Краткая теория
Поляризацию света можно объяснить, считая что свет – это ………..………….
……………………………………..…………………….....……………………………..….
Световой вектор – это …………...………………......…………………………..…
……………………………………..…………………….....……………………………..….
Естественный свет – это ….………………....………………………………………
……………………………………..…………………….....……………………………..….
……………………………………..…………………….....……………………………..….
Плоскополяризованный свет – это ………………….……………………………
……………………………………..…………………….....……………………………..….
……………………………………..…………………….....……………………………..….
Пусть естественный свет проходит последовательно через идеальные поляризатор П и анализатор А (рис. 1).
Рис.1
Угол j - это угол между ………………………………………………………..…..
……………………………………..…………………….....……………………………..….
Интенсивность света, прошедшего поляризатор, связана с интенсивностью естественного света соотношением:
|
|
(6.1)
где
J П – ………………………………….……………… ………… ............................................
J ест – ………………………………….………………………… ...........................................
При вращении поляризатора вокруг направления естественного луча интенсивность вышедшего из него света……………………………..……………………....., при этом интенсивность света, вышедшего из анализатора …………………………………
……………………………………..…………………….....……………………………..….
Закон Малюса выражается формулой:
(6.2)
Закон Малюса: ……………….……………… ………… ...........................................
……………………………………..…………………….....……………………………..….
……………………………………..…………………….....……………………………..….
С учетом потерь световой энергии при прохождении через поляризатор и анализатор закон Малюса определяется формулой:
(6.3)
где
k П – ………………………………….……………… ………… ............................................
k A – ………………………………….………………………… ...........................................
Экспериментальная часть
После настройки оборудования в соответствии с порядком выполнения работы необходимо установить на пути естественного света поляризатор и пронаблюдать за интенсивностью света на экране при его вращении. Повторить эксперимент с анализатором (убрав поляризатор) и сделать соответствующие выводы.
Далее необходимо измерить относительную интенсивность естественного света J ест, а также интенсивность поляризованного света, прошедшего поочередно через поляризатор J ОП и анализатор J ОА. Значения занести в таблицу 1.
Затем необходимо измерить (и записать в таблицу 2) относительную интенсивность света, прошедшего и поляризатор и анализатор, при заданных значениях угла поворота шкалы поляризатора.
|
|
Таблица 1
J ест | J ОП | J ОА | k П | k А |
Таблица 2
a П, град | φ, град | cos2 φ | J эксп | J теор |
0 | –90 | |||
15 | –75 | |||
30 | –60 | |||
45 | –45 | |||
60 | –30 | |||
75 | –15 | |||
90 | 0 | |||
105 | 15 | |||
120 | 30 | |||
135 | 45 | |||
150 | 60 | |||
165 | 75 | |||
180 | 90 |
Студент(ка) гр. ____ _________________________________ (указать ФИО)
Дата выполнения _________ Подпись преподавателя _________________
Обработка результатов измерений
1. Рассчитать коэффициенты пропускания приборов:
= =
Значения занести в табл. 1
2. По данным табл. 2 по формуле (6.3) рассчитать теоретические значения интенсивности света J теори занести их в табл. 2.
J теор 1 =
J теор 2 =
J теор 3 =
J теор 4 =
J теор 5 =
J теор 6 =
J теор 7 =
J теор 8 =
J теор 9 =
J теор 10 =
J теор 11 =
J теор 12 =
J теор 13 =
3. Построить график зависимости и нанести на него экспериментальные точки J эксп.
Выводы
Пропустив естественный свет поочередно через поляризатор и анализатор установили, что при повороте плоскости поляризатора (анализатора) интенсивность прошедшего света …………………………….., что (соответствует, не соответствует – почему – высказать предположение) ……………………………теории.
Измерили ……………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………….
и рассчитали коэффициенты пропускания поляризатора и анализатора.
Изменяя угол между …………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………….
измерили ……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………….
Вычислили теоретические значения ………………………………………………
……………………………………………………………………………………………….
и построили …………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………….
Нанесли на график экспериментальные значения………………………………….
Экспериментально определенные и теоретически рассчитанные значения ……
……………………………………………………………………………………………….
(совпадают, совпадают с учетом погрешности измерений, не совпадают – почему – высказать предположение)
……………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………., что (подтверждает, не подтверждает – почему – высказать предположение) ……………….
…………. закон Малюса.