Понятие научного метода

Метод (от греч. metodos – путь исследования, теория, учение). В широком понимании научный метод есть способ получения объективных знаний о реальности, способ понимания и добывания истины о ней. При такой трактовке объем понятия научного метода в значительной степени приближается к объему понятия методологии научных исследований. В узком понимании – это разнообразные инструменты проникновения исследователя в суть явлений и процессов.

В более конкретном плане научный метод – это система процедур научного мышления и инструментальных действий исследователя, которые приводят его к получению истинного знания и предохраняют от ошибочных заключений.

Научный метод не следует смешивать с частными методиками (психодиагностическими тестами и т. д.), а также он не сводится к научному оборудованию (полиграф) и стимульному материалу. 

Методика   – это конкретная реализация метода, которая включает в себя описание объекта и процедур изучения, способы фиксации и обработки полученных данных.

Научный метод – это способ, посредством которого можно подтвердить или опровергнуть авторитетное мнение, логическое умозаключение, интуитивную догадку на предмет их соответствия реальности мира. В этом и заключается объективность научного метода.

Можно выделить, по крайней мере, пять уровней научного метода:

1. Уровень методики.

2. Уровень методического приема.

3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.).

4. Уровень организации исследования.

5. Уровень методологического подхода.

           

       1.2. Подходы к классификации методов психолого-педагоического исследования.

       Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии три класса методов: 1. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью изучаемого объекта. 2. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. 3. Методы интерпретации и описания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

       Основными теоретическими методами психологического исследования являются:      1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе – восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон и др.;

       2) индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;

       3) моделирование – конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат – модель объекта, процесса, состояния.

           

       С.Л. Рубинштейн писал о двух основных эмпирических методах психологического исследования. Это – наблюдение (самонаблюдение и объективное наблюдение, которое в свою очередь подразделяется на прямое и косвенное) и эксперимент (искусственный и естественный, занимающий промежуточное место между экспериментом и наблюдением). К другим методам он относил: а) метод «изучения психических особенностей деятельности на основании продуктов этой деятельности»; метод беседы; анкетный метод; метод тестов (особенно критикуемый им) и генетический метод, в основу которого кладется концепция развития психики.

 

       1.3. Количественные и качественные методы исследования (Различия).

1. Количественные исследования преследуют цель обобщения, предсказания и причинного объяснения, тогда как качественные – контекстуализации, интерпретации и понимания взгляда на мир действующих лиц..

3. С точки зрения роли исследователя, количественные исследования предполагают отстраненность, беспристрастность, позицию постороннего лица и объективное изображение, тогда как качественные – личную вовлеченность, участие, взгляд человека, смотрящего «изнутри» и эмпатическое понимание.

4. Исходные данные. В количественных только те, которые подлежат наблюдению и количественному измерению (внешне наблюдаемые реакции, интенсивность проявления изучаемого признака). В качественных опыт переживания и осмысления человека выступает как исходная данность.

5. В количественных исследованиях предпочтение отдается лабораторному эксперименту, объективному наблюдению, тестологическому методу (тест как стандартизированное измерение), опросу. В качественных исследованиях беседе, качественному интервью, биографическому и автобиографическому методу, методу фокус-групп.

6. Качественные данные соотносятся со смыслами, тогда как количественные данные – с числами. Способ, которым мы анализируем смыслы, – концептуализация, тогда как способ, которым мы анализируем числа, – статистика и математика.

7. Количественные исследования имеют дело с человеком лабораторным (или типичным представителем выборки), а качественные с человеком как субъектом уникальной жизненной истории, жизненного пути.

 

       Примеры методов качественного исследования.

Фокус-группа представляет собой групповое фокусированное (полустандартизированное) интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников «субъективной информации» о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности.

Нарративное интервью предполагает рассказывание, историю, в которой респондент своими словами говорит о своей жизни, воспроизводя свойственные ему структуры сознания. Внутренний порядок повествования достаточно автономен и не сводится к обстоятельствам, в которых продуцируется.

Качественное исследовательское интервью направлено на то, чтобы понять мир с точки зрения собеседника, раскрыть смысл переживания человека, увидеть мир, в котором он живет, прежде, чем давать ему научное объяснение. Целью качественного исследовательского интер­вью должно быть понимание проблем, возникающих в обыденной жизни, с точки зрения самих клиентов.

Согласно Б. Г. Ананьеву, «биографический метод – собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекте деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.)». Биографический метод имеет своим предметом жизненный путь личности, точнее, личность как субъект этого пути и жизнетворчества.

Контент-анализ (качественно-количественный метод анализа текстов, документов ). Суть метода контент-анализа заключается в том, что в тексте выделяются определенные смысловые единицы содержания (термины, эпитеты, оценки и т.д.) и проводится их статистическая обработка (подсчет объема и частоты употребления этих единиц, установление пропорций между различными группами выделенных единиц, а так же общим объемом информации). Смысловая единица – это интересующая исследователя проблема, тема, идея, которая с помощью различного сочетания слов высказывается авторами документов. Главная цель – постижение внетекстовой реальности на основе анализа текстов.

 

       1.4. Характеристика основных эмпирических методов психолого-педагогического исследования: наблюдение, метод тестов, эксперимент, опрос. 

       Метод наблюдения.

       Наблюдение есть преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие тех или иных особенностей психики и поведения человека с их последующей интерпретацией.

       Процедура наблюдения включает 5 основных этапов: 1) формулировку цели на основе исходных теоретических представлений; 2) определение предмета, объекта и выбор ситуации наблюдения; 3) выделение категорий и единиц наблюдения; 4) собственно наблюдение и его протоколирование; 5) интерпретацию результатов с целью выявления внутренней психологической динамики наблюдаемого процесса, выделения его качественных характеристик и классификации его типов, а также для выдвижения гипотез дальнейшего экспериментального исследования.

       Единицами наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения. Исследователь может наблюдать: 1) речевые акты (содер­жание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность и т.д.); 2) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.; 3) движения (пере­мещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, скорость и на­правление движений и пр.); 4) физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т. д.).

           

       Типичные ошибки наблюдателя:

       1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприя­тию поведения, игнорированию тонких различий.

       2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку про­исходящему.

       3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

       4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

       5. Ошибка контраста (отрицательной проекции). Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

       6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

       7. Эффект опережающей интерпретации.

 

Метод тестов  (в пер. с англ. – проба, испытание). Особое место среди других методов психологии занимает метод тестов, которые выполняют особую функцию. Они предназначены для установления и измерения различий между людьми или между реакциями индивидов в разных условиях.

Тест представляет собой систему заданий, предъявляемых испытуемому, и определяется как стандартизированное измерение индивидуально-психологических особенностей человека.

Полное определение: Это ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности (Л.Ф. Бурлачук).

 

Существует три подхода к тестированию.

Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.   Субъективный подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.

Проективный подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.

Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности образует в основном два типа методик. Это методики для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта. Первые направлены на «измерение» неинтеллектуальных особенностей личности, вторые – на установление уровня ее интеллектуального развития.

Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния и настроения, а также опросники мнений.

Определяя специфику проективного подхода, его основоположник – Л. Франк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы в проективных методиках не бывают строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым

Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования. Общими для всех проективных методик являются следующие признаки: 1) неопределенность, неоднозначность используемых стимулов; 2) отсутствие ограничений в выборе ответа; 3) отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

В психодиагностике существуют раз­нообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям исполь­зуемых задач тестовых на тесты вер­бальные и тесты практические, по формам процедуры обследования – на тесты групповые и индивидуальные, по направленности – на тесты интеллек­та и тесты личности, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ог­раничений – на тесты скорости и тес­ты результативности.

В психологии наиболее широко известны три вида тестов.

  Тесты определения способностей, позволяющие провести относительное измерение уровня развития психических свойств (памяти, мышления, воображения и др.), определяющих успех деятельности.

Тесты успешности обычно дают возможность определить степень готовности к определенному виду деятельности, т.е. измеряют уровень усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для той или иной деятельности.

Проективные тесты (см. выше). Ответы на задания проективных тестов (в отличие, напр., от тестов интеллекта) не могут быть альтернативными (напр., правильно – неправильно), возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для обследуемого цель проективного теста относительно замаскирована, что уменьшает его возможности произвести желательное для него впечатление о себе.

