Историческая память о Великой Отечественной войне

 

Убушаев Алмаз Александрович, Шувалов Павел Сергеевич, Макарова Алина Сергеевна студенты Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

 

Конституционные гарантии являются важнейшим элементом правовой системы Российской Федерации. Особая правовая природа конституционных положений связана с наибольшей юридической силой Конституции Российской Федерации среди всех нормативных правовых актов [3, c. 23]. Вместе с тем, содержание действующей редакции Конституции Российской Федерации (редакция по состоянию на 25.05.2020) вопросам истории и исторической памяти уделено небольшое внимание, в частности:

- статья 44, предусматривающая обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, а также обязанность беречь памятники истории и культуры;

- статья 72, устанавливающая совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам охраны памятников истории и культуры, что означает возможность и необходимость принятия как федеральных правовых актов, так и актов субъектов Российской Федерации.

При этом важность закрепления на уровне Конституции Российской Федерации ключевых вопросов существования и развития государства связана с прямым действием рассматриваемого документа. Как отмечает Т.И. Ряховская «прямое действие Конституции Российской Федерации - это юридическое свойство ее норм, имеющее легальный характер, выражающее правило действия и реализации норм Конституции независимо от наличия конкретизирующих их нормативно-правовых актов» [4, c. 81]. Следовательно, наличие конституционных гарантий определенных сфер направлено на обеспечение должного уровня регулирования.

В этой связи актуальными являются поправки в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные Законом «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [1]. Поправки предусматривают дополнение Конституции Российской Федерации нормами, направленными в том числе на обеспечение конституционных гарантий исторической памяти, среди которых:

- часть 2 статьи 67.1, которая закрепляет признание исторически сложившееся государственное единство;

- часть 3 статьи 67.1, устанавливающая, что Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды.

В результате, государство провозглашает одной из ключевых задач обеспечение надлежащего уровня правовой защиты исторической памяти. По мнению исследователей, историческая память выступает опорной точкой национального самосознания, а различного рода события приобретают символическую значимость для новых поколений [2, C. 43].

Кроме того, память о Великой Отечественной войны несет в себе большие возможности для осознанной трансляции исторической информации во времени [5].

Как отмечают исследователи-культурологи исторической памятью граждан нашего государства выступают художественные и публицистические произведения, посвященные Великой отечественной войне [16]. На наш взгляд, подобное рассмотрение исторической памяти показывает ее влияние не только непосредственно на исторический контекст Великой отечественной войны, но и культурологические аспекты, влияющие на мировоззрение граждан. Более широкий подход использует историк Е.А. Мокроусова отмечает, что историческая память является совокупностью передаваемых из поколения в поколение исторических сюжетов, мифов и рефлексий, является не простой суммой или набором воспоминаний, а также коллективным культурным произведением с помощью которого события и образы прошлого воспроизводятся и транслируются от одного поколения к другому [17, с. 14]. Соответственно конституционно-правовое закрепление исторической памяти воздействует на целый комплекс правового регулирования, затрагивающего вопросы культурного, исторического, а также политического характера.

При этом историческая память выступает критерием консолидации общества [6, c. 34]. Важно отметить, что историческая память во многом переплетается с политическим развитием как в отдельно взятом государстве, так и на мировой арене в целом. При этом определение и сохранение исторической памяти непосредственно зависит от политических сил, которые находятся у власти [7].

Представляется, что конституционно-правовая охрана исторической памяти будет способствовать обеспечению всего комплекса правового регулирования исторической памяти о Великой Отечественной войне, которое включает в себя Федеральный закон «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», содержащий положения о проведении Парада Победы, закрепляет День Победы, а также устанавливает режим правовой охраны памятников Великой Отечественной войны [8]. Кроме того, еще одним важнейшим актом выступает Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России», закрепляющий дни воинской славы, а также памятные даты в истории Отечества [9].  

Соответственно правовое регулирования положения ветеранов устанавливается Федеральным законом «О ветеранах», определяющие категории граждан, которые относятся к ветеранам [10]. Помимо этого, закрепляется перечень социальных гарантий, предоставляемых ветеранам.

Правовый режим исторической памяти символов победы в Великой Отечественной войны установлен двумя федеральными законами:

- Федеральный закон «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы» закрепляет звание «Город воинской славы» [11];

- Федеральный закон «О Знамени Победы», определяющий правовые основы хранения и использования Знамени Победы [12].

Непосредственно историческое наследие защищается Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [13]. Анализ вышеперечисленных нормативных правовых актов показывает, что система правового регулирования обеспечивает отдельные аспекты исторической памяти. Вместе с тем, прямая защита исторической памяти не обеспечивается рассмотренными актами. Следовательно, конституционно-правовые гарантии исторической памяти о Великой Отечественной войне спустя 75 лет после Великой Победы объединяют в своем правовом смысле положения федерального законодателя. Особенностью конституционных положений является их универсальность и максимальная широта регулирования, что в полной мере обеспечивается новой статьей 67.1 Конституции Российской Федерации. Как отмечает Н.И. Шестов в настоящее время имеет место «переадресация» исторической памяти (сама адресация представляет собой закрепление за определенными событиями устойчивой смысловой и оценочной характеристики), так как существующая модель исторической памяти не вписывается в новые политические реалии [14].

Самую непосредственную связь с рассматриваемыми конституционно-правовыми положениями демонстрируют положения стратегических документов. Так, Концепция содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, предусматривает целый ряд мер, обеспечивающих сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, а также устанавливает необходимость расширения помощи волонтеров с ветеранскими организациями, включая адресную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий [15].

На наш взгляд, закрепление рассмотренных положений в Конституцию Российской Федерации является оправданным исходя из современной геополитической ситуации, а также стремлением некоторых государств вычеркнуть подвиг советских людей из мировой истории. К сожалению, по социологическим опросам 50% жителей стран Европы считают, что США победителями во Второй мировой войне, 22% - Великобранию и лишь 14% знают о роли СССР в победе [18]. Кроме того, имеют место быть множество учебников по истории с плюралистическим подходом, который предполагает вариативность толкования итогов Великой Отечественной войны [19].

Вместе с тем, Российская Федерации как правопреемница Советского Союза должна обеспечивать надлежащий уровень защиты исторической памяти, а конституционное закрепление исторической памяти способствует не только реализации соответствующих обязанностей на уровне государственного аппарата, но и позволяет сформировать правильное правосознание.

 

Список используемых источников:

 

1. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 16.03.2020. № 11. Ст. 1416.

2. Большакова Г.А. Феномен исторической памяти // Казанский вестник молодых учёных. 2017. №3 (3). С. 40-43;

3. Гузий А.Е. Конституция - основной закон? // Сибирское юридическое обозрение. 2017. №1. C. 19-25;

4. Ряховская Т.И. «Прямое действие» в системе юридических свойств Конституции России // Социум и власть. 2012. №5 (37). С. 80-81;

5. Оплетина Надежда Витальевна, Трипольский Владимир Борисович Великая Отечественная война в контексте формирования исторической памяти молодого поколения // Манускрипт. 2016. №1 (63);

6. Кулиш В.В. Концептуальные основы государственной политики исторической памяти // Казанский социально-гуманитарный вестник. № 6 (41). 2019. 33-38;

7. Вяземский Е.Е. Историческая политика государства, историческая память и содержание курса истории России // Проблемы современного образования 2001. №6. С. 89-97;

8. Федеральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» // Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. № 21. Ст. 1928;

9. Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» // Собрание законодательства РФ. 13.03.1995. № 11. Ст. 943;

10. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветерана» // Собрание законодательства РФ. 16.01.1995. № 3. Ст. 168;

11. Федеральный закон от 09.05.2006 № 68-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы» // Собрание законодательства РФ. 15.05.2006. № 20. Ст. 2158;

12. Федеральный закон от 07.05.2007 № 68-ФЗ «О Знамени Победы» // Собрание законодательства РФ. 14.05.2007. № 20. Ст. 2369;

13. Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 01.07.2002.
№ 26. Ст. 2519.

14. Шестов Н.И. Механизм "адресации" исторической памяти // История и историческая память. 2018. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-adresatsii-istoricheskoy-pamyati (дата обращения: 25.05.2020).

15. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 № 2950-р «Об утверждении Концепция содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2018. № 53 (часть II). Ст. 8791.

16. Окороков А.В. Историческая память // Культурологический журнал. 2018. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-pamyat (дата обращения: 02.06.2020).

17. Мокроусова Е. А. Исторический подход к проблеме памяти: понятие исторической памяти // Всероссийский журнал научных публикаций. 2011. №6 (7). С. 14-15.

18. Откуда взялась вера в победу США над Гитлером [Электронный ресурс] URL: https://lv.baltnews.com/mir_novosti/20191116/1023496767/Otkuda-vzyalas-vera-v-pobedu-SShA-nad-Gitlerom.html (дата обращения: 02.06.2020).

19. Казаков Алексей Валерьевич Фальсификация истории и итогов Великой Отечественной войны как направление деструктивного воздействия на сознание современной российской молодежи // Власть. 2015. №5. С. 8-13.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: