Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «В автомастерской» («Станции технического обслуживания автомобилей» - СТО)

(возрастная категория детей – 5 – 7 лет)

Игровые задачи:

§ воспитывать положительное отношение к выполнению правил дорожного движения, уважение и ценностное отношение к труду взрослых;

§ поддерживать интерес к играм с элементами ПДД, вызвать желание отражать свой социальный опыт в сюжетно-ролевой игре;

§ расширять представления о труде транспортников, знакомить с профессиями автослесаря, автомеханика;

§ закреплять представления о транспорте, правилах дорожного движения, формировать элементарные навыки безопасного поведения на дороге (нельзя ездить на неисправном автомобиле);

§ формировать умение придумывать замысел игры, создавать предметно-игровую среду, способствовать развитию сюжетной линии игры за счет введения новых ролей и ситуаций; учить распределять роли и брать на себя конкретную роль, вести ролевой диалог, планировать и выполнять игровые действия в соответствии с ролью, устанавливать ролевое взаимодействие в игре.

Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре (предметно-игровая среда)

Роли / Игровые действия

Игровые темы
§ Экскурсии в шиномонтажную мастерскую, в магазин «Автозапчасти» § «Гость группы»: встреча с мастером – автослесарем: рассказ о профессии § Рассматривание картинок с изображением деталей машин и инструментов для их ремонта  § Загадывание загадок про машины и их детали, чтение рассказа Н. Носова «Как Незнайка катался на газированном автомобиле»  § Дидактические игры «Узнай автомобиль по силуэту», «Подбери инструменты», «Подбери колесо к машине», «Почини машину»  § Продуктивная деятельность: совместное конструирование СТО, изготовление запасных частей автомобилей, журнала регистрации, техталонов § Игра-соревнование «Кто быстрее соберет автомобиль» § Игровые задания в уголке ИЗО: ¾ «Почини (дорисуй) сломанный автомобиль» ¾ «Мастерская по покраске автомобилей» § Игра на внимание «Какой части автомобиля не хватает в рисунке?» § Творческие задания «Если машина поломалась…», «Хороший механик»

§ Слесарные инструменты для ремонта машин, насосы, тросы 

§ Инвентарь для мойки автомашин

§ Дорожные знаки, знак аварийной остановки автомобиля

§ Кассовый аппарат, деньги, чеки

§ Телефоны, рации 

§ Чертежи автомобилей

§ Запасные части для автомобилей

§ Журнал регистрации, техталоны, водительские права 

§ Товары в магазине «Автозапчасти»

§ Товары в кафе (чай, кофе, кексы, пирожные, шоколад).

§ Куклы, игрушки-животные, транспортные игрушки 

§ Предметы-заместители

§ Дополнительные атрибуты в соответствии с сюжетной линией

§ Строительный материал, разные виды конструкторов

§ Водители: ведут автомобили, рулят, подают сигналы, заезжают на техническое обслуживание.

§ Водитель эвакуатора: получает от диспетчера заказ на буксировку автомобиля, буксирует автомобиль до станции технического обслуживания

§ Кассир-оператор: берет деньги за техническое обслуживание и ремонт, пробивает чек.

§ Диспетчер: следит по журналу регистрации за временем технического обслуживания автомобилей, получает вызовы от водителей о поломке, передает заказы водителю эвакуатора.

§ Мастер-автослесарь: осуществляет техническое обслуживание и ремонт, определяет сроки и стоимость технического обслуживания и ремонта.

§ Мойщик автомобилей: моет автомобиль, определяет сроки и стоимость мойки в зависимости от загрязненности.   

§ Администратор кафе: встречает водителей, назначает им столик, закрепляет столик за официантом.

§ Кассир в кафе: получает заказы, берет деньги с водителей, пробивает чек.

§ Официанты: подают блюда водителям, пока те ждут окончания технического обслуживания или ремонта, убирают со столов.

§ Повар: получает заказы от кассира в кафе, готовит блюда согласно заказа.

§ Продавец: продает автозапчасти и инструменты для ремонта машин в магазине, берет деньги за товар, пробивает чек

§ Автоинспектор: проверяет техталоны, направляет на техосмотр

 

¾ «Строим автомастерскую» ¾  «Профилактический осмотр автомобиля» ¾ «Вызов эвакуатора» ¾ «Ремонт автомобиля» ¾ «Кафе на СТО» ¾ «Мойка автомобиля» ¾ «Магазин автозапчастей»

«Банк идей» для поддержания интереса к игре и развития сюжетной линии игры

 

§ Строим автомастерскую. Воспитатель сообщает детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти они очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть автомастерскую (станцию технического обслуживания автомобилей). Для этого надо построить СТО из коробок и крупного строительного материала. Какие помещения может включать в себя СТО? (сооружение включает в себя здания автомастерской, автомойки, терминала оплаты, рядом может находиться шиномонтаж, магазин автозапчастей, кафе, место для эвакуатора и пр.; все сооружение можно оградить, оставив место для въезда и выезда водителей). Какие инструменты нужны для ремонта автомобилей? (подбирают инструменты, запчасти машин и др.). Воспитатель берет на себя роль начальника автомастерской, распределяют другие роли и начинают играть.  

§ Семья заехала на СТО для замены шин автомобиля с летних на зимние. Дети заранее распределяют роли: автослесаря, кассира-оператора, администратора кафе, повара, официантов и кассира в кафе. Догова­риваются, в каком порядке идет замена: папа оплачивает работу мастера, мама и дети идут в кафе.

§ Игровая ситуация. В автомастерской закончились запчасти для машин, автослесарь отправляется в магазин автозапчастей для закупки товара.

§ Воспитатель обращается к личному опыту детей:

— Есть ли у папы и мамы автомобиль?

— Что делать, если автомобиль сломался?

— Как проходит ремонт?

¾ Воспитатель выясняет, какие действия совершаются при поломке автомобиля, предлагает поиграть «в ремонт автомобиля»: папа вызывает мастера, автомобиль буксируют в автомастерскую, проводят ремонт.

§ Проблемная ситуация: воспитатель-водитель едет на работу, по дороге и у него внезапно ломается автомобиль:

¾ Ребята, я очень тороплюсь на работу, а автомобиль сломался, что делать?

¾ Принимают решение вызвать эвакуатор, отбуксировать автомобиль до СТО и починить.

§ Игровая ситуация: на плановом техосмотре выяснилось, что автомобилю нужен срочный ремонт:

¾ Мастер-автослесарь объясняет водителю, что прямо сейчас небезопасно пользоваться его автомобилем

¾ Выясняют сроки и стоимость дополнительного ремонта

¾ После ремонта водитель выезжает на исправном автомобиле

§ Если воспитатель видит, что интерес к игре пропадает, можно использовать следующие игровые приемы: автомобиль сломался далеко от СТО, эвакуатор занят, надо, чтобы другие водители помогли отбуксировать машину на ремонт; на дороге произошло дорожно-транспортное происшествие, автомобилям срочно нужен ремонт; автоинспектор проверяет техталон на машину, сообщает, что он просрочен и предлагает водителю пройти техосмотр; у машины спустило колесо (прокол колеса), надо вызвать эвакуатор, доставить машину в шиномонтаж для накачки шин (замены колеса); пока машина ремонтируется, водитель может посетить кафе около СТО. 

Взаимодействие с родителями в ходе игры

Рекомендации по взаимодействию с ребенком в домашних условиях

Совместная деятельность

Просветительская работа

Наглядная информация

§ Рекомендовать родителям осуществить вместе с детьми поездку на личном автотранспорте в автомастерскую, на СТО, в шиномонтаж, в магазин автозапчастей

§ Настольная игра «Силуэт» (автомобили)

§ Совместное изготовление и подбор атрибутов к игре

§ Рассматривание энциклопедий и журналов про автомобили, обсуждение возможных поломок, ремонтных работ

§ Совместное чтение: И. Серяков «Книга юного автомобилиста» (отрывки)

§ Придумывание игровых ситуаций по теме, фиксация их с помощью схематических изображений (пополнение «банка идей»)

§ «Гость группы» (папа или дедушка) – показ деталей и частей автомобиля, инструментов для ремонта, рассказ о том, какие бывают поломки

§ Творческая мастерская: совместное изготовление чертежей автомобилей разных видов

§ Консультация «Автокресло выбираем – безопасность соблюдаем!»  

§ Оформление маршрутного листа игры для родителей

§ Выпуск буклета «Когда в машине дети!» (правила перевозки детей в автомобиле)

 

             

Приложение № 3 – и

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Автозаправочная станция» (АЗС)  (возрастная категория детей – 6 – 7 лет)

Игровые задачи:

§ расши­рять тема­тику игр по ПДД;

§ разви­вать навыки конструктивного общения в процессе игры, умение договариваться и распределять роли, планировать и выполнять ролевые действия, находить удачное место для игры и самостоятельно подбирать необходимые атрибуты, способствовать развитию сюжетной линии игры за счет введения новых ролей и ситуаций;

§ расширять словарный запас детей: автозаправочная станция, бензоколонка, кассир, автозаправщик, топливо, бензин, бензовоз и пр.;

§ расширять представления о труде транспортников, о значимости их деятельности;

§ закреплять количественные отношения: разным машинам требуется разное количество бензина;

§ формировать представления о правилах безопасного поведения на автозаправочной станции, закреплять знания о некоторых правилах дорожного движения, о правилах пожарной безопасности, о горючих веществах.

Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры 

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре (предметно-игровая среда)

Роли / Игровые действия

Игровые темы  
§ Экскурсия к АЗС: наблюдение за работой оператора, отпускающего бензин; за действиями водителей на бензозаправке § Сюжетно-дидактическая игра «Бензозаправочная станция» (с математическим содержанием) § Пальчиковая игра «На заправке» § Творческое задание «Потому что…»  § Дидактические игры «Автозаправка», «Расставь дорожные знаки», «Горит – не горит», «Опасно – не опасно» § Исследовательская деятельность «Что такое бензин?», «Чем заправляют машины?»  § Беседа «Правила безопасного поведения на автозаправке»    § Опыт «Потушим огонь» § Продуктивная деятельность: совместное конструирование АЗС, совместное изготовление вывески, чеков, талонов, плана-схемы расположения АЗС § Чтениесказки «Машина и лошадка», загадки и стихи по теме, разучивание считалки    

§ Бензоколонки

§ Пожарный щит (топор, огнетушители, песок, ведра).

§ Табло цен на бензин.

§ Дорожные знаки.

§ Талоны на бензин и ДТ (трехцветные).

§ Бумажные деньги.

§ Кассовый аппарат.

§ Чеки.

§ Шланг для имитации заправки машины бензином, маленькая канистра.

§ Микрофон.

§ Форма для обслуживающего персонала.

§ Магазин сопутствующих товаров.

§ Товары в дорогу (чай, брикеты с кексами, тартинками, шоколад).

§ Предметы-заместители

§ Конструктор, строительный материал

§ План-схема расположения АЗС

§ Знаки безопасного поведения на АЗС

§ Транспортные игрушки, макеты машин, машины из стульев 

 

§ Водители: ведут автомобили, рулят, подают сигналы, проверяют количество бензина, оплачивают бензин, буксируют автомобиль до АЗС в случае нехватки бензина.

§ Заправщик: открывает бак автомобиля, вставляет заправочный шланг, заливает нужное количество бензина из колонок с номером, названным кассиром-оператором.

§ Кассир-оператор: берет деньги, называет номер колонки, проверяет количество заливаемого бензина, пробивает чек.

§ Водитель бензовоза: привозит бензин по запросу директора, проверяет количество привезенного бензина.

§ Продавец магазина сопутствующих товаров: продает товары пассажирам, берет деньги, пробивает чек.

§ Пассажиры: во время заправки посещают магазин, выбирают и покупают товары.

§ Сотрудники службы спасения – пожарные, врачи скорой помощи, полиция: приезжают на вызов, устраняют аварию, тушат пожар на АЗС, оказывают медицинскую помощь, расследуют происшествие

¾ «Строим АЗС» ¾ «Въезд и выезд на заправку» ¾ «Пожар на АЗС» ¾ «Буксировка до АЗС» ¾ «Магазин на заправке» ¾ «Бензозаправщик»  

«Банк идей» для поддержания интереса к игре и развития сюжетной линии игры

§ Строим АЗС. Воспитатель сообщает, в нашем городе на улицах стало много машин, а автозаправочная станция всего одна. Шоферы приехали на АЗС заправить свои автомобили, а там образовалась целая автомобильная пробка. Надо что-то делать. Так не может продолжаться. Нужно построить новую автозаправочную станцию. Выясняют, что такое АЗС, какие сооружения там могут быть, какие правила безопасности надо соблюдать и почему. Затем изготавливают знаки безопасности, чертят план-схему АЗС. Далее строят АЗС по схеме из коробок или крупного строительного материала, расставляют дорожные знаки и знаки безопасности, все сооружение можно оградить, оставив место для въезда и выезда водителей. Выбирают кассира-оператора, заправщика и продавца магазина сопутствующих товаров, водителя бензовоза, остальные дети — водители и пасса­жиры. Роль директора АЗС может взять на себя воспитатель.

§ Проблемная ситуация. Воспитатель предлагает отправиться в далекое путешествие всем вместе. Строится автобус, выбирается водитель (воспитатель), но вдруг возникает проблема – автобус не заводится.

¾ Что случилось? Почему мы не можем тронутся с места?

¾ Нет бензина.

¾ Что же делать? Где взять бензин?

§ Игровая ситуация. Семья едет к бабушке в деревню, папа замечает, что у него в автомобиле заканчивается бензин, нужно заправить автомобиль – заехать на автозаправочную станцию.

§ Игровая ситуация. Диспетчер гаража раздал водителям путевки и талоны на заправку автомобилей, всем по пути на объекты нужно сначала заехать на автозаправочную станцию.

§ Проблемная ситуация: на АЗС закончился бензин и автомобили не могут заправиться:

¾ Ребята, на АЗС очень большая очередь, что делать?

¾ Принимают решение вызвать бензозаправщик и наполнить хранилище АЗС.

§ Проблемная ситуация: воспитатель-водитель едет на работу, по дороге и у него внезапно закончился бензин:

¾ Ребята, я очень тороплюсь на работу, а бензин закончился, что делать?

¾ Принимают решение отбуксировать автомобиль до АЗС и заправить.

§ Проблемная ситуация: на построенной АЗС возник пожар, что делать?

¾ Оператор вызывает по телефону службы спасения: пожарных, скорую помощь, полицию

¾ Службы спасения выезжают по вызову и все встречные автомобили уступают им дорогу

¾ Тушат пожар, оказывают медицинскую помощь, расследуют происшествие

§ Если воспитатель видит, что интерес к игре пропадает, можно использовать следующие игровые приемы:

¾ Заболел работник АЗС (кассир, заправщик), нужно срочно обучить нового работника

¾ При выезде с автозаправочной станции водитель нарушил правила, произошла авария, нужно вызвать дорожную полицию

¾ На АЗС сломалось оборудование (табло, бензоколонка), нужна помощь специалиста

¾ В магазине при АЗС закончились продукты, необходимо пополнить запасы

¾ На автозаправочную станцию привезли новое оборудование, его надо установить (внесение новых атрибутов)

¾ После пожара автозаправочной станции требуется ремонт, вызывают ремонтников и строителей, возят материалы

¾ Автомобиль сломался на въезде на заправку, надо вызывать эвакуатор

¾ Срочно надо заправиться автомобилю скорой помощи, пожарному или полицейскому автомобилю

Взаимодействие с родителями в ходе игры

Рекомендации по взаимодействию с ребенком в домашних условиях

Совместная деятельность

Просветительская работа

Наглядная информация 

§ Рекомендовать родителям вместе с детьми осуществить поездку на машине на автозаправочную станцию, показать детям, как заливается бензин в машину

§ Познакомить детей с разными видами топлива для машин, объяснить, что это - горючие вещества, чем они опасны

§ Семейный просмотр отрывков из х/ф «Королева бензоколонки»

§ Творческая мастерская: совместное изготовление знаков безопасности и дорожных знаков для АЗС

§ Совместная игра-путешествие «Всегда ли машины питались бензином?» 

§ Семинар-практикум «Игры разные нужны, игры разные важны»

§ Оформление маршрутного листа игры для родителей

§ «Игротека» и «Библиотека» для всей семьи (игры и книги на дом, картотеки загадок, стихов)

             

Приложение № 3 – к

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Автошкола»  (возрастная категория детей – 6 – 7 лет)

Игровые задачи:

§ обогащать игры по ПДД новыми темами, воспитывать интерес к играм с дорожной тематикой, осознанное отношение выполнению правил дорожного движения;

§ расширять социальный опыт детей, развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе организации сюжетно-ролевой игры, развивать умение заинтересованно вступать в беседу на тему по ПДД, задавать вопросы и отвечать на них

§ обогащать словарный запас детей, дифференцировать обобщающие понятия

§ развивать связную речь, умение строить высказывание разных типов, более точно характеризовать объект, ситуацию, выдвигать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли четко и понятно

§ систематизировать знания детей о ПДД, формировать представление об опасных дорожных ситуациях и способах поведения в них

§ формировать умение придумывать замысел игры, создавать предметно-игровую среду, способствовать развитию сюжетной линии игры за счет введения новых ролей и ситуаций, учить распределять роли и брать на себя конкретную роль, планировать и выполнять игровые действия в соответствии с ролью

Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры 

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре (предметно-игровая среда)

Роли / Игровые действия

Игровые темы  

§ Посещение автошколы в «Автогородке»: участие в познавательных и практических занятиях.

§ «Гости группы»:

¾ ЮИД в гостях у ребят: коллективный разговор «Движение с уважением!», совместные игры, рисование плакатов по ПДД, подготовка и выступление агитбригады на тему «Тот отличный пешеход, кто по правилам идет!»

§ Чтение О. Тарутин «Для чего нам светофор?», «Непослушный пешеход», «Правила дорожного движения», О. Емельянова «Стихи про дорожные знаки», Н. Киселева «Урок светофора», О. Бедарев «Если бы», И. Серяков «Ученый Дружок»; сказки, стихи, загадки и др.  

§ Рассматривание плакатов из серии «ПДД – детям», тематических альбомов «Дорожная азбука» (тематический словарь в картинках), «Виды транспорта», «Знаки разные нужны, знаки разные важны», «Дорожная энциклопедия», тематические беседы

§ Сюжетно-дидактическая игра «Школа пешеходных наук»

§ Выполнение игровых заданий и упражнений в рабочей тетради «Пешеходом быть учусь!»

§ Минутки ПДД (вопрос – ответ)

§ Решение проблемных ситуаций «Сказочные герои и ПДД»

§ Составление творческих рассказов по воображаемым дорожным ситуациям «Что было бы, если…»

§ Дидактические игры «Угадай знак», «Дорожная азбука», «Дорожные объяснялки», «Расставь знаки», «Дорожный экзамен», «Отгадай загадку – найди отгадку!»

§ Тренинговые игры «Мы – юные автомобилисты», «Водители и пешеходы» (2 вариант)

§ Настольная игра с кубиком и карточками «Отличный пешеход» 

§ Моделирование дорожных ситуаций на макетах  

§ Подвижные игры «Стоп – идите», «Умелый пешеход», «К своим знакам», «Светофор», «Лови, бросай – на вопрос отвечай»

§ Развивающая игра «Тренажер для водителей и пешеходов»

§ Продуктивная деятельность:

¾ изготовление дорожных знаков, макетов светофоров, памяток по ПДД

¾ лепка «Регулировщик»

§ Дорожные знаки: картинки, макеты

§ Светофор, коврик-зебра, жезл

§ Игровые макеты «Перекрёсток», «Улица города», «Высокий спуск», «Узкая колея»

§ Машины разных видов

§ Магнитная доска, цветные и простые карандаши, ручки, бумага 

§ Кассовый аппарат, деньги, чеки, печать, рекламные листы  

§ Шапочки инструктора по вождению, кассира, директора

§ Накидка инспектора ГИБДД (ДПС).

§ Настенный календарь (на каждого ребёнка)

§ Рули, машины из стульев

§ Пособие «Тренажер для водителей и пешеходов»

§ Карточки с игровыми заданиями по ПДД, настольные и дидактические игры

§ Настольная игра с кубиком и карточками «Отличный пешеход» 

§ Картинки разных частей машины, разных марок машин, разных видов транспорта.

§ Памятки, плакаты, листовки, картинки, книжки-малышки по ПДД, тематический словарик в виде карточек 

§ Водительские права, удостоверение юного пешехода

§ Директор: вешает объявление (рекламу) на доске о том, что в группе открыта автошкола, принимает заявки на обучение, подписывает их и ставит печать, составляет график обучения

§ Учащиеся (пешеходы, водители): приходят к директору и подают ему заявку на обучение, составляют график обучения, отмечают в календаре числа, оплачивают обучение, посещают занятия в школе, выполняют игровые задания, сдают экзамен, получают водительские права или удостоверение юного пешехода

§ Кассир: принимает деньги за оплату учёбы, выдаёт чеки

§ Преподаватель: ведет занятия в школе, подбирает игры, задания и упражнения, объясняет ПДД, рассказывает об устройстве машины, о том, что обозначают дорожные знаки, показывает и объясняет на макете опасные дорожные ситуации,

§ Инструктор по вождению: обучает вождению автомобиля, объясняет правила дорожного движения 

§ Автоинспектор: принимает экзамены по знанию ПДД и управлению машиной (завести, проехать, повернуть, остановить), задает вопросы, выдает документы по окончанию обучения

¾ «Открытие автошколы» ¾ «Урок в автошколе» ¾ «Урок для водителей» ¾ «Урок для пешеходов» ¾ «Урок по вождению автомобиля» ¾ «Школа пешеходных наук» ¾ «Библиотека автошколы» ¾ «Трудное задание» (макеты, тренажер, рабочая тетрадь) ¾ «Дорожная азбука»  ¾ «Авторалли» (полоса препятствий в автошколе) ¾  «Урок Светофора» ¾ «Урок регулировщика» ¾ «Урок автоинспектора» ¾ «Водители и пешеходы»  ¾ «Учимся водить разные машины» ¾ «Экзамен в автошколе» ¾ «Отличный пешеход»

«Банк идей» для поддержания интереса к игре и развития сюжетной линии игры

 

§ Из личного опыта. Воспитатель рассказывает о том, что видели аварию на дороге, заводит разговор по теме:

¾ Почему это произошло?

¾ Водитель плохо знал правила дорожного движения или нарушил их.

¾ Что необходимо сделать, чтобы не было аварии?

¾ Знать правила дорожного движения.

¾ Где учат дорожной азбуке?

¾ В автошколе.

¾ Воспитатель предлагает открыть в группе автошколу.

§ Игровая ситуация. Воспитатель (директор автошколы) развешивает по группе объявления (рекламу) об открытии автошколы, готовит задания, набирает учеников

§ Проблемная ситуация. Папа жалуется маме на то, что не успевает доехать до работы вовремя, а с работы вовремя забрать ребенка из детского сада, потому что общественный транспорт ходит очень редко. Что делать? Купить машину и выучиться ее водить. Для этого надо поступить в автошколу и получить водительские права.

§ Проблемная ситуация. Ребёнок хочет стать водителем «скорой помощи», чтобы заботиться о людях, чтобы быстрее к человеку пришла помощь, но он не знает правил дорожного движения, не умеет водить машину и у него нет прав. Как быть?

§ Специально смоделированная ситуация: няня (младший воспитатель группы) опоздала на работу, так как по дороге произошла «авария» по вине пешехода. Придя на работу, она рассказала об этом воспитателю и детям, посетовала, что пешеходы плохо знают и не соблюдают правила дорожного движения. Воспитатель, обсудив ситуацию с детьми, подводит их к мысли, что обучать ПДД надо не только водителей, но и пешеходов. Вместе решают открыть «Школу пешеходных наук».

§ Игровая ситуация. Мама купила в автосалоне новый автомобиль, но ездить на нем она не может, потому что не знаем правил дорожного движения, у нет водительских прав и водить машину она не умеет. Что делать?

§ Специально смоделированная ситуация: воспитатель-автоинспектор, наблюдая за игрой детей в «водителей», замечает, что они не соблюдают ПДД. Он отбирает права у нескольких водителей и предлагает им пройти обучение в автошколе. Снова получить права они смогут только после того, как сдадут экзамен.

§ «Авторалли». Организованы российские соревнования по вождению – «Авторалли», нужно выбрать самых лучших водителей от города. Как это сделать? Организовать тренировки в автошколе, а потом в ходе соревнований на полосе препятствий выбрать лучших. 

§ Создание нескольких автошкол, обучающих вождению машин разных видов: легковых, грузовых, автобусов, машин специального назначения.

Взаимодействие с родителями в ходе игры

Рекомендации по взаимодействию с ребенком в домашних условиях

Совместная деятельность

Просветительская работа

Наглядная информация

§ Рекомендовать родителям вместе с детьми изучить словарик ПДД и дорожную энциклопедию § Совместное выполнение игровых заданий и упражнений в рабочей тетради «Пешеходом быть учусь!» § Совместные настольные игры по ПДД: лото, игры с кубиком, разрезные картинки и т.п.  § Семейное чтение: О. Тарутин «Для чего нам светофор?», «Непослушный пешеход», «Правила дорожного движения», О. Емельянова «Стихи про дорожные знаки» и др. § Рассказ папы-водителя о том, как он обучался в автошколе и получал водительские права, рассматривание водительских прав § Ситуативные разговоры о правилах дорожного движения, минутки ПДД, рассматривание и обсуждение картинок с различными дорожными ситуациями

§ Творческая мастерская: совместное изготовление книжек-малышек о транспорте, дорожных знаках, памяток по ПДД для библиотеки автошколы

§ Семейная гостиная «Не будет в семье ни слез, ни печали, если с детьми ПДД изучали!»

 

§ Выступление агитбригады «Тот отличный пешеход, кто по правилам идет!»   

§ Оформление маршрутного листа игры для родителей

§ Выпуск буклета «Правила, которые должен знать каждый!» 

§ «Игротека» и «Библиотека» для всей семьи (игры и книги на дом, картотеки загадок, стихов, словарик и минутки ПДД, дорожная энциклопедия, карточки с игровыми заданиями и пр.)

 

             

 


Приложение № 3 – л

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Автосалон»  (возрастная категория детей – 6 – 7 лет)

Игровые задачи:

§ вызвать желание отражать свой социальный опыт в сюжетно-ролевой игре, воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира;

§ развивать мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение, творческие способности, навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе игры;

§ развивать связную и диалогическую речь, обогащать словарный запас новыми выражениями: салон, диагностика, сканер, считываем, тест-драйв, таможенный контроль, дизайнер, инженер и т. д.; 

§ формировать представления о современных видах профессий – менеджер;

§ обобщать представления о наземном транспорте, учить сравнивать и классифицировать разные виды машин, формировать ретроспективный взгляд на транспорт;

§ закреплять знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках и сигналах светофора, формировать элементарные навыки безопасного поведения на дороге;

§ закреплять умение придумывать и развивать замысел игры, распределять роли по договоренности, вести ролевой диалог, давать оценку результатам игры.

Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры 

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре (предметно-игровая среда)

Роли / Игровые действия

Игровые темы  

§ Экскурсия к дороге: наблюдение на тему: «Транспорт нашего города»

§ Экскурсия в автосалон – знакомство с профессиями, которые нужны на данном предприятии, рассматривание автомашин разных марок

§ Рассматривание журналов, открыток, рекламных проспектов о разных марках машин, тематических альбомов «От телеги – до автомобиля», «Коллекционные машины», «Транспорт специального назначения», «Машины – помощники», «Самые интересные автомобили мира»  

§ Творческие задания: «Купите машину…» - составление детьми рекламы для автомобиля; «Алло, я вас слушаю» - учить детей вести диалог с невидимым собеседником, рекламировать машину по телефону; «Транспортное средство для сказочного героя», «Автомобиль будущего», «Необычный автомобиль»   

§ Исследовательская деятельность «Такие разные машины»: сравнение и классификация наземного транспорта, заполнение дидактической таблицы «волшебный экран», игра-путешествие по «реке времени» в прошлое транспорта

§ Сбор коллекции машин разных видов и марок, оформление выставки «Машины обычные и необычные» - рассматривание, составление рассказов о машинах, дидактическая игра «На выставке машин»

§ Оформление фотогалереи «Мы и наш автомобиль» (семейные фотографии), составление рассказов из личного опыта «Как мы автомобиль покупали», «Наша любимая машина», «Как мы заботимся о нашей машине» 

§ Игровые задания в уголке ИЗО: «Современный тюнинг», «Нарисуй логотип» (рисование по трафарету, изготовление значков)

§ Дидактические игры «Магазин автомобилей» (1 вариант – речевая игра, 2 вариант – математическая игра); игра-конструктор «Машины специального назначения»;

§ Дидактические упражнения: «Подбери ключи для машины», «Найди 5 отличий», «Четвертый лишний», «Почини машину», «Найди одинаковые машины» 

§ Чтение рассказов и стихов о машинах, загадки о разных видах автомобилей

§ Коллективные разговоры «Автомобиль с пробегом»: дать представления о том, что люди покупают и подержанные автомобили, которые дешевле новых, что в салонах есть сервисная служба по ремонту и продаже машин с пробегом; «Почему у машины такое имя?»

§ Подвижные игры «Цветные автомобили», «Авторалли»

§ Наборы моделей машин разных видов и марок, макеты машин, сделанные своими руками

§ Машины, сделанные из стульев, больших коробок

§ Комплектующие к машинам: чехлы, магнитолы, автокресло, подушка безопасности и пр.  

§ Рекламные буклеты из автосалонов, значки-логотипы разных машин

§ Карточки с символами разных служб в автосалоне, закрепленными на подставках

§ Карточки с данными о машине и ценой

§ Конструкторы «Лего», настольный, напольный строитель

§ Деньги, кошельки, чеки, сумки, кассовый аппарат, телефоны, игрушечный компьютер 

§ Разрезные части машины из коробочного картона, колеса

§ Инструменты для ремонта машин 

§ Шланг для мойки машин, ведро с тряпкой, швабра для уборки автосалона

§ Прибор «сканер» для считывания неисправности в двигателе

§ Накидки (жилеты, шапочки) для служащих автосалона

§ Консультант-продавец салона: рекламирует каждую марку машины, говорит о её характеристиках, преимуществах, предлагает «тест-драйв» (пробную поездку на машине), рассказывает о комплектации

§ Менеджер: оформляет кредит на машину

§ Кассир: принимает оплату за машину, пробивает чек

§ Механики: проверяют сканером исправность всех частей и деталей машины, делает диагностику

§ Автослесарь: ремонтирует машины с «пробегом»

§ Уборщица: убирает автосалон, протирает машины

§ Охранник: охраняет автосалон

§ Инженеры-конструкторы: изобретают и делают новые автомобили

§ Журналисты: ведут репортаж с выставки в автосалоне

§ Покупатели: выбирают и покупают автомобили, платят деньги

¾ «Открытие автосалона» ¾ «Рекламная компания» ¾ «Репортаж из автосалона»  ¾ «Семья выбирает автомобиль» ¾ «Покупка автомобиля» ¾ «Покупка машины в кредит» ¾ «Конструкторское бюро «Автосбор» ¾ «Выставка-аукцион редких автомобилей» ¾ «Автомобили для сказочных героев» ¾ «Автомобили с пробегом» ¾ «Распродажа автомобилей» ¾ «Диагностика автомобилей» ¾ «Тест-драйв для машин» ¾ «Машины-помощники»

«Банк идей» для поддержания интереса к игре и развития сюжетной линии игры

 

§ Игровая ситуация. Детям пришло письмо: «Директор московского автозавода просит открыть в городе Владимире автосалон, чтобы людям было удобнее покупать машины, не теряя время для поездки в Москву. Могут ли ребята решить эту задачу?»

§ Специально смоделированная ситуация: внесение в группу новых транспортных игрушек (моделей машин). В автосалон привезли много новых машин, надо сделать рекламу автомобилей или пригласить журналистов для репортажа из автосалона, можно провести тест-драйв для новых машин и определить лучшую. 

§ Проблемная ситуация. Папа получил водительские права в автошколе, а машины у семьи нет. Что делать? – Можно пойти в автосалон и купить машину (можно оформить кредит).

§ «Театр воспитателя». Воспитатель разыгрывает сценку, как машина везла семью за город, застряла на проселочной дороге. Сгорел мотор. Ремонту не подлежит. Где взять другую? Купить в автосалоне.

§ Специально смоделированная ситуация. Во Владимирских газетах дети читают объявления о продаже автомобилей с «пробегом». Но нет здания, где бы можно было выставить на продажу все автомобили. Как быть? Построить автосалон, провести диагностику машин.

§ Проблемная ситуация. Вавтосалон скоро привезут новую партию машин, а старые еще не проданы. Что делать? – Можно устроить распродажу старых автомобилей, сделать скидки, первым покупателям дарить подарки: автокресло, запасные колеса, видеорегистратор, навигатор и пр.

§ Проблемная ситуация. Мэру города Владимир пришло письмо от жителей города с просьбой увеличить количество автомашин такси, так как общественный транспорт ходит редко. Мэр решает закупить дополнительные машины «Жигули». Где их купить? - В автосалоне.

§ «Театр воспитателя». В автосалон пришел сказочный герой (воспитатель) и начал выбирать себе автомобиль, но ни одна машина ему не подошла. Что делать? Решают открыть конструкторское бюро по изготовлению автомобилей для сказочных героев, а потом устроить выставку-распродажу машин.

§ Игровая ситуация. В конструкторском бюро изобрели много необычных, редких автомобилей. Инженеры предлагают служащим автосалона устроить выставку-аукцион редких машин. Можно провести рекламную компанию и организовать репортаж с выставки.

§ Специально смоделированная ситуация: внесение в группу новых транспортных игрушек (машин-помощников, машин специального назначения). Воспитатель сообщает, что в  группе открылась выставка-салон транспортных средств «Машины-помощники». Я буду покупателем, а вы менеджерами по продаже автомобилей. Вы должны рассказать о понравившемся транспорте и сделать его рекламу:

¾ Название машины

¾ Какая она: описать ее внешний вид, цвет, детали и части (дать характеристику машины)

¾ Для чего она предназначена, каковы ее преимущества

Взаимодействие с родителями в ходе игры

Рекомендации по взаимодействию с ребенком в домашних условиях

Совместная деятельность

Просветительская работа

Наглядная информация

§ Рекомендовать родителям вместе с детьми посетить автосалон (выставку машин), наблюдение за работой служащих, рассматривание автомобилей разных марок § Сбор семейных фотографий для фотогалереи «Мы и наш автомобиль» § Сбор моделей машин для составления коллекции  § Совместное составление рекламных брошюрок «Наш автомобиль – лучший!»  § Совместное изготовление самодельных журналов «Из рук в руки» с фотографиями (рисунками) и объявлениями о продаже машин

§ Конструкторское бюро: «Изобретатели машин» - творческое конструирование транспорта из разных видов конструктора, бросового и природного материала («Ретро-автомобиль», «Автомобиль будущего», «Машина для сказочного героя», «Необычный автомобиль», «Автомобиль – помощник» и т.п.)  

§ «Гости группы» (родители, у которых есть машина): организовать выставку нескольких машин разных марок – рассказ родителей о своих машинах, рассматривание и сравнение машин

§ «Вечерний кинозал»: совместный просмотр презентации «От кареты до ракеты»

§ Клуб любознательных пап: семинар-практикум «Машины изучаем – на детские вопросы отвечаем!»

 

§ Оформление маршрутного листа игры для родителей

§ Рубрики в родительском уголке:

¾ «Это интересно»: тема «Что мы знаем о машинах?»

¾ «Автозагадки» (картотека загадок о разных видах транспорта)    

             

 


Приложение № 3 – м

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Улицы города»  (возрастная категория детей – 6 – 7 лет)

Игровые задачи:

§ воспитывать культуру поведения на улицах города, уважение к людям, создающим порядок на улицах города, положительное и осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения;

§ создать условия для актуализации личного опыта детей и их самореализации в игровой деятельности;

§ содействовать появлению устойчивых детских объединений и развивать игровые навыки детей: умение придумывать замысел игры, создавать игровую среду, распределять роли, выполнять игровые действия и вести ролевой диалог в соответствии с ролью, развивать сюжетную линию игры;

§ развивать ответственность, самостоятельность, наблюдательность, произвольность, внимание, мышление, воображение, навыки общения;

§ закреплять и систематизировать знания детей о правилах перехода через дорогу, о значении дорожных знаков и сигналов светофора, о видах городского транспорта, о профессиях регулировщика и автоинспектора, формировать умение применять знания по ПДД в игровой деятельности;

§ дать представление об опасных дорожных ситуациях, формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным дорожным ситуациям, знакомить со способами поведения в них.

Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры 

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре(предметно-игровая среда)

Роли / Игровые действия

Игровые темы  

§ Экскурсия к перекрестку: наблюдение за работой светофора, за движением транспорта и пешеходов по улицам города, за соблюдением ими ПДД, обсуждение причин возникновения опасных дорожных ситуаций

§ «Гость группы» - встреча с инспектором ГИБДД: беседа «Правила дорожные – правила надежные!», совместные игры на транспортной площадке 

§ Рассматривание картин, альбомов, журналов, буклетов, открыток, плакатов из серии «Наш город», «ПДД для детей»

§ Изучение карты города, схемы микрорайона, улицы – прокладывание маршрутов

§ Беседы «Мы по улице шагаем – правила дорожные соблюдаем», «Буду делать хорошо и не буду плохо»

§ Продуктивная деятельность: рисование плакатов «Движение с уважением!», коллективная аппликация «Улица нашего города»; лепка «Регулировщик на работе»; конструирование из бумаги и спичечных коробков «Машины на нашей улице»; конструирование из природного и бросового материала «Необычный светофор», изготовление атрибутов к игре

§ Чтение: С. Волков «Торопыжка на улицах города», «Дорожные сказки», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа – милиционер», «Бездельник Светофор», И. Серяков «Улица, где все спешат», Е. Житков «Светофор», Я. Пишумов «Посмотрите - постовой», загадки и стихи о ПДД     

§ Игровое моделирование на напольном макете: «Пешеходы и водители», «Дорожные ловушки», «По дороге в детский сад» (моделирование и обсуждение опасных дорожных ситуаций, моделирование безопасного маршрута движения от дома до детского сада)

§ Игры на транспортной площадке: «Умелый пешеход», «Наш друг – постовой», «Регулировщик»

§ Дидактические игры: «Можно – нельзя», «Автоинспектор и водители», «Путаница», «Расставь знаки правильно», «Часы», «Мы – спасатели», «Опасная ситуация», «Веселый жезл» 

§ Настольные игры: «Большая прогулка», «Час пик», «Мы по городу гуляем», «Лабиринты»

§ Подвижные игры: «Быстрые упряжки», «Такси», «К своим знакам», «Стоп - идите», «Авторалли» (эстафета) 

§ Тренинговые игры: «Мы – юные автомобилисты», «Водители и пешеходы», «Как проехать?», «Повороты» 

§ Творческие задания: «Что случится, если…», «Лучший пешеход», «Лучший водитель», «Хороший автоинспектор» 

§ Модели домов, машин, оснащение улицы деревьями, фонарями, пешеходными дорожками, пешеходами (фигурки людей) § Строительный материал, конструкторы, бросовый материал  § Выносные дорожные знаки, светофор (большие на подставках) § Пешеходный переход: знак, коврик-зебра § Костюм регулировщика, автоинспектора § Рули, таблички остановок, сигнальные карточки «Светофор», жезлы § Маршрутные листы, водительские права § Кисти, ведерки, перчатки, лопаты, заграждение – для сюжета «Ремонт дороги» § Атрибуты к сюжету «Экстренный вызов»: костюмы врачей, носилки (одеяло)    

§ Пешеходы: идут по улице города, заходят в магазины, переходят по пешеходным переходам, оказывают помощь малышам в переходе через дорогу, садятся в транспорт, едут в детский сад

§ Водители: на машинах пересекают улицы, следят за сигналами светофора, не допускают аварийных ситуаций на дороге

§ Инспектор ГИБДД: ходит по улице, наблюдает движением пешеходов и транспорта, штрафует за нарушение ПДД, проверяет водительские права 

§ Регулировщик: регулирует движение с помощью жезла

§ Дворник: убирает улицу

§ Строительная бригада: строят новое здание и подземный переход

§ Дорожные службы: ремонтируют дорогу

§ Сотрудники службы спасения – пожарные, врачи скорой помощи, полиция: приезжают на вызов, устраняют аварию, оказывают медицинскую помощь, расследуют дорожное происшествие 

¾ «Строим улицу с перекрестком» ¾ «Машины на улицах города» ¾ «Водители и пешеходы» ¾ «Транспортная развязка» ¾ «Ремонт дороги» ¾ «Строительство окружной дороги» ¾ «Служба спасения на связи» ¾ «Пост ГИБДД» ¾ «Регулировщик на посту» ¾ «Экскурсия по городу» ¾ «Авария на дороге» ¾ «Вызываем эвакуатор» ¾ «Светофор сломался» ¾ «Случай на дороге» ¾ «Оживленный перекресток» ¾ «Расчистим улицы города» ¾ «Дорожная полиция на улицах города»  ¾ «Затор на дороге» ¾ «В автомастерской» ¾ «АЗС» ¾ «Автомойка» ¾ «Автостоянка» («парковка»)

«Банк идей» для поддержания интереса к игре и развития сюжетной линии игры

§ Специально смоделированная ситуация. Воспитатель вносит в группу транспортные игрушки, но ставит проблему: ездить они не могут, потому что негде. Что делать? Построить улицу города, перекресток. Что должно быть на улице, чтобы не происходило аварий? – Дорожные знаки, пешеходные переходы, светофоры. После постройки обговаривают, как можно играть, что может произойти на улицах города, куда можно поехать?

§ Машины на улицах города. Создается проблемная ситуация: из города исчезли все машины (убираются все транспортные игрушки). Что делать? Как передвигать по городу? Дети берут на себя роли водителей разных машин, планируют сюжетную линию игры, осуществляют игровые действия.

§ Оживленный перекресток. Воспитатель сообщает детям, что на перекрестке сломался светофор, а движение там оживленное. Чтобы не случилось аварии, необходим регулировщик (пост ГИБДД), который будет регулировать уличное движение. Организуется пост ГИБДД, выбирается регулировщик, который с помощью сигнальных карточек (флажков, жезла) регулирует движение на перекрестке.

§ Службы спасения на связи. Воспитатель говорит детям, что в городе произошло ЧП (пожар, авария, человеку стало плохо), надо вызывать службы спасения. Кто готов помочь? Распределяют роли, обсуждают, какие специальные машины и службы потребуются пострадавшим.   

§ Автостоянка. Воспитатель сообщает детям новое правило: на улицах города нельзя ставить машины в неположенном месте, поэтому нужна автостоянка (парковка). Выбирают место для нее, строят, выбирают охранника, который помогает размещать машины на стоянке, регулирует их въезд и выезд. 

§ Расчистим улицы города. Воспитатель говорит детям, что ночью был сильный ураган и теперь улицы города завалены упавшими деревьями, мусором и пр. На дорогах образовались пробки, машины из-за завалов проехать не могут. Что делать? Какие машины помогают людям расчищать улицы? Кто хочет помочь навести порядок на улицах города? Распределяют роли, начинают игру.

§ Ремонт дороги. На одной из дорог нашего города проводятся ремонтные работы, что затрудняет движение автомобилей и пешеходов. Ремонтные службы ведут работы, автоинспекторы дорожной полиции осуществляют регулирование машин и пешеходов.

§ Авария на дороге. Воспитатель-водитель попал в аварию на дороге и не знает, что делать. Просит детей помочь. Дети рассказывают, что сначала надо вызвать на место аварии дорожную полицию, скорую помощь. Затем дети самостоятельно распределяют между собой роли работников скорой помощи, дорожной полиции, при необходимости пожарных.

§ Игровая ситуация. Воспитатель в роли автоинспектора сообщает, что на улицах города стало много машин, часто случаются заторы, и предлагает построить дорожную развязку, окружную дорогу за городом, чтобы освободить улицы города от многочисленного транспорта.

§ Проблемные и игровые ситуации:

¾ Автоинспектор останавливает грязную машину, на которой не видно номера. Водителю советуют проехать на автомойку, помыть машину.

¾ Сотрудник дорожной полиции штрафует водителя (пешехода) за нарушение ПДД.

¾ На дороге сломалась машина, вызываем эвакуатор, чтобы доставить автомобиль в автосервис.

¾ Затор на дороге. Ребенок-регулировщик помогает разрешить эту ситуацию.

¾ У водителя кончился бензин, надо заехать в АЗС.

¾ На улицах нашего города не хватает дорожных знаков. Что делать? – придумать, изготовить и установить новые дорожные знаки.

§ Экскурсия по городу. В группе заранее создается предметно-игровая среда: автобус из стульев, картинки с видами города в разных местах группы, выбирается ребенок на роль водителя (по договоренности). Роль экскурсовода сначала берет на себя воспитатель. Экскурсовод через микрофон приглашает детей отправиться на экскурсию по городу:

¾ Внимание! Внимание! Уважаемые жители и гости нашего города! Приглашаю вас на интересную автобусную экскурсию по улицам города! Подходите, покупайте билеты! Занимайте места в автобусе. Познакомьтесь – это наш водитель, его зовут… Все заняли свои места? Автобус отправляется – экскурсия начинается!  

— Уважаемые пассажиры, посмотрите, пожалуйста, налево, мы проезжаем...

—...Перед нами замечательное здание, называется... («Дом игрушек», «Почта», «Театр» и т.д.)

В ходе беседы выясняется назначение этих сооружений, пассажиры выходят, осматривают достопримечательности, снова занимают места в автобусе, едут дальше.

Взаимодействие с родителями в ходе игры

Рекомендации по взаимодействию с ребенком в домашних условиях

Совместная деятельность

Просветительская работа

Наглядная информация 

§ Рекомендовать родителям вместе с детьми во время прогулки обратить внимание на отличительные особенности улиц нашего города, на части улицы, на дорожные знаки и т.п. § Предложить родителямвместе с ребенком пройтись по маршруту от дома до детского сада, обращая внимание на дорожные знаки, на потенциально опасные места, выбрать самый безопасный путь и зарисовать план-схему «Безопасная дорога от дома до детского сада» § Совместное изготовление и подбор атрибутов к игре § Совместное чтение литературы по теме, рассматривание иллюстраций, ситуативные разговоры о ПДД

§ «Гости группы»: пригласить родителей, обустраивающих улицы города, обеспечивающих озеленение и ремонт дорог (УНР-17, дорожные службы), рассказать о своей работе и принять участие в постройке улиц города

§ Творческая мастерская: «Новые дорожные знаки» - совместное придумывание и изготовление новых или необычных дорожных знаков для улиц города  

§ Совместная игра «Мы по городу гуляем – правила дорожные соблюдаем!»

§ «Вечерний кинозал»: совместный просмотр презентаций «Улица полна неожиданностей: где нельзя играть!»

§ Открытый показ сюжетно-ролевой игры «Машины на улицах города» § Семинар-практикум «Дорожные ловушки»

§ Оформление маршрутного листа игры для родителей

§ Выпуск буклета «Почему дети попадают в ДТП?»

 

 

             

Приложение № 3 – н

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Едем в автобусе»  (возрастная категория детей – 5 – 7 лет)

Игровые задачи:

§ воспитывать интерес к играм с элементами ПДД, положительное отношение к выполнению правил дорожного движения, желание отражать свой социальный опыт в сюжетно-ролевой игре, навыки культурного поведения в общественном транспорте, уважение к профессиям, связанным с темой игры;

§ развивать внимание, наблюдательность, ответственность;

§ закреплять представления о видах пассажирского транспорта, об обязанностях пассажира, о правилах поведения в общественном транспорте и на остановке, о профессиях водителя, кондуктора, диспетчера, контролера, регулировщика, автослесаря, бензозаправщика, автомойщика;

§ закреплять знания о некоторых правилах дорожного движения: о правилах перехода через дорогу по пешеходному переходу и при выходе из автобуса, о сигналах светофора; 

§ формировать умение придумывать замысел игры, создавать предметно-игровую среду, способствовать развитию сюжетной линии игры за счет введения новых ролей и ситуаций; учить распределять роли и брать на себя конкретную роль, вести ролевой диалог, планировать и выполнять игровые действия в соответствии с ролью, устанавливать ролевое взаимодействие в игре.

Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры 

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре

(предметно-игровая среда)

Роли / Игровые действия

Игровые темы  
§ Экскурсияк остановке автобуса: наблюдение за автобусом и работой шофера, за поведением людей на остановке, за тем, как осуществляется высадка и посадка пассажиров, за светофором и действиями транспорта, пешеходов § Рассматривание картины «Едем на автобусе» (из серии «Мы играем»), тематических картинок   § Чтение: загадки, стихи, сказки про автобус § Настольная игра «Собери автобус» (разрезные картинки, плоскостной геометрический конструктор) § Дидактическая игра «Мы – пассажиры»  § Подвижная игра «Три сигнала светофора» § Тренинговая игра «Мы – водители автобуса» § Беседа«Как вести себя в автобусе», рассматривание и обсуждение памяток   § Игра-беседа «Мы едем в автобусе»: закрепление правил поведения в общественном транспорте, обыгрывание проблемных ситуаций  § Творческое задание «Хороший кондуктор» § Дидактические упражнения «Куда поедем?», «Это что за остановка?», «Потому, что» § Рассматривание маршрутной карты города § Продуктивная деятельность: аппликация «Автобус», совместное изготовление автобусных билетов, маршрутных листов, конструирование автобуса из строительного материала, стульев   

§ Автобус, сделанный из стульев.

§ Чехлы на стулья с изображением автобуса.

§ Руль, номер автобуса.

§ Коробка переключения передач, педали.

§ Микрофон, рация.

§ Кепка и жилет (накидка) водителя.

§ Жилет (накидка) и сумку кондуктора. 

§ Жилеты (накидки) автослесаря, бензозаправщика, автомойщика, регулировщика, диспетчера, контролера

§ Маршрутные листы.

§ Светофор или сигнальные карточки, жезл. 

§ Автобусная остановка: штатив, на котором укреплена карточка с символическим изображением остановки («Мага­зин игрушек», «Овощи-фрукты», «Театр», «Детский сад», «Зоо­парк», «Больница», «Парикмахерская» и т.д.).

§ Пешеходный переход: знак, коврик-зебра.

§ Инструменты для ремонта автобуса, насос.

§ Шланг для имитации заправки машины бензином, маленькая канистра.

§ Небольшое ведерко с тряпкой.

§ Оснащение для бензоколонки, ремонтной мастерской, мойки машин, диспетчерской

§ Деньги, кошельки, билеты, чеки. 

§ Кассовый аппарат.

§ Куклы, игрушки-животные.

§ Предметы-заместители.

 

§ Водитель: ведет автобус, рулит, подает сигнал, объявляет и делает остановки, отмечает путь в маршрутном листе, общается по рации с диспетчером, проверяет состояние автобуса, накачивает шины.      

§ Пассажиры: входит или выходит на остановках, покупает билет, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, сидит, уступает место; подготовка к дальней поездке (собирают вещи, воду, продукты в дорогу; причесываются, наряжаются, если едут в театр, в гости).

§ Кондуктор: продает билеты, следит за соблюдением правил поведения в автобусе, объясняет пассажирам, как проехать до нужной остановки.

§ Бензозаправщик: заливает в автобус бензин, берет деньги, пробивает чек.   

§ Автослесарь: чинит автобус, устраняет неполадки, меняет колесо, берет деньги за ремонт, пробивает чек.

§ Автомойщик: моет автобус, берет деньги, пробивает чек.   

§ Контролер: проверяет наличие билетов у пассажиров.

§ Диспетчер: выдает маршрутный лист, общается по рации с водителем, контролирует передвижение по маршруту. 

§ Регулировщик: регулирует движение, подает сигналы, штрафует за нарушения ПДД. 

¾ «Строим автобус» ¾ «Школа водителей автобуса» ¾ «Едем на автобусе» (в детский сад, парк, в гости, в театр, музей, кино, зоопарк, кафе, в больницу, в магазин, в парикмахерскую)  ¾ «Катаемся по городу» ¾ «На экскурсии» ¾ «Автобусный парк» ¾ «Автобусы нашего города» ¾ «Поездка на автобусе» (за город, на речку, в лес, в деревню, на дачу) ¾ «Веселое путешествие на автобусе» ¾ «Оживленный перекресток» 

«Банк идей» для поддержки игровой инициативы, интереса к игре и развития сюжетной линии игры

 

§ Воспитатель предлагает построить автобус, чтобы всей груп­пой можно было бы поехать в лес или на речку летом. Для этого надо поставить стулья так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно оградить крупными строительными ма­териалами, оставив спереди и сзади «двери» для посадки и высад­ки пассажиров. В начале автобуса — место для водителя. Выбирают водителя и кондуктора, остальные дети — пасса­жиры. Детям раздают деньги или проездные билеты. Роль кондуктора может взять на себя воспитатель.

¾ Проходите, пожалуйста, в центр салона. Не забывайте оплачивать проезд!

§ Воспитатель старается приурочить свою собственную по­ездку на автобусе к началу ознакомления детей с игрой. Он обращается к личному опыту детей. Воспитатель выясняет, какие действия совершаются в ав­тобусе: покупают билет, компостируют его, занимают место, если есть старшие, уступают место им.

— Ездили ли вы на автобусе? Ездят ли на автобусе ваши папы и мамы? Куда вы ездили на автобусе? И т.п.

§ В автобусе едет семья. Дети заранее распределяют роли: мама, папа, дети. Догова­риваются, зачем и куда они едут, на какой остановке выходят. В предварительной беседе или по ходу игры выяснить, кто занимает места, а кто может постоять. Кому надо уступать мес­то? Как ведет себя папа — пропускает маму вперед во время по­садки, подает руку, поддерживает на выходе? Воспитатель объявляет, что после полдника будет прогулка в лес. Напоминает, что к дальней поездке надо хорошо подго­товиться.

— Что нужно взять с собой? Кто едет с «детьми»? Что взять «детям»?

Во время путешествия необходима остановка, чтобы отдох­нуть, перекусить, поиграть. Мамы «кормят» своих детей, соби­рают цветы, рассказывают, что можно увидеть в лесу, чего надо опасаться. После прогулки возвращаются домой.

§ Автобусная экскурсия по городу. В группе заранее создается предметно-игровая среда: автобус из стульев, картинки с видами города в разных местах группы, выбирается ребенок на роль водителя (по договоренности). Роль экскурсовода сначала берет на себя воспитатель. Экскурсовод через микрофон приглашает детей отправиться на экскурсию по городу:

¾ Внимание! Внимание! Уважаемые жители и гости нашего города! Приглашаю вас на интересную автобусную экскурсию по улицам города! Подходите, покупайте билеты! Занимайте места в автобусе. Познакомьтесь – это наш водитель, его зовут… Все заняли свои места? Автобус отправляется – экскурсия начинается!  

— Уважаемые пассажиры, посмотрите, пожалуйста, налево, мы проезжаем...

—...Перед нами замечательное здание, называется... («Дом игрушек», «Почта», «Театр» и т.д.)

В ходе беседы выясняется назначение этих сооружений, пассажиры выходят, осматривают достопримечательности, снова занимают места в автобусе, едут дальше.

§ Проблемная ситуация: воспитатель-пассажир ждет на оста


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow