Связь педагогики с другими науками

Методы исследований, применяемые в педагогике

Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому мно­гообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные научные дисцип­лины.

Систему педагогических наук образуют следующие науки.

1.Общая педагогика, исследующая основные зако­номерности воспитания.

2.История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные историчес­кие эпохи.

3.Сравнительная педагогика, исследующая законо­мерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах пу­тем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

4.Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику сред­него специального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику взрослых (андрогогику).

5.Специальная педагогика, разрабатывающая теоре­тические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющего отклонения в физическом и умственном раз витии.

Специальная педагогика (дефектология) распада­ется на ряд отраслей: вопросами воспитания и образова­ния глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих —- тифлопеда­гогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройствами речи — логопедия.

6.Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обу­чения конкретным дисциплинам (языку, физике, ма­тематике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптималь­ными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

7.Профессиональная педагогика изучает закономер­ности, осуществляет теоретическое обоснование, раз­рабатывает принципы, технологии воспитания и обра­зования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу действительности. Профессиональная подготовка отличается от общеобразователь­ной подготовки тем, что в ходе ее осуществляется раз­витие личностного трудового потенциала человека. Личностный трудовой потенциал рабочего — это степень его общего и профессионального развития, определяющая успешность совершения трудовой деятельности по определенной профессии (специальности). Развитие личностного потенциала рабочего достигает­ся посредством профессионального воспитания, профес­сионального образования и обучения.

В зависимости от профессиональной области разли­чают военную, инженерную, производственную, ме­дицинскую и другую педагогику.

Производственная педагогика изучает закономерно­сти обучения работающих, переориентацию их на но­вые средства производства, повышение их квалифика­ции, переучивание новым профессиям.

8.Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного вос­питания и образования детей и взрослых. Многопрофиль­ные образовательно-воспитательные учреждения (клу­бы, спортивные секции, студии музыкального и теат­рального искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности,
передачи профессиональных знаний, проявления твор­ческих способностей людей.

9.Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработку практики пе­ревоспитания лиц, находящихся в заключении за со­вершенные преступления.

10.Сравнительная педагогика исследует закономер­ности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

11.  Лечебная педагогика разрабатывает систему об­разовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, когда
ведется лечение и обучение в щадящем режиме.

 

 

 



Связь  педагогики с другими науками

Исследование многих педагогических проблем тре­бует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наи­более полное знание изучаемого.

Педагогика органично связана с психологией. Су­ществует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них — предмет исследова­ния этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образо­вание, обучение человека есть не что иное, как целе­направленное развитие психики (мышления, деятель­ности). Следующий важный момент — общность ме­тодов исследований педагогики и психологии. Мно­гие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологи­ческие тесты, анкеты и др.).

О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, кото­рые, будучи использованными в педагогичес кой лек­сике, способствуют более точному определению явле­ний, фактов воспитания, образования, обучения, по­могают выявить и определить сущностное в исследуе­мых проблемах.

Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов.

Так, результаты педагогической деятельности изуча­ются с помощью психологических диагностик..

Своеобразным мостом между педагогической и пси­хологической науками выступает педагогическая и воз­растная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления пе­дагогическими системами и многие психологические исследования других областей образования.

Педагогика тесно связана с физиологией. Для по­нимания механизмов управления физическим и пси­хическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Зна­ние закономерностей функционирования высшей не­рвной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие, обучающие технологии, инструмен­тарий, способствующий оптимальному развитию лич­ности.

Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Резуль­таты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и многих других. Будучи наукой об об­ществе как целостной системе, отдельных ее составля­ющих, о процессах функционирования и развития об­щества, социология в область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает пробле­мы образования и воспитания. В структуре социологи­ческой науки плодотворно развиваются такие направ­ления, как социология образования, социология вос­питания, социология студенчества и т.д.

Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмыс­ления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория по­знания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познава­тельной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайнос­ти, общего, единичного и особенного, законы взаимо­связи и взаимозависимости, развитие и его движущие силы и др. способствуют прогрессу исследовательской педагогической мысли. В связи с углубленным осмыс­лением феномена образования на современном этапе педагогического знания интенсивное развитие получа­ет одно из философских направлений — философия образования.

Новые, дополнительные возможности для исследо­вания процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, от­метим, что в педагогических исследованиях активно ис­пользуются данные и многих других наук — юриспру­денции, экономики, информатики, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.

  

3.Методы исследований, применяемые в педагогике

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнооб­разных методов. К ним относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельнос­ти учащихся, педагогический эксперимент, изуче­ние и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования (анкетирова­ние, рейтинг, метод компетентных оценок), мето­ды математической статистики, теоретический анализ педагогических идей и др. Попытаемся крат­ко рассмотреть сущность этих методов.

Педагогическое наблюдение. Этот метод применяет­ся и процессе практически любого педагогического ис­следования, что вполне естественно. Изучение педаго­гических явлений требует от исследователя их непос­редственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогичес­кой работе.

Исследовательская беседа. С помощью этого метода ученый выясняет мнение и отношение как воспита­телей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.

Изучение школьной документации и продуктов де­ятельности учащихся. При исследовании многих педагогических явлений большое значение имеет изучение школьной документации и продуктов деятельности уча­щихся. Так, изучая стимулирующую роль оценки зна­ний учащихся и их успеваемость, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обучения.

Педагогический эксперимент. Сущность экспери­мента {от лат. experimentum — проба, опыт) как мето­да исследования заключается в специальной организа­ции педагогической деятельности учителей и учащих­ся с целью проверки и обоснования заранее разрабо­танных теоретических предположений, или гипотез. Когда гипотеза или предположение находят свое под­тверждение на практике, исследователь делает соот­ветствующие теоретические обобщения и выводы.

В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный. В чем их сущность?

Констатирующий эксперимент проводится обыч­но в начале исследования и имеет своей задачей выяс­нение дел в школьной практике по той или иной изу­чаемой проблеме.

Созидательно-преобразующий эксперимент. Сущ­ность его заключается в том, что ученый разрабатывает гипотезу исследования или, иначе говоря, теоретичес­кие основы и конкретные методические меры по реше­нию исследуемой проблемы. Он создает новую психоло­гическую ситуацию с тем, чтобы преобразовать состоя­ние дел в лучшую сторону. Если результаты оказыва­ются эффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подвергаются дальнейшему теоре­тическому анализу и делаются необходимые выводы.

Дальнейшим этапом исследования этой проблемы является проверка полученных выводов и разработан­ной методики в массовой школьной практике. Эта за­дача решается с помощью контрольного эксперимента, сущность которого заключается в применении ап­робированной методики в работе других школ и учите­лей. Если он подтверждает сделанные выводы, иссле­дователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достояни­ем педагогики.

Особое место в методике педагогических исследо­ваний занимает естественный эксперимент, созда­телем которого является известный русский психолог А.Ф. Лазурский (1874-1917). Суть его состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагоги­ческие явления, стремится создавать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали при­вычного хода деятельности учащихся и учителей и в этом смысле носили естественный характер.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод основан на изучении и теоретичес­ком осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что эмпирически (от греч. empiric — опыт), т.е. опытным путем, учителя неред­ко подходят к важным методическим позитивным результатам, которые зачастую не были известны в педагогике. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одиночек.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте систему педагогических наук.

2. Каковы основные формы связи педагогики с другими науками? Проиллюстрируйте их примерами.

3. Какие исследования применяются в педагогике, напишите цель каждой методики.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: