Колокольчик звенит,
В путь отправиться велит.
- Куда же нас перенес колокольчик? Я, кажется, догадалась, куда мы попали. Это мастерская для рукодельниц – мастериц.
- Я вижу, в мастерской есть иконы Богородицы, поделки на православную тематику. Обратите внимание, лежит незаконченная вышивка бисером.
- Я знаю ребята, что при написании иконы Богородицы у нее на голове изображается накидка, по-гречески называемая «мафорий». Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубым (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей).
Другая важная деталь одеяния Богородицы — поручи (нарукавники).
На челе (на лбе) и плечах Богородицы обыкновенно изображаются три золотые звезды. На иконах звезды пишутся в знак того, что Богородица до Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребыла Девою. Кроме того, три звезды — символ Святой Троицы. На некоторых иконах фигура Младенца Христа закрывает одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Слова.
|
|
Колокольчик наш звенит,
Дальше нам идти велит.
- Оказались мы сейчас возле альбома, на страничках которого ребята отражают праздники православного календаря. Посмотрите, а вот и жёлтая осенняя страничка. Название у неё, как и у нашего занятия: «Ты – наш Божественный Покров».
- Ребята, на страничках альбома я нашла листочки с какими-то датами. Давайте разберёмся (выкладываются на доске)
Дело в том, что начало церковного года празднуется 14 сентября.
21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы
14 октября – праздник Покров Пресвятой Богородицы
13 сентября - день почитания иконы Божией Матери « Юровичская - Милосердная»
4 ноября - праздник в честь Казанской иконы Божией Матери.
Колокольчик звенит
В храм и монастырь зайти велит.
- А сейчас нас ждёт виртуальная экскурсия.
По всей Беларуси много храмов и в каждом храме есть иконы с ликом Пресвятой Богородицы. Люди обращаются к ней, просят о помощи. И Царица Небесная всегда помогает. От беды уберегает, как бы укрывает.
(Рассказ экскурсовода о храме Казанской иконы Божией Матери в Калинковичах, Юровичском монастыре)
Колокольчик звенит
Поспешить скорей велит.
- Ребята, колокольчик переносит нас на занятие в воскресную школу Дуняши (смотрят видеосюжет о празднике Покров Богородицы)
+ сюжет иконы
Рассмотреть с детьми икону праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Задать детям вопросы, на которые они смогут ответить, внимательно рассматривая изображение на иконе.
– Как иконописец передает, что действие происходит в храме Божием?
|
|
Показывая, что действие происходит в храме Божием, иконописец изображает внутреннее убранство храма: иконостас, царские врата, высокие своды храма, над которыми поднимаются многочисленные главы храма, купола которых увенчаны крестами.
– Как мы можем узнать изображение Пречистой Владычицы Богородицы на иконе?
Пресвятая Богородица изображена в центре иконы над молящимися в храме людьми. Мы уже знаем историю о блаженном Андрее, увидевшем Богородицу, стоящей в воздухе и раскрывающей над молящимися в храме Свой Покров. Мы узнаем Пречистую Деву и по одеянию, и по подписи на иконе. Обратите внимание детей, что на молитву в храм собрались разные люди. Иконописец изображает на иконе среди предстоящих Пресвятой Богородице и многих святых.
– Можно ли найти на иконе изображение блаженного Андрея и его ученика Епифания? Как узнать блаженного Андрея?
Найти Андрея, Христа ради юродивого, и его ученика Епифания среди изображенных на иконе молящихся нетрудно. Святой Андрей изображен босым, тело его едва прикрыто одеждой (так обычно изображаются юродивые). Блаженный Андрей наклонился к своему юному ученику, указывая поднятой рукой на стоящую в воздухе Богородицу, святой Андрей спрашивает Епифания, видит ли тот Пречистую Деву.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал одним из самых любимых праздников.
Каждый из православных христиан не раз ощущал и на себе Покров Пресвятой Богородицы, Ее помощь и защиту.
Колокольчик звенит,
Возвращаться нам велит.
В красном углу стоят образа,
Тихо, внимательно смотрят глаза.
Матери Божией кроткий лик
Взглядом своим словно в душу проник.
Слышу слова «Приходите ко мне
Все кто нуждается, все кто в беде,
Раскрою над всеми СВЯТОЙ СВОЙ ПОКРОВ.
- Вот и закончилось наше путешествие, но не закончилось занятие. Предлагаю выполнить задание.
Задание – игра «Составь слово» Из предложенных букв вычеркните те, которые повторяются. Из оставшихся букв составьте слово. И узнаем, о чем дальше будем беседовать.
Получили слова: День Матери
-В середине осени — 14 октября — Беларусь отмечает День Матери, дата празднования которого приурочена к великому православному празднику — Покрову Пресвятой Богородицы. Зачастую слишком поздно мы замечаем, что все, чего мы добились в жизни, получилось благодаря маме. Ее теплому, ненавязчивому, порою просто незаметному участию. Никто в жизни не любит нас так, как мама.
- Истоки Дня матери — в глубоком уважительном отношении к женщине-матери. На протяжении всей жизни у каждого человека самые теплые чувства, светлые и незабываемые воспоминания ассоциируются с образом мамы. Она дает первые уроки нравственности, духовности, доброты и терпимости.
Ученик читает стихотворение «Мамы нас любят не за что-то, а просто»
Только мамы нас любят не за что-то, а просто,
Только лишь потому, что мы есть, мы живем,
Только к мамам идем мы по важным вопросам,
Только им свои беды, проблемы несем.
Посвящаем мы мамам успехи, победы,
А в День Матери, в праздник любви,
Мы желаем, чтоб их миновали все беды,
Чтоб их дети им только лишь счастье несли.
- Да, действительно каждая мама больше всех на свете любит своих детей.
А вот Богородица, Матерь Божия, любит всех детей на Земле и нас, взрослых, самой сильной Божественной материнской любовью. Вот и выходит, что у нас две мамы. Одна мама рядом с вами, днем и ночью она заботится о вас. Вы каждый день видим ее улыбку, можете прижаться к ее теплым мягким рукам, а другая мама - Царица Небесная, Пресвятая Дева Мария. Она также нам помогает и оберегает.
- Заступница Усердная и Мати Бога Вышнего, моли Бога о нас!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание – игра «Составь слово» Из предложенных букв, вычеркните те, которые повторяются. Из оставшихся букв составьте слово.
|
|
Д Б У З А
А Ю Е Б К
У Н З Ь К Ю
М Ж Э В Т Ь
Ш А И Ж
Е Ь В Э Р Ш