 

Тесты могут предъявляться испытуемому в трех формах.

1. Тест-опросник – основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

2. Тест-задание предполагает оценку способностей и индивидуально-типологических особенностей личности, на основе выполнения серии специальных заданий (моторных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных), по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

3. Проективный тест(англ. projective tests, projective techniques) – группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, напр.: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции (Г. Мюррей) и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать человека, дерево и т. п.

 

       Метод эксперимента.

       Еще В.М. Бехтерев считал эксперимент одним из основных методов объективного исследования психики.

       Д. Кэмпбелл писал, что экспериментом мы называем ту часть исследования, которая заключается в том, что исследователь осуществляет манипулирование переменными и наблюдает эффекты, производимые этим воздействием на другие переменные.

       Эксперимент предполагает моделирование изучаемых психических явлений, их целенаправленное воспроизведение в специально созданных для этого условиях и позволяет посредством многократного варьирования независимыми переменными точно измерять зависимые экспериментальные переменные.

       Основной задачей психологического экспериментального исследования является построение такой исследовательской ситуации, в которой становится доступным для объективного внешнего наблюдения и регистрации существенных особенностей внутреннего психического явления. Причем задачей самого экспериментального варьирования условиями является выявление единственной психологической интерпретации действия или поступка обследуемых, исключая возможность проявления конкурирующих интерпретаций.

       В каждом эксперименте обязательно присутствуют следующие моменты:

       •     контроль посторонних переменных, снижающих надежность экспериментальной процедуры;

       •     манипулирование одной или несколькими независимыми переменными;

       •     наблюдение за эффектами манипуляции (проявлением зависимой переменной).

              Эксперимент характеризуется следующими положительными чертами:

       1. Исследователь может сам создавать особые экспериментальные условия для выявления причинно-следственных зависимостей, а также изменять эти условия.

       2. Исследователь может многократно повторять свои опыты, проверяя полученные результаты и добиваясь необходимой точности.

       3. Эксперимент позволяет осуществлять последовательную математическую обработку результатов исследования, дать их аналитическое описание в целом.

       Однако эксперимент как метод исследования имеет и недостатки:

       1. Поскольку исследователь сам вызывает изучаемое психическое явление, исчезает естественность его протекания у человека.

       2. Полученные в эксперименте данные не создают целостного представления о человеке.

       3. Эксперимент требует специальной подготовки исследователя.

 

       Выше перечисленные недостатки этого метода присущи не всем видам эксперимента в одинаковой мере. В настоящее время выделяют следующие виды эксперимента.

       Лабораторный эксперимент характеризуется тем, что он проходит в искусственной среде, в наперед заданной системе условий. Проводиться он может как с использованием аппаратуры, так и без нее, но с применением специально разработанных экспериментальных материалов. Лабораторный эксперимент ставят в тех случаях, когда исследователю необходимо обеспечить максимально возможный контроль над независимой переменной и дополнительными переменными. Обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.

       Естественный эксперимент, разработанный А.Ф. Лазурским, проводится в привычных для испытуемого условиях, но сами условия подвергаются целенаправленному варьированию и контролю.

       Психолого-педагогической эксперимент широко применяется в педагогической психологии, позволяя совмещать изучение ребенка с его обучением или воспитанием. Психолого-педагогический эксперимент, таким образом, выполняет функции констатирования уровня или особенностей психического развития, а так же целенаправленного формирования и развития психических новообразований (навыков, знаний, способностей и т. д). Поэтому его часто называют формирующим экспериментом, который является классическим в педагогике и психологии, где независимая переменная создается искусственно экспериментатором. Она, воздействуя на испытуемых, формирует у них новую зависимую переменную.

       В констатирующем эксперименте сам фон, развитие испытуемых, условия, ситуации и пр. являются стимулом, воздействующим на выборку, создавая экспериментальный эффект.

 

       В психологических исследованиях применяются, по крайней мере, два типа экспериментов (в соответствии со степенью конкретизации экспериментальной гипотезы). Это – поисковый (эксплораторный) эксперимент, цель которого в выявлении связи между независимыми и зависимыми переменными и подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, при помощи которого определяются характеристики связей между независимыми и зависимыми переменными.

       К видам экспериментального исследования относятся: критический эксперимент, пилотажное, полевое и лабораторное исследования.

       1. Критический эксперимент – это проверка правдоподобности возможных гипотез. Он включает, прежде всего, тщательную теоретическую разработку научной проблемы, выявление специфического объекта и предмета, а также «дизайн» и организацию исследования.

       2. Пилотажное исследование представляет собой апробацию гипотезы, поиск теоретических и экспериментальных подходов к исследованию, устранение грубых ошибок планирования эксперимента и измерения переменных.

       3. Полевое исследование (естественный эксперимент) – это система изучения связи независимых и зависимых переменных при неполном контроле воздействия внешних переменных.

       4. Лабораторное исследование (эксперимент) представляет собой изучение связей независимых и зависимых переменных при относительно полном контроле факторов внешних переменных.

           

       Организация психологического эксперимента складывается из шести последовательных этапов. Это – формулирование рабочей гипотезы, выбор измерительного инструмента исследования, «дизайн» эксперимента или выбор экспериментального плана, формирование выборки испытуемых, подготовка и проведение исследования, подведение итогов эксперимента, которое включает интерпретацию результатов, определение выводов о подтверждении /отвержении гипотезы и публикации по теме.     

       При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы (по В.Н. Дружинину):

       1) Первичная постановка проблемы и психологической гипотезы; 2) работа с научной литературой: а) поиск определений базовых понятий; б) составление библиографии по тематике исследования;

       3) Уточнение гипотезы и определение переменных (зависимой и независимой);

       4) Выбор экспериментального инструмента, позволяющего: а) управлять независимой переменной; б) регистрировать зависимую переменную;

       5) Планирование экспериментального исследования: а) выделение дополнительных переменных; б) выбор экспериментального плана;

       6) Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом;

       7) Проведение эксперимента: а) подготовка эксперимента б) инструктирование и мотивирование испытуемых; в) собственно экспериментирование;

       8) Первичная обработка данных: а) составление таблиц; б) преобразование формы информации; в) проверка данных;

       9) Статистическая обработка: а) выбор методов статистической обработки; б) Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу; в) проведение статистической обработки;

       10) Интерпретация результатов и выводы;

       11) Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала.

 

       Метод Опроса представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общ­ности в ходе непосредственного (беседа, интервью) или опо­средованного (опросник, анкета) общения и исследователя и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень надежных методов исследования личности.

            Цель опроса – выявить мнения, установки, представления человека о себе, окру­жающих людях и явлениях действительности. Наиболее эффек­тивно применение опроса в сочетании с другими методами (тестирование, эксперимент), что позволяет существенно снизить исходный субъективизм получен­ных данных, а также повысить валидность и надежность приме­няемых опросников.

       Различают три вида инструментального обес­печения метода опроса: а) интервью, б) опросники-анкеты и в) личностные опросники.

            Интервью – представляет собой способ получения информа­ции в процессе устной беседы. Метод интервью столь же древний, как и метод наблюдение. В психологии интервью применяют в клинической практике, при консультировании, при исследова­нии личности, в профессиональных и образовательных целях и т.д.

Различают интервью:

       Свободное, т.е. не регламентированное формой (а иногда и темой) в ходе которого интервьюер создает для респондента комфортную коммуникативную обстановку, по­ощряя говорить свободно и непринужденно.

       Нарративное интервью предполагает рассказывание, историю, в которой респондент своими словами говорит о своей жизни, воспроизводя свойственные ему структуры сознания. Внутренний порядок повествования достаточно автономен и не сводится к обстоятельствам, в которых продуцируется.

       Качественное интервью направлено на реконструкцию формы осмысления респондентом событий их жизненного мира.

       Структурированное интервью – интервью, при котором заранее определяется порядок следования вопросов, предлагаемых респонденту, либо порядок подачи тематических областей (блоков вопросов).

       Стандартизированное интервью – интервью, при котором используется опросный лист с четко определенными порядком и формулировками вопросов с целью получения максимальной сопоставимости данных, собранных разными интервьюерами.

       Интервью клиническое – метод получения необходимой информации о состоянии пациента в процессе углубленного и целенаправленного исследования врачом (или психотерапевтом) сути страдания пациента.

           

            Чаще метод опроса реализуется в форме анкетирования. Анкетирование – вербально-коммуникативная процедура, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов или анкета.

       Анкетирование обладает тем преимуществом, что дает возможность собрать большой массив информации и сравнительно легко его обработать статистическими методами. Но результаты анкетирования не всегда бывают надежны. Причина, как правило, в нарушении требований, которые необходимо соблюдать при составлении анкет, и проведении процедуры анкетирования.

            Структура и правила разработки анкеты.

       В структуру анкеты входят разнообразные по содержанию вопросы. Их можно разделить на несколько типов.

1. Вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности и социальном положении респондента (объективка, паспортичка). Они являются важными, так как ответы на них позволяют классифицировать респондентов по различным категориям, исходя из возраста, уровня образования, профессии и. т. д.

2. Вопросы, выявляющие факты поведения в прошлом или настоящем. Насколько полно респондент осведомлен о том или ином факте Источник информации. Какие мотивы побуждают говорить респондента об этом факте. Полученная при этом информация должна быть оценена с точки зрения ее достоверности.

3. Вопросы, выявляющие мнение о фактах, отношениях, мотивы и нормы поведения.

4. Вопросы, выявляющие интенсивность мнений и отношений.

5. Большое значение для получения достоверной информации имеет обращение, которое предваряет текст анкеты. В обращении реализуется разъясняющая, мотивирующая и инструктирующая функция.

           

        Также различают вопросы функциональные и содержательные. Содержательные связаны с непосредственным получением информации. К наиболее распространенным функциональным вопросам относятся контактные, функционально-психологические (установление доверия, снятие напряжения, мотивирование респондента); вопросы-фильтры (позволяют дробить выборку на группы по критерию, заложенному в вопросе); зачастую встречается шкала лжи.

       Все вопросы, используемые в анкетах можно разделить на открытые (неструктурные) и закрытые (структурные). Все закрытые вопросы можно подразделить на дихотомические и вопросы с множественным выбором.

       Дихотомические – даются два противоположных варианта ответа (да – нет, согласен – не согласен). Дихотомические вопросы наиболее удобны для табулирования и статистической обработки, легко определяют мнение респондентов по поводу явлений, требующих категоричной оценки. Однако это неизбежно приводит к потере различных градаций отношений.

       Вопросы с множественным выбором содержат в качестве вариантов ответов шкалу (задается шкала измерения интенсивности чувства, отношения) или «меню». В «меню» предлагается целый ряд возможных ответов, часто не исключающих друг друга.

            Правила формулирования вопросов:

1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным.

2. Следует избегать малораспространенных, иностранных слов, узкоспециальных терминов и слов с двойным значением.

3. Нельзя задавать слишком длинные вопросы.

4. Если вопрос касается предмета, с которым респондент не достаточно знаком или о котором не имеет необходимого запаса терминов, то следует сделать предисловие к соответствующим вопросам.

5. Каждый вопрос должен быть конкретным.

6. Следует подробно указывать на все возможные варианты ответа, которые респонденту необходимо иметь в виду, либо не указывать ни одного.

7. Необходимо предлагать респонденту только такие варианты ответов, каждый из которых мог бы быть приемлем (эмоционально привлекателен, социально одобряем) в равной степени.

8.  Нужно формулировать вопрос таким образом, чтобы избегать стереотипных, шаблонных ответов.

9. Следует остерегаться включения в вопрос слов, которые сами по себе могут вызывать негативное отношение обследуемых.

10. Вопрос не должен иметь внушающего характера.

       Основные этапы работы по построению анкеты:

· определение характера информации, которую необходимо получить;

· составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

· составление первого плана вопросника;

· предварительная проверка этого плана путем пробного анкетирования;

· исправление вопросника и его окончательное редактирование.

 

1.5. Требования к применяемым в исследовании методам и методикам (см. предыдущую лекцию пункт III).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: