Голландский натюрморт XVII века.
В 1581 году жители Северных Нидерландов после многолетней войны за освобождение из-под власти Испании провозгласили независимую Республику Соединённых провинций. Среди них лидировала Голландия, поэтому вскоре так стали называть всю страну. Государственной религией было объявлено одно из направлений протестантизма – кальвинизм.
Вспомните особенности республики как формы правления и идеалы протестантизма. Подумайте и напишите, как политика и религия могли повлиять на голландскую живопись.
Одним из самых популярных жанров голландского искусства был натюрморт, который до этого ни в классицизме, ни в барокко не считался самодостаточным и достойным произведением. В Голландии 17 века натюрморт становится делом жизни: художники годами оттачивали своё мастерство, чтобы добиться успеха в этом жанре.
В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте – из цветов и плодов, в Гааге – из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме – роскошные десерты, а в университетском Лейдене – книги и другие предметы для занятий науками. В картинах голландских художников привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту.
|
|
В папке с иллюстрациями найдите имена художников, писавших натюрморты, и перечислите их:
Основатель кальвинизма Жан Кальвин учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок. Поэтому предметы, изображенные в натюрморте, были не случайным набором красивых вещей, а наделялись символическим смыслом. Голландский натюрморт 16-17 веков — своеобразная интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагалось разгадать определенные знаки. Людям той эпохи язык натюрморта был понятен, попробуйте и вы его изучить.
В папке с иллюстрациями выберите два понравившихся натюрморта и расшифруйте их. Для этого выделите в выбранных натюрмортах образы; пользуясь приложением (словарём голландского натюрморта), найдите скрытый смысл этих образов и составьте небольшой рассказ-описание: о чём натюрморт. Не забывайте, что каждый предмет был частью композиции и его можно было прочитать по-разному — в зависимости от контекста и от общего послания натюрморта. А также помните, что перед вами художественный образ, в котором многое остаётся недосказанным, поэтому подключайте не только логику, но фантазию и интуицию.
Приложение.
Словарь голландского натюрморта
Еда и посуда
хлеб, бокал вина, рыба – символы Христа, смирения;
бутылка вина – пьянство;
нож – символ жертвы, также напоминает об уязвимости человека и о его смертности;
|
|
лимон, привлекательный с виду и кислый внутри, – символ неутоленной жажды или предательства;
орехи в скорлупе - душа, скованная грехом;
яблоко означает радость и знание, но и напоминает о грехопадении, также с символикой грехопадения связаны груши, помидоры, цитрусы, персики и вишня;
гроздья винограда – искупительная жертва Христа;
ветчина, мясо, дичь, моллюски — богатство, искушение, чревоугодие;
гнилые фрукты — символ старения;
зрелые и свежие плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние;
ростки зерна, золотые колосья, ветви плюща или лавра — символ возрождения и круговорота жизни;
пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть;
стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту;
серебряная и золотая посуда символизирует земные богатства и их тщетность;
высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь, и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы.
Предметы
череп — напоминание о неизбежности смерти. Для христиан он знак мирской тщеты, мысленного созерцания смерти, атрибут отшельнической жизни. С ним изображали святого Франциска Ассизского, святого Иеронима, Марию Магдалину, апостола Павла. Череп также символ вечной жизни Христа, распятого на Голгофе, где, по преданию, был закопан череп Адама;
горящая свеча или масляная лампа является символом человеческой души, гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или колпачок для гашения свечей символизирует угасание и смерть;
кубки, игральные карты или кости, шахматы — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни;
курительная трубка, с помощью которой не только курили, но и выдували мыльные пузыри, — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений;
карнавальная маска является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия;
зеркала, стеклянные (зеркальные) шары являются символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления;
песочные и механические часы — быстротечность времени;
музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств. Раскрытые ноты предлагают исполнить записанную в нотной тетради музыку;
книги и географические карты, писчее перо — символ наук, знаний и мудрости. Если на книге было видно название, тогда символичным становился и сюжет книги;
палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии;
письма символизируют человеческие отношения;
медицинские инструменты — напоминание о болезнях и хрупкости человеческого тела;
драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия;
оружие и доспехи, монеты, восточные ковры и роскошная одежда — символ власти, роскоши и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу;
короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил;
ключи символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами;
стопка ветхих бумаг — тщета знаний;
пороховой рог на цепочке — нечто, несущее смерть, в отличие от рога изобилия.
Цветы
Вплоть до XVIII века букет цветов, как правило, символизировал бренность, ведь земные радости так же преходящи, как красота цветка. Цветочные композиции было непросто интерпретировать: один и тот же цветок имел множество значений, иногда противоположных. Зритель был волен выбрать любой смысл или совместить несколько.
|
|
ландыши, фиалки, незабудки, белая лилия - скромность и чистота;
ирисы - знак Богородицы;
белые розы – платоническая любовь и символ чистоты;
красные розы – символ страстной любви и символ Богородицы;
нарцисс указывал на самовлюбленность и одновременно считался символом Богоматери;
чертополох - символ зла;
гвоздика - символ пролитой крови Христа;
мак - аллегория сна, забвения, символ лености либо искупительной жертвы Христа;
анемон – помощь в болезни;
подсолнух – символ преданности;
тюльпаны - символ быстро уходящей красоты и бессмысленного расточительства (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым);
голубые и синие цветы – напоминание о небесной лазури;
осыпавшиеся лепестки возле вазы – знаки увядания и смерти;
увядший цветок - намек на исчезновение чувства.
Насекомые, птицы, животные
Часто в натюрмортах изображали насекомых, птиц и зверей. Летающая или сидящая на стебле бабочка или пчела символизирует бессмертную душу. Улитка — душа грешника или олицетворение жизни, проводимой в лености. Мухи и пауки, например, считались символами скупости и зла, муравьи – трудолюбия, а ящерицы и змеи - символами коварства. Птица – надежда на воскресение. Раковина моллюска, пустая ракушка являются останками когда-то живого существа, они обозначают смерть и бренность, освобождение души от телесной оболочки. Раки или омары олицетворяли превратность судьбы или мудрость. Рыба – символ Христа. Обезьяна ассоциировалась с человеком. Кошка – символ обмана и незаконной любви, мышь – распущенности. Также живые существа могли обозначать стихии: рыбы, речные и морские обитатели – вода; летающие существа – воздух; передвигающиеся по земле – земля; обезьяна, петух – огонь.