МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОРРЕКТИРОВКЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» (1-8 КЛАСС)
Составитель: Смышляева Марина Леонидовна, методист МБУ «НМЦ»
Цель: Внесение изменений в содержание образовательных программ учебного предмета музыка на4четверть текущегоучебного года и на следующий 2020-2021учебный год: по возможности укрупнение дидактических единиц, перенос, перераспределение содержания некоторых тем учебных тем, выделение элементов, на которое нужно обратить особое внимание.
Учителям музыки, реализующим основные образовательные программы начального и основного общего образования при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, необходимо обеспечивать дифференцированный подход, индивидуализацию образовательного процесса, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию обучающегося с учетом его интересов и возможностей.
1. Рекомендуем перечень онлайн-ресурсов для обеспечения дистанционного обучения по музыке.
|
|
«Российская электронная школа»https://resh.edu.ru/
Ресурс содержит интерактивные уроки по школьному курсу «Музыка» 1-8 класс по основным содержательным линиям в начальной школе (1-4): Музыка в жизни человека; Основные закономерности музыкального искусства; Музыкальная картина мира;
В основной школе (5-8): Музыка как вид искусства.Музыка в семье искусств; Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор; Образная природа и исторические особенности русской и западноевропейской музыки; Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
• «Московская электронная школа» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/catalogue
Ресурс содержит интерактивные уроки по школьному курсу «Музыка».
• Издательство «Просвещение» https://media.prosv.r u
Ресурс содержит доступ к электронным версиям учебно-методических комплектов по музыке, входящих в Федеральный перечень. УМК Л.В. Школяр; УМК В.В. Алеева. Наиболее используемым в Губкинском городском округе является УМК по музыке под редакцией Е.Д. Критской.
• Корпорация "Российский учебник" https://rosuchebnik.r u https://lecta.rosucheb nik.ru
Бесплатный доступ к ресурсам корпорации на цифровой образовательной платформе LECTA. Доступ распространяется также на все электронные формы учебников (ЭФУ). Электронные учебники по музыке Е.Д. Критской. http://www.alleng.ru/edu/art4.htm.
Электронные образовательные порталы для педагогов и учащихся:
• Коллекция ссылок на виртуальные музеи. http://www.museum.ru/web/cat.asp?type=virtualhttp://virtualrm.spb.ru/
• «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
|
|
• Сайт телеканала «Культура» http://www.tvkultura.ru/ —
2. При проведении дистанционных занятий рекомендуем соблюдать требования СанПиН, не допускать перегрузки обучающихся заданиями, обеспечивать сохранность здоровья детей путем:
- переключение детей на разнообразные виды музыкально-практической, творческой деятельности: активное восприятие музыки и размышления о ней, пение – хоровое, ансамблевое, сольное (караоке); игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, драматизации и инсценировки музыкальных сочинений, импровизации.
- ограничения временных рамок урока от 20 минут в начальной школе до 30 мин в основной, оставляя приоритет за освоением нового учебного материала.
3. Учителям музыки для организации текущего контроля успеваемости обучающихся рекомендуется:
- использовать тестовые задания
- выполнение творческих работ, изготовление альбомов, газет, составление музыкальных коллекций, съемка видеофильмов, изотворчество, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др. Самостоятельное освоение школьниками произведений искусства, включая поиск и обработку информации из книг, словарей, энциклопедий, сети интернет; освоение развивающих мультимедийных программ, электронных образовательных ресурсов. Виртуальное посещение учреждений культуры, отзывы в виде заметок, эссе в «Дневнике музыкальных впечатлений», тетрадях по музыке.
- в основной школе деятельность обучающихся рекомендуем направить на исследовательские работы, включая анализ музыкального произведения, разработку и защиту исследовательских проектов, интегрированных, межпредметных, культурологических, информационных, игровых и др.. Сетевое педагогическое сообщество учителей искусств аhttps://vk.com/club171455160/.
- применять интегрированные способы оценивания (наряду с отметками по пятибалльной шкале использовать формы оценивания зачет/незачет) для обучающихся 5-8 классов.
4. 4. Рекомендации по корректировке процесса реализации учебных планов и рабочих программ по предмету «Музыка» в 2019-2020 уч. году в условиях дистанционного освоения предметного содержания в основной школе на примере УМК по музыке под редакцией Е.Д. Критской в 5-8 классах.
Таблица 1 | ||||||||||
| ||||||||||
Содержательные | Составляющие | |||||||||
элементы, которые можно | ||||||||||
Составляющие содержательных | темы, которые | |||||||||
Изучаемая тема | перевести на | |||||||||
линий, требующие особого | можно перенести | |||||||||
Содержательные элементы | самостоятельное изучение, | |||||||||
внимания | выполнение проектных | на следующий | ||||||||
год | ||||||||||
заданий | ||||||||||
5 класс 4 четверть «Музыка и изобразительное искусство» | ||||||||||
Полифония в музыке и живописи. | Полифония в музыке и живописи | Тема | защиты Отечества в | |||||||
*Творческая мастерская композитора, художника. | Импрессионизм | в музыке | и | музыке и изобразительном | ||||||
Импрессионизм в музыке и живописи. | живописи | искусстве. | ||||||||
Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном | Уроки-онлайн | Написать отзыв/эссе на | ||||||||
искусстве. | Виртуальное посещение музея | посещенные выставки | ||||||||
Формировать | личную | |||||||||
фонотеку, | коллекцию | |||||||||
произведений | ||||||||||
изобразительного
| искусства | |||||||||
на военную тематику. | ||||||||||
Использование различных форм музицирования | и творческих | заданий в | освоении | учащимися | содержания музыкальных |
произведений: исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов; воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании; импровизировать в пении, игре, пластике
6 класс 4 четверть «Мир образов камерной и симфонической музыки
Программная музыка и ее жанры (сюита, увертюра, | Программная музыка и ее жанры | Современная | трактовка | Музыкальное | ||
симфоническая поэма, увертюра-фантазия и др.). | (симфоническая поэма, увертюра- | классических | сюжетов | и | воплощение | |
Непрограммная музыка и ее жанры: | фантазия); | образов: мюзикл, рок-опера, | литературного | |||
инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, | Непрограммная музыка и ее жанры | киномузыка. | сюжета. | |||
ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, | инструментальная миниатюра | (7 класс.1 четверть) | ||||
концерт, концертная симфония) | (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), | |||||
Современная трактовка классических сюжетов и | струнный квартет, концерт, и др. | |||||
Уроки-онлайн | Подбирать | музыку | для | |||
образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. | Виртуальный концерт | проведения | дискотеки | в | ||
классе, школе и т. п. | ||||||
| ||||||
Использование различных форм музицирования и | творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений: |
исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики,края,региона; подбирать простейший аккомпанемент всоответствии с жанровой основой произведения; инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей; выполнять задания из творческой тетради.
|
|
7 класс 4четверть «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
Сонатная форма, симфоническая | . Темы | исследовательских | ||||||
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно- | сюита, сонатно-симфонический цикл | проектов. По выбору. | ||||||
симфонический цикл как формы воплощения и осмысления | как формы воплощения и осмысления | |||||||
жизненных явлений и противоречий. Стилизация: | жизненных явлений и противоречий | |||||||
поэтизация | искусства | прошлого, | воспроизведение | Уроки-онлайн | Защита творческих | |||
национального или исторического колорита. | исследовательских | |||||||
Транскрипция как жанр классической музыки. | Виртуальный концерт | проектов. | ||||||
Переинтонирование классической музыки в современных | ||||||||
обработках. | ||||||||
*Мастерство | исполнителя: | выдающиеся | ||||||
исполнители и исполнительские коллективы. |
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений: совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга,при составлении домашней фонотеки,видеотеки ипр.;самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки; обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
8 класс 4 четверть «Традиции и новаторство в музыкальном искусстве»
Современный музыкальный театр. | Современный музыкальный театр |
Великие мюзиклы мира. | Музыка в храмовом синтезе искусств |
Классика в современных обработках. | Значение музыки в жизни человека. |
Музыка в храмовом синтезе искусств. Образы русской | Музыкальное завещание потомкам. |
духовной музыки. | |
Галерея религиозных образов. Свет «Фресок Дионисия» – | |
миру (Р.К.Щедрин). | |
Музыкальное завещание потомкам. Значение музыки в | |
жизни человека. |
Защита творческих исследовательские проектов (вне сетки часов).
исполнять народные и современные песни,знакомые мелодии изученных классических произведений; творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений; совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности(композитор—исполнитель—слушатель).
• Все содержательные линии прослеживаются на каждом уроке в 5-8-х классах;
• В условиях организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательный процесс целесообразно включать электронные ресурсы, связанные с региональными особенностями художественной деятельности;
• Все возможные коррективы носят рекомендательный характер, учитель исходит из индивидуальных психо-физиологических особенностей учащихся. Учитель, внося изменения в рабочую программу, берет ответственность на себя в вопросах полноты реализации предмета «Музыка» на уровне начального и основного общего образования.