молодежной политики. п. 4 ст. 7 добавить новый пункт следующего содержания: «4) обращение с запросами в органы государственной власти и местного самоуправления в целях получения информации о формировании и реализации молодежной политики». Обоснование: положение наделяет субъектов молодежной политики правом на получение информации о содержании планируемых и проводимых мероприятий в области молодежной политики.

ОП Астраханской области

3. Рассмотренные экспертами комиссии по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Общественной палаты Астраханской области документы были полностью одобрены.  

ОП Кабардино-Балкарской Республики

4.   Вопрос разработки федерального закона о молодежной политике обсуждается на протяжении более 20 лет. За это время отклонены несколько законопроектов. В то же время, законы о молодежи приняты в большинстве субъектов РФ. Необходимость принятия базового федерального закона, устанавливающего единые подходы к формированию и реализации молодежной политики в стране, очевидна. Законопроект № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» предполагает создание единой молодежной политики в стране, устанавливая цели, принципы, основные направления молодежной политики, круг субъектов, осуществляющих деятельность в этой сфере и их компетенции, вопросы информационного обеспечения и мониторинга реализации молодежной политики. Также законопроект определяет основные используемые понятия - «молодежь», «молодая семья», «молодежные общественные объединения», «молодежная политика», «субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики», «инфраструктура молодежной политики». К категории молодежи законопроект (п. 1 ст. 2) относит лиц в возрасте от 14 до 35 лет, имеющих гражданство РФ и постоянное место жительства в РФ или проживающих за рубежом. При этом ч. 3 ст. 6 законопроекта предусматривает возможность установления нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ иного максимального возраста молодых граждан, членов молодых семей или молодежных общественных объединений при реализации молодежной политики. Представляется целесообразным уточнение возраста молодежи, отнеся к ним лиц в возрасте с 14 по 35 лет включительно, а не с 14 лет до 35 лет. Указание на постоянное место жительства в РФ или за рубежом представляется излишним, поскольку определяющим критерием лиц, относящихся к молодежи, является наличие гражданства РФ, а не место жительства лица. Определение понятия «молодежные общественные объединения» должно соответствовать общему определению «общественные объединения». В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предлагаемое законопроектом понятие «молодежные общественные объединения» следует дополнить словами «для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Одним из направлений молодежной политики законопроект определяет содействие международному сотрудничеству в сфере молодежной политики. В федеративном государстве представляется не менее важным указание и на содействие межрегиональному сотрудничеству (взаимодействию) в сфере молодежной политики. Также направления молодежной политики следует дополнить пропагандой семейных ценностей. Законопроект содержит указание на приоритетность государственной поддержки социально незащищенных молодых граждан, молодых семей (п. 5 ст. 5), на поддержку молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (п. 4 ст. 6). При этом законопроект не устанавливает критерии социальной незащищенности, трудной жизненной ситуации. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере молодежной политики законопроект относит разработку и проведение единой молодежной политики (п. 1 ст. 8). К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ п. 1 ст. 9 относит только реализацию молодежной политики на территории субъекта РФ. При этом п. 2 ст. 9 к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относит нормативно-правовое регулирование в сфере молодежной политики, а не в сфере реализации этой политики. Следует отметить также несоответствие наименования ст. 9 законопроекта «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере молодежной политики» абзацу первому статьи, в котором говорится о полномочиях органов государственной власти субъектов РФ в сфере реализации прав молодежи, а не в сфере молодежной политики. Законопроект № 993434-7 «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» согласно пояснительной записке носит технический характер и направлен на приведение в соответствие положений указанного Федерального закона в части возраста граждан, относящихся к молодежи и входящих в международные молодежные объединения. Однако в предлагаемой редакции законопроект не соответствует положениям законопроекта № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации», в том числе положению о том, что к молодежи относятся лица от 14 до 35 лет. Согласно предлагаемому изменению, государственная поддержка может оказываться только общероссийским и международным молодежным объединениям граждан в возрасте до 35 лет. Объединения граждан в возрасте до 18 лет и совершеннолетних граждан, объединившихся для осуществления совместной деятельности, согласно абзацу третьему п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (далее – Федеральный закон № 98-ФЗ) в действующей редакции, в который изменения не предлагаются, относятся к детским объединениям. Таким образом объединения, в которое одновременно входят граждане в возрасте от 14-17 лет и от 18 лет и старше, законопроект № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» относит к молодежным объединениям, а Федеральный закон № 98-ФЗ к детским. Виды общественных объединений в зависимости от возраста их членов следует установить в Федеральном законе «Об общественных объединениях». Однако перечень законов РФ и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и РФ, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации» не указывает на необходимость внесения изменений в этот Федеральный закон. Одним из основных направлений молодежной политики законопроект № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» определяет поддержку деятельности молодежных общественных объединений всех видов - международных, общероссийских, межрегиональных, региональных, местных. Федеральный закон № 98-ФЗ и законопроект № 993434-7 о внесении изменения в ст. 4 этого Федерального закона предусматривают поддержку только международных и общероссийских молодежных объединений, в которых насчитывается не менее 3000 членов. Вопросы государственной поддержки межрегиональных, региональных и местных молодежных объединений в субъектах РФ согласно ст. 2.1 Федерального закона № 98-ФЗ, в который изменения не вносятся, регулируются законодательством субъектов РФ. Таким образом, законопроект № 993419-7 не предусматривает государственную поддержку всех видов молодежных общественных объединений и не устанавливает количество их членов в зависимости от территориальной сферы деятельности молодежного объединения. Изменения не предлагаются также в п. 1 ст. 2 Федерального закона № 98-ФЗ, который устанавливает, что законодательство РФ о государственной поддержке молодежных и детских объединений состоит только из этого Федерального закона. Для приведение в соответствие положений Федерального закона № 98-ФЗ с законопроектом № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» в случае его принятия требуется внесение изменений не только в ст. 4, но и в другие статьи этого Федерального закона. Общественная палата Кабардино-Балкарской Республики поддерживает принятие законопроекта № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» с учетом изложенных замечаний и предложений по нему и не поддерживает принятие законопроекта № 993434-7 «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

ОП Красноярского края

5.   При определении понятия «молодежные общественные объединения», возможно, стоит прибегнуть к установлению процентного соотношения количества молодежи в составе и остальных членов объединения, в связи с тем, что на практике достаточно сложно постоянно отслеживать изменение возраста членов объединения и в руководстве объединения также могут присутствовать члены объединения старше 35 лет. В определении понятия «молодежная политика» в качестве сторон взаимодействия не указана сама «молодежь», как самый важный субъект взаимодействия при реализации молодежной политики. В этом же определении предлагается формулировку «для улучшения своего положения» заменить на «повышение уровня социально-экономического благополучия среди молодежи». В перечень субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики предлагается включить более расширенную категорию – «институты гражданского общества». В определении понятия «инфраструктура молодежной политики» предлагается сделать следующий акцент «...обеспечивающих возможность для оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на реализацию молодежной политики и улучшение социально экономического положения и развитие молодежи....». По тексту проекта закона заменить слово «молодежь» на «молодое поколение». Статью 1 дополнить словами «общественные отношения» и изложить в следующей редакции: «Настоящий Федеральный закон определяет цели, принципы, основные направления и формы реализации молодежной политики, а также регулирует общественные отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, при формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации». В статью 4 включить цель молодежной политики, заключающуюся в создании и развитии сети государственных и муниципальных учреждений по работе с молодежью, как основного инфраструктурного механизма равномерной реализации молодежной политики на территории всех субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований. Данное положение также можно предусмотреть в статьях 8, 9, 10 как полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В статье 6 “Основные направления реализации молодежной политики” первое направление “формирование равных условий, направленных на духовное, культурное, профессиональное, социальное и физическое развитие молодежи” предлагается перенести в статью 5 “Принципы молодежной политики”, а в пятом направлении расширить категорию “инвалиды” и включить более расширенную категорию «люди, с ограниченными возможностями здоровья». В пункте 2 статьи 6 предлагается сделать акцент на реализацию основных направлений молодежной политики, в том числе в рамках национальных, федеральных и региональных проектов. В пункте 4 статьи 6 предложенная формулировка устанавливает значительные ограничения в оказании мер поддержки, при этом невозможно установить о каких мерах поддержки идёт речь и почему они так ограничиваются. В статьи 8 и 9 предлагается включить полномочие “организация и проведение мероприятий по работе с молодежью”, т.к. мероприятия проводятся не только на уровне муниципальных образований, но и на региональном и федеральном уровнях и в их организации участвуют и федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере молодежной политики. В пункте 2 статьи 11 ограничен перечень средств информационного обеспечения реализации молодежной политики автоматизированной информационной системой. Предлагается включить в этот перечень и средства массовой информации и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Дополнить проект закона статьей «Государственная политика в области обеспечения деятельности молодого поколения РФ» и изложить её в следующей редакции: 1. Государственная политика в области обеспечения деятельности молодого поколения представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом организационных, социально-экономических, правовых, информационных, специальных и иных мер. 2. Основные направления государственной политики в области обеспечения деятельности молодого поколения определяет Президент Российской Федерации. 3. Государственная политика в области обеспечения деятельности молодого поколения Российской Федерации реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. 4. Граждане от 14 до 35 лет, государственные муниципальные учреждения и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения деятельности молодого поколения.

ОП Мурманской области

6.   Председатель комиссии по этике и регламенту ОП Мурманской области, к.ю.н. А.П. Кузьмин Предлагаемые проекты федеральных законов нуждаются в доработке, т.к. не учитывают следующие обстоятельства. 1) В п.1 ст.2 проекта федерального закона № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» понятия «молодежь» и «молодые граждане» некорректно используются как равнозначные, хотя далее раскрывается понятие именно молодых граждан России. Понятие «молодежь» шире понятия «молодые граждане», т.к. включает в себя и лиц, не являющихся гражданами России. О таких лицах упоминается в ч.7 ст.6 проекта этого федерального закона. В проекте необходимо вместо понятия «молодежь (молодые граждане)» дать два отдельных понятия «молодежь» и «молодые граждане». Изложенное имеет большое значение и для наименования данного федерального закона. Наименование «О молодежной политике в Российской Федерации» предполагает, что закон имеет отношение ко всей молодежи. Если же речь идет о молодых гражданах (с определенными ограничениями), то необходимо наименование изменить. 2) Из содержания п.3 ст.2 проекта федерального закона № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» следует, что к молодежным общественным объедениям относятся только «молодежные объединения лиц в возрасте от 14 до 35 лет». Такая редакция предполагает невозможность отнесения к молодежным общественным объединениям организации, в которой хотя бы один член не будет отвечать этим возрастным ограничениям, даже международные. 3) П.5 ст.2 проекта федерального закона № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» к субъектам, осуществляющим деятельность в сфере молодежной политики, не относит другие общественные организации и объедения. Например Общественная палата Российской Федерации. 4) В ст.4 проекта федерального закона № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» к целям молодежной политики не относится гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, хотя, согласно п.4 ст.2, это является составной частью молодежной политики. 5) П.2 ст.5 проекта федерального закона № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» необходимо добавить словами «общественными организациями и объединениями». 6) В п.1 ст.6 проекта федерального закона № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» между словами «направленных» и «духовное» необходимо вставить предлог «на». 7) Во всех случаях было бы более корректно вместо слова «инвалид» использовать формулировку «лицо с ограниченными возможностями», тем более, что последнее по своему содержанию более широкое понятие. 8) Внесение вышеуказанных предложений и устранение замечаний потребует переработки и других положений проекта федерального закона. Заместитель председателя ОП Мурманской области Н.Н. Рафикова Предложения в Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации»: Изложить в редакции ст.2, п. 5: субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики – молодежь; молодые семьи; молодежные общественные объединения; федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления; иные органы и организации, в том числе объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, профессиональные союзы и их объединений, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики. Дополнить понятиями ст.2, п.7. Молодой ученый – работник образовательной или научной организации, имеющий ученую степень кандидата наук в возрасте до 35 лет или ученую степень доктора наук в возрасте до 40 лет, либо являющийся аспирантом, исследователем или преподавателем образовательной организации высшего образования без ученой степени в возрасте до 35 лет; п.8. Молодой работник - лицо в возрасте от 14 до 35 лет, принятое на работу по трудовому договору, имеющее статус индивидуального предпринимателя или оформившее самозанятость в порядке, описанном в действующем законодательстве Российской Федерации; п.9. Молодой специалист – лицо в возрасте от 14 до 35 лет, получившее среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течении одного года со дня окончания получения профессионального образования соответствующего уровня; п.9. Специалист по работе с молодежью – имеющий соответствующую профессиональную квалификацию работник федерального, регионального или муниципального органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, а также организации любой формы собственности, осуществляющей работу с молодежью. Дополнить ст.4, п. 6: Формирование ценностей культуры труда и его достойной оплаты, поддержка молодёжи, впервые выходящей на рынок труда, молодых специалистов и молодых учёных, борьба с безработицей в молодёжной среде. Изложить в редакции ст.6, п.1, подпункт 5: поддержка молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья. Изложить в редакции ст.6, п. 1, подпункт 11: поддержка молодой семьи, в том числе имеющей детей. Изложить в редакции ст.6, п. 1, подпункт 12: Образование молодёжи, научная, научно-техническая деятельность молодёжи, развитие системы поддержки молодых учёных. Изложить в редакции ст.6, п. 1, подпункт 14: обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие в трудоустройстве молодежи и ее адаптации на рабочих местах. Изложить в редакции ст.6, п. 1, подпункт 18: содействие международному и межрегиональному сотрудничеству в сфере молодежной политики. Дополнить ст.6, п. 1, подпункт 20: Развитие правовой и экономической грамотности молодёжи. Дополнить ст.6, п. 1, подпункт 21: Обеспечение расширенных социально-экономических гарантий для молодёжи, работающей и проживающей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Дополнить ст.6, п. 1, подпункт 22: Развитие системы подготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодёжью. Изложить в редакции ст.6, п. 3: Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, актами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при реализации молодежной политики, в том числе при установлении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан, молодых семей, молодежным общественным объединениям может устанавливаться иной, чем предусмотрено пунктами 1-3 статьи 2 настоящего Федерального закона, максимальный возраст молодых граждан, членов молодых семей или молодежных общественных объединений, но не ниже 35 лет. Изложить в редакции ст.6, п. 4: Молодой семье меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, оказываются вне зависимости от оказания мер государственной поддержки молодым гражданам – членам указанной молодой семьи. Изложить в редакции ст.9, п. 3: разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации по основным направлениям в сфере молодежной политики с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации, в том числе – программ постоянной и временной трудовой занятости молодёжи, программ поддержки демографии и экономического развития субъектов в части привлечения молодёжи. Изложить в редакции ст.9, п. 4: установка мер дополнительной социальной поддержки лиц в возрасте до 35 лет, проживающих и временно пребывающих на территории субъекта Российской Федерации для получения образования и (или) повышения квалификации. Изложить в редакции ст.10, п. 4: разработка и реализация муниципальных программ по основным направлениям в сфере молодежной политики, в том числе – программ постоянной и временной трудовой занятости молодёжи. Также считаем, что предлагаемые проекты федеральных законов нуждаются в доработке, т.к. не учитывают следующие обстоятельства. 1) В п.1 ст.2 проекта федерального закона № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» понятия «молодежь» и «молодые граждане» некорректно используются как равнозначные, хотя далее раскрывается понятие именно молодых граждан России. Понятие «молодежь» шире понятия «молодые граждане», т.к. включает в себя и лиц, не являющихся гражданами России. О таких лицах упоминается в ч.7 ст.6 проекта этого федерального закона. В проекте необходимо вместо понятия «молодежь (молодые граждане)» дать два отдельных понятия «молодежь» и «молодые граждане». Изложенное имеет большое значение и для наименования данного федерального закона. Наименование «О молодежной политике в Российской Федерации» предполагает, что закон имеет отношение ко всей молодежи. Если же речь идет о молодых гражданах (с определенными ограничениями), то необходимо наименование изменить. 2) Из содержания п.3 ст.2 проекта федерального закона № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» следует, что к молодежным общественным объедениям относятся только «молодежные объединения лиц в возрасте от 14 до 35 лет». Такая редакция предполагает невозможность отнесения к молодежным общественным объединениям организации, в которой хотя бы один член не будет отвечать этим возрастным ограничениям, даже международные. 3) П.5 ст.2 проекта федерального закона № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» к субъектам, осуществляющим деятельность в сфере молодежной политики, не относит другие общественные организации и объедения. Например, Общественную палату Российской Федерации. 4) В ст.4 проекта федерального закона № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» к целям молодежной политики не относится гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, хотя, согласно п.4 ст.2, это является составной частью молодежной политики. 5) П.2 ст.5 проекта федерального закона № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» необходимо добавить словами «общественными организациями и объединениями». 6) В п.1 ст.6 проекта федерального закона № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» между словами «направленных» и «духовное» необходимо вставить предлог «на». 7) Во всех случаях было бы более корректно вместо слова «инвалид» использовать формулировку «лицо с ограниченными возможностями», тем более, что последнее по своему содержанию более широкое понятие. 8) Внесение вышеуказанных предложений и устранение замечаний потребует переработки и других положений проекта федерального закона.

ОП Нижегородской области

7.   Добрый день! Мы обсуждаем тему с представителями минобра, общественных организаций, вузов. Самое главное - поддерживаем принятие закона. Замечания есть. 1. Усилить семейное воспитание словами «традиционное». 2.Усилить акцент на здоровом поколении, здоровом образе жизни. 3.Важна непрерывность единого воспитательного процесса: школа-вуз-выпускник. А это значит, вновь национальная единая патриотическая идея. Предложения 1.Дополнить пункт 5 статьи 4 закона словами «формирование ценностей традиционной культуры семейной жизни». 2. Статья 5. В принципы молодежной политики внести: «формирование единого непрерывного воспитывающего пространства, объединяющего молодежь разных возрастов – школьников, студентов, работающую молодежь». 3.Статья 6. - В пункт 1) добавить предлог: «Формирование равных условий, направленных на…». - Дополнить пункт 6) пункт дополнить и изложить в редакции: «поддержка социально значимых инициатив и творческой активности молодежи». - Пункт 19) изложить в следующей     редакции: «профилактика асоциальных явлений в молодежной среде, предупреждение правонарушений и антиобщественных действий среди молодежи». - Дополнить статью 6 пунктом «формирование экологического сознания молодежи».

ОП Пензенской области

8. Предложений и замечаний к законопроектам нет.  

ОП Республики Крым

9.   В настоящее время в законодательстве отсутствует четкая система и унификация в регулировании отношений в области государственной молодежной политики, поэтому данный законопроект крайне актуален. Федеральный закон «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации» пытается получить право на жизнь уже более 10 лет. При проведенном сравнительном анализе с предыдущими проектами закона отмечена положительная динамика. 1.    Увеличение возраста молодых людей, относящихся к категории «молодежь» до 35 лет, безусловно, важное и необходимое изменение. Это позволит серьезно увеличить количество получателей мер государственной поддержки в нашей стране. Также в законопроекте предусмотрено, что федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, актами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при реализации молодежной политики, в том числе при установлении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан, молодых семей, молодежным общественным объединениям, может устанавливаться иной максимальный возраст молодых граждан, членов молодых семей и молодежных общественных объединений, что дает «маневренность» вышеуказанным рамкам в отдельных случаях. 2.    Положительным является определение и распределение полномочий в области реализации государственной молодежной политики между федеральными, региональными и местами муниципальными уровнями. Данный пункт позволит выстроить понятную систему реализации государственной молодежной политики, в том числе для самих молодых людей. 3.    Следует отметить, что новый проект Федерального закона частично сохраняет главный недостаток предыдущих проектов, в частности - декларативный характер его содержания. В небольшом количестве содержатся такие нормоформирующие нормативно-правовые предписания как регулятивные и практически отсутствуют охранительные и защитные предписания. Ярко проявляется декларативный характер проекта в сравнении с Постановлением ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», который должен утратить силу. Так, Постановлением ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» в разделе 2 «Направления реализации государственной молодежной политики» установлены более конкретные и эффективные меры и средства. Например: «использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников; установление для предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы квот (с предоставлением работодателям налоговых и иных льгот) для приема на работу выпускников детских государственных воспитательных и специальных учебно-воспитательных учреждений; подростков, оставивших учебу; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания; молодых граждан, особо нуждающихся в поддержке при поиске работы и других», «предоставление индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечению средствами производства, помещениями, страхованию их коммерческого риска; выдачу поручительств и гарантий; финансирование обучения основам предпринимательской деятельности и содействие в разработке учредительных документов; освобождение молодых граждан от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; установление дотаций (субсидий) и налоговых льгот на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствующими органами государственной власти и управления» и т.д. Таким образом, предлагаемый на замену указанному постановлению законопроект содержит меньше эффективных мер и средств, обеспечивающих поддержку статуса молодого гражданина. 4.    В законопроекте одним из направлений реализации молодежной политики определяется содействие в решении жилищных проблем молодежи (п. 10 ч. 1 ст. 6 проекта). Не обозначены и конкретные проблемы в данной области, наличие которых однозначно и недвусмысленно показывало бы направление их решения. В то же время в нем не определены формы, способы, механизмы решения жилищных проблем. Тоже касается и задекларированного положения об «поддержки молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», «поддержка молодых граждан из числа инвалидов», «предоставление социальных услуг молодежи», «поддержка развития молодежного предпринимательства» (п. 4, 5, 9, 15 ч. 1 ст. 6 проекта) и т.д. Проект не предусматривает каких-либо гарантированных юридических механизмов реализации указанных положений. 5.    На протяжении последних десяти лет в Российской Федерации происходит бурный процесс создания молодежных консультативно-совещательных структур/объединений, действующих при органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (молодежные парламенты, правительства, палаты, советы и т.д.). Также активная популяризация и развитие органов молодежного самоуправления (профсоюзные организации, студенческие советы) в учебных заведениях, на предприятиях, в организациях. В законопроекте данному процессу и отдельным структурам не уделено внимание, отсутствует понятие «орган молодежного самоуправления», статус органа. Отсутствие системного урегулирования указанных пунктов негативно отразится на формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации. Таким образом, Общественная палата Республики Крым считает необходимым доработать проект федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации» с учетом перечисленных предложений.

ОП Владимирской области

10. Данные нормативные акты были рассмотрены членами региональной Общественной палаты при участии активистов Молодежной думы при Законодательном Собрании Владимирской области. Участники обсуждения отмечают, что данные законопроекты решают задачи законодательного определения на федеральном уровне целей, принципов, основных направлений и форм реализации молодежной политики. Отрадно, что принятие указанных нормативных актов будет способствовать единому системообразующему подходу к основополагающим аспектам сферы моложеной политики, что положительно отразится на деятельности молодежных структур, объединений, иных заинтересованных юридических и физических лиц, как на территории отдельных субъектов, так и России в целом. Положительным моментом является то, что с принятием данных законов в стране установят единые возрастные рамки (от 14 до 35 лет), что позитивно повлияет на положение молодежи. Кроме того, верхняя граница устанавливается в пределах 35 лет (в ряде регионов – 30 лет), что будет способствовать увеличению количества граждан, которые не только смогут получить меры поддержки, но и продолжить реализовывать свои инициативы в молодежных объединения, принимать участие в программах для молодежи. По мнению участников обсуждения, принятие рамочного закона позволит «подтянуть» меры поддержки, действующие в отдельных регионах, до нового общероссийского закона: будет дана предпосылка к ликвидации разрыва в социально-экономическом положении молодежи. Важно, чтобы молодые люди, проживающие в разных субъектах, имели сопоставимую поддержку. В данной связи члены ОП Владимирской области отмечают необходимость и целесообразность принятия предложенных проектов законов.  

ОП Волгоградской области

11. ОП Волгоградской области принятие законопроектов поддерживает.  

ОП города Москвы

12. Предложения и замечания к данным нормативно-правовым актам отсутствуют                           

ОП Краснодарского края

13. Принятие законопроекта «О молодежной политике в Российской Федерации» регламентирует основополагающие аспекты сферы молодежной политики и сформирует системообразующих подход для взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, в части деятельности различных молодежных структур, молодежных объединений, иных заинтересованных юридических и физических лиц на территории Российской Федерации.  

ОП Курганской области

14. Совет ОП Курганской области, комиссия по вопросам молодежной политики считают, что данные документы своевременны, достаточно отработаны и не нуждаются в корректировке. Они станут векторным актом, укрепят единое правовое поле в сфере молодежной политики нашей страны и регионов, расширят возрастной диапазон ее участников, будут способствовать более активному привлечению молодых людей к решению значимых задач, улучшению государственной поддержки в этой сфере.  

ОП Курской области

15. Предложений и замечаний не имеется.  

ОП Ленинградской области

16.   Комиссией по законодательству, регламенту и этике Общественной палаты Ленинградской области рассмотрены проекты федеральных законов № № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» и № 993434-7 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и отмечено следующее. 1. По проекту федерального закона № 993434-7 замечаний и предложений нет. 2. По проекту федерального закона № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации»: Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. Основным носителем инновационного потенциала развития страны является молодежь. Молодежная политика является самостоятельным направлением деятельности государства, реализуемым на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями. Принятие данного законопроекта позволит на федеральном уровне законодательно закрепить цели, принципы, основные направления и формы реализации молодежной политики, а также четко урегулировать разграничение функций федеральных и региональных органов власти, а также органов местного самоуправления в сфере молодежной политики. Вместе с тем к предложенному законопроекту есть ряд замечаний: 1) предлагаемое законопроектом понятие молодежи смешивает понятие «молодежь» и «ребенок», поскольку действующим законодательством ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др.); 2) определение понятия «молодежная политика», данное в п.4 статьи 2 проекта, совершенно не учитывает такую составляющую как международное сотрудничество, хотя пунктом 3 статьи 8 законопроекта предусмотрена реализация международных программ в сфере молодежной политики, пунктом 18 части 1 статьи 6 законопроекта «Основные направления реализации молодежной политики» предусмотрено содействие международному сотрудничеству в сфере молодежной политики; статья 13 законопроекта полностью посвящена международному сотрудничеству в сфере молодежной политики, в том числе формам взаимодействия органов власти различного уровня и органов местного самоуправления с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями. Полагаем необходимым включить в понятие молодежной политики указание на её международную составляющую; 3) в статье 6 законопроекта указано 19 основных направлений реализации молодежной политики. Полагаем, что логично было бы разделить эти 19 основных направлений, например, на 5 частей и сформировать основные направления крупными «блоками». Возможно, эти направления следует разбить с учетом возрастных категорий; 4) статья 10 законопроекта не корреспондируется со ст. 18, 19 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установившими принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления и порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Полагаем, что принятие данного законопроекта приведет к необходимости дальнейшего принятия новых и совершенствования имеющихся нормативных правовых актов в сфере молодежной политики. Принятие указанного законопроекта возможно при условии его доработки.

ОП Ненецкого автономного округа

17. В настоящее время, законы, регулирующие отношения в сфере государственной молодежной политики, действуют во многих регионах Российской Федерации. Принятие Федерального закона, формирующего единых системообразующий подход, является актуальным для укрепления основополагающих аспектов сферы молодежной политики. ОП Ненецкого автономного округа поддерживает принятие законопроекта. Замечания и предложения отсутствуют.  

ОП Оренбургской области

18. Отсутствуют предложения и замечания к законопроектам.  

ОП Республики Карелия

19.   Законопроект направлен на урегулирование вопросов в сфере государственной молодежной политики. В настоящее время в Российской Федерации вопросы молодежной политики регулируются «Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р, а также конституционным, федеральным и региональным (субъектов Федерации) законодательством, нормативно-распорядительными документами ведомственного характера. Принятие проекта федерального закона является необходимой и своевременной мерой государственного регулирования, направленной на решение вопросов взаимодействия всех уровней государственной и муниципальной власти осуществляющих полномочия в сфере молодежной политики. Законопроект актуален, однако при общей положительной направленности, содержит ряд положений, требующие уточнения и корректировки. В качестве предложений считаем необходимым: - законодательно определить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере молодежной политики в части «организации подготовки кадров в сфере молодежной политики», указанных в пункте 4 статьи 9 законопроекта; - определить объем мероприятий и необходимых бюджетных расходов для реализации данных полномочий, в т.ч. для проведения проектных конкурсов НКО, занимающихся вопросами молодежи в целях реализации целей и задач в сфере молодежной политики.

ОП Республики Коми

20. В результате рассмотрения законопроектов предложений и замечаний не поступило.  

ОП Республики Марий Эл

21. Председатель комиссии по молодежной политике ОП Республики Марий Эл Дружинин С.А. внес предложение установить дифференцированный подход к определению возрастной группы, которая относится к категории «молодежи» - 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин, поскольку имеется разница срока выхода на пенсию (мужчины выходят на 5 лет позже), соответственно, это можно расценивать и как большую продолжительность у них периода молодости.  

ОП Республики Северная Осетия – Алания

22. № 993419-7 Законопроект разработан в целях развития положений Конституции РФ в редакции Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». 1. Актуальность законопроекта бесспорна и определяется она двумя хорошо известными обстоятельствами. Во-первых, отсутствие подобного федерального закона открывает широкое поле для популистских спекуляций. Во-вторых, в ряде субъектов Российской Федерации приняты законы о молодежной политике, и отсутствие системообразующего федерального законодательного акта не только чревато опасным «межеванием» правового поля, но и создает трудности в работе органов государственной власти и местного самоуправления, порождает препятствия в их взаимодействии с общественными объединениями и гражданским обществом в целом. 2. Важнейшей практической целью «векторного» ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» является создание единого правового поля в сфере молодежной политики, в том числе единого определения ее целей, принципов, направлений и форм реализации. 3. Важнейшее социальное последствие принятия закона – увеличение «законодательного возраста» молодежи до 35 лет (это на 5 лет больше прежнего определения), что кардинально расширяет возможности отдельных граждан, молодых семей, молодежных объединений и др. пользоваться мерами государственной поддержки. 4. Текст закона по большей части декларативен, что естественно для законов подобного типа и вовсе не отменяет его социально-политическую целесообразность. 5. В общей положительной оценке законопроекта следует исходить из того обстоятельства, что понятие «молодежная политика» заведомо является политико-правовым конструктором, предназначенным для решения актуальных социальных проблем. Проект предлагает положения, вполне адекватные современному набору внутриполитических задач Российской Федерации. В этой связи ОП РСО-Алания считает разработанный законопроект актуальным и представляет положительное на него заключение. № 993434-7 1. Законопроект необходим как продолжение законопроекта «О молодежной политике в Российской Федерации», отвечающего на государственно-общественный запрос о создании единого правового поля в сфере молодежной политики. 2. Смысл закона – увеличение «законодательного возраста» молодежи до 35 лет – состоит в расширении социальной поддержки граждан со стороны государства. 3. Положительная оценка законопроекта исходит из актуальности совершенствования и развития Российской Федерации как социального государства. ОП РСО-Алания поддерживает принятие указанного законопроекта.  

ОП Республики Татарстан

23. В целях рассмотрения указанные проектов федеральных законов, комиссией ОП Республики Татарстан по образованию и науке проведены общественные консультации с руководителями, научно-педагогическими и научными работниками образовательных и научных организаций, общественными экспертами в области образования, воспитания, молодежной и антикоррупционной политики. В настоящее время основными нормативными правовыми документами федерального уровня, регламентирующими вопросы молодежной политики являются Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федеральный закон от 29.12.2020 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», отдельные нормы Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ, Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, ряд подзаконных актов, так или иначе затрагивающих сферу государственной молодежной политики (например, распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года», приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 23.12.2008 № 72 «Об утверждении Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации» и др.). На региональном уровне в большинстве субъектов Российской Федерации действуют законы о молодежной политике. Авторы законопроекта справедливо отмечают, что указанные региональные законы приняты в отсутствие единого системообразующего подхода, что создает трудности при взаимодействии федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, при реализации межрегионального взаимодействия, в деятельности различных молодежных структур, объединений, иных юридических и физических лиц. Между тем, с 2007 года отдельными депутатами и группами депутатов ГД ФС РФ предпринимались попытки принятия нормативного правового акта, предусматривающего законодательное закрепление на федеральном уровне общественных отношений, сложившихся в процессе реализации государственной молодежной политики. Однако указанные инициативы по объективным причинам в 2017 году были окончательно отклонены. При этом не вызывает сомнений необходимость документа, создающего единое правовое пространство, в котором могли бы взаимодействовать все субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Актуальность законопроекта обусловлена вступление в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Авторами законопроекта предусматривается упорядочение и уточнение терминологического аппарата, применяемого в правовой практике. В частности, предлагаются определения понятий «молодежь (молодые граждане)», «молодая семья», «молодежные общественные объединения» и др. Соответствующими статьями сформулированы правовые основы регулирования отношений в сфере молодежной политики, цели, принципы, основные направления молодежной политики в Российской Федерации, а также формы участия граждан и молодежных общественных объединений в др. субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, в ее реализации. В законопроекте предложено четкое разделение полномочий федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере молодежной политики. Регламентируются

double arrow