Место человека в системе органического мира

Введение в биологию человека

По Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)***

ü Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

ü Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.

ü Здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств.

ü Достижения любого государства в области улучшения и охраны здоровья представляют ценность для всех.

ü Неравномерное развитие в разных странах мер в области здравоохранения и борьбы с болезнями, в особенности с заразными болезнями, является общей опасностью.

ü Здоровое развитие ребенка является фактором первостепенной важности; способность жить гармонично в меняющихся условиях среды является основным условием такого развития.

ü Предоставление всем народам возможности пользования всеми достижениями медицины, психологии и родственных им наук является необходимым условием достижения высшего уровня здоровья.

ü Правительства несут ответственность за здоровье своих народов, и эта ответственность требует принятия соответствующих мероприятий социального характера в области здравоохранения.

 

***Устав (Конституция) ВОЗ принят Международной конференцией здравоохранения, проходившей в Нью-Йорке с 19 июня по 22 июля 1946 г., подписан 22 июля 1946 г. представителями 61 страны  и вступил в силу 7 апреля 1948 года. Поправки, принятые Двадцать шестой, Двадцать девятой, Тридцать девятой и Пятьдесят первой сессиями Всемирной ассамблеи здравоохранения, вступили в силу 3 февраля 1977 г., 20 января 1984 г., 11 июля 1994 г. и 15 сентября 2005 г.

Биологические науки о человеке и его здоровье

Биология человека – комплексная учебная и научная дисциплина, которая использует данные многих наук.

Анатомия человека наука о строении, форме человеческого организма, его органов и образующих их тканей с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей
Физиология человека наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме человека
Гигиена человека наука о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, о предупреждении болезней
Экология человека это комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества в целом с окружающей природной и социальной средой
Эмбриология человека занимается изучением развития человеческого организма с момента образования одноклеточной зиготы (оплодотворенной яйцеклетки) и до рождения ребенка
Генетика наука, которая занимается изучением наследственности и изменчивости живых организмов, а также методов управления ими
Цитология это раздел биологии, который изучает живые клетки, их органоиды, строение, функционирование, процессы размножения клеток, старения и смерти клеток
Психология это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей, наука о поведении человека
Гистология наука, которая изучает ткани, их строение и многообразие
Биохимия изучает химический состав организма человека, химические процессы, протекающие в организме человека
Биофизика наука, которая изучает физические процессы, происходящие в организме человека
Медицина наука о болезнях, их причинах и признаках, способах лечения и профилактики
Антропология наука о происхождении и эволюционном развитии  человека

Человек появился на Земле в результате длительного процесса историко-эволюционного развития – филогенеза и тесно связан своим происхождением с животным миром.

Место человека в системе органического мира

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные

Класс: Млекопитающие

Инфракласс: Плацентарные

Отряд: Приматы

Подотряд Человекоподобные

Секция Узконосые

Семейство: Гоминиды

Род: Человек (Люди)

Вид: Человек разумный (Homo sapiens)

Таксон Признаки таксона, наблюдаемые у представителей вида Человек разумный
Царство Животные 1.Эукариоты. 2.Гетеротрофы. 3.Голозойный способ питания (от др.-греч. ολο — «весь» и ζῷον — «животное») — питание твёрдыми пищевыми частицами (органической пищей) посредством их захвата внутрь тела организма, которые затем перевариваются и всасываются в пищеварительной системе. Один из видов гетеротрофного питания. 4.Запасное питательное вещество- гликоген. 5.Ограниченный рост. 6.Наличие регуляторных систем. 7.Присуща раздражимость.
Тип Хордовые 1.Наличие хорды – осевого скелета. 2. Жаберные щели пронизывают глотку (в эмбриональном периоде). 3.Билатеральная симметрия. 4. Нервная трубка на спинной стороне.
Подтип Позвоночные 1.Хорда замещается костным позвоночным столбом. 2.Головной мозг защищает черепная коробка. 3.Пятипалые конечности, есть пояса конечностей. 4.Высокий уровень развития нервной системы. 5.Активное перемещение, поиск и захват пищи. 6.Наличие челюстного аппарата. 7.Двухслойные кожные покровы: многослойный эпидермис и дерма. 8.Замкнутая кровеносная система, сердце, лимфатическая система. 9.Пять отделов головного мозга.
Класс Млекопитающие 1.Тело разделено на голову, шею, туловище, парные конечности и хвост. 2.В коже сальные, потовые, молочные. 3.Волосяной покров. 4.Ушные раковины (наружное ухо), 3 слуховые косточки. 5.Позвоночник состоит из 5 отделов (шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый); 7 шейных позвонков, соединение первого шейного позвонка – атланта- при помощи мыщелков затылочной кости. 6.Развита кора больших полушарий — центр высшей нервной деятельности. 7.Диафрагма – куполообразная мышка, разделяющая брюшную и грудную полости. 8. Альвеолярные легкие. 9. Два круга кровообращения, четырехкамерное сердце, левая дуга аорты. 10.Гетеродонтная зубная система (резцы, клыки, премоляры, моляры), 2 поколения зубов. 11.Тазовые почки. 12. Внутриутробное развитие (наличие матки), выкармливание детенышей молоком. 13. Губы, мускулистые щеки.
Инфракласс Плацентарные Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.
Отряд Приматы 1.Наличие пятипалых хватательных конечностей. 2.Большой палец противостоит всем остальным, верхние конечности хватательного типа. 3.Очень большая подвижность передней (верхней) конечности. 4.Пальцы с ногтями. 5.Наличие на коже тактильного узора. 6.Все приматы могут быть отнесены к стопоходящим животным. 7.Четыре типа зубов: резцы, клыки, большие коренные и малые коренные: 2 1 2 3 2 1 2 3 – зубная формула 8.Усиленное развитие органа зрения и органа слуха; снижение роли обоняния. 9.Увеличение площади поверхности больших полушарий (борозды и извилины), емкости черепной коробки и массы головного мозга. 10.Прогрессивное развитие полушарий головного мозга. 11.Снижение плодовитости и отсутствие сезонности размножения. 12.Необычайное развитие стадных отношений, жизнь группами, сложные социальные отношения и системы коммуникации, сложное поведение. 13.Богатая мимика. 14.Глаза повернуты вперед; бинокулярное зрение. 15.Наличие ключицы и полное разделение лучевой и локтевой костей (способность конечностей и запястья к вращению). 16.Одна пара сосков.
Семейство Гоминиды 1.Способность поддерживать вертикальное положение тела. 2.Отсутствие хвоста, защечных мешков и седалищных мозолей. 3.Сходство в строении органов. 4.Хватательная кисть с плоскими ногтями и противопоставленным большим пальцем. 5.Половой диморфизм. 6.Менструальный цикл. 7.Физиологическое сходство: общие группы крови, болезни и паразиты. 8.Дневной образ жизни. 9.Сходство в заботе о потомстве, передаче умений и навыков. 10.Сходство в выражении эмоций.
Род Человек (Люди) Единственный представитель рода- вид человек разумный (Homo sapiens)
Вид Человек разумный 1.Прямохождение (бипедия): S-образный позвоночник, сводчатая стопа · чашевидный таз. · 2.Редукция волосяного покрова. · 3.Большой палец противопоставлен остальным, способность к мелкой моторике пальцев · 4.Мозговой отдел черепа больше лицевого отдела. · 5.Маленькие клыки, не выступающие за линию других зубов. · 6.Редукция надбровных дуг. · 7.Высокоразвитый мозг (большая площадь коры больших полушарий). · 8.Опущение гортани и подъязычной кости; членораздельная речь; образное мышление. · 9.Подбородочный выступ, речь. · 10.Сосцевидный отросток височной кости

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: