Введение в биологию человека
По Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)***
ü Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.
ü Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.
ü Здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств.
ü Достижения любого государства в области улучшения и охраны здоровья представляют ценность для всех.
ü Неравномерное развитие в разных странах мер в области здравоохранения и борьбы с болезнями, в особенности с заразными болезнями, является общей опасностью.
ü Здоровое развитие ребенка является фактором первостепенной важности; способность жить гармонично в меняющихся условиях среды является основным условием такого развития.
|
|
ü Предоставление всем народам возможности пользования всеми достижениями медицины, психологии и родственных им наук является необходимым условием достижения высшего уровня здоровья.
ü Правительства несут ответственность за здоровье своих народов, и эта ответственность требует принятия соответствующих мероприятий социального характера в области здравоохранения.
***Устав (Конституция) ВОЗ принят Международной конференцией здравоохранения, проходившей в Нью-Йорке с 19 июня по 22 июля 1946 г., подписан 22 июля 1946 г. представителями 61 страны и вступил в силу 7 апреля 1948 года. Поправки, принятые Двадцать шестой, Двадцать девятой, Тридцать девятой и Пятьдесят первой сессиями Всемирной ассамблеи здравоохранения, вступили в силу 3 февраля 1977 г., 20 января 1984 г., 11 июля 1994 г. и 15 сентября 2005 г.
Биологические науки о человеке и его здоровье
Биология человека – комплексная учебная и научная дисциплина, которая использует данные многих наук.
Анатомия человека | наука о строении, форме человеческого организма, его органов и образующих их тканей с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей |
Физиология человека | наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме человека |
Гигиена человека | наука о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, о предупреждении болезней |
Экология человека | это комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества в целом с окружающей природной и социальной средой |
Эмбриология человека | занимается изучением развития человеческого организма с момента образования одноклеточной зиготы (оплодотворенной яйцеклетки) и до рождения ребенка |
Генетика | наука, которая занимается изучением наследственности и изменчивости живых организмов, а также методов управления ими |
Цитология | это раздел биологии, который изучает живые клетки, их органоиды, строение, функционирование, процессы размножения клеток, старения и смерти клеток |
Психология | это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей, наука о поведении человека |
Гистология | наука, которая изучает ткани, их строение и многообразие |
Биохимия | изучает химический состав организма человека, химические процессы, протекающие в организме человека |
Биофизика | наука, которая изучает физические процессы, происходящие в организме человека |
Медицина | наука о болезнях, их причинах и признаках, способах лечения и профилактики |
Антропология | наука о происхождении и эволюционном развитии человека |
Человек появился на Земле в результате длительного процесса историко-эволюционного развития – филогенеза и тесно связан своим происхождением с животным миром.
|
|
Место человека в системе органического мира
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные
Класс: Млекопитающие
Инфракласс: Плацентарные
Отряд: Приматы
Подотряд Человекоподобные
Секция Узконосые
Семейство: Гоминиды
Род: Человек (Люди)
Вид: Человек разумный (Homo sapiens)
Таксон | Признаки таксона, наблюдаемые у представителей вида Человек разумный |
Царство Животные | 1.Эукариоты. 2.Гетеротрофы. 3.Голозойный способ питания (от др.-греч. ολο — «весь» и ζῷον — «животное») — питание твёрдыми пищевыми частицами (органической пищей) посредством их захвата внутрь тела организма, которые затем перевариваются и всасываются в пищеварительной системе. Один из видов гетеротрофного питания. 4.Запасное питательное вещество- гликоген. 5.Ограниченный рост. 6.Наличие регуляторных систем. 7.Присуща раздражимость. |
Тип Хордовые | 1.Наличие хорды – осевого скелета. 2. Жаберные щели пронизывают глотку (в эмбриональном периоде). 3.Билатеральная симметрия. 4. Нервная трубка на спинной стороне. |
Подтип Позвоночные | 1.Хорда замещается костным позвоночным столбом. 2.Головной мозг защищает черепная коробка. 3.Пятипалые конечности, есть пояса конечностей. 4.Высокий уровень развития нервной системы. 5.Активное перемещение, поиск и захват пищи. 6.Наличие челюстного аппарата. 7.Двухслойные кожные покровы: многослойный эпидермис и дерма. 8.Замкнутая кровеносная система, сердце, лимфатическая система. 9.Пять отделов головного мозга. |
Класс Млекопитающие | 1.Тело разделено на голову, шею, туловище, парные конечности и хвост. 2.В коже сальные, потовые, молочные. 3.Волосяной покров. 4.Ушные раковины (наружное ухо), 3 слуховые косточки. 5.Позвоночник состоит из 5 отделов (шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый); 7 шейных позвонков, соединение первого шейного позвонка – атланта- при помощи мыщелков затылочной кости. 6.Развита кора больших полушарий — центр высшей нервной деятельности. 7.Диафрагма – куполообразная мышка, разделяющая брюшную и грудную полости. 8. Альвеолярные легкие. 9. Два круга кровообращения, четырехкамерное сердце, левая дуга аорты. 10.Гетеродонтная зубная система (резцы, клыки, премоляры, моляры), 2 поколения зубов. 11.Тазовые почки. 12. Внутриутробное развитие (наличие матки), выкармливание детенышей молоком. 13. Губы, мускулистые щеки. |
Инфракласс Плацентарные | Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту. |
Отряд Приматы | 1.Наличие пятипалых хватательных конечностей. 2.Большой палец противостоит всем остальным, верхние конечности хватательного типа. 3.Очень большая подвижность передней (верхней) конечности. 4.Пальцы с ногтями. 5.Наличие на коже тактильного узора. 6.Все приматы могут быть отнесены к стопоходящим животным. 7.Четыре типа зубов: резцы, клыки, большие коренные и малые коренные: 2 1 2 3 2 1 2 3 – зубная формула 8.Усиленное развитие органа зрения и органа слуха; снижение роли обоняния. 9.Увеличение площади поверхности больших полушарий (борозды и извилины), емкости черепной коробки и массы головного мозга. 10.Прогрессивное развитие полушарий головного мозга. 11.Снижение плодовитости и отсутствие сезонности размножения. 12.Необычайное развитие стадных отношений, жизнь группами, сложные социальные отношения и системы коммуникации, сложное поведение. 13.Богатая мимика. 14.Глаза повернуты вперед; бинокулярное зрение. 15.Наличие ключицы и полное разделение лучевой и локтевой костей (способность конечностей и запястья к вращению). 16.Одна пара сосков. |
Семейство Гоминиды | 1.Способность поддерживать вертикальное положение тела. 2.Отсутствие хвоста, защечных мешков и седалищных мозолей. 3.Сходство в строении органов. 4.Хватательная кисть с плоскими ногтями и противопоставленным большим пальцем. 5.Половой диморфизм. 6.Менструальный цикл. 7.Физиологическое сходство: общие группы крови, болезни и паразиты. 8.Дневной образ жизни. 9.Сходство в заботе о потомстве, передаче умений и навыков. 10.Сходство в выражении эмоций. |
Род Человек (Люди) | Единственный представитель рода- вид человек разумный (Homo sapiens) |
Вид Человек разумный | 1.Прямохождение (бипедия): S-образный позвоночник, сводчатая стопа · чашевидный таз. · 2.Редукция волосяного покрова. · 3.Большой палец противопоставлен остальным, способность к мелкой моторике пальцев · 4.Мозговой отдел черепа больше лицевого отдела. · 5.Маленькие клыки, не выступающие за линию других зубов. · 6.Редукция надбровных дуг. · 7.Высокоразвитый мозг (большая площадь коры больших полушарий). · 8.Опущение гортани и подъязычной кости; членораздельная речь; образное мышление. · 9.Подбородочный выступ, речь. · 10.Сосцевидный отросток височной кости |
|
|
|
|