№ | Месяц | Тема | Задачи | ||
1 | СЕНТЯБРЬ | «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег (занятие исследование) | 1. Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег; 2. Познакомить с историей возникновения денег; 3. Учить работать с энциклопедиями. | ||
2 | Экспериментирование: «Монета, банкнота, пластиковая карта» | 1. Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы), самостоятельно находить источник; 2. Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги. | |||
3 | «Путешествие рубля» | 1. Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран; 2. Формирование представлений детей об понятии «валюта», цена, товар. | |||
4 | Наши потребности «Юные финансисты» или занятие – путешествие «Наши потребности» | 1. Дать понятие потребности; 2. Уточнить от чего зависят потребности человека; 3. Учить решать проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет. | |||
5 | ОКТЯБРЬ
| «Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» (кукольное представление) | 1. Повторить понятие «потребности человека»; 2. Продолжать решать проблемные ситуации; 3. Воспитывать социально – личностные качества и ценностные ориентиры. | ||
6 | Интерактивное занятие «Как белка училась считать» | 1. Систематизировать знания детей о разнообразии товаров; 2. Познакомить с многообразием потребностей и ограниченными возможностями; 3. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». | |||
7 | Деловая игра «Юные финансисты» | 1. Воспитывать умение определять и различать потребности человека; 2. Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара. | |||
8 | «Как деньги доходят, а потом расходятся» | 1. Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи; 2. Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пения», «стипендия»; 3. Воспитывать правильное отношение к деньгам. | |||
9 | НОЯБРЬ | «Как правильно беречь деньги?» | 1. Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; 2. Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами. | ||
10 | «Идем в магазин или как делать покупки с умом» | 1. Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него; 2. Дать понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле», «потребительская грамотность»; 3. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. | |||
11 | Игра с родителями «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» | 1. Закрепление понятия «семейный бюджет»; 2. Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность. | |||
12 | Наш город «Все профессии важны» | 1. Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т.д.); 2. Учить выделять последовательность трудовых действий; 3. Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества; 4. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. | |||
13 | ДЕКАБРЬ
| Интерактивная игра «Путешествуем по городу» | 1. Познакомить детей с производством товаров и услуг (карта города, где дети знакомятся с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию и заполняют карту карточками с соответствующими товарами). | ||
14 | Наш город «Дом, где живут деньги» | 1. Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг); 2. Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир. | |||
15 | Игра «Свой бизнес» (открываем пекарню) | 1. Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий; 2. Формировать экономическое мышление; 3. Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи; 4. Закрепить экономические знания в практической ситуации. | |||
16 | ЯНВАРЬ | «Кто долго спит, тот денег не скопит» (финансовая грамота в мудрости народной) | 1. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. | ||
17 | «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в мудрости народной) | 1. Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления; 2. Давать нравственную оценку поступкам героев. | |||
18 | ФЕВРАЛЬ | «Реклама, как она работает» | 1. Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы; 2. Научить детей правильно воспринимать рекламу; 3. Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы). | ||
19 | «Копейка рубль бережет» | 1. Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях. | |||
20 | «Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить) | 1. Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике; 2. Формировать понимание единства человека и природы; 3. Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; 4. Формировать у детей потребность в их экономии. | |||
21 | МАРТ | «Производители и ресурсы» | 1. Сформировать у детей представление о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов», о производителях товаров и услуг. | ||
22 | «Как сберечь ресурсы Планеты?» | 1. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам планеты. | |||
23 | «Сохранить и приумножить» | ||||
24 | Деловая игра «Финансовая безопасность» | 1. Знакомить детей с элементарными правилами финансовой безопасности. | |||
25 | АПРЕЛЬ | «В долг брать легко, да платить тяжело» | 1. Просмотр мультфильма «Смешарики» (уроки финансовой грамотности «Нюша и платье»). | ||
26 | «Карманные деньги, как ими распорядиться» (обучающая игра) | ||||
27 | «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | ||||
28 | Благотворительность «Творим добро» | 1. Развивать интерес к знаниям о финансовой грамотности; 2. Знакомство с понятием «бартер», «благотворительный фонд»; 3. Дать понятие о благотворительности, и о том, почему она приносит не только добро, но и выгоду. | |||
29 | МАЙ | «История о рублике» (просмотр и обсуждение видео – ролика) | 1. Закрепление материала. | ||
30 | Квест – игра «Финансовая школа» | В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов. |
Ожидаемые результаты:
В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
|
|
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
5. Финансы нужно планировать(приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
8. Финансы – это интересно и увлекательно.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.
На кружке мы даем базовые финансовые знания для формирования у ребенка картины мира финансов, обучаем правильно распоряжаться деньгами. Сюда входят понятия денег и профессий, работы и бизнеса, понятие прибыли и расходов, товаров, услуг и цен, рекламы и различных других процессов, происходящих в финансовом мире.