Задания школьного этапа
Всероссийской олимпиады по праву 2019-2020 учебный год 8-9 класс
Время выполнения – 60 минут
Максимальное количество за олимпиадную работу 43 балла
Часть I Тест с одним правильным ответом.
Задание | Ответ | |||
1. Выберите признак, отличающий право от морали: А. Обеспечивается силой общественного мнения; Б. Является видом социальных норм; В. Общеобязательно для исполнения; Г. Не закреплено в письменной форме. | ||||
2.Правила, регулирующие поведение людей в процессе их совместной жизни и деятельности, в процессе взаимоотношений: А. Социальная норма; Б. Юридическая норма; В. Религиозная норма; Г. Обычай. | ||||
.3. Укажите принцип, НЕ являющийся основным принципом права: А. Законность; Б. Равенство граждан перед законом; В. Гуманизм; Г. Избирательный характер права. | ||||
. 4. Определите, в каких случаях должна наступить юридическая ответственность: А. Иванов по подделанным им документам получил в банке крупную сумму денег;
Б. Васильев нагрубил своему дяде; В. Артемов не выполнил в срок оговоренную в договоре работу; Г. Павлов опоздал на работу на сорок минут | ||||
5. Разработка и принятие законов является прерогативой: А. Судов; Б. Правительства; В. Парламента; Г. Министров. | ||||
6. Как называется принцип «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»: А. Принцип справедливости; Б. Презумпция невиновности; В. Принцип ответственности; Г. Презумпция справедливости.
| ||||
7.Какой день во всем мире отмечают как Международный день прав человека: А. 12 июня Б. 10 декабря В. 3 мая Г. 4 июня | ||||
8.Понятие «монархия» характеризует: А.Форму государственно-территориального устройства; Б. Господствующий политический режим; В. Форму правления; Г. Форму государственного режима. | ||||
9.Кто наделен правом ограничения дееспособности гражданина? А. суд; Б. врач-психиатр; В.органы опеки и попечительства; Г.прокурор. | ||||
10.Преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для личного обогащения, являющаяся собирательным понятием для ряда должностных преступлений, определяется в законе как: А. Контрабанда; Б. Казнокрадство; В. Коррупция; Г. Взяточничество.
| ||||
11.В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ребенком признается человеческое существо в возрасте от рождения до: А. 12 лет; Б. 18 лет; В. 16 лет; Г. 14 лет; | ||||
12. Правосудие в Российской Федерации осуществляется: А. Президентом РФ; Б. общественными объединениями; В. присяжными заседателями; Г. только судом.
| ||||
13.Психическое отношение лица к совершенному им правонарушению и к его последствиям называется: А. раскаяние; Б. чистосердечное признание; В. вина; Г. бездействие.
| ||||
14.Согласно Конституции, высшей ценностью в Российской Федерации является: А. Промышленный потенциал; Б. Право и закон; В. Человек, его права и свободы; Г. Демократия.
| ||||
15.Состав правонарушения – это А. Статья Уголовного кодекса РФ; Б. Юридические акты и юридические поступки; В.Объект, субъект, объективная и субъективная стороны правонарушения; Г. Намерения и действия правонарушителя.
| ||||
Итого: максимально 15 баллов | ||||
Часть II Задание 1. Расшифруйте аббревиатуры | ||||
1.ГИБДД | ||||
2.ООН | ||||
3.УК РФ | ||||
За правильный ответ – 2 балла, максимально -6 баллов Задание 2. Дополните предложения одним или несколькими словами. | ||||
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее_ ________________________________________ ___________________________________________ | ||||
2. Устный или письменный запрет, наложенный на какое-либо решение уполномоченным органом или лицом, называется _________________________ | ||||
3. _____________________ -дата принятия действующей Конституции Российской Федерации | ||||
4. Форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными населением органами –_____________ ____________________________________________ | ||||
5. _______________________________ - это совокупность юридических норм, которые регулируют отношения между суверенными государствами. | ||||
За правильный ответ -2 балла, максимально – 10 баллов Задание 3. Установите соответствие. | ||||
1. Соотнесите элементы правовой нормы и их характеристики. А. Часть нормы, устанавливающая меры государственного воздействия, которые применяются при нарушении нормы права. Б. Часть нормы, формулирующая права и обязанности, правило поведения. В. Часть нормы, указывающая, при каких обстоятельствах норма вступает в действие, определяет круг субъектов их прав и обязанностей. 1. Гипотеза. 2. Диспозиция. 3. Санкция. | 1- 2- 3- | |||
2.Соотнесите понятия и определения: Определения: А. Соглашение между сторонниками противоположных мнений, направлений, позиций, достигнутое взаимных уступок. Б.Существование в обществе, общине или группе фундаментального согласия по базисным ценностям. В. Принятие и терпимое отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям. Понятия: 1. Толерантность. 2. Консенсус. 3. Компромисс. | 1- 2- 3-. | |||
3.Соотнесите понятия и определения: Определения: А. Установленный общественной организацией свод правил, регулирующий деятельность этой организации. Б. Нормативно- правовой акт, который регулирует наиболее важные вопросы жизни страны, права и свободы граждан, устройство государственной власти, принятый высшим представительным органом государства на референдуме. В. Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав или обязанностей. Понятия: 1. Конституция РФ 2. Договор 3.Устав | 1- 2- 3- | |||
За правильный ответ –2 балла, (одна ошибка – 1 балл, две ошибки и более – 0 баллов) максимально – 6 баллов
Часть III. Решение правовых задач
| ||||
Задания | Ответы | Баллы | ||
1.16 летний Владимир выиграл на всероссийском конкурсе талантов, поскольку великолепно играл на баяне. К нему сразу поступило несколько предложений о приеме его на работу: в театр, в цирк и концертную организацию (с перспективой ездить по стране и давать концерты). Дома родители сказали, что он не может трудоустроиться, т. к. не достиг требуемого законом возраста для начала трудовой деятельности. Может ли какая-нибудь из перечисленных организаций заключить с ним трудовой договор? Ответ обоснуйте. | (1 балл – за краткий ответ, 2 за обоснование) | |||
2.Иванова попросила разделить в следующем году ее отпуск на несколько частей. Администрацией предприятия ей было предложено отдыхать два раза: 25 и 5 дней. Такой вариант не устроил Иванову и она попросила разделить отпуск на равные части. Правомерно ли предложение администрации Ивановой? Ответ обоснуйте. | (1 балл – за краткий ответ, 2 за обоснование) |